Прокопенко Наталья Павловна
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Актуальность данной научной темы обусловлена рядом личностных проблем слепых и слабовидящих людей. В статье автором обоснована точка зрения о том, что тяжесть зрительного дефекта детерминирует указанные выше проблемы слепых и слабовидящих детей, при этом автор подчеркивает, их прямую зависимость со временем наступления зрительного дефекта. Приведены результаты исследования личностных проблем слепых и слабовидящих детей в условиях школы-интерната № 33 г. Новочеркасска. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-2757.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 193-196. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37
Актуальность данной научной темы обусловлена рядом личностных проблем слепых и слабовидящих людей. В статье автором обоснована точка зрения о том, что тяжесть зрительного дефекта детерминирует указанные выше проблемы слепых и слабовидящих детей, при этом автор подчеркивает, их прямую зависимость со временем наступления зрительного дефекта. Приведены результаты исследования личностных проблем слепых и слабовидящих детей в условиях школы-интерната № 33 г. Новочеркасска.
Ключевые слова и фразы: личностные проблемы; слепые; слабовидящие; самооценка; личностная и ситуативная тревожность; комплексы.
Прокопенко Наталья Павловна, к. филос. н.
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова (филиал)
Донского государственного аграрного университета
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Одним из приоритетных направлений психологической реабилитации является выяснение специфики личностных проблем как фактора социальной адаптации.
С целью изучения личностных проблем воспитанников школы-интерната № 33 города Новочеркасска нами было проведено исследование с использованием ряда методик. Теоретическую базу исследования составило учебное пособие «Основы психологии» Л. Д. Столяренко [5]. В исследовании приняли участие 15 человек, из них 5 человек - учащиеся 9А класса (33,3% от общей численности), 6 человек - учащиеся 6А класса (40% от общей численности), 4 человека - учащиеся 2А класса (26,7% от общей численности), что свидетельствует о репрезентативности генеральной совокупности. Возраст респондентов - от 9 до 16 лет, основная возрастная группа - 12-16 лет. Исследование проводилось в здании школы-интерната № 33.
В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:
• Тяжесть зрительного дефекта обуславливает личностные проблемы слепых и слабовидящих детей.
• Личностные проблемы слепых и слабовидящих детей находятся в прямой зависимости от времени наступления зрительного дефекта.
Важной психологической особенностью детей с дефектом зрения является их самооценка, т.е. отношение к самому себе. От самооценки зависят образ жизни ребёнка и в конечном итоге его положение в социуме [2].
С целью определения уровня самооценки воспитанников школы-интерната № 33 нами была применена методика «Самооценка» на трёх ступенях школы-интерната.
На основании результатов применения методики «Самооценка» выделены 3 группы детей, которые различаются между собой уровнем самооценки и различным соотношением предполагаемой оценки и оценки одноклассников.
1. 2А класс.
I группа - средний уровень самооценки (оптимальный): самооценка, оценка одноклассников и предполагаемая оценка совпадают. Число таких ребят составило 50% (2 человека) от всей численности класса. Учащиеся этой группы различаются между собой по личностным качествам, успеваемости, но объединяет их то, что они правильно оценивают себя.
II группа - низкий уровень самооценки сочетается со средней оценкой одноклассников и предполагаемой оценкой. Таких ребят - 25% (1 человек). Возможно, низкий уровень самооценки это не результат неуверенности, а высокая требовательность по отношению к самому себе.
III группа - завышенная самооценка: оценка одноклассников ниже предполагаемой оценки и самооценки. Таких ребят - 25% (1 человек).
2. 6А класс.
I группа - средний уровень самооценки (оптимальный) - 33,4%.
II группа - низкий уровень самооценки - 50%.
III группа - завышенная самооценка - 16,7%.
3. 9А класс.
I группа - средний уровень самооценки (оптимальный) - 80%, что составляет большинство.
II группа - низкий уровень самооценки - 20%.
III группа - завышенный уровень самооценки. Ребят с этим уровнем самооценки нет.
4. Общая численность ребят (по всем классам).
I группа - средний уровень самооценки - 53,6%.
II группа - низкий уровень самооценки - 33,5%.
III группа - завышенная самооценка - 13,4%.
194
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большинства учащихся школы-интерната характерен оптимальный уровень самооценки (53,6%). Наличие ребят с низким и завышенным уровнями самооценки свидетельствует о противоречивости между мнениями этих ребят и их одноклассников. Вероятно, что низкий уровень самооценки может быть обусловлен высокой требовательностью к себе, а также тяжестью зрительного дефекта. Например, заниженная самооценка у тотально слепых встречается гораздо чаще, нежели чем у частично видящих и слабовидящих.
