Научная статья на тему 'Значение использования этнокультурного подхода в образовании'

Значение использования этнокультурного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ПРИНЦИПЫ НАРОДНОСТИ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна

Рассматривается проблема использования этнокультурного подхода в образовании, дается авторская характеристика принципа этнокультурности как конкретно-научного, отмечается его связь с принципами народности и культуросообразности. Также в работе дается определение этнокультурного подхода к образованию, затрагивается его значимость для образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение использования этнокультурного подхода в образовании»

УДК 37.017.924/.925

Л. П. Карпушина

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ1

Аннотация. Рассматривается проблема использования этнокультурного подхода в образовании, дается авторская характеристика принципа этнокультур-ности как конкретно-научного, отмечается его связь с принципами народности и культуросообразности. Также в работе дается определение этнокультурного подхода к образованию, затрагивается его значимость для образовательной практики.

Ключевые слова: подход, этнокультурный подход к образованию, принципы народности, культуросообразности, этнокультурности, этнокультурное образование, технология культуротворчества.

Abstract. The paper considers the problem of ethnocultural approach to education, characterizes the principle of ethnic level of culture as concrete and scientific, as well as notes the relation to the principles of national character and cultural conformity. The author defines the ethnocultural approach to education and describes its importance for the educational processes.

Key words: approach, ethnocultural approach to education, principles of national character, cultural conformity, ethnic level of culture, ethnocultural education, techniques of culture creation.

Возникновение этнокультурного подхода к образованию обусловлено концептуальными идеями, изложенными в многочисленных документах, определяющих образовательную политику в нашей стране. В Концепции национальной образовательной политики РФ (2007) подчеркивается, что образование призвано обеспечить гармонизацию национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку этнической и национальнокультурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур [1], что образовательный процесс должен способствовать становлению духовности, культуры, толерантности, а потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонацио-нальной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур и различных конфессий [1, с. 97-98].

В работах многих известных ученых отмечаются значимость и важность регионального, национального (В. К. Бацын, Е. А. Жирков, В. А. Николаев, А. Б. Панькин, М. Г. Тайчинов, В. К. Шаповалов, М. А. Якунчев и др.), этнокультурного образования (Т. И. Бакланова, Т. В. Поштарева, Т. К. Соло-духина и др.). Таким образом, можно констатировать постоянно растущий интерес и актуальность этнокультурной направленности образования, что и вызвало потребность в обосновании сущности этнокультурного подхода к

1 Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012 г., приказ № 509 от 16.05.2012. Проект «Методология, теория и технологии этнокультурного образования школьников в полиэтническом образовательном пространстве».

образованию. Мы полагаем, что становление данного подхода обусловлено рядом тенденций в современной образовательной стратегии:

- направленностью образования на реализацию заказа государства, общества, времени, этносов, педагогических сообществ, родителей и учащихся в плане межэтнической и межкультурной консолидации, сохранения единого государственного и образовательного пространства, сохранения и развития этнокультур;

- выделением ведущими учеными методологических и теоретических основ, основных положений этнокультурной направленности образования;

- осмыслением образования в контексте гуманистического, аксиологического, культурологического, социокультурного, регионального, поликуль-турного подходов;

- разработкой новых принципов образования - диалогичности, культу-ротворчества, поликультурности и др.;

- определением содержания регионального (национально-регионального) компонента; технологий культуротворчества, диалогового общения, межкультурного сотрудничества.

При определении сущности этнокультурного подхода к образованию очень важно определить соотношение государственных интересов в образовательной политике и этнических потребностей сообществ. С одной стороны, сохранение языка, этнической культуры в целом является непременным условием сохранения этноса. Человек, оторванный от своей культуры, чувствует себя менее защищенным, утрачивает связь со своим народом, что может привести к формированию «человека на краю культур» (термин американских социологов), который не знает и свою культуру, и не постиг ценности другой культуры, не стал ее носителем, не освоил способ мышления, характерный для конкретной культуры. Поэтому необходимо дать подрастающему поколению возможность с раннего возраста постигать родную культуру, обеспечив научно-теоретическую, организационную и технологическую разработку данной проблемы. С другой стороны, необходимость обеспечения единого образовательного пространства, консолидации народов России, достижения высокого стандарта образования в контексте общих тенденций глобального образования доказывает то, что образовательный процесс должен иметь «поликультурную, межкультурную, мультикультурную направленность» [1, с. 253].

