Научная статья на тему 'Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих'

Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СЛЕПОТА / СЛАБОВИДЕНИЕ / MECHANISMS OF SOCIALIZATION / PROFESSIONAL GROWTH / BLINDNESS / LOW VISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна, Денисова Оксана Петровна

В статье раскрываются адаптивные механизмы социализации личности со зрительной патологией, влияющей на ее профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE MALADAPTIVE MECHANISMS OF SOCIALIZATION ON PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON BLIND AND VISUALLY IMPAIRED

The article describes the adaptive mechanisms of socialization with visual disorders affecting her professional development.

Текст научной работы на тему «Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих»

УДК 376.3

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В АДАПТАЦИИ СЛЕПЫХ, СЛАБОВИДЯЩИХ

© 2014

Ю.Е. Криводонова, педагог-психолог, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского государственного педагогического университета МБОУ СОШ № 40 имени Вячеслава Токарева, Бийск (Россия) О.П. Денисова, кандидат психологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье раскрываются особенности педагогической реабилитации инвалидов по зрению, влияющие на процесс их адаптации в обществе.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, адаптация, слепота и слабовидение.

Адаптация (лат. - «adaptation» - приспособление) -процесс приспособления строения функций организма, особей, популяций и видов к условиям среды. Любой факт адаптации - это результат конкретного исторического этапа приспособительного процесса адаптации генеза, протекающего в определенном несоответствии биотипов и отвечающих им комплексных процессов (А. Клауди, П. Биллей, Д. Винцест) [1].

Как и в норме, людям с дефектом зрения свойственна адаптация к окружающей среде [2].

Адаптивные процессы незрячих с рождения, а также лиц с приобретённым зрительным дефектом очень сложны и многогранны. Огромное влияние на протекание адаптационных процессов незрячих в обществе оказывает педагог, непосредственно работающий с данным контингентом. Однако процесс адаптации незрячих в обществе осложняется тем, что, в ряде случаев, тифлопедагоги, социальные работники, а также ближайшее окружение человека оказываются не готовы помочь человеку принять ту жизненную ситуацию, которая возникла в данный конкретный момент времени. И дело вовсе не в нежелании помогать людям со зрительной патологией, а в незнании особенностей слепых и слабовидящих, в наличии у самих же педагогов неправильного представления о личности незрячего человека, о возникновении у него тех или иных негативных психологических состояний, обусловленных дефектом зрения. В такой ситуации, человек со зрительной патологией остаётся один на один со своей проблемой.

В такой ситуации без специально организованной психолого-педагогической коррекционной работы первичная проблема, связанная с дефектом зрения, обрастает постепенно вторичными негативными установками, обесцениванием и обессмысливанием самой жизни в целом, формированием иждивенческих стереотипов у самих незрячих, которые после прохождения определённого временного периода (в зависимости от времени возникновения дефекта, от характерологических особенностей инвалида по зрению), сложно коррегируются.

Таким образом, педагогам, работающим с незрячими людьми, необходимо чётко ориентироваться в особенностях адаптации незрячих людей в обществе, обладать определёнными знаниями, помогающими нивелировать те или иные негативные психические переживания незрячих. Этим и объясняется актуальность оказания незрячим психолого-педагогической помощи. В связи с отсутствием у педагогов необходимых знаний об особенностях адаптивных процессов незрячих, остановимся на данном вопросе более подробно.

Итак, актуальность проблемы адаптации слепых и слабовидящих людей определяется их местом в обществе, а, главное, тем обстоятельством, что все слепые и слабовидящие люди могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально равноправных, но и творчески активных его членов.

Понятие «адаптация» первоначально возникло в биологии, и в настоящее время применяется не только в естественных, но и в общественных науках. Расширение его содержания позволяет исследовать явления адапта-

ции в различных планах от биологического до философского [1].

Областью исследования тифлопсихологии и тифлопедагогики является социально психологическая адаптация лиц с нарушением зрения. Основу изучения социально психологической адаптации составляет изучение характера деятельности незрячих, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями и личным опытом, личностными качествами, индивидуализируя ролевое поведение [3].

Вопрос о социально психологической адаптации современные исследователи ставили давно. По их мнению, существует так много нерешенных вопросов по данной проблеме и, прежде всего, это вопрос о соотношении социальной адаптации и индивидуальности человека, что должен учитывать педагог, способствующий более успешному протеканию процесса адаптации человека к сложившейся ситуации. как в норме, так и при наличии сенсорного дефекта.

