Научная статья на тему 'Бас дутор: исполнение и Проблемы в преподавании'

Бас дутор: исполнение и Проблемы в преподавании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
437
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУТОР / БАС ДУТОР / А.И. ПЕТРОСЯНЦ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО / СТРУННО-ЩИПКОВЫЙ / ОРНАМЕНТ / DUTOR / BASS DUTOR / A.I. PETROSYANTS / PERFORMANCE / MENTORING / STRING-PLUCKED / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турапов Зулхорбек Зайнабидинович

В узбекском музыкальном искусстве национальные музыкальные инструменты разнообразны, и ученые всегда проявляли к ним большой интерес. Наши национальные музыкальные инструменты изучались научно и пытались исполнять на них различные произведения. Даже были внесены изменения в наши национальные музыкальные инструменты (реконструкция), в которых было создано несколько семей. Одним из таких музыкальных инструментов был бас дутор, созданный А.И. Петросянцем во второй половине прошлого века, принадлежащий семье узбекских дуторов. Данная статья об этом музыкальном инструменте, в ней рассказывается о его текущем состоянии, исполнении и его роли в узбекском музыкальном исскустве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASS DUTOR: PERFORMANCE AND PROBLEMS IN TEACHING

In the Uzbek musical art, national musical instruments are diverse, and scientists have always shown great interest in them. Our national musical instruments were studied scientifically and tried to perform various works on them. Even changes were made to our national musical instruments (reconstruction), in which several families were created. One of these musical instruments was the bass dutor, created by A.I. Petrosyants in the second half of the last century, belonging to the family of Uzbek dutors. This article is about this musical instrument, which describes its current state of performance, and its role in the Uzbek musical art.

Текст научной работы на тему «Бас дутор: исполнение и Проблемы в преподавании»

письменный документ, помогающий осмыслению многих других фактов и сведений, связанных с истоками классической музыки региона.

Для объективной оценки роли и значения танбурной нотации в изучении макомата, необходимо рассмотреть ее на основе конкретных фактов и в контексте общей истории развития узбекской классической музыки. Найти ответы на вопросы что побудило к жизни такое явление, как нотная запись полного свода Шести с половиной макомов и наиболее известных образцов Дутарных макомов. Выяснить причины осуществления этой миссии самими мастерами носителями без вмешательства извне, исходя только из внутренних потребностей. Обратимся к ближайшей обозримой истории развития классической музыки в Хорезме.

Список литературы / References

1. Романовская Е.Е. Хорезмская классическая музыка. Ташкент, 1939.

2. Узбек халк музикаси / Узбекская Народная музыка. VI том. Хорезмские макомы. В нотной записи Матнияза Юсупова. Тошкент, 1958.

БАС ДУТОР: ИСПОЛНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ Турапов З.З. Email: Turapov17145@scientifictext.ru

Турапов Зулхорбек Зайнабидинович - доцент, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в узбекском музыкальном искусстве национальные музыкальные инструменты разнообразны, и ученые всегда проявляли к ним большой интерес. Наши национальные музыкальные инструменты изучались научно и пытались исполнять на них различные произведения. Даже были внесены изменения в наши национальные музыкальные инструменты (реконструкция), в которых было создано несколько семей. Одним из таких музыкальных инструментов был бас дутор, созданный А.И. Петросянцем во второй половине прошлого века, принадлежащий семье узбекских дуторов. Данная статья - об этом музыкальном инструменте, в ней рассказывается о его текущем состоянии, исполнении и его роли в узбекском музыкальном исскустве.

Ключевые слова: дутор, бас дутор, А.И. Петросянц, исполнительство, наставничество, струнно—щипковый, орнамент.

BASS DUTOR: PERFORMANCE AND PROBLEMS IN TEACHING

Turapov Z.Z.

Turapov Zulhorbek Zainabidinovich - Associate Professor, DEPARTMENT NATIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the Uzbek musical art, national musical instruments are diverse, and scientists have always shown great interest in them. Our national musical instruments were studied scientifically and tried to perform various works on them. Even changes were made to our national musical instruments (reconstruction), in which several families were created. One of these musical instruments was the bass dutor, created by A.I. Petrosyants in the second half of the last century, belonging to the family of Uzbek dutors. This article is about this musical instrument, which describes its current state of performance, and its role in the Uzbek musical art.

Keywords: dutor, bass dutor, A.I. Petrosyants, performance, mentoring, string-plucked, ornament.

УДК 787.8

В жизни человека музыкальные мелодии настолько важны, что наши древние предки в процессе их обогащения, поиска разнообразных образцов изобрели различные музыкальные мелодии. Многообразие восточных народов играет особую роль среди музыкальных инструментов народов мира. Эти слова, состоящие из струнных, духовых, луковых и ударных инструментов, издревле были изобретены среди народа, совершенствуются и развиваются в соответствии с современными эстетическими потребностями и потребностями. Среди таких

ярких музыкальных композиций достойное место занимает также ряд узбекских национальных инструментов, таких как танбур, дутор, дойра, най, чанг, гижжак, рубаб, уд, канун, кушнай, сурнай, ногора [1].

Один из них инструмент дутар играет огромную роль в исполнении узбекской традиционной музыки. Известно, что он занимает свое место как в соло, так и в ансамблях. Когда исполняются тяжелые музыкальные произведения то дутар в одиночку обладает таким магическим и волшебным голосом, что успокаивает и духовно питает душу человека. А в исполнении веселую и быструю мелодию, дутар радеут душу слушателя. Инструмент дутар имеет широкие возможности, чем другие традиционные струнные инструменты. Именно поэтому народные мелодии, макомы как кашкарча, сокинома, уфар находят необычное звучание с помощью этого инструмента [2].