Сущность понятия «этнокультурная направленность образования» определена В. К. Шаповаловым, который отмечает, что она должна обеспечить ориентацию образовательного процесса, его педагогических основ на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к его определению в условиях мировой цивилизации [2, с. 63]. Таким образом, этнокультурная направленность образования заключается в ориентированности педагогических основ образования на социализацию и культурацию личности как представителя этноса, России и мира, обладающей этническим самосознанием, стремящейся к сохранению и развитию родной культуры и культуры нашей страны.

Этнокультурная направленность образования проявляется в становлении образования в аспекте этнокультурного подхода. Подход - это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности [3, с. 6]. В связи

с этим мы считаем необходимым рассмотреть один из принципов образования, на котором будет базироваться этнокультурный подход к нему - принцип этнокультурности.

Рассмотрение сущности принципа этнокультурности связано с двумя принципами общенаучного уровня: принципом народности (Я. А. Комен-ский, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и др.) и принципом культуросооб-разности (А. Дистервег).

К. Д. Ушинский, сформулировав принцип народности, считал, что необходимо «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется, всегда хорош относительно данного века» [4, с. 34].

Анализ работ в данном аспекте позволил выделить основные характерные черты принципа народности: воспитание молодежи сообразно культурно-историческому прошлому народа; направленность образования на становление национального самосознания, национального характера; учет при организации образования идей народной педагогики, возвышение роли народа в становлении культурно-образовательного пространства; использование в содержании образования фольклора, традиций, праздников.

Не менее важно учитывать при определении основных положений принципа этнокультурности принцип культуросообразности, внесенный в педагогику А. Дистервегом, предполагающий учет культуры общества в образовании человека, особенно современной культуры [5, с. 228].

К основным положениям этого принципа можно отнести: «сообразность» воспитания человека родной культуре, культуре общества и мира; учет индивидуальных особенностей при восприятии культуры личностью; «сообразность» культурно-творческой деятельности человека современной культуре народа [5].

Однако принцип этнокультурности не просто учитывает основные положения принципов народности и культуросообразности, но и включает в себя новые положения в соответствии с современными тенденциями в мире и образовании. Ниже нами приведена характеристика принципов народности и этнокультурности, при этом основные черты принципа народности как бы находят «вторую жизнь» в принципе этнокультурности, обеспечивающем претворение данных черт в современном образовательном процессе (табл. 1).

Нами также рассмотрены принципы культуросообразности и этнокуль-турности и выделены идеи, характеризующие данные принципы, причем основные идеи принципа культуросообразности «преломляются» в принципе этнокультурности в ракурсе современного образования (табл. 2).

Мы трактуем принцип этнокультурности (педагогический) как объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного образования и социализации, формирования у подрастающего поколения российской гражданственной и этнической идентичности, патриотизма, толерантности, способности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в ходе освоения ценностей традиционной культуры своего народа и других народов, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, этнокультурного опыта, которые обеспечат становление гражданина России и представителя этноса.

Таблица 1

Сравнительная характеристика принципов народности и этнокультурности

Принцип народности Принцип этнокультурности

Воспитание сообразно культурно-историческому прошлому народа Воспитание на основе архаичной и современной культуры народа с учетом современных реалий бытования этой культуры; воспитание гражданственности, патриотизма

Направленность образования на становление национального самосознания, национального характера Направленность образования на становление этнической идентичности, этнического самосознания в совокупности с формированием толерантности, уважения к другим народам, способности к межэтническому общению

Учет при организации образования идей народной педагогики Учет прогрессивных идей народной педагогики, адаптированных для современного образовательного процесса

Использование в содержании образования фольклора, традиций, праздников Использование в содержании образования фольклора, традиций, праздников при условии переноса акцентов с мифологической сущности на духовно-нравственную сущность

