известия вгпу
Е.Ю. КОНЮХОВА (Екатеринбург)
специфика генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в уральском регионе
Дано авторское определение понятия «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения», охарактеризована структура этой системы применительно к Уральскому региону, описаны специфические особенности зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в данном регионе.
Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, социальная реабилитация, социальная реабилитация детей с нарушениями зрения, система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе.
Изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей образование детей с ограниченными возможностями, переход к инклюзивному образованию данной категории детей, реформы в системе специального образования обусловливают необходимость переосмысления и критического анализа богатого исторического опыта обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов, накопленного в стране в целом и в отдельных ее регионах.
Прежде чем перейти к описанию специфических региональных особенностей генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, мы считаем необходимым определить понятие «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения» и охарактеризовать структуру рассматриваемой системы.
При определении понятия «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения» целесообразно будет опираться на имеющиеся в современной научной литературе определения понятия «система». так, в философском словаре «система» определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство» [5, с. 421]. О.Л. Алексеев рассматривает систему как совокупность элементов, целенаправленно взаимодействующих между собой и «реализу-
ющих некоторую общую функцию, несводимую к отдельным ее функциям» [1, с. 15].
Используя приведенные выше определения системы, можно заключить, что система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов, ориентированных на реализацию определенных реабилитационных целей. в этой связи возникает необходимость определения структуры рассматриваемой системы. Логично будет утверждать, что структура различных региональных систем социальной реабилитации детей с нарушениями зрения должна различаться по своему компонентному составу. комплекс компонентов, входящих в состав региональной системы социальной реабилитации незрячих и слабовидящих детей, будет зависеть от многих факторов: географическое положение региона, развитие сети учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие науки, экономики, социальной сферы, культуры в регионе и др.
Структура системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения применительно к уральскому региону, на наш взгляд, должна включать следующие компоненты:
• органы управления системой образования;
• нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения;
• специальные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей;
• образовательные и реабилитационные программы;
• реабилитационные мероприятия, реализуемые в специальных образовательных учреждениях III и IV вида;
• квалифицированных специалистов, реализующих реабилитационные мероприятия;
• Свердловскую тифлотехническую лабораторию нИИ дефектологии Академии педагогических наук СССр [7, с. 11].
Функционирование единственной в стране тифлотехнической лаборатории в системе социальной реабилитации детей с нарушениями зрения урала является одной из специфических особенностей генезиса рассматриваемой системы. Лаборатория была открыта в 1950 г. при Свердловском филиале центрального института экспертизы труда инвалидов. в первые годы коллектив лаборатории проводил исследовательские и конструкторские работы,
О конюхова Е. Ю., 2015
направленные на оказание помощи людям, потерявшим зрение в годы Великой Отечественной войны. После передачи лаборатории в подчинение НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР в январе 1956 г. направления научно-исследовательских работ, проводимых ее сотрудниками, существенным образом изменились. Они начали вести разработку научно обоснованных программ и методик обучения и реабилитации детей с нарушениями зрения, которые позволяли формировать у незрячих и слабовидящих навыки пространственной ориентировки, самообслуживания, работы с визуальной информацией, осуществлять трудовую подготовку, коррекцию и компенсацию зрительных нарушений у лиц с остаточным зрением.
К основным задачам тифлотехнической лаборатории относились:
• организация консультативной и реабилитационной помощи лицам с нарушениями зрения в использовании тифлотехнических средств;
• организация безопасных и эргономичных условий труда на учебно-производственных предприятиях всероссийского общества слепых;
• разработка и создание технических средств коррекции и восстановления нарушенного зрения;
• разработка и изготовление оптических средств коррекции по заявкам школ для детей с нарушениями зрения и индивидуальных заказчиков.
Другой специфической особенностью генезиса региональной системы социальной реабилитации незрячих и слабовидящих детей является то обстоятельство, что накопление предпосылок для зарождения этой системы началось еще в дореволюционный период. В 1890 г. в г. Перми было открыто и успешно функционировало образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения, находившееся в ведении Мариинского попечительства о слепых. К началу XX в. в нашей стране существовало немногим более 20 образовательных учреждений для данной категории детей, которые были сосредоточены главным образом в Москве, Петербурге, на Украине и в Поволжье. Пермское училище для слепых в дореволюционный период являлось единственным образовательным учреждением для незрячих детей на территории Урала, Зауралья и Западной Сибири. В Пермском училище социальная реабилитация воспитанников велась по собственным реабилитационным программам. Отличительная особенность социальной
i детства -
реабилитации слепых детей в этом училище по сравнению с аналогичными образовательными учреждениями, существовавшими в тот период, заключалась в том, что в нем помимо образовательной подготовки и формирования навыков самообслуживания большое значение придавалось социально-трудовой реабилитации воспитанников. Трудовая подготовка в этом училище была направлена не только на формирование ремесленных навыков у незрячих, но и на обучение их музыке, что позволяло выпускникам в дальнейшем трудоустраиваться таперами. Во время гражданской войны Пермское училище для слепых прекратило свое существование [6]. Однако накопленный в этом образовательном учреждении опыт социальной реабилитации незрячих способствовал тому, что в советский период первая государственная школа для слепых и слабовидящих детей на Урале была открыта в 1925 г. именно в г. Перми, еще до принятия в 1926 г. постановления СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», регламентирующего создание сети образовательных учреждений для данной категории детей. Опыт работы по подготовке слепых к трудовой деятельности, накопленный в Пермском училище для слепых в дореволюционный период, широко использовался педагогами-практиками в советский период в процессе социальной реабилитации детей с нарушениями функций зрительного анализатора.