Для социальной адаптации слепых и слабовидящих характерно наличие сознательного, целенаправленного и творческого мотивов. На этой основе возникли две точки зрения на понимание процесса адаптации [1].

По мнению марксистской социологии, адаптация -это двуединый процесс, в котором человек подвергается не только воздействиям среды, но и является объектом адаптации, приспосабливаясь к ней и воздействуя на нее, выступая, как субъект адаптации.

Для буржуазной психологии характерно рассмотрение личности, как пассивного продукта обстоятельств.

Таким образом, адаптация личности обеспечивается индивидуальной регуляцией человеком своего поведения и существенно зависит от сформированности личностных свойств и саморегуляции, что находит свои проявления в различной степени успешности адаптиро-ванности у разных индивидов. Поэтому в своей работе, педагогам Центров Реабилитации Слепых, а также школ для слепых, слабовидящих детей, необходимо всячески мотивировать каждого отдельного человека на принятие того или иного жизненно важного решения, на освоение индивидом того или иного вида приспособления к сложившейся ситуации (уроки домоводства, ориентировки в пространстве). Именно наличие индивидуального подхода педагога к каждому человеку, будь то взрослый или ребёнок с дефектом зрения, даёт ему силы пережить возникшие переживания отсутствия зрения как в детстве, так и его утраты во взрослом возрасте. В последствии такой целенаправленной работы в диаде педагог-реа-билитант мы имеем дело не с пассивно развивающейся личностью, у которой полностью отсутствуют все желания и стремления, а с самодостаточным, целеустремлённым и жизнерадостным человеком, способным не только преодолеть свой дефект, но и быть полезным самим же педагогам в оказании им непосредственной помощи в адаптации более слабых и психически неуравновешенных личностей. [4]

Потеря зрения - событие драматичное. Оно является тяжелой психологической травмой для человека. Наличие травмы приводит к тому, что личность долгое

время остается центрированной на своих переживаниях. Их содержание разнообразно [1].

Может происходить существенное обесценивание: «кому я такой нужен?», «что я теперь могу?», - происходит распад личностных отношений. В сознании человека начинает формироваться образ личности «я незрячий», который формируется мучительно и отражается в поведении человека [4].

Проблема прогнозирования поведения слепых и слабовидящих людей в условиях психотравмы привлекает внимание исследователей. Психогенные ситуации (потеря зрения) сопровождаются психотравмирующими последствиями, которые приводят к психологическим нарушениям различной нозологии.

Данные нарушения сохраняются у людей на протяжении всей их жизни [5].

Проблема воздействия неблагоприятных факторов на человека в процессе адаптации имеет несколько аспектов, и прогнозирование последствий такого воздействия на людей связано с нарушением адаптации [6-13].

Расформировавшийся образ «Я» заставляет слепых и слабовидящих людей имитировать поведение зрячих, что усиливает их напряженность. Важной формой напряженности является восприятие недостатка зрения как косметического дефекта.

В связи с наличием данной ситуации, процесс адаптации незрячих может быть затруднителен, и обучение в Центрах Реабилитации Слепых, в большинстве случаев, не имеет эффективности. Возвращаясь домой, человек вновь начинает жить и действовать по своему разработанному жизненному плану, в котором он является ведомым и пассивным существом. Данная проблема возникает в связи с тем, что педагоги не учитывают в процессе реабилитации наличие негативных переживаний у незрячих, которые могут иметь разноплановый характер.

Так, например, некоторые незрячие стесняются ходить с тростью, в силу косметического дефекта, а у некоторых формируется страх, связанный с их внешним видом в целом. Данная проблема особенно характерна для лиц с врождённой слепотой, в связи с отсутствием у них особенностей подражания поведению зрячих, однако, она встречается и у лиц с приобретённым зрительным дефектом. Это объясняется тем, что потерявший зрение человек ещё совсем недавно ходил без посторонней помощи и сам принимал решения в жизненных вопросах.

Слепота препятствует самостоятельности человека и вносит в его поведение элемент зависимости от других, что очень болезненно переживается самими незрячими. А потому, в ряде случаев, инвалиды по зрению либо стесняются ходить с тростью на уроках ориентировки и, тем самым, пытаются имитировать поведение зрячих, либо стесняются спросить у педагога о том, как он выглядит в том или ином костюме, платье и так далее.

