УДК 376.352
ББК Ч453 ГСНТИ
Б. М. Коган А. В. Яковлева Москва, Россия ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье излагаются результаты исследования личности слабовидящих подростков и их сверстников с нормальным зрением. Показано, что существуют сходства и отличия в составляющих личности подростков оппозитных групп. Отмеченные различия могут быть следствием как особенностей восприятия окружающего мира слабовидящими подростками, так и условиями их обучения и воспитания.
Ключевые слова: слабовидящие подростки, личностные характеристики, многофакторный опросник Кеттела.
Сведения об авторе: Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор.
Место работы: заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».
Сведения об авторе: Яковлева Анна Вадимовна.
Место работы: аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет».
Контактная информация: 129226,
E-mail: klinpsy@ipsso.mgpu.ru.
Проблема личностного развития лиц с сенсорными нарушениями в настоящее время чрезвычайно актуальна, так как прямо связана с проблемой их качества жизни, ус© Коган Б. М., Яковлева А. В., 2012
14.29.25 Код ВАК 13.00.03
B. M. Kogan A. V. Yakovleva Moscow, Russia
PERSONALITY CHARACTERISTICS
OF VISUALLY IMPAIRED ADOLESCENTS
Abstract. The article presents results of personality investigation of visually impaired adolescents and their peers with normal vision. It is shown that there are similarities and differences in the individual components of adolescent opposed groups. These differences may be due to both characteristics of perception of the world by visually impaired adolescents and their conditions of training and education.
Key words: visually impaired adolescents, personal characteristics, multivariate Cattell questionnaire.
About the author: Kogan Boris Mikhailovich, Doctor of Biology, Professor.
Place of employment: Head of the Chair of Clinical and Special Psychology, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Pedagogical University.
About the author: Yakovleva Anna Vadimovna.
Place of employment: Post-graduate Student of the Chair of Clinical and Special Psychology, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Pedagogical University.
Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4.
пешностью социальной адаптации и интеграции в общество.
Формирование активной, гармонически развитой личности подростков с нарушенным зрением, их
эффективное включение в учебновосстановительный процесс и в полноценную трудовую деятельность требует детального изучения личностных особенностей старшеклассников с нарушенным зрением.
Специальной педагогикой и психологией накоплено немало сведений об особенностях развития личности детей и подростков с нарушениями зрения. Отмечается наличие неадекватной самооценки и притязаний, специфические трудности в общении с людьми (Л. Пожар, Т. Н. Прилепская, А. И. Су-славичус, Л.И. Солнцева). Ряд авторов (Н. В. Мазурова, В. М. Акимушкин) указывает на наличие повышенной тревожности, неврозов, страхов у детей с сенсорными нарушениями [1, 3, 7].
При становлении направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонения их от нормы, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, препятствует накоплению индивидуального опыта. Такие особенности слабовидящих детей и подростков, как негативизм, внушаемость, эгоистичность, отмечаются многими исследователями. Но при создании благоприятных условий, прежде всего - широком вовлечении подростка в различные виды деятельности, правильная организация воспитания и обучения, формирование этих свойств личности оказывается независимым от степени нарушения зрительного анализатора.
А. И. Зотов утверждает, что слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (формирование интересов, эстетических чувств и т. д.) при педагогическом воздействии отступает на второй план, но «продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребёнка к окружающей действительности. Но если тот или иной вид деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему оказывается независимым от дефекта. Так, интересы к видам деятельности, успешно осуществляющимся без зрительного контроля, оказываются очень глубокими, устойчивыми, как у нормально видящих сверстников» [2].
Психология лиц с сенсорной зрительной депривацией привлекала к себе внимание исследователей с глубокой древности и остается актуальной до наших дней. Большой вклад в решение этой проблемы внес Л. С. Выготский, утверждавший, что наука о слепом человеке сводится к развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями пытается овладеть, потому что она не только идея о слепом, но и вообще о психологической природе человека. Согласно его идеям, слепота есть не только отсутствие зрения, она также вызывает глубочайшую перестройку всех сил организма и личности.
Психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих лю-
дей, однако имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения действительности и контроля над деятельностью [4, 6].
