Научная статья на тему 'Модель этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза'

Модель этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунчев Михаил Александрович, Горшенина Светлана Николаевна

В статье рассматривается модель этнокультурной подготовки студентов педагогического вуз с учетом современной социокультурной обстановки и в контексте новых стандартов высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза»

УДК 378.39

Якунчев Михаил Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии и методики обучения биологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск

Горшенина Светлана Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск

МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА1

Аннотация. В статье рассматривается модель этнокультурной подготовки студентов педагогического вуз с учетом современной социокультурной обстановки и в контексте новых стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, этнокультурная подготовка студентов педагогического вуза, модель этнокультурной подготовки, технология этнокультурной подготовки.

Yakunchev Mihail Alexandrovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Ecology and methods of teaching of Biology of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, [email protected], Saransk

Gorshenina Svetlana Nikolaevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogics of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, [email protected], Saransk

THE MODEL OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract. The model of ethnocultural education of students of pedagogical university with the account of the contemporary sociocultural situation and in the context of new standards of higher professional education is in the article under consideration.

Keywords: professional education, ethnocultural education of students of pedagogical university, model of ethnocultural education, technology of ethnocultural education.

В последнее десятилетие в стране резко изменились социально-политические и экономические условия, вызвавшие национальные противоречия. Возникла острая необходимость в поиске конструктивных способов разрешения конфликтных межэтнических ситуаций. В своем обращении к членам Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Необходимо добиться, чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное отношение к культуре и образу жизни

другого народа, этноса» [4].

В свете решения обозначенной проблемы большую значимость приобретает педагогический аспект, предполагающий обязательную подготовку учителей на основе изучения различных компонентов этнокуль-туры и их использования в образовательном процессе. Программой модернизации педагогического образования предусмотрено проведение комплекса мер для усиления подготовки кадров, среди которых подчеркивается и повышение качества подготовки студентов к профессиональной деятель-

1 Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2. «Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (содержание и организация)» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

ности в полиэтнической и поликультурной среде [3].

Объективная потребность в качественной подготовке педагогических кадров, способных формировать у подрастающего поколения системное и целостное представление об этнической культуре своего и других народов, обусловлена и региональной этнополитикой в Республике Мордовия. Инновационные процессы в региональной системе образования, возросшая потребность общества в сохранении и приумножении культурного наследия, этнокультурной специфики способствует открытию образовательных учреждений с этнокультурным компонентом, детских этнокультурных центров, оздоровительных этнокультурных лагерей. Важная роль в решении этой задачи отводится педаго-гам-практикам, каждый из которых должен иметь достаточно высокий уровень теоретической и методической подготовки. Она необходима для осуществления грамотного подбора содержания, форм, методов, технологий этнокультурного образования и их результативного использования в условиях формирующегося полиэтнического образовательного пространства региона. Однако данный процесс осложняется тем, что большая часть практикующих педагогов не имеет четкой профессионально-личностной позиции и достаточного уровня готовности к организации этнокультурного образования на разных возрастных этапах и в различных типах образовательных учреждений.

Выход из сложившейся ситуации, по нашему мнению, должен заключаться в основательной методологической, теоретической, методической и технологической этнокультурной подготовке будущих педагогов. Ее мы представляем как целостный, непрерывный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, направленный на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов, представляющей интегративное свойство личности, ориентированное на становление у них готовности и способности реализовать общекультурные и профессиональные, включая специальные этнокультурно-педагогические компетенции в образовательном процессе [7]. Результатом этнокультурной подготовки в таком случае выступает готов-

ность к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной среде.

Оценивая результаты исследований, отражающих решение проблемы подготовки будущих специалистов к педагогической деятельности в условиях полиэтнического социума, в частности формирования этно-педагогической культуры учителя (Г. Ю. Нагорная), полиэтнической педагогической культуры (В. Н. Добросердова), этнокультурной образованности педагогов (Е. С. Ба-бунова), этнопедагогической компетентности (А. В. Кайсарова, Т. В. Поштарева, С. Н. Федорова), этнопедагогической подготовки будущих педагогов (Т. В. Анисенкова,

О. И. Давыдова, Т. А. Дзюба, Н. В. Керги-лова, М. Г. Харитонов, Ю. В. Юдина), мы пришли к выводу, что полностью они ее не решают в условиях перехода вузов на стандарты третьего поколения.

Во ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр») обозначены общекультурные (ОК-3, ОК-14) и профессиональные (ПК-10) компетенции, овладение которыми позволяет формировать готовность будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды [6].

В то же время базовая часть профессиональной подготовки предусматривает лишь модульное освоение материала этнокультурного содержания, отражающего в большей мере психолого-педагогическую составляющую, однако ознакомление с этнокульту-рой своего народа и народов, проживающих в регионе, фактически не предусмотрено. Здесь следует говорить скорее об ознакомительном характере в области этнокультуры, нежели о формировании фундаментальных знаний. В свою очередь вариативная часть профессиональной подготовки формируется по усмотрению вуза, и не всегда наполняется дисциплинами этнокультурного содержания, позволяющими понять ценности, смысл и значение наследия прошлого в развитии личности, общества и человечества в целом. Часто в системе профессиональной подготовки будущих педагогов отсутствуют курсы, важные для методической и технологической подготовки к профессиональной деятельности в условиях полиэт-

нической образовательной среды конкретного региона.

