Научная статья на тему 'Организация социальной реабилитации незрячих детей в первом образовательном учреждении для слепых на Урале'

Организация социальной реабилитации незрячих детей в первом образовательном учреждении для слепых на Урале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
435
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Елена Юрьевна

В данной статье предложено определение и структура социальной реабилитации детей с нарушением зрения, а так же проанализирован опыт проведения социальной реабилитации в дореволюционный период в Пермском училище слепых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of social rehabilitation blind children in the first educational institution for blind in the Urals

The article suggested that the definition and structure of social rehabilitation of children with visual impairment, as well as examine the experience of social rehabilitation in the pre-revolutionary period in the Perm School of the Blind.

Текст научной работы на тему «Организация социальной реабилитации незрячих детей в первом образовательном учреждении для слепых на Урале»

Тарасова Е. Ю. г. Екатеринбург, Россия ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ СЛЕПЫХ НА УРАЛЕ УДК 376.33 (470.5)

ББК 74.3

Аннотация. В данной статье предложено определение и структура социальной реабилитации детей с нарушением зрения, а так же проанализирован опыт проведения социальной реабилитации в дореволюционный период в Пермском училище слепых.

Ключевые слова: социальная реабилитация.

Сведения об авторе: Тарасова Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры Социальной педагогики и социальной работы; аспирант кафедры Технологий социальной работы

Место работы: Уральский институт социального образования (филиал Российского государственного социального университета);

УрГПУ

Контактная информация: 620017, E-mail: logo@uspu.ru

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и др. выявляют различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

На наш взгляд, социальная реабилитация инвалидов по зрению

Tarasova E. Y.

Ekaterinburg, Russia ORGANIZATION OF SOCIAL REHABILITATION BLIND CHILDREN IN THE FIRST EDUCATIONAL INSTITUTION FOR BLIND IN THE URALS

ГСНТИ Код ВАК 19.00.10 Abstract. The article suggested that the definition and structure of social rehabilitation of children with visual impairment, as well as examine the experience of social rehabilitation in the prerevolutionary period in the Perm School of the Blind.

Keywords: social rehabilitation. About the author: Elena Tarasova, senior teaching faculty Tel Social pedagogy and social work;

graduate student Technologies socially work

Place of work: Ural Institute of Social Education (a branch of the Russian State Social University, theta);

UrGPU

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26,

представляет собой систему мероприятий педагогических, психологических, социально-экономичес-

ких, направленных на восстановление социального статуса инвалида по зрению и формирование знаний, умений, навыков необходимых для его максимальной независимости и успешной интеграции в общество.

Структура социальной реабилитации включает следующие направления реабилитации: психоло-

го-педагогичес-кая (обучение по системе Брайля, получение необходимого уровня общего или дополнительного школьного образования, овладение знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, формирование активной жизненной позиции), социально-трудовая (профессиональная ориентация, профессиональная подготовка или переподготовка, рациональное трудоустройство), культурно-бытовая (обучение навыкам самообслуживания и ориентировки, эстетическое воспитание, организация быта в соответствии с потребностями инвалида по зрению).

Мы считаем необходимым проведение анализа опыта реабилитационных мероприятий для слепых детей в рамках всех вышеназванных направлений социальной реабилитации на примере Пермского училища слепых.

До Октябрьской революции территорию нынешней Уральской области составляли: Пермская, Тобольская, части Уфимской, Вятской и Оренбургской губерний.

В царской России внимание к слепым было привлечено в результате русско-турецкой войны 18771878 гг. Возникла идея о необходимости создания специального ведомства, которое должно было заняться улучшением быта слепых. В 1881 году в стране учреждается Мариинское попечительство о слепых. Деятельность попечительства быстро распространилась на всю страну, 12 марта 1889 г. состоялось откры-

тие отделения Мариинского попечительства в городе Перми, в котором состояло 140 членов.

Создание первого образовательного учреждения для слепых на Урале тесно связано с именем Евгении Павловны Серебренниковой (1854-1897 гг.), известным в то время врачом-офтальмологом.

В 1886 г. Е. П. Серебренникова сделала доклад на губернском съезде земских врачей в городе Перми. Материал был собран через губернский статистический комитет.

В своем докладе она указывает, что в деле предупреждения глазных заболеваний и слепоты буквально ничего не сделано: отсутствуют оспопрививание, контроль за фабриками, и как следствие, присутствует высокий травматизм, недостаточны государственные мероприятия по предупреждению и лечению трахомы. Коэффициент слепоты для отдельных уездов ею был установлен от 15 до 25.

