Научная статья на тему 'Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением зрения в аспекте модернизации дошкольного образования'

Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением зрения в аспекте модернизации дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1456
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CONSTRUCTIVE ACTIVITIES / PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT / DEVELOPMENT / STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ремезова Лариса Асхатовна

Современная практика дошкольного образования диктует новые условия организации образовательного процесса в ДОУ. С этих позиций рассмотрена проблема развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения. В статье представлена структурно-содержательная модель формирования и развития конструктивной деятельности детей рассматриваемой категории. Данное образование основывается на структурной взаимосвязи, характеризующей взаимодействие элементов системы как единого целого, где проступают принципы, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства коррекционного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ремезова Лариса Асхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE AREAS OF MODERNIZING PRESCHOOL EDUCATION

The modern practice of early childhood education sets new conditions for the organization of educational process in the DOW. From this perspective, consider the problem of constructive activity of preschool children with visual impairment. The article presents a structural model of a meaningful and constructive development of this category of children. This education is based on a structural relationship that characterizes the interaction of the elements of the system as a whole, where the show through the principles, goals, objectives, content, forms, methods and means of corrective action.

Текст научной работы на тему «Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением зрения в аспекте модернизации дошкольного образования»

Е.Г Нелюбина, Е.С. Самарина НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ...

выбор относительно профиля на старшей ступени обучения. Поэтому насыщение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью традиционного курса химии может позволить ученикам определиться со своим выбором, так как написание исследовательских работ связано с более детальной проработкой отдельных вопросов, изучаемых в рамках школьного предмета. Даже если ученики не свяжут в дальнейшем свой выбор с химическим или биолого-химическим профилем обучения, полученные в ходе НИР и УИР навыки пригодятся им при решении любой научной проблемы.

Мы систематизировали материал по организации научно-исследовательской деятельности учащихся 9 класса в рамках изучения темы «Органические вещества» по программе О.С. Габриеляна [2].

Материал данной темы учащимся 9 класса практически незнаком. В курсе химии 8 класса не изучались органические вещества, хотя первоначальные знания о них учащиеся могут иметь из курса биологии и опыта повседневной жизни. Перед учителем в связи с этим стоит сложная задача: структурировать большой и сложный для усвоения объем информации таким образом, чтобы он стал доступен для учащихся и усвоен в довольно короткий срок. Поэтому целесообразно в процессе работы при организации научно-исследовательской деятельности предложить учащимся моделировать опорные конспекты, логико-смысловые модели (ЛСМ), таблицы и т. д.

Мы составили календарно-тематическое планирование темы «Органические соединения» [3], к которому разработали методические рекомендации к проведению каждого конкретного урока с обязательным включением разнообразных видов учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии. Данные методические рекомендации составляют 218 страниц машинописного текста.

Выделим основные моменты в содержании данных рекомендаций:

- начало работы содержит введение, в котором указа-

ны цель и актуальность данных рекомендаций;

- в первой части работы содержатся поурочные рекомендации к проведению 15 уроков по теме «Органические соединения», изучаемой в 9 классе по программе О.С. Габриеляна. В приложение 1 вынесено календарно-тематическое планирование данной темы, которое может быть пересмотрено каждым конкретным учителем по своему усмотрению;

- во второй части методических рекомендаций содержатся характеристики основных результатов научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности учащихся, описаны требования, предъявляемые к оформлению научных работ, и подобраны шаблоны написания рефератов, докладов выступлений, сообщений и т.д. Все шаблоны оформлены в виде электронных файлов, которые планируется разместить на электронном носителе - диске в виде электронного практикума, который могут использовать не только учителя химии, но и все остальные преподаватели.

В процессе исследования мы определили наиболее эффективные методы, приемы и средства: изучение и анализ научной литературы по исследуемому вопросу, написание рефератов, докладов, проведение экскурсий, лабораторных занятий, составление коллекций и т.д., включение которых в уроки химии повысит эффективность НИР школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Дрофа, 2005.

3. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразовательных. учреждений. 17- е издание, стереотип.

© 2013

М.: Дрофа, 2011. 270 с.

RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN CHEMISTRY:

PROBLEMS AND PROSPECTS

E.G. Nelyubina, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, associate professor of the department of «Chemistry and methods of teaching»

E.S. Samarina, a student of the Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: State of innovative movement and the reform of education is reflected in the new requirements for the level of training of future generations, this sharply raises the question of the need to find new methodological approaches and techniques to the educational process on the basis of the research activities of students in the school of natural sciences.

Keywords: research activity, learning outcomes, competences, experiment guidelines.