Для решения обозначенной проблемы в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Ев-севьева» в рамках Центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» действует научно-исследовательская лаборатория «Этнокультурная подготовка студентов педвуза».

В результате деятельности лаборатории определены методологические основы педагогической системы этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений. Такой основой выступает идея взаимодействия человека с различными объектами природного, социоприродного и социального мира. В этом взаимодействии чрезвычайно значимым оказывается обогащение культуры как феноменального социального явления. В качестве методологии также выступают идеи познаваемости мира культуры, полноценного существования развития этносов, формирования личности человека постиндустриального общества. Как специальная методология используется этнокультурный подход [8, с. 214].

В качестве теоретических основ целенаправленной подготовки будущих педагогов к этнокультурной и этнопедагогической деятельности определены теории деятельности, личностно ориентированного образования, субъект-субъектных отношений, профессионального и личностного развития педагога в условиях вузовской подготовки. На их основе разработана концептуальная модель этнокультурной подготовки будущих педагогов. Структура модели представлена целевым, содержательным, организационно-процессуальным, критериально-диагностическим и результативным компонентами.

Целевой компонент модели этнокультурной подготовки включает цель, которая заключается в формировании готовности будущих педагогов к этнокультурной и педагогической деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды. Решение этой цели охватывает весь период обучения студентов в вузе. Цель конкретизируется рядом задач, среди которых:

- формирование знаний о культуре, эт-нокультуре как ее неотъемлемой составляющей с учетом философской, психологи-

ческой и этической их основ, понимание значения этнокультуры как одной из форм существования общества;

- развитие этнического самосознания в связи с профессиональным сознанием педагогов на основе расширения и углубления знаний об этнических особенностях своего национального региона;

- формирование профессионально-значимых умений установления межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой из них в поликультурном мире, способов работы с многонациональным коллективом на основе использования приемов конструктивного межкультурного диалога;

- освоение инновационных образовательных технологий и методик, позволяющих реализовывать этнокультурный компонент содержания образования в активной педагогической деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды.

Перечисленные задачи могут корректироваться в процессе этнокультурной подготовки бакалавров педагогики, являясь промежуточным результатом аналитической деятельности участников образовательного процесса.

Содержательный компонент этнокультурной подготовки будущих педагогов включает в себя общекультурный, психолого-пе-дагогический и методико-технологический блок. Опираясь на культурологическую концепцию содержания образования (В. В. Кра-евский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), согласно которой источником содержания образования является социально-культурный опыт, складывающийся из знаний о мире и способах деятельности, опыта осуществления способов деятельности (умения), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, с учетом возможностей ее трансформации в процессе этнокультурной подготовки будущих педагогов для каждого блока разработано программно-методическое и технологическое обеспечение. Как показала практика его использования в нашем вузе, оно позволяет наполнить этнокультурным содержанием вариативную часть образования бакалавров.

Общекультурная подготовка будущих учителей способствует приобщению сту-

дентов к этнокультуре, формированию представлений о национальных и общечеловеческих ценностях, изучению исторической и социокультурной составляющей этнической культуры. Данный блок предполагает освоение этнокультурологического содержания дисциплин гуманитарного цикла («Культурология», «Этнокультура», «Человек в мире культуры», «Самобытность народов мира», «Национальные аспекты устойчивого развития мордовского региона», «Современные проблемы развития мировой культуры и профилактики экстремизма», «Диалог культур народов мира», «Формирование толерантной личности в современном российского обществе»), в том числе с учетом специфики региона («Мордовский народ в составе российской государственности», «Этносы мордовского региона», «История Мордовии», «Мордовский язык», «Традиционно-обрядовая культура мордвы»). Гуманитарные знания позволяют формировать у будущих педагогов научные взгляды на мир как полиэтническое сообщество людей, знания об этнокультуре являются основой для становления убеждений в важности сохранения и развития культуры родного народа.

Психолого-педагогическая подготовка в контексте рассматриваемого направления осуществляется посредством освоения следующих дисциплин профессионального цикла «Педагогика», «Психология», «Этно-педагогика народов Поволжья», «Этнопсихология», «Педагогика межнационального общения», «Поликультурное образование школьников», «Воспитательный потенциал культур народов мира», «Педагогика мордовского (мокшанского, эрзянского) этноса», «Музейная педагогика». Она позволяет формировать представления о психологических особенностях этносов, национальном сознании, этническом менталитете, этнической идентичности, осваивать этнопедагоги-ческие традиции воспитания детей.

Методико-технологическая подготовка предполагает ознакомление с разнообразными формами, методами, средствами, технологиями этнокультурного образования школьников, овладение знаниями о принципах функционирования образовательного процесса в условиях полиэтнического региона. Этот блок подготовки реализуется при изучении таких дисциплин как «Методика

этнокультурного образования школьников», «Методика и технологии этнокультурной работы в школе», «Воспитание школьников в условиях поликультурного региона», «Культуротворческий практикум», а также в период педагогической практики.