Педагогам, работающим с незрячими людьми, необходимо обратить на это внимание. Прежде, чем переходить от одного вида деятельности к другому (ориентировка по зданию, ориентировка на улице), педагогу необходимо сформировать уверенность у реабилитантов в том, что даже с тростью они выглядят именно так, как и выглядели до потери зрения. Порой, новый образ незрячего человека, в силу его косметического дефекта, может быть искажён (отсутствие глаз, тёмные очки), но для более успешной адаптации человека, именно педагог, как связующее звено человека с миром зрячих людей, должен сформировать у реабилитанта уверенность в себе, в своих силах. Формирование уверенности - процесс сложный, но при использовании разного рода мотивировок, похвалы, фиксации педагогом внимания на внешнем виде человека, приводит к положительному формированию образа себя и позитивно сказывается на процессе адаптации.

Огромное значение для решения данной проблемы имеет голос педагога. Это объясняется тем, что именно по голосу незрячий человек воспринимает необходи-

мую для него информацию. Интонации голоса педагога должны быть не наигранными, не отталкивающими, а, наоборот, в голосе педагога реабилитант должен увидеть, что своему педагогу, работающему с ним, он не безразличен. В свою очередь, это послужит формированию механизма обратной связи между педагогом и реа-билитантом, при котором работа с данным конкретным реабилитантом будет иметь успех. Различные формы психологической напряженности влияют на поведение людей, когда слепота воспринимается как уродство [3].

Данное явление - дисморфофобия - может быть стойким и глубоко скрываемым, в результате чего снижается уровень самоуважения и самооценки, человек может избегать контакта с окружающими людьми.

У слепых людей могут возникать опасения по отношению к окружающим людям, которые, по их мнению, испытывают неприятные эмоции в процессе общения с ними, поэтому они избегают контактов со зрячими, в результате чего у них возникает страх повторного контакта, что препятствует адаптации к социальной среде. В связи с наличием данной проблемы, в процессе обучения детей со зрительным дефектом в школе для слепых, слабовидящих, педагогам и воспитателям необходимо не делить коллектив детей на слепых и слабовидящих, а работать с ним, как с единым целым, невзирая на отсутствие у ряда учеников зрения. Педагогам же в Центрах Реабилитации Слепых необходимо опираться на прошлый опыт человека, заводить разговор о том, были ли у него друзья до потери зрения, а также проводить беседы о его дальнейших жизненных планах, корректируя их при этом. Такая помощь педагога, воспринимаемая реабилитантом, как возможность выговориться и найти понимание своего наставника в сложившейся ситуации, позволяет ему трезво оценивать себя и стремиться к движению вперёд [5].

Наряду с негативным влиянием дефекта зрения на адаптацию человека, возможно изучение особенностей, обеспечивающих ее полноценное протекание. Особенности адаптации слепых и слабовидящих зависят от времени наступления дефекта, При этом дефект зрения делится на врожденный и приобретенный [2].

С целью изучения особенностей адаптивных процессов, выявления отношения слепых и слабовидящих людей к факторам жизни, необходимым для их адаптации в обществе, нами было проведено экспериментальное исследование с использованием методики анкетирования, адаптированной для слепых и слабовидящих людей. Данная методика является базисным инструментом, позволяющим педагогам проводить диагностику реабили-тантов, поступающих на обучение в ЦРС, и совместно с психологом, планировать пути для дальнейшей коррек-ционной работы с каждым конкретным человеком.

Методика состоит из 5 шкал (факторов): 1. Дефект. 2. Профессия. 3. Межличностные отношения. 4. Друзья. 5. Работа.

Количественный анализ данных (ответов испытуемых) осуществлялся с помощью математической обработки:

- подсчитывались средние показатели (значения) ответов по каждому фактору для каждой группы испытуемых с целью выявления общего характера ответов (или отношения) испытуемых (нейтральный, отрицательный или положительный);

- составлялась гистограмма с целью наглядного графического представления полученных результатов по данной методике;

- вычислялись различия между группами испытуемых по каждому фактору с использованием критерия различий Стьюдента;

- подсчитывалось процентное соотношение ответов в каждой группе испытуемых по каждому фактору с целью более точного описания, чем по средним показателям, характера ответов (или отношения) испытуемых (нейтральный, отрицательный или положительный).

Результаты математической обработки по средним показателям (значениям) ответов по каждому фактору для каждой группы испытуемых наглядно представлены на рисунке 1.