УДК 37.018.4

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В АСПЕКТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013

Л.А. Ремезова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и специальная психология» факультета специального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Современная практика дошкольного образования диктует новые условия организации образовательного процесса в ДОУ. С этих позиций рассмотрена проблема развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения. В статье представлена структурно-содержательная модель формирования и развития конструктивной деятельности детей рассматриваемой категории. Данное образование основывается на структурной взаимосвязи, характеризующей взаимодействие элементов системы как единого целого, где проступают принципы, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства коррекционного воздействия.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, дошкольники с нарушением зрения, развитие, структурно-содержательная модель.

Современные условия развития системы общего и специального образования, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание объема информации выдвигают новые требования

к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного обра-

зования, что является стержневым требованием в модернизации системы дошкольного образования.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему развития детской деятельности. В настоящее время наряду с игровой деятельностью начинает рассматриваться продуктивная деятельность как важнейшее звено образовательной ситуации и одно из направлений стратегических инноваций. Она выступает в качестве своеобразной и удобной во всех исследовательских отношениях модели, на материале которой возможно осуществить желаемые психоло-го-педагогические превращения, проследить становление опосредствованных новообразований [1].

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования продуктивных видов деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, а также наш научно-практический опыт позволяет нам говорить о том, что процесс развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения принципиально отличается от аналогичного образовательного процесса в массовом детском саду. Эти изменения касаются всех структурных компонентов процесса обучения конструированию: принципов, целей, задач, содержания, методов, средств, управления, субъект-субъектных отношений.

Концепция проектирования модели развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения исходит из теории деятельности (А.Н. Леонтьев

[2] и др.); учения о первичном дефекте (Л.С. Выготский

[3]) как причине появления вторичных отклонений; учения о компенсации нарушенных функций (П.К. Анохин [4],Л.С. Выготский [5], М.И. Земцова [6], В.И. Лубовский [7], Л.И. Солнцева [8] и др.); концептуальной модели коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина [9]).

В данной статье мы представляем свое видение современного процесса обучения конструированию рассматриваемой категории детей, оформленное в основных положениях разработанной нами концепции.

В качестве структурных компонентов концепция имеет: методологические, теоретические и эмпирические основания построения системно-структурной модели развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы построения модели, составляющие ядро концепции; интегративные характеристики основных компонентов исследуемого процесса, условия коррекционного воздействия на трех уровнях развития конструктивной деятельности - мотивационной направленности субъекта (деятельности в целом), целевой структуры деятельности (действия) и операционально-техническом обеспечении деятельности (операции) как частей интегрированного целого, этапы коррекционной работы в ходе обучения конструированию (содержательно-смысловое наполнение концепции) [10].

Проектирование рассматриваемой модели выдвигает необходимость установления того, что лежит в основе успеха развития данного вида продуктивной деятельности на разных ее уровнях, выделения особенностей развития доминантных компонентов у рассматриваемой категории детей, и на их основе определение содержания коррекционной помощи.

Рассмотрим зависимость развития конструктивной деятельности от состояния зрительных функций при нарушениях зрения.

Известно, что различные поражения зрительно-нервного аппарата вызывают изменения состояния тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ними другие психические процессы (С.И. Кондратьев, Л.П. Григорьева, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, С.В. Сверлов, Л.А. Семёнов и др.).

Прежде всего, следует отметить отрицательное вли-

яние нарушений зрения на процесс восприятия и на всю познавательную деятельность. Нарушения зрительного восприятия приводит к трудностям пространственной ориентировки. Это обусловлено нарушением глазодвигательных функций, монокулярным характером зрения, искажающим информацию о глубине, расстоянии между предметами. Нарушения зрения приводят к обеднению зрительных впечатлений, что, в свою очередь, сказывается на формировании образов, которые становятся фрагментарными, недифференцированными, неустойчивыми. В то время как основным содержанием конструктивной деятельности является восприятие, включающее опознание зрительных образов, возникающих в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, их интерпретацию и трансформацию. На это указывали А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А.Венгер и др.

Опознание, дифференциация, создание образов -целостных, интегральных отражений действительности, требует одновременного представления основных перцептивных категорий (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). Их нарушение при зрительной патологии приводит к тому, что важнейшая функция образа - регуляция деятельности, либо затруднена, либо невозможна, поскольку, чтобы выполнить свою функцию, это отражение должно быть объективно верным.