Измерение уровня тревожности очень важно, т.к. это свойство во многом определяет поведение ребёнка [1].
С целью определения уровня тревожности учащихся школы-интерната нами было проведено тестирование: для учащихся 2 класса - с помощью методики «Диагностика наличия страхов» и для учащихся 6 и 9 классов - с помощью теста «Исследование тревожности».
На основе полученных во 2 классе данных можно выделить две группы детей, отличающихся между собой по уровню тревожности. Первую группу (75%) составили дети с низким уровнем, вторую (25%) - с высоким уровнем. Исследование показывает, что уровень тревожности обусловлен тяжестью зрительного дефекта: высокий уровень тревожности имеет одна ученица 2 класса с тотальной слепотой.
Результаты тестирования, проведённого в 6 и 9 классах, позволяют выделить две категории учащихся в зависимости от уровня тревожности: с высоким и умеренным уровнями.
Следует отметить, что выделяют личностную и ситуативную тревожность. Под личностной тревожностью понимается «устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией» [4]. Ситуативная тревожность как состояние характеризуется «субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью» [Там же]. Это состояние возникает как реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Категории учащихся по результатам тестирования можно представить следующим образом.
1. 6А класс.
Ситуативная тревожность: высокая (50% - 3 человека) и умеренная (50% - 3 человека). Личностная тревожность: высокая (66,8% - 4 человека) и умеренная (33,2% - 2 человека).
Наибольшее опасение вызывают дети с высоким уровнем тревожности (66,8%). Вероятно, высокий уровень тревожности связан с тяжестью зрительного дефекта, результатом чего является восприятие такими детьми многих ситуаций как источника угроз по отношению к ним. Более того, такие дети склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности. Также следует отметить, что появление состояния личностной тревожности вызвано ситуациями, касающимися оценки ребёнка, его статуса и других характеристик.
2. 9А класс.
Ситуативная тревожность: высокая (40% - 2 человека) и умеренная (60% - 3 человека). Личностная тревожность: высокая (40% - 2 человека) и умеренная (60% - 3 человека).
По результатам теста можно сделать вывод о том, что для большинства учащихся 9 класса свойственен умеренный уровень и ситуативной, и личностной тревожности. Это свидетельствует об адекватных реакциях учащихся на возникающие ситуации. Также следует отметить, что высокая тревожность (и ситуативная, и личностная) характерна для детей с более глубокими нарушениями зрительного анализатора.
Общую численность учащихся 6 и 9 классов можно представить следующим образом. Ситуативная тревожность: высокая - 45,5% (5 человек) и умеренная - 54,5% (6 человек). Личностная тревожность: высокая - 54,5% (6 человек) и умеренная - 45,5% (5 человек).
Из результатов видно, что для большинства респондентов характерны высокая личностная тревожность (54,5%) и умеренная ситуативная тревожность (54,5%). Высокий уровень личностной тревожности вызван тяжестью зрительного дефекта и возникающими на основе этого неадекватными реакциями на различные ситуации.
Также с учащимися 6 и 9 классов был проведён тест «Комплекс неполноценности» с целью определения наличия или отсутствия у них комплексов.
Результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что все респонденты не лишены комплексов, как и каждый нормальный человек. Все ребята могут справиться с ними самостоятельно, а для этого необходимо адекватно оценивать свои поступки и поведение. На основании примененных нами методик и тестов можно выделить следующие типы личностных проблем, свойственных воспитанникам школы-интерната № 33:
• Проблемы, связанные с неудовлетворённой потребностью в безопасности.
16,7% учащихся 6 класса и 20% учащихся 9 класса чувствуют себя беззащитными, что можно объяснить наличием у них беспокойства, страха, боязни за безопасность своей жизни (в общем это число составляет 18,18%), вызванными тяжестью зрительного дефекта. Остальные ребята (6 класс - 66,8% и 9 класс - 80%) не чувствуют себя беззащитными.
50,1% учащихся 6 класса отметили, что им что-то угрожает, среди учащихся 9 класса эта цифра составляет 60%. Всё это свидетельствует о том, что учащиеся школы-интерната имеют неудовлетворенную потребность в безопасности, однако число таких детей - невелико.
• Проблемы, связанные с оценкой своей личности.