Один из инструментов, возникший в результате усовершенствования (реконструкции) узбекских народных инструментов - бас дутор, с 40-50-х годов XX века преподается во всех музыкальных и образовательных учреждениях нашей республики. В какой-то мере этот процесс сформировал методику преподавания, накопил конкретный опыт в этой области.

Во второй половине прошлого века жанр квартета для струнных инструментов получил гораздо большее развитие. Первоначально А.И. Петросянц обработал инструмента бас дутара и после были обработаны многие узбекские народные мелодии, адаптированы и исполнены на этом музыкальном инструменте. Для композиции стали создавать пьесы небольшого размера. В Узбекистане камерно-инструментальный ансамбль стал интересной и продуктивной сферой народного творчества. В исполнении узбекской музыки большое внимание уделялось национальности.

Композиторами сочинены новые, оригинальные произведения для участия инструмента бас дутар, обработаны многие народные мелодии, на учебных программах и концертных репертуарах занял достойное место. Но до сих пор не удалось сочинить произведения, специально созданные для бас дутора, учебник в который интегрирована техника исполнения. На данный момент мы наблюдаем некоторые недостатки в преподавании исполнения среди специалистов в связи с тем, что метод преподавания не был решен им или ее вопросами единого мнения. И это свидетельствует о его негативном влиянии на воспитание грамотных, гармоничных, знающих "секреты" исполнительского мастерства молодых музыкантов, которые сейчас шагают в профессионализм.

Поскольку молодые специалисты, начинающие самостоятельное дело, не имеют достаточного педагогического опыта, они сталкиваются с рядом недостатков в своей трудовой деятельности: с чего начинать работу по обучению исполнению в инструментальном, как обучать различным методам исполнения и др. Как сказал наш наставник, народный артист Узбекистана, лауреат ордена великих заслуг Тургун Алиматов: «На изучение одного произведения требуется не так много времени, но для его профессионального исполнения потребуется много лет» [3].

Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывает свои наилучшие результаты. В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно перешёл от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер [4]. Традиции наставничества также важны в обучении исполнению бас дутор. Потому что уроки мастера очень важны в изучении тонкостей исполнения.

Теперь непосредственно поговорим о инструменте бас дутар. Нам известно, что данный инструмент входит в группу струнно-щипковых инструментов. Движение в исполнении один раз сверху вниз и снизу вверх с помощью щипка является одним из основных способов создавать звук в щипковых инструментах.

В узбекской народной и профессиональной музыке большое значение придается декоративным звукам, а именно «орнаментике». «Орнаментика» (от лат. «орнамент» означает украшение) — совокупность звуков, которые украшают основную мелодичную форму. Эти звуки мелодичны и помогают влиять на психическое настроение слушателя, раскрывать интонационные лад-функции исполняемого произведения. В узбекском национальном музыкальном опыте есть много «орнаментальных» методов — украшений, которые называются по-разному. Например, «качирим», «волнистость», «нолиш» и др.

Список литературы / References

1. Мирзаев К.Г. «Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве». «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

2. Зияева М. « Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

3. Досимбетов БХ. «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи». Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.

4. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ИНСТРУМЕНТЕ РУБАБ ПРИМА Гочбакаров А.А. Email: Gochbakarov17145@scientifictext.ru

Гочбакаров Азат Аманович - старший преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: исполнительство - это процесс, который развивается и совершенствуется изо дня в день, независимо от того, в какой сфере он находится, будь то в театральной или кино, в музыкальной или певческой. В частности, совершенствование исполнительской деятельности в сфере музыкальной инструментальной деятельности предполагает регулярное осуществление в установленном порядке конкретных целенаправленных упражнений. Инструмент рубаб прима - это инструмент, в котором есть широта исполнительских и технических возможностей, возможность воспроизводить любые произведения мирового масштаба с уникальными тембрами и звуковыми характеристиками. В данной статье говорится об этом инструменте и его исполнительстве. Ключевые слова: рубаб, рубаб прима, исполнительство, оркестр, диапазон исполнения.

PERFORMANCE ON THE INSTRUMENT RUBAB PRIMA Gochbakarov A.A.

Gochbakarov Azat Amanovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT FOLK INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рег/огтапсе is a process that develops and improves from day to day, regardless of what sphere it is in, whether it is in theater or cinema, in music or singing. In particular, the improvement of performance in the field of musical instrumental activity involves the regular implementation of specific targeted exercises in the prescribed manner. The rubab prima instrument is an instrument that has a breadth of performing and technical capabilities, the ability to reproduce any works of world scale with unique timbres and sound characteristics. This article talks about this instrument and its performance.

Keywords: rubab, rubab prima, performance, orchestra, range of performance.

УДК 787.8

Несмотря на то, что инструмент прима рубаб - это вновь созданный инструмент, сегодня занимает особое место в исполнении узбекских мелодий. В 1948 году в Ташкентской государственной консерватории состоялось открытие «отдела народных инструментов» в составе факультета оркестра, где первые три студента Ахмад Одилов, Валентина Борисенко и Феоктист Васильевы учились на инструменте чанг, прима рубаб и кашкар рубаб. В дальнейшем они стали основой в подготовлении профессиональных исполнителей данного направления. После окончания учебы, будучи доцентом, В.Я.Борисенко (1919-1990 гг.) преподавала в консерватории студентам по инструменту рубаб прима и в течение многих лет стала наставником десятков умелых музыкантов. Среди них есть такие талантливые исполнители, как А. Маликов, Г. Салева, Б. Юлдошев, М.Рахимов А. Азимов, Ш. Жанайдаров, А. Дадамухаммедов. В первую очередь надо отметить, что старшие наставники, музыканты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.