□ фнбратемии глетатя

■ врйи&ИНЫ С1ШЮИ

□ ДОЧА(№4* ССТЛ

□ <ктл: (мне I:' I -

■ КТ«ГР-НС< в спя»: >

фгори

Рисунок 1 - Результаты изучения отношения слепых и слабовидящих людей к факторам жизни, необходимым для их адаптации (методика анкетирования) (средние значения)

Определение выраженности ответов в каждой шкале по средним значениям невозможно, так как вопросы в данной методике предполагают свободные ответы испытуемых, которые условно можно разделить на три направления - отрицательные (для облегчения математической обработки, обозначенные как число «2»), положительные (обозначенные как число «1»), нейтральные (обозначенные как число «О»), Можно предположить, что средние значения у каждой группы испытуемых больше единицы - выражены отрицательные ответы по данной шкале; средние значения в пределах единицы -ответы (чаще ответы по двум направлениям) группы испытуемых по данному фактору находятся практически в равных пределах; средние значения меньше единицы - выражены либо положительные, либо нейтральные ответы по данному фактору.

По данным таблицы и на гистограмме видно, что наиболее выражены Отрицательные ответы:

- у группы людей с врожденной слепотой по шкале «отношение к профессии» (Х=1,54), по шкале «межличностные отношения» (Х=1,48);

Положительные ответы наиболее выражены:

- у группы людей с приобретенной слепотой по шкалам «отношение к дефекту» (Х=0,89), «отношение к профессии» (Х=0,94), «межличностные Отношения» (Х=0,84), «отношение к друзьям» (Х=0,94);

- у группы людей с врожденной слепотой по шкале «отношение к друзьям» (Х= 0,90);

- у группы людей с врожденным остаточным зрением по всем шкалам;

- у группы людей с остаточным зрением с детства по всем шкалам, кроме шкалы «отношение к работе» (нейтральное отношение, Х=0,29).

Нейтральные ответы наиболее выражены:

- у группы людей с приобретенной слепотой по шкале «отношение к

работе» (Х=0,36);

- у группы людей с врожденной слепотой по шкалам «отношение к дефекту» (Х=0,61), «отношение к работе» (Х=0,67);

у группы людей с остаточным зрением с детства по шкале «отношение к работе» (Х=0,29);

- у группы людей с приобретенным остаточным зрением по всем шкалам;

- у группы людей со слепотой с детства по всем шкалам.

Полученные результаты математической обработки по критерию различий Стьюдента, а также по вычислению процентного соотношения ответов в каждой группе испытуемых, позволяют сделать следующие выводы: наиболее существенные различия выявились:

- по шкале «отношение к дефекту» - между группой людей с врожденной слепотой и группами людей с врожденным остаточным зрением (^Ст=2.06, а=0,05). Положительные ответы более выражены у группы людей с врожденным остаточным зрением (77%), а ней-

тральные и отрицательные ответы более выражены у группы людей с врожденной слепотой (61% и 23 %, соответственно). Следовательно, положительное отношение к своему дефекту более выражено у людей с врожденным остаточным зрением, отрицательное - у людей с врожденной слепотой.

При врожденном остаточном зрении положительное отношение объясняется наличием остаточного зрения с рождения при формировании правильного отношения к себе со стороны родителей.

При врожденной слепоте нейтральное отношение к дефекту объясняется тем, что родители изначально не заостряли внимание на инвалидности ребенка, поощряли все его стремления, расширяли круг его социальных контактов, что препятствовало развитию отрицательного отношения к дефекту (никто не напоминает, не обвиняет, обычные социальные взаимодействия, как и в норме). В своем внутреннем мире человек адекватно воспринимает себя и свой дефект, но за его рамками человек ощущает дискомфорт - страхи, тревога, неуверенность в себе, и как следствие - уход от контакта, нарушаются социальные взаимодействия, что влияет на дальнейшее личностное и профессиональное самоопределение.

Отрицательное отношение проявляется в случаях, когда ребенок с раннего детства узнает о своем дефекте, он замыкается в себе, уходит в себя, в свой внутренний мир. В дальнейшем, когда приходит время получать инвалидность (на МСЭ в 16 лет), отрицательное отношение к дефекту усугубляется, что влияет на все сферы жизнедеятельности.

- по шкале «отношение к профессии» - между группой людей с врожденной слепотой и всеми остальными группами: с группой людей с приобретенной слепотой, ^Ст =-2,92, а=0,01; с группой людей с врожденным остаточным зрением, ^Ст =3,63, а =0,001; с группой людей с остаточным зрением с детства, ^Ст=3,25, а =0,01; с группой людей с приобретенным остаточным зрением, ^Ст =4,78, а =0,001; с группой людей со слепотой с детства 0-Ст =5,54, а =0,001), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей со слепотой с детства 0-Ст =2,61, а =0,05), между группой людей с остаточным зрением с детства и группой людей со слепотой с детства 0-Ст =2.03, а =0,05). Положительное отношение к получению профессии наиболее выражено у людей с врожденным остаточным зрением (74%) и с приобретенным остаточным зрением (55%), наименее выражено оно у людей со слепотой с детства (23%). Отрицательное отношение к получению профессии наиболее выражено у людей с врожденной слепотой (61%), нейтральное отношение к получению профессии наиболее выражено у людей со слепотой с детства (10%).