Еще одна специфическая особенность становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе - наличие специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих, на базе которой происходила апробация тифлотехнических средств реабилитации и научно обоснованных методик их использования, разработанных сотрудниками Свердловской тифлотехнической лаборатории. Свердловская областная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, открытая в 1947 г. в п. Малый Исток и переведенная в 1961 г. в г. Верхняя Пышма, была одной из трех школ в стране, на базе которых осуществлялась апробация тифлотехнических средств реабилитации. Сотрудничество этой школы с тифлотехнической лабораторией началось в 1956 г. Повышению эффективности реабилитационных мероприятий, осуществляемых в условиях школы-интерната, способствовали тифлотехнические средства, которые использовались в процессе обучения слепых и слабовидящих детей, а также для фор-
известия вгпу
мирования у них навыков пространственной ориентировки, трудовой деятельности, работы с информацией и др. Сотрудники лаборатории оборудовали в Верхнепышминской школе-интернате учебные кабинеты (физики, астрономии, географии и др.), мастерские, тренажерный зал, а также телевизионный класс, оснащенный замкнутой телевизионной системой для обучения слабовидящих детей [2]. Наличие специальной школы для детей с нарушениями зрения, расположенной территориально близко к тифлотехнической лаборатории, позволяло оперативно вносить изменения в конструкции тифлоприборов и методику их использования, а также в ходе апробации определять их практическую значимость.
И наконец, последняя специфическая особенность генезиса системы социальной реабилитации детей со зрительной депривацией на Урале - осуществление допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки слепых и слабовидящих детей по нескольким специальностям гуманитарного, медицинского, политехнического профилей. С этой целью в Верхнепышминской школе-интернате в 1970 г. были открыты четыре профильных класса: массажный, математический, гуманитарный, производственный.
В массажном классе велась профессиональная подготовка учащихся по специальности «Медицинская сестра по массажу». Программа обучения в этом классе была рассчитана на два года. Данная программа разработана кандидатом медицинских наук Н.Н. Макеевой и включала изучение трех курсов: «Массаж», «Анатомия», «Терапия». Теоретические знания подкреплялись практикой в клиниках г. Свердловска. По окончании этого класса выпускники сдавали экзамены и получали свидетельство специального образца. Данное образование приравнивалось к среднему медицинскому образованию. Для освоения профессии «Медицинская сестра по массажу» в школу поступали юноши и девушки из всех республик СССР. По статистическим данным школы, за период 1972-2015 гг. данную профессию получили более 700 человек.
В математическом классе совместно с уральским государственным университетом им. А.М. Горького (УрГУ) велась допро-фессиональная подготовка по специальности «Программист-оператор ЭВМ». Учащиеся занимались углубленным изучением математики и информатики, знакомились с программированием. Сначала работали на микрокалькуляторах, позднее, когда появились первые
ЭВМ «Урал» и «Проминь», начали осваивать навыки работы на этих машинах. По окончании обучения (2 года) выпускникам математического класса выдавали документ, свидетельствующий о том, что они могут работать операторами ЭВМ. Последний выпуск математического класса состоялся в 1992 г. Многие из выпускников этого класса поступили на математико-механический факультет УрГУ [3]. За 20 лет, с 1969-го по 1989 г., этот факультет закончили 65 человек с нарушениями зрения. В университете были созданы специальные условия для обучения незрячих программистов. Так, на базе вуза успешно функционировал тифлоинформационный центр для студентов-инвалидов, который, благодаря совместным работам специалистов тифлотехни-ческой лаборатории и университета, имел все необходимое, чтобы незрячие студенты могли самостоятельно работать с ЭВМ.
