ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА ДУТОР В НАРОДНОМ УЗБЕКСКОМ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ Турапов З.З. Email: [email protected]
Турапов Зулхорбек Зайнабидинович — доцент, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: каждый народ имеет свои технические возможности, разновидность усулей, прелестный тон в исполнении дутора. Конечно, его уникальные исполнительские способности - это благоприятная возможность для развития профессиональности музыканта. Музыкальный инструмент дутор широко используется как любимый инструмент почти всех стран Центральной Азии, таджикского, уйгурского, каракалпакского, туркменского народов. Дутор - один из народных узбекских музыкальных инструментов. Дутор, заслуживший достойное место в практике народного исполнительства из далекого прошлого, одновременно принимал участие во всех творческих коллективах с народным стилем исполнения. Традиционно сформировался как сольный и стал одним из ведущих музыкальных инструментов. В этой статье мы немного расскажем об истории дутора, который считается одним из узбекских народных инструментов.
Ключевые слова: дутор, музыкальный инструмент, звук, струна, звукоряд, традиционное исполнение, современное исполнение.
THE MEANING OF THE DUTOR INSTRUMENT IN UZBEK FOLK
PERFORMANCE Turapov Z.Z.
Turapov Zulhorbek Zainabidinovich - Associate Professor, DEPARTMENT NATIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: еach nation has its own technical capabilities, a variety of usuli, a charming tone in the performance of the dutor. Of course, his unique performing abilities are a favorable opportunity for the development of a professional musician. The musical instrument dutor is widely used as a favorite instrument of almost all Central Asian countries, Tajik, Uyghur, Karakalpak, and Turkmen peoples. The dutor is one of the Uzbek folk musical instruments. Dutor, who earned a worthy place in the practice offolk performance from the distant past, simultaneously took part in all creative groups with a folk style of performance. Traditionally formed as a solo instrument and has become one of the leading musical instruments. In this article, we will tell you a little about the history of the dutor, which is considered one of the Uzbek folk instruments.
Keywords: dutor, musical instrument, sound, string, scale, traditional performance, modern performance.
УДК 787.8
Историческое становление дутора и других аспектов гармонии с музыкальными инструментами восходит к далекому прошлому, а в музыкальных трактатах описываются с XV века. По словам Фороби, танбур Хуросона многими своими элементами напоминает современного дутора. Однако собственное имя дутора и все его (формальные, структурные, исполнительные) возможности впервые описал музыковед Зайнилобиддин аль - Хуссейни, живщий в XV веке, в своем трактате о музыке "Канон науки и практики музыки". На самом деле в ней описывается музыкальный инструмент дутор с двумя струнами и одиннадцатью нотами, соединенными с ручкой, образуя между ними четверть интервала. Но, стоит отметить, что косахона дутора, который описан в трактате, чуть больше современного дутора, а ручка короче.
Дутар является одним из любимых музыкальных инструментов узбекского народа. Его история возникновения восходит к столетию до нашей эры. Среди наших музыкальных инструментов дутор отличается от других инструментов не только старинностью, но и
характеризуется предрасположенностью к духовности человека, и близкой к сердцу мелодичностью [1].
Узбекский дутор-широко распространенный, богатый мелодиями и обертонами, популярный музыкальный инструмент. Наш народ выражал свое духовное состояние в мелодиях, созданных для дутор. Со своей нежностью и спокойствием, иногда игривостью звук дутора занял широкое место от сердца и души народа. Варианты исполнения очень широки, усули правой руки и ладони отличается разнообразием (одиночная усуль, обратная усуль, пирранг и другие). Левая левая рука отличается от других инструментов стилями пиццикато. В дуторе исполняются соло, дуэт и ансамбль, а также есть варианты исполнения во время пения.
Археологические памятники и двухструнные музыкальные инструменты с изображением на стенах и камнях раскрывают саму древность национального музыкального инструмента дутора. Арабский путешественник Ибн Батута с изумлением описал в своих мемуарах: почти каждый житель городов Маваруннахра очень любил музыку и у каждой семьи в доме был инструмент дутор [2].
В древности ручка дутора была завязана в диатонический звукоряд (исполнялись классические и макомные напевы), к которому были привязаны ноты из кишки или шелка, и эти дуторы назывались народными дуторами. С точки зрения изготовления дутора, она состоит из двух частей (ручка и чаша), часть, которая соединяет эти части, называется "бугиз". Чаша дутора может быть резной или изготовлена из комбинации ребер. "Резной дутор" используется в Самарканде, Хорезме, Таджикистане и Туркменистане, вырезая кусок тутового дерева. Ребро дутора также изготавливается из тутового дерева и прикрепляется путем сгибания 8 - 10 кусков тонких досок. Крышка, наклеенная на чашу, сделана из сырого тутового дерева. Обычно тутовое дерево, из которого изготавливается дутор, должен сохнуть в тени. Общая длина дутора составляет 1200-1300 мм, местами 750-800 мм.
Дутор, среди народных инструментов вообще, всегда демонстрировал свою уникальность в исполнительском искусстве, свою склонность к исполнению в бесценном стиле, свою привлекательность в нашей музыке, а также свой широкий спектр музыкальных способностей в академическом направлении. В каком бы направлении ни работал дутор, есть традиция, присущая этому стилю исполнения и имеющая свой шарм, который их характеризует. Роль дутора в профессиональной исполнительской практике также несравнима. Этот процесс характеризуется исполнением музыкальных образцов инструментального мира. Особенно многим ясно, что произведения композиторов Востока и Европы более привлекательны и значимы в восхвалении дутора [3].