Положительное отношение к профессии при врожденном остаточном зрении обусловлено формированием со школьного возраста интересов детей к различным дисциплинам (профориентация) со стороны учителей родителей, а также наличием остаточного зрения с рождения, то есть заканчивая школу ребенок осознает, что учиться ему будет проще, чем слепому. При наличии приобретенного остаточного зрения положительное отношение к профессии обусловлено переоценкой всей жизни при возникновении дефекта, человек осознает, что не все еще потеряно, и надо как-то дальше жить.

Отрицательное отношение к профессии при врожденной слепоте объясняется наличием врожденного дефекта, который к концу обучения в школе не исчез, что отрицательно переживается человеком, он задумывается о своей жизни, переоценивает ее («окончил школу, а что дальше?», «поступать учиться дальше - а смогу ли я?»).

Нейтральное отношение у слепых людей с детства объясняется тем, что они верят, даже взрослые, в то, что зрение чудесным образом вернется, и тогда можно будет подумать о поступлении куда-либо, приобретении профессии, на данном этапе для них не важно, как проходит

их жизнь, то есть живут настоящим днем, либо уходят в религию.

- по шкале «межличностные отношения» - между группой людей с врожденной слепотой и всеми остальными группами (с группой людей с приобретенной слепотой, ^Ст = -3,56, а=0,001; с группой людей с врожденным остаточным зрением, ^Ст =2,36, а =0,05; с группой людей с остаточным зрением с детства, ЬСт =3,78, а =0,01; с группой людей с приобретенным остаточным зрением, ^Ст =5,05, а =0,001; с группой людей со слепотой с детства, ^Ст =4,20, а=0,001), между группой людей с врожденным остаточным зрением и всеми остальными группами (с группой людей с приобретенной слепотой, ^Ст =-2,13, а =0,05; с группой людей с врожденной слепотой, ^Ст=2,36, а =0,05; с группой людей с остаточным зрением с детства, ^Ст =2,27, а=0,05; с группой людей с приобретенным остаточным зрением, ЬСт =3,89, а=0,001; с группой людей со слепотой с детства ^Ст=2,88, а =0,01). Положительные ответы наиболее выражены у людей с врожденным остаточным зрением (83%), с приобретенным остаточным зрением (7б%), с приобретенной слепотой (63%), с остаточным зрением с детства (61%), наименее выражены положительные ответы у людей с врожденной слепотой (32%), со слепотой с детства (40%). Отрицательные ответы более выражены у людей с врожденной слепотой (58%), со слепотой с детства (50%), нейтральные ответы наиболее выражены у людей со слепотой с детства (43%). Также следует отметить, что положительные ответы (59%) более выражены, чем отрицательные (26%) или нейтральные (21%) у всех групп слепых и слабовидящих людей (у слабовидящих более, чем у слепых - 74%, а отрицательные и нейтральные ответы у слабовидящих составляют 10% и 16% соответственно). Следовательно, межличностные отношения наиболее развиты у людей с врожденным остаточным зрением, с приобретенным остаточным зрением, с приобретенной слепотой, с остаточным зрением с детства, наименее выражены - у людей с врожденной слепотой, со слепотой с детства. Таким образом, межличностные отношения являются наиболее развитой областью социальных отношений у слепых, а особенно у слабовидящих людей.

При остаточном зрении положительное отношение к межличностному взаимодействию объясняется наличием остатка зрения (врожденного или приобретенного), формированием со стороны ближайшего окружения правильного отношения к себе.

При приобретенной слепоте положительное отношение к межличностному взаимодействию обусловлено тем, что навыки взаимодействия сформировались до возникновения дефекта. Дефект внес изменения в процесс межличностного взаимодействия (на фазах адаптации были переживания, страхи, тревоги, неуверенность в себе, дискомфорт), но при своевременном оказании помощи данные особенности снимаются и формируется положительное отношение к межличностному взаимодействию, то есть в силу вступают имеющиеся навыки общения.