Исследования роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н.Поддьяков, В.П. Сохина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этой деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. В результате этого перцептивные образы формы приобретают новое содержание, уточняется контур предмета, начинает выделяться его структура, пространственные особенности и соотношения составляющих его частей. На основании практического анализа предметов выделенные свойства становятся содержанием особых представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме и т.д., что в свою очередь открывает возможности для оперирования образами в мыслительном плане, обеспечивающим быстрое и точное их сравнение и дифференцирование. Зрительная же патология, монокулярный характер зрения негативно влияют на выполнение этой роли конструктивной деятельностью.

У дошкольников с нарушением зрения обнаружено снижение способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно-перцептивном процессе навыков сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации. Они формируются значительно дольше и в более поздний возрастной период, чем у нормально развивающихся детей (М.И. Земцова, В.А. Лонина, И.С. Моргулис и др.). Эти недостатки негативно сказываются на формировании умения анализировать конструкцию, выделять форму, устанавливать взаимное пространственное расположение элементов, выделять в них главные составляющие части и существенные функциональные детали и т. д.

Во многих исследованиях подчеркиваются особенности в развитии речи детей со зрительной патологией, которые проявляются в нарушениях словарно-семантической стороны речи, появлении «вербализма», редком употреблении развёрнутых высказываний из-за отсутствия зрительных впечатлений (Л.С. Волкова, М.И. Земцова, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.). Снижение зрительных функций также оказывает отрицательное влияние на эмоциональное развитие ребенка, что выражается в пониженном фоне настроения, тенденции к аутизму как следствию объективных затруднений контактов с другими людьми (Л.И.Солнцева, В.В. Лебединский, Л.И. Солнцева, С.М. Хорош). Это не может не сказываться негативно на результативности

как предметной (практической и познавательной) сторо- а впоследствии и к самой конструктивной деятельности. ны конструктивной деятельности, так и другой ее сто- Таким образом, ограничение функций зрительно-

роны, направленной на развитие взаимоотношений со го анализатора создает трудности в овладении всеми сверстниками и взрослыми. структурными компонентами конструктивной деятель-

Влияние дефекта зрения на состояние двигательного анализатора показано в исследованиях Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, В.С. Сверлова, Л.С. Сековец и др. В то время, как указывал А.В. Запоржец, различные виды конструирования представляют собой тот новый контекст, в который включаются и внутри которых развиваются отдельные движения и действия ребенка. В дошкольном возрасте их развитие опосредуется мотивами, задачами и условиями деятельности, средствами осуществления которой они становятся. Конструктивная деятельность с каждым следующим возрастным этапом предъявляет более высокие требования к отдельным движениям, которыми ребенок уже владеет, и вызывают потребность в освоении новых движений.

Существенное значение для формирования движений и действий ребенка имеет все повышающаяся его самостоятельность, а также требования взрослых к ее проявлениям. Самостоятельно проводимая ребенком деятельность требует от него более совершенных движений, большей точности и их координации.

Однако исследования моторики детей с нарушением зрения показывают, что у них зачастую обнаруживается возрастная недостаточность развития различных видов движений: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, снижены их скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность (М.Э. Бернадская, О.В. Парамей, Л.С. Сековец, Б.В. Сермеев, Л.И. Фильчикова). Это отрицательно сказывается на результативности действий с предметами, поскольку успех предметно-практической деятельности зависит от уровня сформированности произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют руки под контролем зрения. При наличии подобных нарушений детали конструктора совмещаются неточно, что приводит к нарушению устойчивости конструкций, они зачастую разрушаются. Это в свою очередь может привести к снижению интереса к результату, Самарский научный вестник. 2013. № 2

ности. Это определяет необходимость ее специальной разноуровневой организации и требует реконструирования подходов к процессу организации конструктивной деятельности, включения всего перечня необходимых компонентов, обеспечивающих результирующее коррекционное воздействие, развитие процессов компенсации, коррекцию недостатков психофизического развития детей с нарушением зрения, поиск потенциальных возможностей в развитии разнообразных навыков конструирования.

С учетом рассмотренных выше положений нами разработана и апробирована модель развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения, представленная в виде структурно-содержательной схемы на рис. 1. Данная схема включает четыре взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых блоков модели, отражающих специфику организации, формирования и развития этого вида продуктивной деятельности у детей рассматриваемой категории. Блок №1

- формирование перцептивных навыков (ФПН). Блок №2 - формирование предметно-практических действий (ФППД). Блок №3 - формирование навыков конструирования (ФНК). Блок №4 - реализация технологии развития конструктивной деятельности (РТРКД);

Обозначения, принятые на схеме модели, отражающие их содержание, структуру и функции приведены в табл. 1.

