Научная статья на тему 'К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан'

К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2155
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ГРАЖДАНЕ / ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ / ADAPTATION OF THE PERSONALITY / PERSONALITY TRAITS / THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CITIZENS / PRIMARY AND SECONDARY DEFECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

В статье рассматриваются личностные особенности и адаптационные способности слепых и слабовидящих людей, выдвигаются предположения об их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PERSONAL FEATURES AND ADAPTATION OF THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CITIZENS

The article examines personality traits and adaptive abilities of blind and visually impaired people speculated about their relationship.

Текст научной работы на тему «К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан»

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF EDUCATION IN EDUCATIONAL SPACE “TECHNICAL COLLEGE - CADET”

© 2013

G.M. Ilmushkin, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of “Higher Mathematics”

Dimitrovgrad Institute of Engineering and Technology Branch of the National Research Nuclear University

MEPI, Dimitrovgrad (Russia)

E.V. Khairullov, a graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk (Russia)

Annotation: The paper highlights the main principles on which the education system is implemented in the educational space “Technical College - Cadet Corps.” Principles as regulators set a vector flow of the educational process, co-operative nature of the teacher and the student, and the strategy of its educational activities. Characterized by each of the identified principles.

Keywords: education, military school, college, integrity, humane educa.

УДК 376.3

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И АДАПТАЦИИ СЛЕПЫХ

И СЛАБОВИДЯЩИХ ГРАЖДАН

© 2013

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского государственного педагогического университета

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются личностные особенности и адаптационные способности слепых и слабовидящих людей, выдвигаются предположения об их взаимосвязи.

Ключевые слова: адаптация личности, личностные особенности, слепые и слабовидящие граждане, первичный и вторичный дефект.

Нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя их направления. И это действительно так. Л.С. Выготский считал, что: «Дефект - это не только психическая бедность, но и источник богатства, не только слабость, но и источник силы». (Литвак А.Г., 1990) [1].

Шиф М.И. считала, что дефект зрения отрицательно сказывается на развитии личности. Таким образом, сравнивая данные точки зрения можно сделать вывод о том, что дефект зрения является основой для изменения свойств и качеств личности человеками ведет к перестройке всех психических процессов. По мнению Мешкова, ущерб, нанесенный дефектом зрения, сказывается на всей личности человека, не ограничиваясь ее познавательной сферой.

Анализируя данные точки зрения, можно сделать вывод о том, что, изменяя структуру личности, дефект наносит ущерб всем психическим процессам слепых людей и ведет к тяжелым переживаниям ими своего дефекта. На этой основе Л.С. Выготский отличал в развитии личности слепых и слабовидящих нарушение взаимодействия с окружающими как особенность, общую для аномальных личностей всех категорий [2].

Дефекты зрения влияют на процесс межличностного взаимодействия слепых с другими людьми. В зависимости от времени появления дефекта и его глубины нарушается формирование жизненной позиции и установление дружеских, деловых отношений с окружающими

[3].

Базовым процессом психического и социального развития можно считать процесс адаптации.

Адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Актуальность проблемы социально - психологической адаптации слепых определяется их местом в обществе и тем обстоятельством, что все слепые и слабовидящие могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов.

Таким образом, адаптация личности обеспечивается индивидуальной регуляцией человеком своего поведения и существенно зависит от сформированности лич-

ностных средств саморегуляции, что находит свое проявление в различной степени успешности адаптирован-ности у разных индивидов.

Случаи эффективной быстрой и успешной адаптации слепых, случаи хорошей адаптированности личности к социальной среде следует объединить в понятие «уровни эффективной адаптации» в связи с преобладанием активно-действенного момента, проявляющегося в доминировании у личности, относящейся к данному уровню, активных творческих, жизненных и личностных позиций. Их жизнедеятельность направлена как на изменение и развитие внешней среды, так и на себя [1].

Слабая адаптация слепых - это уровень пассивной социально-психологической адаптации с преобладанием у них пассивных жизненных, личностных позиций. Пассивная форма адаптации характерна для слепых, недостаточно приспособленных к самостоятельной трудовой жизни в среде зрячих [2].