При врожденной слепоте и слепоте с детства отрицательное отношение к межличностным взаимодействиям объясняется отсутствием социальных контактов ребенка с внешним миром, то есть у него нет зрячих друзей дома (родители не обратили вовремя внимания на становление социальных связей ребенка), а придя в школу ребенок не знает как общаться со слепыми и слабовидящими детьми, что отрицательно закрепляется и проявляется на поведенческом уровне в течение всей жизни (в дальнейшем это проявляется в любом коллективе).

При слепоте с детства нейтральное отношение к межличностному взаимодействию объясняется тем, что родители изначально знакомят ребенка с детьми в домашних условиях, не формируют представлений об этих детях, не налаживают взаимодействия между ними, то есть отсутствие контакта со сверстниками в детском воз-

расте влияет на отношение с окружающими в дальнейшем, - то есть уже во взрослой жизни человек не выстраивает близких отношений с людьми, у него проявляется замкнутость.

Положительное отношение к межличностному взаимодействию у всех групп людей обусловлено тем, что слепые и слабовидящие составляют больший контингент среди людей с особенностями в развитии, общество к ним уже адаптировалось и воспринимает их адекватно — этим объяснимся положительное отношение слепых к нормальным людям. Во взрослой жизни слепые и слабовидящие более или менее адаптированы в различных сферах социального взаимодействия, что облегчает вхождение в контакт в травмирующих ситуациях (в общественных местах).

Положительное отношение к межличностному взаимодействию у слабовидящих людей объясняется наличием остаточного зрения - уже другая социальная ситуация. При второй, третьей группе инвалидности (сла-бовидение) социальная ситуация развития такова, что контакты остаются более или менее сохранными, и даже имеют место браки со зрячими людьми, что способствует укреплению социальных контактов в различных сферах деятельности:

- по шкале «отношение к друзьям» - между группой людей с приобретенным остаточным зрением и группами людей с врожденным остаточным зрением ({-Ст=3,31, а=0,01), с остаточным зрением с детства 0-Ст=2,58, а =0,05); между группой людей со слепотой с детства и группами людей с приобретенной слепотой (^ Ст =2.29, а =0,05), с врожденной слепотой (-Ст =2,56, а =0,05), с врожденным остаточным зрением ^-Ст =4,02, а =0,001), с остаточным зрением с детства 0-Ст =3,16, а =0,01). Положительные ответы наиболее выражены у групп людей с врожденным остаточным зрением (83%), с врожденной слепотой (71%) по сравнению с другими группами и у всех слепых и слабовидящих людей по о 1 ношению к отрицательным и нейтральным ответам. Отрицательные ответы наиболее выражены у людей с остаточным зрением с детства (23%), нейтральные ответы - у людей со слепотой с детства (43%). Следовательно, у всех слепых и слабовидящих людей (причем, в равной степени - 64% и 69%, соответственно) положительное отношение к друзьям выражено больше, чем отрицательное или нейтральное. Таким образом, еще раз подтверждается, что область межличностных отношений у слепых и слабовидящих людей развита более, чем другие области социальных отношений.

При врожденной слепоте и врожденном остаточном зрении положительное отношение к друзьям объясняется вхождением ребенка и социальные контакты с детства, несмотря на наличие дефекта.

Для лиц с нарушением зрения друзья являются основой для компенсации дефекта, что и определяет положительное отношение к друзьям.

Отрицательное отношение проявляется в связи с тем, что при неблагоприятной жизни в семье ребенку приходится долго привыкли, к возникшему дефекту, потере друзей (травмирующая ситуация в детском возрасте), что приводит к тому, что в дальнейшем не формируется дружеских отношений, независимо от возраста («друзей у меня нет», «все прошлом», «все люди одинаковы», «мои друзья - книги» - в результате формируется свой внутренний мир, то есть читая книги или просматривая фильмы, слушая музыку рисуется образ того героя, о котором человек читает книги или видит на экране, этому человеку дается имя и возникает внутреннее взаимодействие с ним как с другом).

Нейтральное отношение к друзьям у слепых людей с детства обусловлено тем, что родители не сближали ребенка с детьми - в дальнейшем общение такого человека с людьми будет носить бытовой характер, при этом человек получает от этого удовольствие, думая, что в общении он является незаменимым, очень сведущим собе-

седником, у него не возникает мысли, что окружающим он не интересен и не формируется понятие о дружбе и о друге.

