ДУТОР И ЕГО РОЛЬ В ХОРЕЗМСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ
ИССКУСТВЕ Турабоева Б.Р. Email: Turabоeva691@scientifictext.ru
Турабоева Башорат Рахмонжановна - преподаватель, кафедра национального пения, факультет народного творчества, Институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: дутор считается одним из самых древних и любимых музыкальных инструментов узбекского народа. Каждый узбек ценит этот инструмент. А произведения, исполненные дутором, любит, слушает и исполняет молодёжь. В течение нескольких лет дутор изучался учеными на научном уровне. Но всё так и есть много неизученных аспектов и неоткрытых моментов этого инструмента. В этой статье представлены некоторые факты об инструменте дутор. Также упоминаются научные источники и легенды, приводимые в древних рукописях. Существует также несколько видов музыкального инструмента дутор и на его месте в Хорезмском музыкальном искусстве автор останавливается отдельно. Ключевые слова: дутор, дутор альт, Мискин, Аликамбар, музыка, произведение, исполнитель, мастер, маком.
DUTOR AND HIS ROLE IN THE KHOREZM MUSICAL ART
Turabоeva B.R.
Turabоeva Bas^rat Rachmоnjаnovna - Lecturer, DEPARTMENT NATIONAL SINGING, FACULTY OF FOLK ART, INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the dutor is considered one of the most ancient and favorite musical instruments of the Uzbek people. Every Uzbek appreciates this tool. And the works performed by the composer are loved, listened to and performed by the audience. For several years, duthor was studied by scientists at the scientific level. But there are still many unexplored aspects and undiscovered moments of this tool. This article presents some facts about the dutor tool. Scientific sources and legends cited in ancient manuscripts are also mentioned. There are also several types of musical instrument dutor, and its place in the Khorezm musical art is discussed separately.
Keywords: dutor, dutor viola, Miskin, Alikambar, music, artwork, artist, master, makom.
УДК 787.8
Археологические памятники и двухструнные музыкальные инструменты с изображением на стенах и камнях раскрывают саму древность национального музыкального инструмента дутора. Арабский путешественник Ибн Батута с изумлением описал в своих мемуарах: почти каждый житель городов Маваруннахра очень любил музыку и у каждой семьи в доме был инструмент дутор. Этот инструмент играет огромную роль в исполнении узбекской традиционной музыки. Известно, что он занимает свое место как в соло, так и в ансамблях. Когда исполняются тяжелые музыкальные произведения то дутар в одиночку обладает таким магическим и волшебным голосом, что успокаивает и духовно питает душу человека. А в исполнении веселую и быструю мелодию, дутар радеут душу слушателя. Инструмент дутар имеет широкие возможности, чем другие традиционные струнные инструменты. Именно поэтому народные мелодии, макомы как кашкарча, сокинома, уфар находят необычное звучание с помощью этого инструмента [1].
Существует много легенд о Дуторе, в одной из них описывается, что у Хазрата Али был всадник по имени Камбар, повар по имени Мискин, и они были одним из наилучших мастеров и знаменитых исполнителей музыкального инструмента дутор. В Фергане-Ташкенте и Хорезме есть группа мелодий и песен имени Мискина, они, как говорят, принадлежат творчеству Мискина. Существуют также легенды, связывающие мелодию Аликамбара с творчеством Камбара. Некоторые письменные источники говорят, что в городе Ургенче, который восходит ко временам Хорезмшахов, были процветающие кварталы, где мастерили харрак и кулок для дутора. В музыкальном трактате Зайнулобиддин Гусейна и Дарвиш Али Чанги представлена важная информация о дуторе. Как видно из этих свидетельств, дутор ценился в каждой семье как самый популярный, любимый музыкальный инструмент.
Дутор был усовершенствован исполнителями и мастерами на протяжении многих лет. Не будет ошибкой сказать, что дутор альт был создан на основе Северного узбекского дутора бахши. Потому что они близки друг к другу в плане компактности. Бахши, живущие на юге нашей страны, в частности в Кашкадарье и Сурхандарье, поют дастаны на домбире. Однако усовершенствованная дутор прима по своей форме близка к домбре, что делает ее удобной для воспроизведения светской музыки и произведений узбекских композиторов за счёт соединения штрихов. Но в области традиционного исполнения дутор занимает важное место среди музыкальных инструментах. В исполнении ансамбля действует как фундамент.