Анализ изучения активных форм личностных позиций слепых, которые обеспечивают успешную адаптацию и достижения их в области полезного труда, активных проявлений в различных сферах общественной жизни, является одной из самостоятельных задач исследования [1].

Развиваемая в отечественной психологии теория деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец), данные психологии личности (Б.Ф. Ломов, Л.И. Божович, А.А. Бодалев) и исследования в области специальной психологии (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.И. Морозова), а также работы в области тифлопедагогики и тифлопсихологии (М.И. Земцова, Ю.И. Кулагин, А.Г. Литвак) раскрывают картину адаптации слепых к социальной среде [4].

Проблема социальной адаптации деятельности слепых может быть рассмотрена в нескольких аспектах:

1. В системных связях с деятельностью;

2. Самой личностью;

3. Их взаимодействием.

У слепых и слабовидящих могут возникать опасения по отношению к людям, которые, по их мнению, испытывают неприятные эмоции в процессе общения с ними. В результате, слепые избегают контакта со зрячими, что приводит к закреплению страха, связанного с повторными контактами и препятствует их адаптации к социаль-

ной среде.

В условиях блокады потребностей возникают навязчивые состояния, механизм которых заключается в препятствиях к реализации важных личностных потребностей. В результате появляются навязчивые мысли, страхи и действия, что приводит к возникновению психической депривации [1].

Тифлопсихологи решали вопрос о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только слепым и слабовидящим.

Личностные изменения возникают у человека не прямо под влиянием нарушения зрения, так как сама зрительная функция безлична. Личность слепых характеризуется несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе к отдельным функциям. Личность формируется в процессе включения человека в систему общественных отношений. Патология зрения затрудняет процесс врастания в данную систему, изменяет характер этих отношений, как избирательных связей человека с миром культуры, и только через нарушение зрения, то есть опосредованно недостатки этих функций способны влиять на процесс формирования личности. [3]

Особенности адаптации слепых зависят от времени наступления дефекта, вследствие чего слепота делится на врожденную и приобретенную. Наука о слепых сводится к развертыванию одной центральной идеи, которой человек пытается овладеть, так как это идея не только о слепоте, но и о природе человека. Данная идея сводится к тому, что слепота - это не только отсутствие зрения, а дефект органа зрения, который вызывает перестройку психики и личности.

Слепота, создавая новый, особый склад личности, вызывает новые силы к жизни, изменяет их функции, что создает и формирует психику человека. К. Бюрклен собрал мнения разных авторов (К.А. Фридче, Л.А. Бочко, М. Штуке, Х.В. Рокермунд, И. Клейн, 1924) по этому вопросу [2].

Наука нового времени подошла ближе к овладению истиной о психологии слепых. Школа венского психиатра А. Адлера, разрабатывающая метод индивидуальной психологии (социальная психология личности), указывала назначение и роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. По мнению Адлера, если какой-либо орган, из-за морфологической или функциональной неполноценности, не справляется со своей работой, то ЦНС и психический аппарат принимают на себя задачу корректировать затрудненное функционирование органа, создавая над малоценным органом или функцией психическую надстройку, стремящуюся обеспечить слабую функцию организма работой [5].

При врожденной слепоте, в процессе соприкосновения с внешней средой, возникает конфликт, вызываемый несоответствием малоценных органов или функций с их задачей, что создает возможности сверхкомпенсаций. С. Гифт считал, что исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности является основа психики слепых, составляющая не инстинктивное влечение к свету, не стремление освободиться от мрачной завесы, а способность видеть свет, что имеет для слепых большое значение.

Таким образом, слепые только косвенно, отражательно ощущают свой дефект, как социальное следствие.

В психике слепых нет ничего, кроме тенденции преодолеть последствия слепоты и попытку завоевать социальную позицию. Наука располагает немногими попытками охарактеризовать личность слепых в целом, разгадать лейтлинию их жизни.

Говоря о процессе адаптации слепых, А. Петцельд считал, что на первом месте у них стоит ограниченность свободы движений, беспомощность в отношении пространства, что позволяет сразу узнать слепого. Остальные силы и способности слепых могут полноценно функционировать в полной мере [1].

Противоречия в личности слепых, между относительной беспомощностью в пространственном отношении и возможностью посредством речи полного и адекватного взаимопонимания со зрячими, укладываются в психическую схему «дефект-компенсация».