- по шкале «отношение к работе» - между группой людей с врожденным остаточным зрением и приобретенной слепотой ^-Ст =3,66, а=0,001); между группой людей с остаточным зрением с детства и группами людей с врожденной слепотой ^-Ст=2,49, а =0,05), с врожденным остаточным зрением ^-Ст =5,71, а =0,001), с приобретенным остаточным зрением ^-Ст =-2,91, а=0,0.1), со слепотой с детства 0-Ст =- 2,49, а =0,05). Положительные ответы наиболее выражены у людей с врожденным остаточным зрением (83%), с приобретенным остаточным зрением (55%); отрицательные ответы не выражены ни у одной группы слепых и слабовидящих людей, но более всех отрицательных ответов у людей с врожденной слепотой (16 %), со слепотой с детства (20%); нейтральные ответы наиболее выражены у людей с остаточным зрением с детства (71%), с приобретенной слепотой (68%), со слепотой с детства (50%). Следовательно, положительное отношение к работе преобладает у людей с врожденным остаточным зрением и с приобретенным остаточным зрением, у остальных слепых и слабовидящих людей преобладает нейтральное отношение к работе.

Положительное отношение к работе объясняется наличием остаточного зрения, (не обязательно получать образование, по их мнению, что им проще найти работу, опираясь на остаток зрения).

Отрицательное отношение к работе у людей с врожденной слепотой и слепотой с детства объясняется наличием дефекта. В связи с неоправданностью надежд наблюдаются переживания различного характера:

1) многие слепые не могут получить образование, они задумываются о своей работе (идет учиться в ЦРС на профобучение);

2) при получении образования и устройстве на работу, обостряются переживания связанные с наличием дефекта. Проявляется в излишней суетливости, в повышении уровня ситуативной тревожности в связи с желанием оправдать надежды окружающих и показать свою состоятельность;

3) после получения образования, слепые не могут найти работу и тогда постепенно возникает отрицательное отношение к профессии в связи с переоценкой жизненных смыслов («зачем я учился, кому это нужно»).

Нейтральное отношение к работе у людей с остаточным зрением с Детства объясняется ожиданиями возвращения зрения («наработаться я еще успею», «пусть другие работают», «с работой загублю последнее зрение, а мне надо мое вернуть»). При приобретенной слепоте нейтральное отношение объясняется отношением к своей прошлой работе, не оценивая адекватно настоящие возможности. При слепоте с детства не формируется представление о том, что после школы человек будет учиться, работать, не формируется никакого отношения к работе.

Различий по шкалам (отношения к дефекту, профессии, межличностному взаимодействию, друзьям, работе), с использованием критерия различий Стьюдента, между слепыми и слабовидящими людьми выявлено ш-было, но при анализе процентного соотношения ответов было выявлено, что по шкале «отношение к дефекту» у слепых людей наиболее выражено нейтральное (58%) или отрицательное (28%) отношение к своему дефекту зрения, а у слабовидящих - адекватное или положительное (71%) отношение к своему дефекту; по шкале «отношение к профессии» у слепых людей не наблюдается выраженного положительного или отрицательного отношения к профессии, а у слабовидящих людей наиболее выражено положительное отношение к профессии (56%); по шкале «межличностные отношения» у слепых людей одинаково выражено положительное (43%) и отрицательное (44%) отношение к межличностному и

взаимодействию, а у слабовидящих - положительное отношение к межличностному взаимодействию (74%); по шкале «отношение к друзьям» у слепых и слабовидящих людей одинаково выражено положительное отношение к друзьям (64% и 69%, соответственно); по шкале «отношение к работе» у слепых людей выражено нейтральное отношение к работе (54%), у слабовидящих людей - положительное отношение (55%), также как и отношение к профессии.

Наглядно результаты изучения представлены на рисунках 2-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ г, 1 а тпвилшм

"т ис-пи

Рисунок 2 - Результаты изучения отношения групп слепых и слабовидящих людей к факторам жизни, необходимым для их адаптации в обществе (методика анкетирования, %)

80 70 60 50 40 30 20 10

Рисунок 3 - Результаты изучения отношения групп слепых и слабовидящих людей к факторам жизни, необходимым для их адаптации в обществе (методика анкетирования, %)

Качественный анализ данных, в связи с направленностью ответов испытуемых, позволил сделать следующие выводы:

- у людей с приобретенной слепотой по шкале «отношение к дефекту» наблюдается отрицательное отношение к своему дефекту; по шкале «отношению к профессии» наблюдается положительное отношение, (ответы «я - юрист», «музработник», «психолог», «буду поступать на психфак»); по шкалам «межличностные отношения» и «отношение к друзьям» наблюдается положительное отношение, (преобладают ответы «друзья есть», «выдержка, умение понять», «уверенность в себе»), по шкале «отношение к работе» наблюдается отрицательное отношение, (преобладают ответы «я не работал», «моя работа потеряна»);

