УДК 378
Карпушина Лариса Павловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки
Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
Костина Регина Гусейновна
преподаватель кафедры философии Мордовского государственного
педагогического института им. М.Е. Евсевьева
philosophy@mordgpi. га
Karpushina Larisa Pavlovna
candidate of Pedagogical Science,
docent of the chair of choral conducting and
methods of musical education of Mordovian
state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev
Kostina Regina Guseynovna
teacher of the department of philosophy at Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Evsevyev philosophy@mordgpi. ru
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДВУЗА КАК ФАКТОР ОСВОЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНСТАНТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА1
ETHNOCULTURAL APPROACH TO EDUCATION AND SOCIALIZATION OF STUDENTS OF INNOVATIVE TEACHER TRAINING UNIVERSITY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL CONSTANTS OF
MODERN SOCIETY
Аннотация: В данной статье говориться о важности использования этнокультурного подхода в образовании и социализации студентов педвуза, обеспечивающего реализацию основных направлений новой образовательной политики на современном этапе как условия инновационности высшего образования. Данный подход способствует освоению студентами социокультурных констант современного общества, формирование у них на этой основе гражданственности, базовых социокультурных идентичностей, этнокультурно-педагогической компетентности, готовности к успешной
1 Работа проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.B37.21.0989. Тема гранта «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».
деятельности в этнокультурной и поликультурном социуме. Ключевые слова: этнокультурный подход к образованию и социализации студентов, принцип этнокультурности, социокультурные константы, социокультурные, общечеловеческие и этнические духовно-нравственные ценности.
Annotation: In this article to be spoken about importance of use of ethnocultural approach in education and socialization of students of the teacher training University providing realization of the main directions of new educational policy at the present stage as conditions of innovation of the higher education. This approach promotes development by students of sociocultural constants of modern society, formation at them on this basis of civic consciousness, basic sociocultural identichnost, etnokulturno-pedagogical competence, readiness for successful activity in ethnocultural and polycultural society.
Keywords: ethnocultural approach to education and socialization of students, the principle of an etnokulturnost, sociocultural constants, sociocultural, universal and ethnic spiritual and moral values.
В новом «Законе об образовании» отмечается, что необходимо создание «условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», при этом важно сохранение образовательного пространства страны и развитие «этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [4]. Поэтому система обучения и воспитания в педвузе должно ориентироваться на новую педагогическую стратегию, в которой четко определяется этнокультурная направленность образования и социализации личности на основе социокультурных констант современного социума, и только тогда высшее учебное заведение может считаться инновационным, так как «инновация - это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [5]. Все это обуславливает актуальность этнокультурного подхода к образованию и социализации студентов педвузов как фактора освоения ими социокультурных констант современного общества.
Подход - это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности [3, с.6]. По-нашему мнению, этнокультурный подход к образованию и социализации студентов вузов представляет собой совокупность принципов этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе и обеспечивающих на основе освоения этнических культур становление личности как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, обладающей развитым базовыми социокультурными идентичностями (гражданская, конфессиональная, этническая), толерантностью
и способностью к творческому, успешному взаимодействию и сотрудничеству с представителями различных этносов и их культурами в реальных ситуациях.
Одним из принципов, на котором базируется этнокультурный подход к образованию и социализации, является принцип этнокультурности (педагогический), который мы трактуем как объективное и нормативное положение, направленное на достижение задач современного образования и социализации на основе усвоения личностью ценностей традиционной культуры своего народа и других народов, этнокультурных знаний, определенных способов действия, способствующих формированию гражданской и этнической идентичности, патриотизма, толерантности, способности к творческому межэтническому, межкультурному общению и сотрудничеству, обеспечивающих становление гражданина своей страны, представителя этноса и мира [2].
Социокультурные константы современного общества включают в себя социокультурные и духовно-нравственные (общечеловеческие и этнические) ценности, которые и характеризуют общество на определенном историческом этапе его развития, и демонстрируют «ядро» его духовной ментальности.