Таким образом, конечной точкой развития слепых является завоевание социальной позиции. Данный процесс одинаков как в норме, так и при нарушении зрения [2].

Целью экспериментального исследования стало изучение особенностей личности и адаптации слепых и слабовидящих людей.

Работа над исследованием проводилась с сентября 2001 - по апрель 2004 года.

Экспериментальной базой являлся Центр реабилитации слепых г. Бийска.

В экспериментальном исследовании принимало участие 134 слепых и слабовидящих людей в возрасте 17-70 лет.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, адекватной целям и задачам работы; применением обоснованного психодиагностического плана; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; использованием методов математической статистики (процентное соотношение результатов, ^критерий Стьюдента); использованием графических методов для представления результатов.

Для изучения личностных особенностей слепых и слабовидящих людей был использован 16-факторный личностный опросник Кэттела (Рогов Е.И., 1996).

После проведения 16-факторного личностного опросника Кэттела, были получены следующие результаты (таблица № 1).

Таблица 1

Результаты личностного опросника Кэттела

№№ п/п Шкала слепые %

1 Сдержанный - общительный 5,53

2 Конкретное, абстрактное, ограниченное мышление 5,00

3 Эмоционально неустойчивый - устойчивый 4,80

4 Зависимый от группы - самостоятельный 6,39

5 Серьезный - беспечный 4,95

6 С выражением «я» - не принципиальный 5,64

7 Робкий - склонный к риску 4,68

8 Жесткий - мягкий 4,95

9 Доверчивый - подозрительный 5,33

10 Практичный - с богатым воображением 5,48

11 Прямолинейный - гибкий 5,08

12 Спокойный - беспокойный 5,92

13 Склонный к новаторству - консервативный 4,98

14 Уступчивый - напористый 4,83

15 Спонтанный - контролирующий себя 5,67

16 Спокойный - напряженный 4,71

17 Лживый - правдивый 4,79

Полученные результаты по этим шкалам показывают, что для слепых и слабовидящих людей наиболее характерными личностными особенностями являются:

- самостоятельность (6,39 %);

- беспокойство в отношениях с окружающими людьми (5.92 %);

- контроль за своим поведением и деятельностью (5,67 %);

- отсутствие принципиальности (5,64 %);

- сдержанность (5,53 %) и подозрительность (5,33 %) в отношениях с окружающими людьми.

Наиболее наглядно результаты проведения 16 - факторного личностного опросника Кеттелла представлены на рисунке 1.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

7 -

6---------------------------------------------------------п-----------------------

5 ПП------- п ----------------рр- — —П— —1-|------------------------------ ------------

4— — — — — — — — — — — — — — — —— -

3— — — — — — — — — — — — — — — —— -

2— — — — — — — — — — — — — — — —— -

1— — — — — — — — — — — — — — — —— -

0 | I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I , I I

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Рис. 1. Результаты исследования личностных особенностей слепых и слабовидящих людей (16 - факторный опросник Кеттела), %

Таким образом, можно увидеть, что личность слепых и слабовидящих людей характеризуется преобладанием самостоятельности, сдержанности, беспокойства, подозрительности в общении. Также для них характерен контроль за своим поведением и отсутствие принципиальности. Это происходит потому, что зрительный дефект оказывает влияние на патологию характера, поэтому трудности в общении возникают чаще всего со слепыми, а не слабовидящими. У них вырабатываются патологические черты характера, схематичность в оценке людей, обидчивость и подозрительность.

Возможно, такие личностные особенности слепых и слабовидящих людей связаны с их самооценкой и наличием тревожности (ЗемцоваМ. И., 1986) [2].

Самооценка слепых и слабовидящих людей имеет свои особенности:

1) она отражается на действиях и общении человека с другими людьми, что проявляется в уровне адекватности самооценки со статусом личности;

2) совпадение самооценки людей с оценкой их качеств;

3) неадекватная самооценка, проявляющаяся в ее занижении, свидетельствует о проявлении самокритичности.