Приведем статистические данные о распространенности слепоты среди населения на 10 тыс. жителей Уральской области на 1886 г.: Пермский округ - 12 человек;

Шадринский - 30 человек; Ирбит-ский - 16 человек; Кунгурский - 23 человека; Екатеринбургский - 21 человек [1].

Первое образовательное учреждение для незрячих детей на Урале было создано Мариинским попечительством о слепых в городе Перми 11 сентября (по новому стилю) 1890 года и называлось училищем для

слепых.

Училище для слепых детей в городе Перми разместилось на Сибирской улице в здании, специально построенном для него екатеринбургским купцом 1 гильдии Михаилом Федоровичем Рожновым, пожертвовавшим на создание 23 тысячи рублей [5].

Училище не получало финансирования от государства, существовало в основном за счет частных пожертвований. Г лавной статьей поступления денежных средств были членские взносы, церковнокружечный сбор в неделю о слепом (шестая неделя после Пасхи), доход от благотворительных спектаклей.

Крупные пожертвования поступали от известных купцов и промышленников: С. М. Грибуши-на, Д. Е. Ржевина, И. И. Любимова, И. Н. Суслина, А. П. Кропачева, екатеринбургских купцов братьев Злоказовых, князя Львова и др.

Жертвовали не только деньги, но и продукты, одежду, обувь. Некоторые земства, наиболее передовые, участвовали в содержании училища назначением стипендий для слепых учеников - уроженцев данного уезда.

Воспитанниками училища были дети мастеровых или крестьян близлежащих губерний. На обучение принимали мальчиков и девочек в возрасте от 9 до 11 лет, неизлечимо слепых на оба глаза, способных к образованию и обучению.

Изначально училище было рассчитано на 45 детей. После реконст-

рукции, которая была завершена к 1912 году, у училища появилась возможность принимать более 100 человек.

Период пребывания детей в училище составлял девять лет. За этот период учащиеся получали то же образование, что и учащиеся народных школ.

Главными целями училища были: воспитание и обучение слепых детей; обучение детей ремеслам, чтобы они по окончанию училища могли посредством своего мастерства самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Для реализации мер психологопедагогической реабилитации в училище были созданы приготовительный класс с двухлетним курсом обучения и школьный класс, где дети обучались 3 года.

Задачи приготовительного класса заключались не столько в образовании, сколько в воспитании детей. Особое внимание уделялось искоренению дурных привычек слепых, приучению к самообслуживанию, привитию санитарных и гигиенических навыков, развитию рук и органов чувств.

Ученики подготовительного класса изучали устный счет, основные молитвы, пересказывали небольшие рассказы, заучивали стихотворения. С ними проводили так называемые «фребелевские занятия» - лепка, складывание кубиков, сгибание бумаги, плетение, вышивание. Обучения грамоте в этих классах не было. Работа по общеоб-

разовательным предметам начиналась в школьных классах.

Мальчики и девочки обучались вместе и получали знания по следующим общеобразовательным дисциплинам: арифметика, русский язык, грамматика, естествознание, география и история, обучение азбуке Брайля, рисование, пение, гимнастика, закон Божий.

Для лучшего усвоения чтения по Брайлю при училище была создана библиотека из книг, написанных шрифтом Брайля.

Кроме учебников в библиотеке были собраны книги русских и зарубежных писателей, периодические издания (в основном детские журналы), научно-популярные сочинения, а также специальный журнал «Досуг слепых». Обязательными для всех воспитанников были физические упражнения и игры на воздухе.

В Пермском училище в рамках культурно-бытовой реабилитации детей большое внимание уделялось их эстетическому воспитанию и развитию навыков самообслуживания.

В училище постоянно проводились народные чтения. Дети пели, читали стихи, ставили сценки по мотивам историй из Ветхого и Нового Заветов.

Существовал в училище и свой хор, который пел не только в домовой церкви при училище, но и регулярно принимал участие в народных чтениях и праздничных концертах. Кроме русских народных песен и

произведений русских композиторов, в репертуаре хора была опера М.И.Глинки «Жизнь за царя», поставленная к 300-летию царствующего дома Романовых.

Совет попечителей заботился о развлечениях для детей. Воспитанники училища регулярно посещали концерты, часто ходили в театр, дирекция которого предоставляла бесплатно ложу для слепых детей.

Как уже было сказано выше, большинство воспитанников училища были из семей мастеровых и крестьян, в связи с этим перед педагогами стояла задача сформировать именно такие навыки самообслуживания, которые будут необходимы им для самостоятельной жизни после окончания училища.

Мальчиков учили исполнять мужские обязанности по дому: носить дрова, воду, разгребать снег, работать на огороде и др. Девочек учили убирать и мыть посуду, стирать, гладить и чинить белье. Все девочки умели вязать чулки, старшие вязали платки, шарфы, детские кофточки, платьица, юбки, плели кружева, делали туфли и ковры из покромок.