В процессе развития исполнительской деятельности дутора возникли два направления -традиционное (относящееся к народной и традиционной классической музыке) и современное (связанное с творчеством композиции-исполнения). Каждое направление состоит из определенных стилей исполнения, возможностей и репертуара. Дутор отличается от других струнных инструментов приятным, притягательным, бархатистым звучанием.
В 1936 году узбекские народные музыкальные инструменты были переработаны и усовершенствованы профессором Ашотом Ивановичем Петросяном, деятелем искусства, служившим в Узбекистане и Каракалпакстане. В том числе, появилась семья дутора и дутор. Данные инструменты дутор прима, дутор секунда, дутор альт, дутор бас, дутор контрабас, широко используемые в исполнительской практике народных инструментов. Следует упомянуть об известных, ныне покойных мастеров, Уста Усмане Зуфарове, Сироджиддине Мухиддинове, Абдунаби Абдугафурове, изготовившем инструмент дутор в Узбекистане.
Хотели бы отметить отдельно, что дутор бас служит для возрождения басового звучания в составе узбекского народного инструментального ансамбля. Инструмент исполняется сидя. Дутор бас - баольшая разновидность дутора. Дутор Бас имеет четыре струны, которые настраиваются в соответствии с квинтом. Четвертая струна настроена на "до" в большой октаве, третья струна на "соль" в большой октаве, вторая струна на "ре" в малой октаве и первая струна на "ля" в малой октаве. Струна "ля" - сделано из кишечника, а остальные - из металла. Ноты пишутся на слух, на басовую тональность. Объем звука большой от ноты "до" в большой октаве до ноты "соль"в первой октаве.
Каждый музыкальный инструмент также требует правильного ухода, также и дутор. Его нельзя ставить в влажное место, повесить перед открытым окном, потому что под воздействием влажного воздуха клей деталей дутора будет двигаться, красота звука испортится, струны тоже промокнут и быстро выйдут из работы. Нельзя долго хранить дутор на солнце или в сухом месте, потому что он может слишком высохнуть и стать совершенно бесполезным. При исполнении на дуторе руки музыканта должны быть сухими и чистыми,
иначе грязь будет скапливаться на струнах, возле нот, на ручке. В результате струны стновятся полохого качества и накапливается грязь. Для того чтобы защитить дутор от пыли и влажности, его необходимо хранить в вафле, сшитой из плотного материала или брезента.
Список литературы / References
1. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.
2. Турабоева Б.Р. Дутор и его роль в Хорезмском музыкальном исскустве. «Вестник науки и образования». № 13 (91), 2020.
3. Исмаилова М.М. Один из важных инструментов в узбекской музыке: дутор. «Проблемы современной науки и образования». № 12 (157), 2020.
РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР В АНСАМБЛЕ В XX - XXI ВЕКАХ Махмудова Ф.Н. Email: [email protected]
Махмудова Фарангиз Нуриддин кизи — преподаватель, кафедра инструментального исполнительства маком, Институт исскустваузбекской национальной музыки им. Ю. Ражаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: исполнительские возможности дутара находятся на достаточном уровне для воспроизведения музыкального наследия разных народов. Подтверждением этому являются сформировавшиеся в практике исполнения дутара и продолжающие свое нормальное развитие различные исполнительские направления. Дутар, в целом среди народных инструментов, всегда демонстрировал свою самобытность в исполнительском искусстве, склонность к исполнению в традиционном стиле, привлекательность в народной музыке, а также широкое мастерство в традиционном направлении. Каким бы ни было направление, в его исполнении есть традиции, присущие этому стилю, и свой шарм, который их характеризует. В этой статье будет рассказано о роли инструмента дутар в узбекском классическом искусстве, в частности, в ансамблевом исполнении, и будет уделено внимание процессам XX - XXI веков.
Ключевые слова: дутар, мунг, наср, инструментальная часть, маком, ритм, исполнительство.
THE ROLE OF THE DUTAR INSTRUMENT IN THE ENSEMBLE IN THE
XX - XXI CENTURIES Mahmudova F.N.
Mahmudova Farangiz Nuriddin kizi - Teacher, DEPARTMENT INSTRUMENTAL PERFORMANCE OFMAKOM, INSTITUTE OF ART OF UZBEK NATIONAL MUSIC NAMED AFTER YU. RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the performance capabilities of the dutar are at a sufficient level to reproduce the musical heritage of different peoples. This is confirmed by the various performing directions that have been formed in the practice of performing the dutor and continue their normal development. The dutor, in general among folk instruments, has always demonstrated its originality in the performing arts, a penchant for performing in the traditional style, an appeal in folk music, as well as a broad mastery in the traditional direction. In whatever direction it is, in its performance there are traditions inherent in this style, and its own charm that characterizes them. This article will tell about the role of the dutor instrument in Uzbek classical art, in particular, in ensemble performance, and will pay attention to the processes of the XX-XXI centuries.
Keywords: dutor, mung, nasr, instrumental part, makom, rhythm, performance.
УДК 787.8