Самооценка влияет на соотношение себя с другими, поэтому слепым важно получить двоякое подкрепление: положительную оценку своей значимости и положительную оценку не важности своего дефекта. Тревожные ожидания ослепших носят ярко выраженный генетический характер и патологическую окраску, вследствие чего у слепых возникают сомнения, и они блокируют свои потребности и желания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя ее направления. Изменяя структуру личности, дефект наносит ущерб всем психическим и социальным процессам слепых и ведет к тяжелым переживаниям ими своего дефекта. Трудности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей с окружающими существуют, но их может и не быть. Это зависит от включения слепых в совместную деятельность с другими людьми (как со сле-30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пыми и слабовидящими, так и со зрячими), от влияния социального окружения, способствующего адаптации слепого к изменившемся условиям.

Следовательно, личностные особенности слепых и слабовидящих могут влиять на их адаптацию [1].

Для изучения особенностей адаптации была использована методика адаптивных способностей Соловьева.

Целью данной методики является оценка реального уровня адаптированности, определение вероятного типа дезадаптивного поведения.

Методика состоит из 9 шкал. Коэффициент адаптации (КАД) вычисляется путем математической обработки результатов по шкалам. Тип дезадаптивного поведения определяется путем группирования результатов по определенным шкалам, а также их математической обработки [4].

Результаты проведения данной методики и первого этапа обработки данных показали, что все слепые и слабовидящие люди способны к адаптации (1,5 % высокий уровень адаптации, 98,5 % средний уровень адаптации).

Также было выявлено, что существуют значимые различия в адаптивных способностях между слепыми и слабовидящими людьми (ЬСт=4,366, а=0,01). У слепых людей адаптивные способности выше (Х =62), чем у слабовидящих людей (Х =0,54).

Результаты второго этапа обработки данных показали, что у всех слепых и слабовидящих людей выявляется дезадаптивное поведение:

- тревожно-депрессивный тип дезадаптивного поведения (ТД) наблюдается у 2 1 % слепых и слабовидящих людей. Для них характерны замкнутость, самоизоляция от группы и окружающей действительности, погруженность в свои переживания, сниженное настроение, мрачность, замедленные движения, нерасторопность, отсутствие решительности и настойчивости, самообвинение, чувство неполноценности как основные показатели отношения к себе. Наиболее выражен данный тип поведения у людей, слепых с детства (43 %), наименее

- у людей с приобретенной слепотой (4 %), у людей с врожденным остаточным зрением (4 %) и остаточным зрением с детства (4 %). У слепых людей данный тип дезадаптивного поведения встречается чаще (64 %), чем у слабовидящих людей (36 %).

- негативно - агрессивный тип дезадаптивного поведения (НА) наблюдается у 19 % слепых и слабовидящих людей. Для них характерны ярко выраженное негативное отношение к окружающим, бурные вспышки раздражительности, гнева, без видимых причин и по ничтожному поводу, постоянное недовольство всем, что происходит, требования предъявляемыми к данной личности; как возможно повлиять на окружающих

- агрессивность поведения, попытки неповиновения, грубость, высокая конфликтность. Наиболее выражен тип поведения у людей с остаточным зрением с детства (27 %), у людей, слепых с детства (19 %), наименее - у людей с врожденным остаточным зрением и приобретенным остаточным зрением (по 12%). У слепых и с л а бовидящих людей данный тип поведения выражен одинаково (по 50%).

- неудовлетворенность своим образом жизни, взаимодействием с окружающими, погруженность в свои мысли, проблемы ( С) наблюдается у 34 % слепых и слабовидящих людей. Наиболее выражен данный тип поведения у людей с врожденной слепотой и с остаточным зрением с детства (по 24 %), наименее - у людей, имеющих слепоту с детства (4 %). У слабовидящих людей данный тип поведения выражен больше (57 %), чем у слепых людей (43.%).

Наиболее выраженными адаптивными способностями у слепых слабовидящих людей являются:

- коммуникативность, общительность, социальная адаптированность (А) - 9 % слепых и слабовидящих людей. Наиболее выражена данная способность у людей с врожденной слепотой, с врожденным остаточным зре-

нием, с приобретенным остаточным зрением (по 25 %), наименее - у людей с приобретенной слепотой (0 %).

- адекватная самооценка (МД) - 16 % слепых и слабовидящих людей. Наиболее выражена данная способность у людей с остаточным зрением с детства (36 %), у людей со слепотой с детства (23 %), наименее - у людей с врожденной слепотой (9 %) и приобретенным остаточным зрением (0 %).

