Научная статья на тему 'К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов)'

К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунчев Михаил Александрович, Карпушина Лариса Павловна

В статье рассматривается цель, задачи этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов, дается трактовка понятия «этнокультурно-педагогическая компетентность», делается вывод о важности данной подготовки для становления личности будущего учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якунчев Михаил Александрович, Карпушина Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов)»

РАЗДЕЛ XIV ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 378.017.924/925

Якунчев Михаил Александрович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии, экологии и методики обучения биологии Государственного образовательного учреждения высгиего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева», mprof@list.ru, Саранск

Карпушина Лариса Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», докторант кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевъева, LKARPUSHINA@YANDEX.RU, Саранск

К ПРОБЛЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДВУЗОВ)1

Yakunchev Mihail Alexandrovich

A doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Zoology, Ecology and methods of teaching of Biology of the State Educational Institution of Higher Professional Education “Mordovian State Pedagogical Institute named after М. E. Evsevyev”, mprof@list.ru, Saransk

Karpushina Larisa Pavlovna

A candidate of pedagogical sciences, a docent, a docent of the Chair of Choral Conducting, singing and methods of teaching music of the State Educational Institution ofHigher Professional Education “Mordovian State Pedagogical Institute named after М. E. Evsevyev”, doctorant of the Chair of pedagogics of MSPI named after М. E. Evsevyev, LKARPUSHINA@YANDEX.RU, Saransk

THE PROBLEM OF ETHNOCULTURAL TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION (FOR EXAMPLE PEDAGOGICAL INSTITUTIONS)

Этнокультурная направленность образования отражена в многочисленных документах [1; 2; 3] и в работах современных ученых (А. Б. Афанасьева, Т. И. Бакланова, Е. В. Бондаревская, Е. В. Николаева, В. А. Николаев, А. Б. Панькин, М. Г. Тайчинов, Л. В. Шамина, В. К. Шаповалов, М. А. Якунчев и др.).

1 Статья выполнена в рамках приоритетной аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» при Научно-образовательном центре «Гуманитарные науки и образование» ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева на тему « Методология, теория и технология этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений», НИР 1.1.10.

292

Требования к этнокультурной подготовке студентов педагогических вузов определяются с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (так, например, по направлению «Педагогика - 540600» (степень (квалификация) - бакалавр педагогики) [4] выдвигаются требования к знанию будущими педагогами таких аспектов, как «педагогическая деятельность в поликулыурной и полиэтнической среде», «этноцентризм и культурный релятивизм», «культура как этноконсо-лидирующий и этнодифференцирующий признак», «формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ», «этническая и национальная культура», «взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации», «обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира», «семья и семейное воспитание детей у разных народов мира», «традиционные модели и системы социализации детей в современном мире», «трудовое воспитание в различных этнических социумах» и др.).

В Стандартах основного (среднего) образования отмечается, что учитель должен воспитывать у учащихся любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов, формировать критически мыслящую поликультурную личность [5].

Учитывая данные требования, можно определить цель работы по подготовке будущих учителей к реализации этнокультурного образования -способствовать становлению у студентов педагогических вузов гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликулыурной, межкультурной идентичности, толерантности, формировать этнокультурно-педагогическую компетентность, способность к деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Среди задач, которые конкретизируют данную цель, можно выделить следующие:

1. Формировать у студентов чувство любви к малой и большой Родине, гражданского сознания, способствовать становлению этнической и этнокультурной толерантности, культуры межэтнического общения.

2. Дать знания об основах этнофилософии, этнопсихологии, этноэтике.

3. Воспитать уважение и интерес к этнической культуре, желание ее изучать, дать знания о культуре как этноконсолидирующем и этнодиффе-ренцирующем признаке, об объединяющих разные этнические культуры факторах, о сочетании этнического и общечеловеческого в них, об опасности этноцентризма и культурого релятивизма, о различиях этнической и национальной культуры.

4. Сформировать понимание взаимозависимости возраста ребенка и его национально-культурной идентификации, особенности формирования этнического самосознания, этнической, этнокультурной идентичности, этнокультурной и поликультурной личности.