В настоящее время среди подростков со зрительной депривацией наблюдается значительное увеличение случаев со сложным комбинированным типом дизонтогенеза на фоне церебро-органического поражения, с определенной задержкой развития личностной сферы (В. В. Лебединский, В. В. Ковалев, Л. И. Солнцева, Н. Б. Лурье и др.). Поэтому особое значение приобретает исследование возрастных аспектов данных психических отклонений с учетов нормативных закономерностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова).
Нарушение зрения влияет на развитие эмоций и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта, а также негативно воздействует на волевые качества, которые необходимы для преодоления трудностей. Но в процессе компенсации дефектов психического развития, изменений в эмоционально-волевой сфере слабовидящие дети сознательно овладевают и управляют своим настроением и поведением. Особого внимания заслуживает подростковый возраст как наиболее сложный и дисгармоничный период в развитии личности. Большой интерес вызывают исследования эмоционально-личностных особенностей подростков, способствующих воз-
никновению различных вариантов аффективно-коммуникативной дезадаптации.
Методологической основой исследования явились положение Л. С. Выготского о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, идеи поэтапного развития человека на основе возрастных и психолого-педагоги-ческих особенностей (Б. Г. Ананьев,
В. М. Бехтерев, М. М. Ковалевский, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев и др.).
В современной психологической литературе практически отсутствуют исследования, посвященные изучению развития личности людей со зрительным дефектом. Именно поэтому в нашей работе была сделана попытка восполнить этот пробел и проанализировать некоторые особенности личности слабовидящих подростков.
Целью настоящей работы являлось выявление личностных особенностей слабовидящих подростков по сравнению с нормально видящими сверстниками.
Исследование проводилось в групповой форме во внеурочное время с учащимися старших классов школы — интерната IV вида Люберецкого района, пос. Малаховка для слабовидящих и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королева (50 человек, 25 юношей с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2, сохранным цветоощущением и способностью к цветовосприятию (диагнозы — амблиопия, астигматизм, косогла-
зие, миопия, нистагм и др.) с нормальным интеллектуальным развитием, средний возраст 16,1±0,2 года) и с учащимися общеобразовательной школы № 22 г. Мытищи Московской области (50 человек, 25 юношей без особенностей в психофизическом развитии, средний возраст 15,7±0,2 года).
Для достижения цели и решения поставленных задач проведенного исследования использовался многофакторный личностный оп-
росник Р. Кеттела (юношеский вариант — 14 PF), математическая обработка ^-критерий Стьюдента) и качественный анализ экспериментальных данных.
По результам исследования можно утверждать, что подростки, страдающие нарушением зрения статистически достоверно не отличаются от их здоровых сверстников по фактору Q2 (степень групповой зависимости) и фактору В — шкала лжи (табл.).
Таблица
Результаты диагностического исследования
Факторы Группы испытуемых Среднее значение (М±т)
фактор А Слабовидящие 11,60±0,48*
Здоровые 9,95±0,34
фактор B Слабовидящие 3,51±0,34
Здоровые 4,29±0,33
фактор C Слабовидящие 9,79±0,46*
Здоровые 7,73±0,47
фактор D Слабовидящие 9,51±0,40*
Здоровые 7,92±0,43
фактор E Слабовидящие 10,74±0,41**
Здоровые 8,17±0,44
фактор F Слабовидящие 11,46±0,46**
Здоровые 8,14±0,56
фактор G Слабовидящие 10,44±0,40*
Здоровые 7,80±0,43
фактор H Слабовидящие 11,25±0,60*
Здоровые 8,46±0,66
фактор I Слабовидящие 10,13±0,57**
Здоровые 7,17±0,49
фактор J Слабовидящие 9,11±0,35**
Здоровые 7,07±0,39
фактор Q Слабовидящие 9,83±0,52**
Здоровые 7,48±0,48
факторQ2 Слабовидящие 7,76±0,49
Здоровые 7,97±0,41
фактор Q3 Слабовидящие 10,41±0,42*
Здоровые 8,36±0,49
фактор Q4 Слабовидящие 10,60±0,41**
Здоровые 8,58±0,40
* р<0,05
** р<0,01 по сравнению с подростками без нарушения зрения
В то же время целый ряд личностных особенностей подростков с нарушением зрения существенно отличают их от нормально видящих сверстников (табл.). Так, у них обнаружены статистически достоверные повышения выраженности показателей по всем остальным 12-ти факторам, что позволяет представить обобщенную структуру их личности.