В Хорезмском исполнительстве дутора используются два вида дуторов, один из которых является дутором, то есть длиной 97 сантиметров, а другой-длинным, то есть длиной 130 сантиметров и более. Эти инструменты делают из тутовника или абрикосового дерева. Они назывались ребристыми "дилма" дутор, а резными -"казма" дутор. Крышка, то есть дека, тонко обрабатывается из тутовника. Оба инструменты регулируемая верхняя струна - "зир" настраевается на малую октаву ре и "бом", т. е. низко регулируемые струны настраеваются на большую октаву соль или ля, а иногда как куштор. Два различные настройки в языках музыкантов называются по разному, которые относятся друг к другу как квинтовое называется "Аликамбар дузум", так и квинтовое называется "Мискин дузум" Количество штрихов одинаковое у обоих дуторов и образует диатонический звукоряд.
В Хорезме исполнительство дутара является своеобразным и штрихи правой руки характеризуются непрерывным исполнением "рез"ного метода. Также основными особенностями исполнения являются тихие удары по крышку с четырымя пальцами правой руки, которые преувеличивают каждый мощный штрих. Великий исполнитель дутара Нурмухаммад Болтаев, в отличие от других хорезмских исполнителей дутора, по возможности не стучал и играл без лишнего шума.
Штрихи правой руки дутора в Хорезме называется "даст". Они сочетают в себе сложные и наиболее привлекательные аспекты мелодии и усулей. Как говорят наставники, усули доиры также сходны усулями дутора.
В структуре категорий макомов на дуторе наблюдаются четыре опорные точки. Главный раздел, который они носят в названии этого макома, - это Зихий Наззора, Урганжий, Мискин, Раховий и другие. Главная часть является центральной и первобытной частью каждого макома. В макомах на дутаре такая базовая точка одна. Только в единственном Зихий Наззора находится маком Урганжи. В Шашмаком и Хорезмской шесть с половиной макомах их много, и они находятся внутри макома. В макомах на дутаре также звучат стихи в духе похвалы, напоминающие в главных частях Хорезмских шесть с половиной макомов и Шашмаком [2].
От популярности дутора также проходили соревнования на ловкость исполнения на дуторе как на свадьбах, так и на праздниках. По словам Бола Бахши, в 1914 году в Хиве Юсуф Ясавулбоши проводил свадьбу 15 дней. На этой свадьбе приняли участие более 40 бахши из разных уголков Хорезма. В конце соревнования Суяв бахши, возраст которой превышает шестьдесят лет, выходит на «сцену» со своим дутором и
исполняет произведение под названием «кирмизи гуйнакли». Затем, обращаясь к молодым бахши, он говорит: «есть кто может исполнить великолепно?». И тогда Хужаёз бахши из Хазораспа выходин на сцену и начинает исполнять очень умело данное произведение с помощью своего дутора. Увидев это, взволнованный Суяв бахши воскликнул: «Если умрёт Суяв, ты останешься на его месте!». Он благословляет молодого бахши, и ему дарит книгу «Мажмуаи шуаро» [3].
Как видно из этого, в Хорезме дутар не только выполнял главную роль бахши, но и был очень популярным инструментом среди народа. Существует множество легенд об этом среди пожилых людей, одна из них отмечено в книге «Хоразм мусики тарихчаси» («Историф Хорезмской музыки»). Говорится «Чингизхан перед покорением Кухна Ургенч, большинство людей, живших там раньше, почти каждый овладел музыкой как ремеслом. За ней закрепились права их семей. Даже в городе были такие семьи которые изготавливали харрак для инструмента дутор. Таких семей было тасячи» [4]. По этой причине в Хорезме были созданы и исполнены специальные макомы для дутора. Маком дутора присваивается в Хорезмской музыкальной области в следующем порядке: Ирак, Чапандоз, Могулча, Наво, Садри Ирак, Рови, Орази бам, Ташниз, Мажнун дали, Ахёр, Мискин и др. Одиннадцатый из них называется Мискин, и он состоит из двух частей.
Список литературы /References
1. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. / The role of dutar in the performance of Uzbek traditional music and performance school». № 11 (65), 2019.
2. Махмудова Ф.Н. «Макомы на дутаре», «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137). Апрель, 2019.
3. Матёкубов Б. «Достон наволари». Тошкент, 2009.
4. Мулла Бекжон Рахмон угли, Мухаммад Юсуф Девонзода. «Хоразм мусикий тарихчаси». Тошкент, 2014.
5. Турабоева Б.Р. О макоме Бузрук. «Проблемы современной науки и образования». № 5 (150), 2020.