К социокультурным константам современного общества можно отнести такие социокультурные и общечеловеческие ценности:
1. Ценности, связанные с Отечеством, государством, обществом (гражданственность; патриотизм, социально ответственное поведение, гуманное, уважительное отношение к окружающим людям; толерантность к этносам, культурам, конфессиям; ценность мира; ценность этнических культур, традиций и др.).
2. Ценности, связанные с представлением о человеке как о главной ценности (жизнь человека; духовность, направленность на самореализацию, творческое становление, самоутверждение; свобода личности в сочетании с ответственностью и долгом; достоинство человека; право на уникальность, самобытность; собственное мнение, оценку; возможность и ценность труда; физическое и психическое здоровье и др.).
3. Ценности, связанные с Космосом, природой (ценность природы как источника жизни, уважение и любви к ней и др.) [1].
4. Ценности, связанные с семьей и семейными отношениями (ценность семьи, брака; культивирование любви к детям и др.).
5. Ценности, связанные с духовно-этическими аспектами становления человека (добро, истина, равенство, справедливость, счастье, творчество, красота, познание и др.).
К социокультурным константам, отраженным в этнических культурах, можно отнести этнические ценности, которые включают в себя и духовно-эстетические, и гражданско-социальные, и экологические, и личностные, и эстетические ценности, которые имеют практико-ориентированный характер, регламентируют жизнь человека в обществе, семье, природе. Это:
- ценности, имеющие духовно-этическую окрашенность (положительное отношение к труду, творческая и эстетическая направленность труда; бережное и уважительное отношение к природе и др.);
- ценности, имеющие социально-государственную окрашенность (любовь к малой и большой Родине, уважение к семье, роду, землякам, толерантное отношение к этносам, их культурам и религиям и др.);
- ценности, имеющие эстетическую направленность (стремление к красоте, к творчеству, уважительное отношение к искусству, к людям, народным мастерам и др.);
- ценности, имеющие личностно-этическую направленность (трудолюбие, честь, доброта, чувство долга и ответственности, честность, милосердие, исполнительность, человеколюбие, послушание и др.).
В аспекте этнокультурного подхода в ходе образования и социализации у студентов педагогического вуза на основе вышеуказанных социокультурных констант формируется этнокультурно-педагогическая компетентность -интегративное свойство личности, которое характеризуется готовностью и способностью педагога реализовывать общие и специальные этнокультурно-педагогические компетенции в образовательном процессе, включающее в себя способность ориентироваться в культуре различных народов региона, страны, мира, понимать их общечеловеческую и общемировую значимость, владение технологией трансляции подрастающему поколению этнокультурных знаний, умений, формирования навыков межэтнического и межкультурного общения. Этнокультурно-педагогическая компетентность включает в себя общие и специальные компетенции:
1. Общие компетенции:
- способность к осознанию ценности Отчества, малой и большой Родины, к гражданской солидарности и готовность реализовывать данные ценности в этнокультурно-педагогической деятельности;
- способность к пониманию феномена этнической культуры, иноязычной культуры, к осознанию культуры как этноконсолидирующего и этнодифференцирующего признака, вклада культуры каждого народа в становление культуры России и готовность донести данную идею до детей и подростков;
- способность воспринимать, осознавать, принимать духовные и этнокультурные ценности народов региона, страны, мира в ходе диалога и полилога, принимать русскую культуру как объединяющий фактор, убежденность в необходимости изучения особенностей различных этнических культур, и готовность приобщать подрастающее поколение к данным ценностям в этнокультурно-педагогической деятельности.