Обучающиеся гуманитарного класса углубленно изучали литературу, историю, русский язык, занимаясь в Университете юных филологов при УрГУ [Там же]. Большинство учащихся, закончивших этот класс, поступали на филологические факультеты Уральского государственного университета и Свердловского государственного педагогического института, а по окончании вузов работали преподавателями литературы, русского языка, истории, а также юристами. начиная с 1997 г. в гуманитарном классе при совместной работе педагогов Верхнепышминской школы и профессорско-преподавательского состава Уральского государственного профессионально-педагогического университета велась допрофессиональ-ная подготовка по специальности «Социальная работа». По окончании этого класса выпускники имели возможность поступать в вуз для получения высшего профессионального образования по этой специальности.
Обучающиеся производственного класса, в котором велась профессиональная подготовка по специальностям «Картонажник» и «Штамповщик», по окончании обучения (2 года) сдавали квалификационный экзамен, им присваивался рабочий разряд. У выпускников этого класса появлялась возможность получить работу на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых [4].
наличие широкого перечня специальностей, по которым велась допрофессиональ-ная и начальная профессиональная подготовка обучающихся на базе Верхнепышминской школы-интерната для слепых и слабовидя-
педагогика детства
щих детей, обеспечивало получение профессии, трудоустройство, быстрый рост квалификации всем выпускникам этого образовательного учреждения независимо от степени нарушения зрения, имеющихся способностей, социального положения семьи и др. Еще одним положительным моментом в организации трудовой подготовки в этой школе являлось и то обстоятельство, что на обучение специальности принимались дети с нарушениями зрения как из городов Урала, так и из других регионов страны.
Подводя итог, можно резюмировать, что происхождение, становление и развитие системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе в период с конца XIX в. и до начала XXI в. происходили под влиянием требований, которые предъявлялись социумом к личности инвалида по зрению в различные годы, и характеризовались специфическими особенностями, присущими только Уралу: зарождение системы в дореволюционный период, развитие науки в этом регионе страны, развитие сети образовательных учреждений для слепых и слабовидящих детей и др.
список литературы
1. Алексеев О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники / НИИ дефектологии РАО. Екатеринбург : НИИ дефектологии РАО, 1992.
2. Вербук М.А., Воронин В.М. Тифлотехниче-ские средства обучения и работы слепых и слабовидящих программистов // Дефектология. 1976. № 3. С. 79-84.
3. История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы) / под ред. О.Л. Алексеева. Екатеринбург.: Изд-во «Чароит», 2003.
4. Конюхова Е.Ю. Специфика формирования готовности к профессиональной самореализации слепых и слабовидящих детей в специальных (коррекционных) школах-интернатах Уральского региона: исторический аспект // Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2015. № 3. С. 132-136.
5. Новейший философский словарь / сост. В.А. Кондрашов. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
6. Пермской школе слабовидящих детей 100 лет: информационный лист. Пермь: Перм. обл. правление ВОС, 1990.
7. Тарасова Е.Ю. Генезис системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе: автореф. дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.03. Екатеринбург, 2010.
* * *
1. Alekseev O.L. Teoreticheskie osnovy uchebnoj tiflotehniki / Nil defektologii RAO. Ekaterinburg : N11 defektologii RAO, 1992.
2. Verbuk M.A., Voronin V.M. Tiflotehnicheskie sredstva obuchenija i raboty slepyh i slabovidjashhih programmistov // Defektologija. 1976. № 3. S. 79-84.
3. istorija i sovremennost': obuchenie i vospitanie detej s narusheniem zrenija (iz opyta raboty) / pod red. O.L. Alekseeva. Ekaterinburg.: izd-vo «Charoit», 2003.
4. Konjuhova E.Ju. Specifika formirovanija go-tovnosti k professional'noj samorealizacii slepyh i slabovidjashhih detej v special'nyh (korrekcionnyh) shkolah-internatah Ural'skogo regiona: istoricheskij aspekt // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Ekaterinburg. 2015. № 3. S. 132-136.
5. Novejshij filosofskij slovar' / sost. V.A. Kon-drashov. Rostov n/D.: Feniks, 2008.
6. Permskoj shkole slabovidjashhih detej 100 let: informacionnyj list. Perm': Perm. obl. pravlenie VOS, 1990.
7. Tarasova E.Ju. Genezis sistemy social'noj reabilitacii detej s narushenijami zrenija v Ural'skom regione: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.03. Ekaterinburg, 2010.
Specificity of genesis of the system of social rehabilitation of visually impaired children
There is given the author's definition of the notion "system of social rehabilitation of visually impaired children", characterized the structure of this system regarding the Ural region, described the specific peculiarities of its origins, establishment and development of the system of social rehabilitation of visually impaired children in this region.
Key words: visually impaired children, social rehabilitation, social rehabilitation of visually impaired children, education of children with disabilities in the Ural region.
(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)