На основании структурно-содержательной схемы модели конструктивной деятельности представим ее интерпретацию. Реализация модели подразумевает наличие отношений между элементами различных уровней формирования и развития конструктивной деятельности. Вхождение в собственно конструктивную деятельность опирается на специально созданную ресурсную базу -кабинет конструирования, представленного шестью модулями: модуль 1 - пропедевтическая направленность конструктивной деятельности; модуль 2 - овладение способами моделирования конструкций; модуль 3 - экспериментирование с элементами конструктора; модуль

45

4 - проектная форма обучения конструированию; мо- продолжительность пропедевтических курсов и их со-дуль 5 - компьютерное конструирование; модуль 6 - держание может либо сокращаться, либо, наоборот уве-строительные игры. личиваться. Реализация целей каждого модуля осущест-

Таблица 1

Содержание, структура и функции модели коррекционной направленности конструктивной деятельности

Структура модели Структурные компоненты Содержательное наполнение модели

ФПН -Блок №1 Пространство МП - местоположение (формирование навыков установления местоположения конструкций, деталей конструктора)

формирования перцептивных навыков ПО - пространственные отношения (формирование навыков установления пространственных отношений между деталями конструкций)

Цвет ФСЭ - формирование сенсорных эталонов; ФОД - формирование обследовательских действий (ИО - идентификация образов, Ср. -сравнение);

Форма

Величина ФАВ - формирование аналитического восприятия (ЛОК - локализация, ХС - характеристика свойств, Ч-Ц - часть - целое, Ранж. - ранжирование)

ФППД -Блок №2 формирования предметнопрактических действий Оптико-кинестетическая организация движений ММД (мономануальные действия) - формирование действий одной рукой (правой, левой); БМД (бимануальные действия) - формирование действий одновременно двумя руками

Оптикопространственная организация движений ВПР - формирование двигательных образов, навыков дифференциации движений, контроля над движениями, воспроизведения тех или иных положений руки, рук по образцу, памяти, инструкции

Динамическая организация двигательного акта ПП - перебор пальцами»; РКД - реципрокная координация движений; АП - «асимметрическое» постукивание

Действия с деталями конструктора ЗсЭК - знакомство с элементами конструктора, их основными свойствами, влияющими на правильное манипулирование предметом. Это важно, поскольку на первых порах действие дошкольника с нарушением зрения с предметом осуществляется без учета его специфических особенностей; ФРСД - формирование рациональных способов действий с предметами; ИЭДР - изучение эталонных действий рук в процессе применения различных орудий труда, овладение логикой движения орудия; АСЭД - автоматизация системы элементарных действий в процессе последовательного выполнения их в предметно-практической деятельности

Планирование действий РсГОП - работа с готовыми образцами планов конструирования; СПКсПП - составление планов конструирования с помощью педагога; ССПК - самостоятельное составление планов конструирования

ФНК -Блок №3 формирования навыков Конструирование по образцу КпВЭО - конструирование по воспринимаемому элементному образцу; КпПЭО - конструирование по представляемому элементному образцу; КпРП - конструирование по реальному предмету; КпПИ - конструирование по предметному изображению (фотографии, рисунку)

конструирования Конструирование по моделям КпГО - конструирование по графическому образцу; ПКпГО - преобразование конструкции по графическому образцу; ПГОпК - преобразование графического образца по конструкции; ГИК - графическое изображение конструкции

Конструирование по условиям ПКпУ - преобразование конструирования по условиям; СКпУ - создание конструкции по условиям

Конструирование по теме Формирование эффективных приемов выбора материала и способов возведения постройки. Актуализация и закрепление знаний и умений

Конструирование по замыслу Формирование умения строить замысел. Формирование умения осуществлять поиск конструктивного решения. Самостоятельное и творческое использование знаний и умений конструировать при воплощении замысла

РТРКД - Блок №4 реализации технологии формирования навыков конструирования (ТФНК) Концептуальная основа технологии коррекционного развития конструктивной деятельности Значение и возможности ТФНК. Цели и задачи ТФНК. Принципы и требования развития ТФНК. Структура ТФНК. Программно-методическое обеспечение ТФНК. Средства формирования навыков конструирования. Роль и функции кабинета конструирования как эффективной коррекционно-развивающей среды. Роль и функции педагога в реализации ТФНК.

Содержательная часть технологии формирования навыков конструирования Пропедевтический этап формирования конструктивной деятельности. Формирование собственно конструктивной деятельности на разных уровнях ее развития с включением пропедевтических курсов. Выход на этап развития творческого конструирования на основе модульного подхода в условиях кабинета конструирования

Процессуальная часть(собственно технологический процесс формирования навыков конструирования) Организация процесса формирования навыков конструирования. Методы и формы организации и развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения. Деятельность воспитателя по управлению процессом формирования навыков конструирования. Диагностика конструктивной деятельности.