- способность к межэтническому, межкультурному общению, коммуникации, к осознанию ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам, конфессиям и готовность работать с учащимися в данном направлении;
- способность реализовывать знания об основах культуры общения в различных этнических группах, способов взаимодействия с носителями различной культуры в этнокультурно-педагогической деятельности;
- способность понимать последствия этноцентризма и культурный релятивизма;
- способность к выявлению методолого-теоретических основ этнокультурного образования, знание психолого-педагогических основ формирования этнокультурной личности;
- способность к совместной этнокультурной деятельности на основе родной и иной народной культуры, к этнокультурному взаимодействию, готовность организовывать данную деятельность с детьми и подростками;
- способность к анализу и систематизации знаний об основах культуры своего народа и других народов региона, страны, мира и реализации этих знаний в этнокультурно-педагогической деятельности;
- способность к самооценке и самодиагностике этнокультурной деятельности, к соотнесению собственного опыта этнокультурной деятельности с целостной системой этнокультурного образования, знание достижений в данной области;
- способность к самообразованию в этнокультурно-педагогическом аспекте.
2. Специальные компетенции:
- способность к самоопределению и самореализации на основе этнокультуры, к этнокультурной адаптации в поликультурной среде, способность к этнокультурной, поликультурной и межкультурной идентификации и готовность осуществлять этнокультурно-педагогическую деятельность в данном направлении;
- способность к пониманию сущности этнической и национальной культуры;
- способность выделять признаки менталитета, этнического характера, мировоззрения в культуре разных народов, способность выделять общекультурные ценности, объединяющие разные этнические культуры;
- способность к осмыслению обрядов жизненного цикла и системы традиционного воспитания детей у разных народов мира, традиционных моделей и систем социализации детей в современном мире, трудового воспитания в различных этнических социумах, и готовность реализовывать эти знания в этнокультурно-педагогической деятельности;
- способность к диалогу и полилогу в ходе восприятия культур различных народов, к восприятию, осознанию и воспроизводству в практической этнокультурной деятельности опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, заключенного в произведения народного творчества;
- способность к реализации на практике способов и опыта этнокультурной деятельности на основе народных традиций;
- готовность к реализации этнокультурного подхода к образованию, способность успешно решать целевые установки, задачи этнокультурного образования, претворять его принципы, содержание; способность формировать у детей и подростков любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов;
- способность к выделению этнокультурного, ценностного аспекта содержания преподаваемого предмета, отбору дидактических средств
этнокультурного образования, осмысления программ образования с точки зрения этнокультрной направленности;
- готовность к организации этнокультурного образования на различных возрастных этапах и в различных типах образовательных учреждений, способность организовать образовательный процесс с учетом приобретенных этнокультурных знаний, умений и навыков, с учетом народных педагогических традиций, понимание взаимозависимости возраста ребенка и его национально-культурной идентификации;
- готовность к активной творческой деятельности с учащимися по совместному освоению народного искусства, готовность к формированию ценностных ориентаций учащихся на основе народного творчества, готовность активизировать процесс самовыражения детей на основе этнической культуры, формировать критически мыслящую поликультурную личность.
Литература:
1. Зейналов Г.Г. Философское значение концепции устойчивого развития
// Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. -2011. - №1. - С. 51 - 56.
2. Карпушина Л.П. К проблеме становления принципа этнокультурности // Вестник Тамбовского университета: научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 11 (79). С.274-277.
3. Поташник М.И. Проблемы оптимизации в педагогике // Сов. педагогика. 1985. №2. С.5-12.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
5. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (в редакции от 21.07.2011 г.) http://base.garant. ru/135919
Literature
1. Zeynalov G.G. Philosophical value of the concept of a sustainable development // Humanities and education: scientific and methodical magazine. -2011 . - No. 1. - pp. 51 - 56.
2. Karpushina L.P. To a problem of formation of the principle of an etnokulturnost//Messenger of the Tambov university: scientific-theoretical and applied magazine of a wide profile. It is gray. Humanities. Tambov, 2009. Vyp. 11 (79). pp. 274-277.
3. Potashnik M. I. Optimization problems in pedagogics//Owls. pedagogics. 1985 . No. 2. Page 5-12.
4. The federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 № 273-FZ "About education in the Russian Federation". http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
5. The federal law "About science and the state scientific and technical policy" of 23.08.1996 No. 127-FZ (in edition of 21.07.2011) http://base.garant. ru/135919