При училище было организовано подсобное хозяйство: держали коров, свиней, кур, был свой огород. Продукты шли на кухню для питания детей, излишки продавались.

Социально-трудовая реабилитация слепых в Пермском училище проводилась по двум направлениям:

1. Обучение ремеслам. При училище существовало ремесленное

отделение, так как выпускники училища должны были не только получить образование, но и приобрести навыки, которые давали бы им возможность зарабатывать на жизнь после его окончания. В ремесленное отделение переводились дети по достижению 15 лет. При училище были созданы три мастерские, в которых воспитанников обучали ремесленному мастерству.

Девочек обучали ткацкому мастерству, плетению из веревок и соломы, вышиванию, вязанию, шитью (починке белья). Мальчиков учили сапожному и корзинному делу, а также изготовлению плетеной мебели для дач. Все изделия, изготовленные слепыми учениками, шли на продажу.

В целях лучшего ознакомления потребителей с товарами, производимыми в училище, их посылали на постоянную кустарную выставку Пермского уездного земства. Училищные мастерские имели свою лавку в Гостином дворе. Деньги, вырученные от продажи изделий слепцов, использовались на содержание училища.

2. Подготовка таперов. В связи с этим большое значение придавалось преподаванию музыки (игра на рояле, гармошке, скрипке). Именно подготовка таперов являлась отличительной особенностью Пермского училища от всех остальных подобных заведений, находящихся в ведении Мариинского попечительства о слепых.

В 1899 г. состоялся первый вы-

пуск учащихся в составе 7 человек. Постепенно число выпускников увеличивалось. В 1910 г. учеников было 60, а всего с 1890 по 1912 гг. училище окончили свыше 130 человек.

Училище неуклонно прогрессировало не только в отношении числа призреваемых, но и в отношении постановки дела обучения слепых, как общеобразовательным предметам, так и ремеслам.

Заботясь о физическом и умственном воспитании учащихся, училище «...уделяло не меньше, если не больше, места заботам о нравственном воспитании их, избегая всего, что может привести к изнеженности и избалованности, стремится привить воспитанникам честность, трудолюбие, правдивость, учит их быть предупредительными и вежливыми к окружающим, уживчивыми, самостоятельными в суждениях и поступках» [5].

Педагогический коллектив отслеживал социализацию и трудоустройство каждого выпускника. Судьбы выпускников сложились по-разному. Многие из них, благодаря полученным в училище навыкам, занимались ремеслом. Таким выпускникам училище предоставляло инструменты для работы, сырье, помогало продавать их изделия через училищную лавку.

Ученики, проявившие музыкальную одаренность, работали таперами или давали уроки музыки. Некоторые избрали себе духовную карьеру - стали псаломщиками при церквях.

Училище следило за судьбой выпускников и помогало им. При этом главным был принцип: «Как бы слепец ни работал - лишь бы труд был честный, чем бы он ни жил -лишь бы с сумой не ходил» [4].

После революции в нашей стране система общественного призрения прекратила свое существование, Пермское училище для слепых в 1919году было закрыто. Часть незрячих воспитанников училища были устроены в Дом слепых, остальные распущенны по домам.

Таким образом, в дореволюционный период на Урале существовало только одно образовательное учреждение для слепых, которое, тем не менее, занималось их социальной реабилитацией. Социальная реабилитация незрячих детей в Пермском училище не носила систематического характера, отсутствовали средства реабилитации и научно обоснованные реабилитационные программы.

Тем не менее опыт реабилитации слепых представлял как научный, так и практический интерес для профессиональных тифлопедагогов системы государственных образователь-

ных учреждений, созданных в нашей

стране в 20-е гг. XX века.

Литература

1. Аронов Д. М. Слепота на Урале [Текст] : докл. на конф. науч. работников Ин-та соцздравоохране-ния г.Свердловска / Д. М.Аронов. - Свердловск : Урал. обл. ин-т здравоохранения и соц. гигиены, 1934. - 48 с.

2. Гаев И. М. Право быть человеком [Текст] / И.М.Гаев. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2002. - 120с.

3. Малофеев Н. Н. Обучение слепых

в России XIX века: государство и филантропия [Текст] /

Н.Н.Малофеев // Дефектология -2004. -№5. -С.74-82.

4. Пермская школа слепых [Электронный ресурс]. - Режим доступа :Иіґр://шшш. archive.perm.ru/page.php

5.Пермской школе слабовидящих детей 100 лет [Текст]: Информационный лист. - Пермь: Пермское областное правление ВОС, 1990. -10с.

© Е. Ю. Тарасова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.