Таблица 2

Сравнительная характеристика принципов культуросообразности и этнокультурности

Принцип культуросообразности Принцип этнокультурности

«Сообразность» воспитания человека родной культуре, культуре общества и мира «Сообразность» воспитания человека родной культуре, культуре народов, населяющих регион, страну, мировой культуре, формирование на этой основе этнокультурной идентичности, этнокультурной компетентности, становление этнокультурной и поликультурной личности

Учет индивидуальных особенностей при восприятии культуры личностью Учет индивидуальных особенностей при освоении культуры личностью, направленность на обеспечение творческого саморазвития личности на основе родной культуры, культуры других народов в ходе личностно-ориентированного образования, инкультурации, развитие этно-ориентированных психических новообразований и способностей

«Сообразность» культурнотворческой деятельности человека современной культуре народа «Сообразность» культурно-творческой деятельности человека современной культуре народа с учетом ее адаптации для образовательного процесса

В структуре методологического знания выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Принцип этнокультурности в большей степени применим на конкретно-научном и частично на технологическом уровнях. Данный принцип очень актуален для педагогических исследований, для создания образовательных и воспитательных концепций в области этнокультурного образования. Принцип этнокуль-турности не только учитывает основные идеи принципов народности и куль-

туросообразности, но и включает в себя новые положения в соответствии с современными тенденциями в мире и образовании.

В связи с вышеизложенным, по-нашему мнению, этнокультурный подход к образованию - это подход, опирающийся на принципы этнокультурности, культуротворчества (Е. В. Бондаревская), диалога культур, при-родосообразности (Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и др.), толерантности с целью формирования этнокультурной и поликуль-турной личности, гражданина России и представителя мира на основе этно-культуры в ходе образования и социализации, обладающей базовыми социокультурными идентичностями (гражданская, этническая), толерантностью, способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, межэтническому и межкультурному общению.

В связи с выше изложенным необходимо отметить значимость использования этнокультурного подхода в образовании:

1. Этнокультурный подход к образованию будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории страны, и их культуре, толерантности, что в целом обеспечит становление гражданина страны, россиянина, представителя своего региона, этноса, консолидацию общероссийской нации, гармонизацию межэтнических взаимоотношений, сохранение мира и целостности России.

2. Этнокультурный подход к образованию позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую и культуру родного народа, культуру народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию этнического самосознания, этнокультурной, поликультурной, межкультурной, конфессиональной идентичности, способности к диалогу, межкультурному общению и сотрудничеству, что в целом сохранит культуру народов и этносы в целом, обеспечит их взаимопроникновение, обмен ценностями.

3. Этнокультурный подход к образованию обеспечит определенный уровень развития личностной этнической культуры детей и подростков, этнокультурной и поликультурной компетентности, уровня овладения этнокультурно-творческой деятельностью, что позволит каждому ребенку этнически реализовать себя, почувствовать свою защищенность.

4. Этнокультурный подход к образованию наряду с поликультурным и межкультурным подходами обеспечит органичное соединение российского образования с мировым, глобальным образованием, высокий стандарт образования в целом, что позволит учащимся социально и культурно адаптироваться в поликультурной среде.

Таким образом, стоит отметить важность и актуальность рассмотрения сущности этнокультурного подхода к образованию, необходимость использования его в образовательной практике.

Список литературы

1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Народное образование. -2007. - № 1. - С. 253-263.

2. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования /

В. К. Шаповалов. - М. : Просвещение, 2002.

3. Поташник, М. И. Проблемы оптимизации в педагогике / М. И. Поташник // Советская педагогика. - 1985. - № 2. - С. 5-12.

4. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. -

С. 425-488.

5. Дистервег, Ф. А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / Ф. А. Дистервег // Избр. пед. соч. - М. : Наука, 1956. - С. 227-235.

Карпушина Лариса Павловна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

E-mail: [email protected]

Karpushina Larisa Pavlovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of choral conducting, singing and music teaching technique, Mordovia State Pedagogical Insitute named after M. E. Evsevyev (Saransk)

УДК 37.017.924/.925 Карпушина, Л. П.

Значение использования этнокультурного подхода в образовании /

Л. П. Карпушина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (24). - С. 168-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.