На основании общепринятой трактовки результатов применения многофакторного личностного опросника Р. Кеттела можно сказать, что подросткам с нарушением зрения в большей степени, чем подросткам с нормальным зрением, свойственны следующие черты:
- по фактору А (шизотемия-аф-фектомия) — легки в общении, доброжелательны, эмоционально богаты, склонны к сотрудничеству, внимательны к людям, мягкосердечны, эмпатийны. В мышлении присущи реалистичные тенденции. В личных отношениях щедры, открыты, не боятся критики;
- по фактору С (степень эмоциональной устойчивости) — способность к соблюдению групповых моральных норм, покорность перед нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/, гибкое поведение в стрессовых ситуациях;
- по фактору D (флегматичность-возбудимость) — возбудимы, нетерпеливы, требовательны, несдержанны, привлекают к себе внимание, склонны к ревности, самоуверенны, эгоцентиричны;
- по фактору Е (пассивность-доминантность) — могут быть вре-
менными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах, демократичны, упорны в борьбе против норм, установок в группе /если что-то не устраивает/, склонны к самоутверждению, властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других, импульсивны;
- по фактору F (осторожность-легкомыслие) — общительны, оперативны, высокопроизводительны в труде, хорошие организаторские способности;
- по фактору G (степень принятия моральных норм) — сознательны, настойчивы, степенны в поведении, требовательны к себе, обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, педантичны, исполнительны, самодостаточны;
- по фактору Н (робость, застенчивость — смелость, авантюризм) — авантюристичны, социально смелы, не заторможены, непосредственны в эмоциональных реакциях;
- по фактору I (реализм — сен-зитивность) — не альтруистичны, тревожны, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств;
- по фактору J (неврастения, фактор Гамлета) — индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны;
- по фактору Q (самоуверенность — склонность к чувству вины) — депрессивны, склонны к мрачным предчувствиям, размышлениям, беспокойству, тревожности в трудных ситуациях;
- по фактору Q3 (степень самоконтроля) — контроль поведения, поведение социально точное, соответствующее образу своего Я, социально очень чувствительны. Характерно самоуважение, забота о собственной репутации, упрямы, волевые, уверенные в себе, уравновешенны, надежны;
- по фактору Q4 (степень внутреннего напряжения) — возбудимы, беспокойны, нетерпеливы.
Нам не удалось обнаружить принципиальных отличий в личностных характеристиках слабовидящих подростков по сравнению с их ровесниками с нормальным зрением, что убеждает нас в том, что, личностное развитие подростков происходит по одним и тем же объективным законам, не зависящим от сохранности зрительного анализатора. Однако нарушения зрительного анализатора можно рассматривать в качестве причин, приводящих к статистически значимым различиям в характеристиках личности слабовидящего подростка и их ровесников с сохранным зрением.
Индивидуальные психологические особенности, выявленные нами при количественном анализе выраженности отдельных личностных характеристик подростков со зрительным дефектом, можно объяснить в том числе особыми, по
сравнению со здоровыми по зрению учащимися старших классов, условиями обучения и воспитания, что нуждается в дополнительном изучении.
Литература
1. Евмененко, Е. В. Психология лиц с нарушениями зрения / Е. В. Евмененко, А. В. Трущелева — Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2008.
2. Зотов, Л. А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидящих школьников / Зотов Л. А. ; ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1991.— С.69—83.
3. Кондратов, А. Г. Тифлопсихология / Кондратов А. Г — М. : Просвещение, 1985. —208 с.
4. Липкова, О. И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Ольга Ивановна Липкова. — М., 2001.
5. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
6. Слабовидящие дети / под ред. Ю. Н. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. — М. : Просвещение, 1967.
7. Феоктистова, В. Л. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / В. Л. Феоктистова — М. : Просвещение, 1987. —
С. 159—161.