В результате изучения содержательного компонента модели у студентов формируются следующие аспекты их профессиональной деятельности:

- мотивационный (побуждение студентов к овладению учебным содержанием этнокультурного материала и его применения в учебных и реальных ситуациях);

- когнитивный (получение научных знаний об этносах, их истории и культуре, факторах и условиях развития этнокультур, влиянии этнокультуры на российскую и мировую культуру, роли этнокультур в формировании социокультурного опыта подрастающего поколения);

- аффективный (проявление эмоционально-ценностных реакций и переживаний при восприятии этнокультурной действительности, связанных с личностным осмыслением различных ее объектов);

- деятельностный (наличие действий по использованию совокупности знаний, умений, эмоционально-ценностных отношений для преобразования этнокультурной действительности, получения результатов профессиональной педагогической деятельности; включение в активную этнокультурную творческую деятельность субъектов образовательного процесса).

Выражение каждого из названных компонентов позволило определить критерии (мотивационный, когнитивный, аффективный, деятельностный), показатели их проявления и уровни (высокий, средний, низкий) готовности будущих педагогов к этнокультурной и педагогической деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды, которые составили критериально-диагностический блок модели.

Организационно-процессуальный блок модели этнокультурной подготовки

отражает сценарий и режиссуру профессиональной педагогической деятельности преподавателя по подготовке будущего учителя, реальный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов [2]. При этом данный блок связан с обосно-

__________ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ___________________________________

Таблица

Технология этнокультурной подготовки будущих педагогов

Наименование этапа Стратегия этапа Организационные формы, методы Продукт этапа

Информацион- ный (1-2-й курс) Формирование у студентов теоретических знаний в области культуры, этнокуль-туры, этнопедаго-гики, этнопсихологии, знаний особенностей этно- и поликультурного мира, побуждение интереса к проблемам этнокультурного обра-зования Лекция-диалог, ин-формационная, про-блемная, мультимедийная, семинар, дискуссия, диспут, культурный ассми-лятор, деловые игры, тренинг Способность к пони-манию значения этнокультуры, спо-собность к осмыс-ле-нию методоло-гической базы этно-культуры, способ-ность к межэтническому, межкультурному общению, к осознанию ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам, кон-фессиям

Оценочно-ори-ентирующий (2-3-й курс) Освоение методики и технологий этнокуль-турного образования, овладение способами межкультурной комму-никации, овладение умениями деятельности в детском много-национальном коллек-тиве Дискуссия; методы «экспертов», «мозгового штурма»; работа в группах; тренинг; анализ конкретных ситуа-ций; ролевые игры; микропреподавание, практикум Готовность работать со школьниками при использовании этно-культурного содер-жания образования

Рефлексивно- преобразую- щий (4 курс) Обеспечение лично-стной включенности будущего педагога в профессиональную дея-тельность в условиях полиэтнической обра-зовательной среды на основе актуализации смыслов и целей, адекватных форми-руемой деятельности Деловая, ролевая игра; проектная деятельность; науч-но-исследователь-ская деятельность, творческая мастер-ская, иммитацион-ное моделирование основных направле-ний педагогической деятельности в по-лиэтнической образовательной среде Готовность к педа-гоги-ческой деятель-ности в условиях полиэтнической об-разовательной среды

ванием технологии этнокультурной подготовки будущих педагогов, а также отбором и конструированием форм, методов, средств обучения в их диалектическом единстве (см. таблицу).

Для успешной реализации представленной технологии нами начата целенаправленная работа по методико-технологическому ее обеспечению в условиях педагогического вуза [1; 5].

Результативный блок конкретизирован компетентностной моделью современного педагога [8], представляет совокупность компетенций (общекультурные, профессиональные, включая специальные этнокультурно-педагогические), позволяющих определить уровень сформированности этнокультурной компетентности будущих

педагогов и готовности их реализовать в образовательном процессе.

Каждый компонент модели, апробируемой в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», решает свою задачу, но только в тесной взаимосвязи всех компонентов обеспечивается научно обоснованная система работы педвуза по подготовке студентов к педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений полиэтнического региона.

Библиографический список

1. Горшенина С. Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные технологии в образовании. - 2011. - №4(8). - С. 10-13.

2. Меретукова З. К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. - 228 с.

3. Программа модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http:// www. ed. gov.ru/prof-edu/sred/rub/315/#1 (дата обращения: 01. 04. 2003).

4. Путин В. В.: важно преломить негативные тенденции в национальных отношениях [Электронный ресурс]. URL: http://pda.ria.ru/ society/20120824/730000926. html (дата обращения: 24.08.2012).

5. Технологии этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвуза): учеб. пособие / под ред. М. А. Якунчева; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - 128 с.

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ m788. html (дата обращения: 09.02.2010).

7. Якунчев М. А., Карпушина Л. П. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - N° 7. -С. 292-297.

8. Якунчев М. А., Маркинов И. Ф., Горшенина С. Н. Методология и теория этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов: монография / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. - Saarbucken, 2012. -300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.