Оценка качеств личности у большинства опрошенных (6 класс - 50,1%; 9 класс - 40%) - оптимистична, хотя практически во всех ответах прослеживаются негативные и пессимистичные оценки личностных качеств.
Так, например, на вопрос «У Вас много недостатков?» 66,8% учащихся 6 класса ответили положительно, среди учащихся 9 класса число таких детей составило 40%. Вероятно, это можно объяснить неуверенностью в себе, своих способностях.
• Проблемы, связанные с оценкой своей деятельности.
Анализ ответов учащихся позволил выделить определённую группу детей, пессимистически оценивающих свои способности. Преимущественно эту группу составляют ребята из 6 класса. Так, 50,1% из них часто чувствуют себя неудачниками; в некоторых случаях сомневаются в своих способностях 66,8%; хотели бы иметь такие же способности, как и другие (видящие ребята) 100%. Гораздо большая по численности группа (преимущественно учащиеся 9 класса), анализируя свои способности, достаточно оптимистична. Так, например, 60% учащихся 9 класса отмечают, что практически всегда они уверены в себе; 60% никогда не чувствуют себя неудачниками. Тем не менее следует отметить, что 80% учащихся 9 класса иногда сомневаются в своих способностях, что может быть обусловлено наличием зрительного дефекта.
• Проблемы, связанные с трудностями в общении с людьми.
Анализ ответов показал, что 66,8% учащихся 6 класса испытывают трудности в общении с окружающими людьми, обусловленные недопониманием и недоброжелательностью этих людей, в то время как трудности в общении с окружающими людьми у ребят из 9 класса возникают значительно реже (20%). На появление трудностей в общении с людьми значительное влияние оказывает возрастная критерия. Так, незначительные трудности в общении с людьми учащихся 9 класса можно объяснить осознанием детьми наличия у них зрительного дефекта, пониманием важности общения для полноты своей эмоциональной и интеллектуальной жизни. В свою очередь, трудности в общении, возникающие у учащихся 6 класса, можно объяснить боязнью общения вследствие наличия у них каких-либо комплексов, тяжестью зрительного дефекта, что не всегда позволяет осуществить более тесную и желаемую связь с собеседником.
• Проблемы, связанные с пониманием жизни и своего положения в ней.
Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей (как в 6, так и в 9 классе) сформировалось оптимистическое отношение к жизни (66,8% и 60% соответственно).
Понимание ребёнком своего положения в обществе можно объяснить осознанием им своего пребывания в классе, семье, социуме. Так, на вопрос «Вы чувствуете себя ненужными?» большинство учащихся ответили «временами» и «редко». Такая тенденция наблюдается у учащихся и 6, и 9 классов. Важно обратить внимание на то, что на вопрос «Вам говорят, что Вы не оправдываете надежд?» большинство учащихся из 6 и 9 класса ответили «часто» (50,1% и 40% соответственно). Это, в свою очередь, может негативно отразиться на личностном развитии ребёнка, способствуя появлению таких личностных качеств, как неуверенность в себе, напряжённость, скованность и т.д.
• Проблемы одиночества.
Как показывают данные, результаты достаточно оптимистичны. Так, на вопрос «Вы скованны внутренне?» отрицательно ответили учащиеся и 6, и 9 классов (83,5% и 60% соответственно). На вопрос «Бываете ли Вы одиноки?» «очень редко» ответили 33,4% учащихся 6 класса и 40% - 9 класса. 60% учащихся 9 класса «иногда» бывают одиноки, что объясняется спецификой конкретной ситуации, внутренней скованностью, особенностями темперамента и характера.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в целом личностные проблемы воспитанников школы-интерната № 33 не имеют высоких количественных показателей. Это обусловлено временем наступления зрительного дефекта (большинство воспитанников имеют врождённый дефект зрения). Также исследование показало, что личностные проблемы находятся в прямой зависимости от степени тяжести зрительного дефекта. Нарушение зрительного анализатора оказывает влияние на личность ребёнка, воздействуя не на все её структурные компоненты, а лишь на отдельные.
Таким образом, изучив личностные проблемы слепых и слабовидящих детей в условиях коррекционного образовательного учреждения, нами предложен ряд мероприятий:
1) Проводить факультативные занятия с родителями с целью распространения знаний по различным направлениям реабилитации, воспитания: распространение логопедических знаний среди родителей для профилактики нарушения речевых процессов и предотвращения негативных последствий нарушения речи; формирование навыков и принципов здорового питания и здорового образа жизни у родителей и детей; распространение знаний среди родителей по правильной организации процесса воспитания детей с дефектом зрения; формирование навыков правильного обращения с ребёнком, имеющим дефект зрения, в домашних условиях.