- у людей с врожденной слепотой по шкале «отношение к дефекту» наблюдается нейтральное отношение к своему дефекту; по шкале «отношение к профессии» наблюдается нейтральное отношение к получению образования, профессии, преобладают ответы «об этом я не думал», «не планирую», «не знаю»; по шкалам «межличностные отношения» и «отношение к друзьям» наблюдается положительное отношение, преобладают ответы «друзья есть», «юмор, выдержка, такт»;

- у людей со слепотой с детства по шкале «отношение к дефекту» наблюдается отрицательное отношение к своему дефекту; по шкале «отношение к профессии» наблюдается нейтральное отношение к получению профессии, образования, (ответы «не думал», «не знаю», «попробую поступить на массажиста»); по шкалам «межличностные отношения» и «отношение к друзьям»

наблюдается положительное отношение, (преобладают ответы «друзья есть», «желание жить, чуткость, уверенность в себе»);

- у людей с приобретенным остаточным зрением по шкале «отношение к дефекту» наблюдается отрицательное отношение к своему дефекту; по шкале «отношение к профессии» наблюдается положительное отношение к своей профессии, образованию, ответы «я массажист», «я юрист», «профессией удовлетворен», «менять профессию не планирую»; по шкалам «межличностные отношения» и «отношение к друзьям» наблюдается положительное отношение, преобладают ответы «друзья есть», «выдержка, оптимизм, чуткость»; по шкале «отношение к работе» наблюдается нейтральное отношение, ответы «работал лифтером, об удовлетворении работой не думал», «работал массажистом, надо было выживать»;

- у людей с врожденным остаточным зрением по шкале «отношение к дефекту» наблюдается нейтральное отношение к своему дефекту; по шкале «отношение к профессии» наблюдается положительное отношение к своей профессии, образованию, ответы «попробую поступить на массажиста», «буду поступать на юрфак»; по шкалам «межличностные отношения» и «отношение к друзьям» наблюдается отрицательное отношение, преобладают ответы «друзей нет», «я ценю самих людей»;

- у людей с остаточным зрением с детства по шкале «отношение к дефекту» наблюдается отрицательное отношение к своему дефекту; шкале «отношение к профессии» наблюдается нейтральное отношение сноси профессии, образованию, ответы «закончу учебу в ЦРС», «не думал»; по шкалам «межличностные отношения» и «отношение к друзьям наблюдается положительное отношение преобладают ответы «друзья есть», «любовь к ближнему, юмор», «в людях ценю «компанейские» качества»).

Таким образом, слабовидящие люди более адаптированы к своему дефекту зрения и в связи с ним, к своей профессии, межличностному взаимодействию, к отношениям с друзьями, работе, чем слепые люди; но, тем не менее, слепые люди, также как и слабовидящие люди имеют адекватные межличностные отношения, отношения с друзьями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тотл, Д. Самоуважение и адаптация к слепоте [Текст] / Д. Тотл, Н. Тотл. -М.. 2004.

2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих

[Текст] / Л.Г. Литвак. - М., 1990.

3. Солнцева, Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тиф-лопсихологии и тифлопедагогики [Текст] / Л.И. Солнцева. - М: ООО ИПМК Логос-ВОС. 2006.

4. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности: актуальные пробле-] мы исторического материализма [Текст] / Л.Г. Здравомысл. - М., 1986.

5. Фобии и тревожные ожидания поздно ослепших./ Методическое пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена / Институт реабилитации и профподготовки слепых. - М., 2003г.

6. Двойникова Е.Ю. Коррекция типа психосоциальной адаптации личности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 1. С. 24-29.

7. Криводонова Ю.Е. Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их профессионального роста // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 30-33.

8. Никашина Н.А. Самоактуализация личности как способ успешной адаптации людей с ограниченнм зрением в современном обществе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 232-234.

9. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 274-277.

10. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 28-31.

11. Козлова О.В., Осколков В.М., Попов Ф.Н. Справедливость социальной адаптации детей-инвалидов и современные ноосферные технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 288-289.

12. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. Об обеспечении доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 14-18.

13. Вердиева Т.М. Особенности адаптации аутич-ных детей к школьной жизни и учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 46-50.

VALUE ACTIVITY OF TEACHERS IN ADAPTING THE BLIND, VISUALLY IMPAIRED

© 2014

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist, a graduate student of the Ural State Pedagogical University MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia) O.P. Denisova, the candidate of psychological sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article describes the features of educational rehabilitation of the visually impaired, affecting the process of their social adaptation.

Keywords: teaching activities, adaptation, blindness and low vision.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.