5. Формировать этнокультурную компетентность, актуализировать знания студентов в контексте изучаемых дисциплин, познакомить с наиболее яркими образцами этнической культуры русского народа и народов, населя-

ющих регион, страну, мир, которые могут быть использованы в образовательной практике школы.

6. Дать знания об обрядах жизненного цикла и традиционных системах воспитания детей у разных народов мира, об особенностях семейного воспитания детей у разных народов мира, о традиционных моделях и системах социализации детей в современном мире, о трудовом воспитании в различных этнических социумах и др.

7. Способствовать освоению культуротворческих технологий, позволяющих воспроизводить, сохранять, развивать народные традиции.

8. Формировать этнокультурно-педагогическую компетентность, обеспечивающую возможность формирования у школьников этнической культуры, развитию у них этнокультурной толерантности.

9. Обосновать актуальность использования этнокультурного подхода в образовании, познакомить с концепцией и моделью этнокультурного образования, с особенностями педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде, дать знания об этнокультурных технологиях, особенностях построения урока и внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом.

10. Воспитать потребность в самообразовании с целью углубления работы по изучению этнокультуры.

Особо стоит обратить внимание на формирование у студентов педагогических вузов этнокультурно-педагогической компетентности. Этнокультурно-педагогическая компетентность - это интегративное свойство личности, которое характеризуется готовностью и способностью педагога реализовывать общие и специальные этнокулыурно-педагогические компетенции в образовательном процессе, включающее в себя способность ориентироваться в культуре различных народов региона, страны, мира, понимать их общечеловеческую и общемировую значимость, владение технологией трансляции подрастающему поколению этнокультурных знаний, умений, формирования навыков межэтнического и межкультурного общения.

В компетентностной модели будущего учителя Э. Н. Никитин обосновывает необходимость общих и специальных профессиональных компетенций. В данном аспекте мы выделяем общие этнокультурно-педагогические компетенции, которые включают в себя:

а) мировоззренческие компетенции:

- способность к осознанию ценности Отчества, малой и большой Родины, к гражданской солидарности и готовность реализовывать данные ценности в этнокультурно-педагогической деятельности;

- способность к пониманию феномена этнической культуры, иноязычной культуры, к осознанию культуры как этноконсолидирующего и этнодиффе-ренцирующего признака, вклада культуры каждого народа в становление культуры России и готовность донести данную идею до детей и подростков;

- способность воспринимать, осознавать, принимать духовные и этнокультурные ценности народов региона, страны, мира в ходе диалога и

294

полилога, принимать русскую культуру как объединяющий фактор, убежденность в необходимости изучения особенностей различных этнических культур, и готовность приобщать учащихся к данным ценностям в этно-культурно-педагогической деятельности.

б) коммуникативные компетенции.'.

- способность к межэтническому, межкультурному общению, коммуникации, к осознанию ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам, конфессиям и готовность работать с учащимися в данном направлении;

- готовность реализовывать знания об основах культуры общения в различных этнических группах, способов взаимодействия с носителями различной культуры в этнокультурно-педагогической деятельности;

- способность понимать последствия этноцентризма и культурный релятивизма;

- готовность к управлению социально-педагогическим климатом в коллективе.

в) психолого-педагогические компетенции:

~ способность к выявлению методолого-теоретических основ этнокультурного образования, знание психолого-педагогических основ формирования этнокультурной личности;

- способность к совместной этнокультурной деятельности на основе родной и иной народной культуры, к этнокультурному взаимодействию, готовность организовывать данную деятельность с детьми и подростками;

- способность к анализу и систематизации знаний об основах культуры своего народа и других народов региона, страны, мира и реализации этих знаний в этнокультурно-педагогической деятельности;

г) рефлексивные компетенции:

- способность к самооценке и самодиагностике этнокультурной деятельности, к соотнесению собственного опыта этнокультурной деятельности с целостной системой этнокультурного образования, знание достижений в данной области;

- способность к самообразованию в этнокультурно-педагогическом аспекте.

д) нормативно-правовые компетенции:

- способность к осмыслению основных тенденций развития национально-регионального образования;

- способность к проектированию и регулированию своей этнокультур-но-педагогической деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими национально-региональное образование.