Наглядно результаты проведения методики адаптивных способностей Соловьева представлены на рисунке

2.

Рис. 2. Результаты проведения методики адаптивных способностей Соловьева (%)

Таким образом, у слепых и слабовидящих людей наблюдаются адаптивные способности, но при этом у многих и з них выявляются вероятные типы дезадаптивного поведения. Наиболее выражены типы дезадаптивного поведения у слепых людей, в том числе у людей, слепых с детства и с врожденной слепотой. Среди слабовидящих людей типы дезадаптивного поведения наиболее выражены у людей с остаточным зрением с детства и приобретенным остаточным зрением. Наиболее выраженными адаптация и адекватная самооценка являются у слабовидящих людей, в том числе у людей с остаточным зрением с детства и врожденным остаточным зрением (эти люди с детства адаптировались к своему дефекту). Полученные результаты зависят времени возникновения дефекта зрения, от степени выраженности дефекта, от

степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу. У слепых людей изначально нарушены социальные связи, а у слабовидящих людей адаптация происходит быстрее в связи с наличием остаточного зрения. Здесь также большое влияние оказывает социальное окружение человека - и благоприятной социальной ситуации влияние дефекта на адаптацию и поведение уменьшается.

Итак, можно сделать вывод, что личностные особенности слепых и слабовидящих людей могут влиять на их адаптацию. Такие личностные особенности как сдержанность, контроль за своим поведением, возможно, влияют на проявление тревожно - депрессивного тип дезадаптивного поведения, а подозрительность в общении и отсутствие принципиальности - на проявление негативно - агрессивного типа поведения. Преобладание самостоятельности у слепых и слабовидящих людей, возможно, взаимосвязано с их адекватной самооценкой и коммуникативностью, способностью к адаптации. Данные выводы сделаны в виде гипотез, которые в дальнейшем будут проверяться.

Результаты экспериментального исследования могут применяться в реабилитационной работе со слепыми и слабовидящими людьми (социальные тренинги и тренинги личностного роста).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фобии и тревожные ожидания поздноослепших. Методическое пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена. - М, 2003.

2. Суворов А.В. Труд души: человечность / А.В. Суворов. - М, 1986

3. Шкляев А.В. Слепота и что за ней / А.В. Щкляев.

- М, 1998.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. -М., 1999.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Фрат. -М., 1990.

ON THE PERSONAL FEATURES AND ADAPTATION OF THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CITIZENS

© 2013

Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health, graduate student of chair of practical and correctional psychology

of the Ural State Pedagogical University Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: The article examines personality traits and adaptive abilities of blind and visually impaired people speculated about their relationship.

Keywords: adaptation of the personality, personality traits, the blind and visually impaired citizens, primary and secondary defect.

УДК 811.111

ПОЛЕ НЕИСТИННОСТИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© 2013

О.А. Максимчик, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Английская филология и межкультурная коммуникация»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В настоящей статье поле неистинности рассматривается как структурный элемент функциональносемантического поля истины. Интегральным для объединения разноуровневых единиц в поле неистинности выступает признак “неверное отражение действительности”. Проанализировав отобранные контексты на английском языке, в которых объективируется значение неистинности, автор приходит к выводу, что проблема «неистины» находится не столько в ведении семантики, сколько - прагматики. Следовательно, для выявления конституентов поля неистинности необходимо не только знание значений языковых единиц, но и определенный механизм их интерпретации. В статье показано, что правильная интерпретация контекста, с учетом всех особенностей речевой ситуации, позволяет выявить богатый арсенал языковых средств и нормативно-речевых способов, раскрывающих значение неистинности во всех его смысловых вариантах.

Ключевые слова: концепт “истина”, английская лингвокультура, функционально-семантическое поле (ФСП), поле неистинности, неверное отражение действительности, речеповеденческий акт, контекстуальный анализ.

Для современного языкознания актуален интерес ного диалога важным представляется дальнейшее углу-к проблеме отражения в языке концептосфер разных бление и уточнение знаний о базовых универсальных эпох и народов. В условиях интенсивного межкультур- концептах, одним из которых является концепт “ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.