2) Способствовать формированию позитивного общественного мнения по отношению к детям, имеющим нарушение зрительного анализатора.
3) Организовать сотрудничество школы-интерната № 33 с различными медицинскими учреждениями для более высокой квалифицированной медицинской помощи.
4) Осуществлять сотрудничество школы-интерната с садами, школами, Центром эстетического воспитания детей и другими учреждениями с целью расширения круга общения детей, имеющих нарушение зрения.
5) Совершенствовать работу с «тревожными» детьми в трёх направлениях: повышение самооценки -проводить ежедневную целенаправленную работу; обращаться к ребёнку по имени; хвалить его даже за самые незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей; обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях - избегать сравнения детей друг с другом; стараться не сообщать о неудачах ребёнка родителям; применять ролевые игры; снимать мышечное напряжение - проводить упражнения на релаксацию, массаж, технику дыхания.
196
ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2
Список литературы
1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 238 с.
2. Литвак А. Г. Сборник по реабилитации слепых. М.: ВОС, 1982. 89 с.
3. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: учеб. пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 163 с.
4. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004. 320 с.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Логос, 1995. 672 с.
6. Феоктисова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих. Л., 1973. 119 с.
STUDYING THE PERSONAL PROBLEMS OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN BY THE EXAMPLE OF THE CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION
Prokopenko Natal'ya Pavlovna, Ph. D. in Philosophy Novocherkassk Engineering-Ameliorative Institute named after A. K. Kortunov (Branch) of the Don State Agrarian University
Nata10081986@yandex. ru
The relevance of this research area is conditioned by a number of personal problems of blind and visually impaired people. The author argues that the severity of visual deficiency determines the mentioned problems of blind and visually impaired children and emphasizes their immediate dependence on the period when visual deficiency occurred. The paper provides the results of studying the personal problems of blind and visually impaired children by the example of the boarding school N 33 of Novocherkassk city.
Key words and phrases: personal problems; blind; visually impaired; self-evaluation; personal and situational anxiety; complexes.
УДК 37
В статье раскрывается содержание понятия «психологическая реабилитация» применительно к слепым и слабовидящим детям, которая получает все большую актуальность в тифлопедагогической и тифлопси-хологической науках. Подчеркнута важность психологической реабилитации в отношении слепых и слабовидящих детей в условиях образовательного коррекционного учреждения, дано ее определение. Выделены причины социальной дезадаптации слепых и слабовидящих. Автор прослеживает взаимосвязь между возникающей дезадаптацией и комплексом «внутренних» причин.
Ключевые слова и фразы: отклонения в развитии; слепые; слабовидящие; психологическая реабилитация; психологическая служба; социальная дезадаптация; реабилитационные мероприятия.
Прокопенко Наталья Павловна, к. филос. н.
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова (филиал)
Донского государственного аграрного университета
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современные исследования показывают, что у людей, имеющих инвалидность по зрению, занижена самооценка, проявляются эмоциональная неуравновешенность, страх перед взаимодействием, повышенная тревожность. У них зачастую наблюдаются такие особенности, как «негативная Я-концепция, замедленное самоопределение, неопределенная идентичность» [6, с. 78]. Дети с отклонением в развитии, взаимодействуя с окружением, ожидают, что их будут воспринимать как нормальных, однако сталкиваются с патернализмом социальных атти-тюдов. Покровительственный характер отношения к таким детям является, по сути своей, социальным насилием, поскольку детям и подросткам предписывается социальная роль «ущербных», «неспособных» вне зависимости от их реальных возможностей [4]. Результатом являются фрустрационная агрессия и возникновение вторичных нарушений. Как следствие, возникает фрустрация потребности в полноценной коммуникации, действие которой усугубляется, если в ситуации взаимодействия подобный ребенок (инвалид по зрению) не получает достаточно поддержки и понимания. Это подчеркивает важность психологической реабилитации в отношении слепых и слабовидящих [2]. С точки зрения специальной педагогики «слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности» [1, с. 279].
Психологическую реабилитацию, осуществляемую в коррекционном образовательном учреждении, мы рассматриваем как комплекс мер, направленный на коррекцию недостатков психического развития и поведения, обусловленных слепотой и слабовидением детей, и на формирование личностных качеств, способствующих их адаптации и индивидуализации на всех этапах развития [5].