Специальные этнокультурно-педагогические компетенции включают в себя предметные и методические (технологические) компетенции, такие как:

- способность к самоопределению и самореализации на основе этно-культуры, к этнокультурной адаптации в поликультурной среде, способность к этнокультурной, поликультурной и межкультурной идентификации

295

и готовность осуществлять этнокультурно-педагогическую деятельность в данном направлении;

- способность к пониманию сущности этнической и национальной культуры;

- способность выделять признаки менталитета, этнического характера, мировоззрения в культуре разных народов, способность выделять общекультурные ценности, объединяющие разные этнические культуры;

- способность к осмыслению обрядов жизненного цикла и системы традиционного воспитания детей у разных народов мира, традиционных моделей и систем социализации детей в современном мире, трудового воспитания в различных этнических социумах, и готовность реализовывать эти знания в этнокультурно-педагогической деятельности;

- способность к диалогу и полилогу в ходе восприятия культур различных народов, к восприятию, осознанию и воспроизводству в практической этнокультурной деятельности опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, заключенного в произведения народного творчества;

- способность к реализации на практике способов и опыта этнокультурной деятельности на основе народных традиций;

- готовность к реализации этнокультурного подхода к образованию, способность успешно решать целевые установки, задачи этнокультурного образования, претворять его принципы, содержание; способность формировать у детей и подростков любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов;

- способность к выделению этнокультурного, ценностного аспекта содержания преподаваемого предмета, отбору дидактических средств этнокультурного образования, осмысления программ образования с точки зрения этнокультрной направленности;

- готовность к организации этнокультурного образования на различных возрастных этапах и в различных типах образовательных учреждений, способность организовать образовательный процесс с учетом приобретенных этнокультурных знаний, умений и навыков, с учетом народных педагогических традиций, понимание взаимозависимости возраста ребенка и его национально-культурной идентификации;

- готовность к активной творческой деятельности с учащимися по совместному освоению народного искусства, готовность к формированию ценностных ориентаций учащихся на основе народного творчества, готовность активизировать процесс самовыражения детей на основе этнической культуры, формировать критически мыслящую поликультурную личность;

- готовность использовать при организации учебно-воспитательного информационно-коммуникационные, проектные, диалоговые технологии.

Формирование этнокультурно-педагогической компетентности в профессиональной подготовке будущих учителей позволит сформировать у студентов целостное представление об этнической культуре, о теории и методике этнокультурного образования и обеспечит в целом реализацию

296

этнокультурного подхода к образованию в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Содерэюание этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов может реализовываться в ходе освоения общих гуманитарных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин профильной подготовки, особенно в ходе освоения таких предметов как «Культорология», «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Народное творчество», курсов по выбору, связанных с этнокультурной тематикой и др.

Таким образом, этнокультурная подготовка будущих учителей:

- будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны и их культурам, толерантности, что в целом обеспечит становление будущего учителя как гражданина страны, россиянина, представителя своего региона, этноса;

- позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую и культуру родного народа, культуру народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию у детей и подростков этнического самосознания, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению и сотрудничеству;

- обеспечит определенный уровень развития этнической культуры студентов, этнокультурно-педагогической компетентности;

- обеспечит органичное соединение российского профессионального педагогического образования с мировым, глобальным образованием, обеспечит высокий стандарт образования в целом.

Все это позволит будущим учителям, работая в школе, приобщать учащихся к родной культуре, культуре народов региона, страны, мира, формировать этнокультурную и поликультурную личность, представителя своего народа, страны, мира.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования Российской Федерации [Текст]// Бюллетень Минобразования РФ. - 2000 - № И. - С. 4-13.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]// Директор школы. - 2002. - № 1. — С. 97-126.

3. Концепция национальной образовательной политики РФ [Текст]// Народное образование. - 2007. - № 1. — С. 253-263.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: направление 540600. Степень (квалификация) - бакалавр педагогики.

- http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/540600b_2005.1^т1

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. — http://mon.gov.ru/work/obr/ dok/obs/1487/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.