Включение пропедевтического этапа в силу особенностей психофизического развития дошкольников с нарушением зрения является логичным в отношении каждого вида конструирования. По мере необходимости

46

вляется как в совместной деятельности со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей.

Из приведенных схемы и таблицы, очевидно, что модель позволяет решать разнообразные задачи форми-Самарский научный вестник. 2013. № 2

рования и развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения. Данное образование основывается на структурной взаимосвязи, характеризующей взаимодействие элементов системы как единого целого, где проступают принципы, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства коррекционного воздействия. Такой подход к решению задач развития конструктивной деятельности направлен на воспитание коррекционно-компенсаторных способностей адаптивного характера, эффективность которого определяется введением пропедевтических курсов. Благодаря пропедевтической работе удается сформировать навыки и умения пользоваться неполноценным зрением, а также компенсаторные формы ориентации за счет развития сохранных анализаторов: речи, памяти и мышления.

Формирование коррекционно-компенсаторных способностей адаптивного характера продолжается в процессе специально организованной образовательной деятельности по конструированию, а также в строительных играх за счет вооружения навыками планирования и упорядочивания предметных действий, формирования обобщенных представлений о конструируемом объекте и способах решения конструктивных задач, навыков самоконтроля и самооценки, способности к наглядному моделированию.

Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств позволяет сформировать полноценную, качественную конструктивную деятельность у детей с нарушением зрения в соответствии с их особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

В нашем исследовании мы выделили критерии успешного построения и реализации комплексной модели развития конструктивной деятельности: построение модели с учетом организации разноуровневой детской конструктивной деятельности; вовлечение и полноценное участие специалистов разных профилей и родителей в процессе коррекционного развития конструктивной деятельности; создание кабинета конструирования; определение и разработка критериев и уровней развития конструктивной деятельности дошкольников разного возраста; разработка теоретико-методологического и научно-методического обеспечения реализации комплексной модели развития конструктивной деятельности; обоснование, создание и внедрение программ повышения квалификации специалистов коррекционных, общеобразовательных дошкольных учреждений по обеспечению качества образовательных услуг в области конструктивной деятельности.

Системный, комплексный подход в обучении конструированию рассматривается как сочетание педагогических, психологических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие дошкольников с нарушением зрения, использование адаптивных средств конструктивной деятельности с учетом психофизических особенностей развития детей данной категории. Комплексный подход к формированию конструктивных

знаний, навыков, умений тесно связан со всеми сторонами психофизического развития ребенка: развитием зрительного восприятия, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, целенаправленных действий с предметами, навыков ориентировки в микропространстве, формированием взаимосвязи между глазомером и проприоцептивно-двигательной памятью, слиянием чувственной информации с ее словесной интерпретацией, развитием мыслительной деятельности и др.

Итак, модель развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения предполагает организацию образовательного процесса как особой коррекционно-развивающей среды через широкую кооперацию медицинского, психологического и педагогического коррекционного воздействия на разных возрастных этапах и уровнях развития конструктивных навыков, деятельности специалистов разных профилей. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушением зрения; эффективно решать образовательные задачи и обеспечивать расширение позитивного влияния конструктивной деятельности на другие виды детской деятельности, учитывая ее универсальный, интегрирующий характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2002. 272 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1955. 524 с.

4. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обос-нова-ние // Труды научной сессии по дефектологии. М.: АПН РСФСР, 1958. С. 45-48.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.

: в 6 т. Т. 5. М., 1983. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: АПН РСФСР, 1956. 419 с.

7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей: Автореф. дис. ... докт. псих. наук. М., 1975. 31 с.

8. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. 192 с.

9. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998. 262 с.

10. Ремезова Л.А. Концептуальное обоснование модели коррекционной направленности конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 12. №5(3). 2010 г. Раздел «Психология». С. 698-703.

THE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE AREAS OF MODERNIZING PRESCHOOL EDUCATION

© 2013

L.A. Remezova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, associate professor of the department of “Special Education and Special Psychology” Department of Special Education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The modern practice of early childhood education sets new conditions for the organization of educational process in the DOW. From this perspective, consider the problem of constructive activity of preschool children with visual impairment. The article presents a structural model of a meaningful and constructive development of this category of children. This education is based on a structural relationship that characterizes the interaction of the elements of the system as a whole, where the show through the principles, goals, objectives, content, forms, methods and means of corrective action.

Keywords: constructive activities, preschool children with visual impairment, development, structural and substantial model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.