Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР В АНСАМБЛЕ В XX - XXI ВЕКАХ'

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР В АНСАМБЛЕ В XX - XXI ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУТАР / МУНГ / НАСР / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ / МАКОМ / РИТМ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмудова Фарангиз Нуриддин Кизи

Исполнительские возможности дутара находятся на достаточном уровне для воспроизведения музыкального наследия разных народов. Подтверждением этому являются сформировавшиеся в практике исполнения дутара и продолжающие свое нормальное развитие различные исполнительские направления. Дутар, в целом среди народных инструментов, всегда демонстрировал свою самобытность в исполнительском искусстве, склонность к исполнению в традиционном стиле, привлекательность в народной музыке, а также широкое мастерство в традиционном направлении. Каким бы ни было направление, в его исполнении есть традиции, присущие этому стилю, и свой шарм, который их характеризует. В этой статье будет рассказано о роли инструмента дутар в узбекском классическом искусстве, в частности, в ансамблевом исполнении, и будет уделено внимание процессам XX - XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DUTAR INSTRUMENT IN THE ENSEMBLE IN THE XX - XXI CENTURIES

The performance capabilities of the dutar are at a sufficient level to reproduce the musical heritage of different peoples. This is confirmed by the various performing directions that have been formed in the practice of performing the dutor and continue their normal development. The dutor, in general among folk instruments, has always demonstrated its originality in the performing arts, a penchant for performing in the traditional style, an appeal in folk music, as well as a broad mastery in the traditional direction. In whatever direction it is, in its performance there are traditions inherent in this style, and its own charm that characterizes them. This article will tell about the role of the dutor instrument in Uzbek classical art, in particular, in ensemble performance, and will pay attention to the processes of the XX-XXI centuries.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР В АНСАМБЛЕ В XX - XXI ВЕКАХ»

иначе грязь будет скапливаться на струнах, возле нот, на ручке. В результате струны стновятся полохого качества и накапливается грязь. