УДК 376
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
А.А. Андреева, С.Н. Исаева, А.В. Можейко
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: kaf-sdpp@yandex.ru
В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных средств и приемов при обучении и воспитании детей с сенсорными нарушениями. Обсуждаются направленности коррекци-онного воздействия, способствующие развитию психических процессов детей с нарушениями слуха и зрения.
Ключевые слова: нетрадиционные техники, коррекционное воздействие, дошкольники, изобразительная деятельность, стендовое моделирование, коллаж, пластилинография, сенсорные нарушения.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей в широком спектре современных технологий.
В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые методы. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей, развитию личности ребенка в целом, повышению эффективности его обучения. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные методы сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности [1].
Рассмотрение творчества как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид, Е. Крамер.
В России такой опыт работы представлен в работах Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского,
О.А. Карабановой, Р.Б. Хайкина и др. Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреаги-рование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения.
Педагогическая сущность коррекции детей с сенсорными нарушениями средствами творчества состоит в целенаправленном педагогическом воздействии на детей, способствующем совершенствованию развития познавательных психических процессов, мелко-моторных функций, а также раскрытию их креативного потенциала. Внутреннее содержание творчества имеет социально-педагогическую (развитие умения владеть собой; устранение коммуникационных барьеров; объяснение ситуативных изменений в поведении индивида; эмоциональное развитие ребенка; развитие чувства уверенности в себе и др.) и собственно педагогическую (создание условий для проявления созидающей силы, активизация глубинных процессов, перевод восприятия ребенка на более глубокий уровень и др.) природу, которая отвечает задачам коррекции развития ребенка с сенсорными нарушениями [2].
По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребенка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как
искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом [3].
Специальная психология и педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о такой категории детей, как дети с нарушениями зрения: о конкретных причинах проявлений тех или иных нарушений, различных видах нарушений зрения, о специфических особенностях психических процессов, а также о путях коррекцион-ного воздействия, в том числе с помощью творчески продуктивных видов деятельности (К.И. Земцова, В.П. Ермаков, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).
Психологические исследования А.А. Вен-гера, А.П. Гозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих детей от своих слышащих сверстников в области зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений [4].
Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей. Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребенком не запоминается. Одна из основных задач при обучении глухих дошкольников состоит в том, чтобы повседневно, систематически формировать у них способность видеть за словом реальную ситуацию, создавать по слову представление не только о том, что дети видели, наблюдали, но и о новых, не встречавшихся прежде в их опыте предметах и явлениях окружающего мира. Слово должно обобщать накопленный ребенком чувственный опыт. Только после этого само оно может стать источником знания. Для того чтобы достигнуть решения этой задачи, необходимо создать систему сенсорного воспитания глухих дошкольников, направленную на
формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей [5].
Развитие ребенка с первых дней жизни происходит под направляющим влиянием взрослых, при этом огромное значение принадлежит воздействию посредством слышимой речи. Ребенок с нарушенным слухом развивается не только в беззвуковой, но и в безречевой среде. В результате задерживается развитие восприятия и деятельности. Формирование и развитие изобразительной деятельности у глухого ребенка несет печать своеобразия. В особенно трудном положении оказываются дети, которых вообще не обучали приемам выполнения той или иной деятельности. Так, отмечается более позднее становление предметного рисунка, обеднен-ность содержания, стереотипия. Очень медленно и в ограниченных пределах развивается сюжетный рисунок.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Формирование словаря ребенка с нарушениями слуха происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми. Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.
Обучая изодеятельности, педагог-дефек-толог учит детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы - осязание, двигательная чувствительность. То, что ребенок воспринял, сочетается со словом, которое дается в доступной для ребенка форме. На основе сочетания чувственного
образа со словом формируются представления, которые могут быть затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная деятельность становится средством формирования речи у детей с нарушением слуха.
Изодеятельность развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству - желание получить результат, создать определенное изображение.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика и психология все больше внимания уделяет изобразительной деятельности как средству развития талантливой, творческой личности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Г.Г. Григорьева, Т.И. Доронова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.И. Савенкова, Е.А. Флерина, Б.П. Юсов, С.Г. Якобсон), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.
Дошкольный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве [6].
По мнению Г.Г. Григорьевой, изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным решающим потенциалом.
В процессе изобразительной деятельности в период дошкольного возраста совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. За
этот период жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Кроме этого, изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки. Занимаясь изобразительной деятельностью, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Как отмечает А. Ильина, в педагогике нетрадиционные методы изобразительной деятельности интересны тем, что они позволяют обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, объединяют в себе элементы игры и экспериментирования [7].
В данной работе проанализирован ряд исследований, в которых применялись те или иные средства, направленные на развитие различных процессов дошкольников с нарушениями слуха и с нарушениями зрения. Исследования проводились в рамках дипломных работ студентов специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, среди них такие, как «Развитие ориентировки в пространстве у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста с использованием стендового моделирования», «Lego-технология как средство развития ориентировки в пространстве у слабовидящих детей дошкольного возраста», «Объемное моделирование как средство формирования сенсорных эталонов формы, цвета, величины у слабовидящих дошкольников 3-5 лет», «Развитие творческого воображения слабовидящих дошкольников посредством пластилинографии», «Панорамная книга как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников», «Развитие творческого воображения слабовидящих дошкольников (6-7 лет) посредством коллажной техники», «Оригами как средство развития словесно-логического мышления слабослышащих дошкольников (6-7 лет)», «Нетрадиционные техники рисо-
вания как средство развития глобального чтения неслышащих дошкольников», «Модульное конструирование как средство развития наглядно-действенного мышления слабослышащих дошкольников (3-4 лет)», «Кляксо-графии как средство развития воображения неслышащих дошкольников» и ряд других. В данных исследованиях рассматриваются такие творческо-продуктивные виды деятельности, как объемное (стендовое) моделирование, Lego-технология, техники витража, граттажа, монотипии, пальцеграфии, кляксо-графии, коллажа, пластилинографии и др.
Одним из инновационных методов формирования навыков ориентировки в пространстве является объемное (стендовое) моделирование. Система деятельности по формированию пространственных представлений с помощью данного метода представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия в плане ориентировки в пространстве. Стендовое моделирование - это вид творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной игры. Стендовое моделирование можно также использовать и в процессе диагностики ребенка, так как свободная конструктивно-игровая деятельность детей позволяет быстрее установить контакт между педагогом и детьми и полнее раскрыть особенности ребенка, установить уровень его коммуникативности [8].
Слово «модель» происходит от слова «modulus» - мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков и используется как в профессиональной и научной деятельности, так и в обыденной жизни. В научных исследованиях модель - это созданный человеком искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления. Исследуя свойства модели, человек получает новые знания о реальном объекте или явлении. При обучении модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например модели станков, механизмов, приборов и др.
В детском техническом творчестве не ставится задача изучения сложных физических или других явлений, происходящих
в предметах исследования. В детском техническом творчестве преобладают модели технических устройств, которые наиболее близки интеллекту дошкольника и соразмерны его техническому и технологическому мышлению.
Моделирование имеет большое значение в развитии дошкольников. Во-первых, идет развитие тонкой моторики, во-вторых, логических умственных цепочек, развитие эстетики и композиционных решений.
На занятиях объемным моделированием дети овладевают навыками ориентировки в микро- и макропространстве, навыками ориентировки по схеме, по словесной инструкции педагога, также закрепляются умения обозначать в речи пространственное расположение предметов и умения использовать в речи пространственные термины. У детей есть возможность как самостоятельно, так и с помощью педагога построить «Город своей мечты» своими руками. Перед нами может возникнуть «Цветочный город» для Незнайки, раскинуться сказочный лес для Красной Шапочки, воплотится в жизнь сказка про трех поросят или «Сказочный город» ребенка.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Существуют традиционные приемы развития изобразительной деятельности, такие как: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Наряду с традиционными приемами, существуют различные альтернативные, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: витраж (изображения из стекла или на стекле), граттаж (поцарапывание), монотипия (гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе), пальцеграфия (пальчиковая живопись), кляксография, коллаж и др.
Среди рассматриваемых нами опытно-экспериментальных работ, отметим, что авторы использовали в основном нетрадиционные техники, так как педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен должным образом в современных образовательных программах. Из вышеперечисленных техник для развития творческого воображения слабовидящих дошко-
льников выделим техники коллажа и пла-стилинографии для иллюстрации эффективности данных видов творческо-продук-тивной деятельности.
Пластилинография, бесспорно, претендует называться нетрадиционным методом изобразительной деятельности и педагогической технологией, так как стимулирует творческую личность дошкольника. В силу своей педагогической универсальности пластили-нография служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях [9].
Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Использование пластилинографии в системе дошкольного образовательного учреждения является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:
прослеживается принцип интеграции образовательных областей: изобразительная деятельность находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;
- пластилин используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
основой образовательного процесса с использованием пластилинографии является игра - ведущий вид детской деятельности.
Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся
в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре (вырезки из газет, журналов, каталогов, обрывков фотографий, обоев, куски ткани, щепки и др.).
По нашему мнению, именно этот прием -один из самых интересных для детей дошкольного возраста не только как прием изобразительного искусства, а как вид художественного труда. Коллаж, как и аппликация, глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Коллаж - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Стоит отметить, что использование различных материалов для изготовления композиций, аппликаций и коллажей дошкольником с сенсорными нарушениями в доступной для него форме будет способствовать развитию у него осознания самоценности своей работы, повышению общей самооценки ребенка, творческого воображения, зрительно-двигательной координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.
Результаты формирующего эксперимента, проведенного в рамках эмпирического этапа исследования творческого воображения детей с нарушениям зрения, показали, что после проведенной работы 20% детей экспериментальной группы достигли уровня выше среднего, 60% достигли среднего уровня развития творческого воображения, два ребенка остались на уровне ниже среднего - 20%. По сравнению с констатирующим этапом - у 20% детей экспериментальной группы средний уровень развития творческого воображения, у 50% слабовидящих дошкольников уровень развития творческого воображения ниже среднего, низкий уровень -у 30% детей.
Таким образом, использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении позволяет поднять на более высокий уровень творческое воображение дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения. Доступность использования нетрадиционных технологий также определяется возрастными особенностями детей. Именно творчески
продуктивные виды деятельности создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодея-тельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, способствуют развитию трудовых навыков. Для детей с нарушениями зрения особенно актуальны такие аспекты, как зрительная оценка сенсорных эталонов формы, величины, цвета, ориентирование в пространстве, чувство света, координация глаза и руки. Такая творческая работа побуждает детей с нарушением слуха обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением, что решает одну из основных задач коррекционной работы - развитие речи у неслышащих дошкольников.
Литература
1. Маркова Д.А., Почечуева О.Е., Андреева А.А. Инновационные подходы в коррекционной работе тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения // Гражданское общество как субъект формирования социального здоровья. Тамбов, 2013.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1999.
3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1972.
4. Pay М.Ю. Роль наглядного мышления в изобразительной деятельности глухих детей. М., 1985.
5. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. № 4.
6. Венгер А.Л. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983. № 11.
7. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. 2004. № 2.
8. Почечуева О.Е., Маркова Д.А., Андреева А.А. Развитие сенсорных эталонов слабовидящих дошкольников при использовании стендового моделирования // Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации. Тамбов, 2013.
9. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М., 2008.
References
1. Markova D.A., Pochechueva O.E., Andreeva A.A. Innovacionnye podhody v korrekcionnoj rabote tiflopedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Grazhdanskoe obschestvo kak sub'ekt formirovaniya social'nogo zdorov'ya. Tambov, 2013.
2. Grigor'eva G.G. Izobrazitel'naya deyatel'nost' doshkol'nikov. M., 1999.
3. Venger A.A. Obuchenie gluhih doshkol'nikov izobrazitel'noj deyatel'nosti. M., 1972.
4. Ray M.Yu. Rol' naglyadnogo myshleniya v izobrazitel'noj deyatel'nosti gluhih detej. M., 1985.
5. Solnceva L.I. Nekotorye osobennosti psihi-cheskogo razvitiya detej s narusheniyami zreniya v sovremennyh usloviyah // Defektologiya. 2000. № 4.
6. Venger A.L. Puti k razvitiyu detskogo tvor-chestva // Doshkol'noe vospitanie. 1983. № 11.
7. Il'ina A. Risovanie netradicionnymi sposobami // Doshkol'noe vospitanie. 2004. № 2.
8. Pochechueva O.E., Markova D.A., Andreeva A.A. Razvitie sensornyh 'etalonov slabovidya-schih doshkol'nikov pri ispol'zovanii stendovogo modelirovaniya // Socializaciya detej s narushe-niyami v razvitii: opyt, problemy, innovacii. Tambov, 2013.
9. Davydova G.N. Plastilinografiya. Animalisti-cheskaya zhivopis'. M., 2008.
INFLUENCE
OF CREATIVE-PRODUCTIVE TYPES OF ACTIVITY ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN PRESCHOOL AGE WITH SENSORY ABNORMALITIES
A.A. Andreeva, S.N. Isaeva, A.V. Mozheyko Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: kaf-sdpp@yandex.ru
In the article the possibilities of use of non-traditional means and techniques during teaching and up-bringing the children with sensory abnormalities are reviewed. The directions of correction influence, which contribute to the development of mental processes of children with abnormalities of hearing and eyesight are discussed.
Key words: non-traditional techniques, correction influence, children preschool age, figurative activity, stand modeling, collage, plastilinography, sensory abnormalities.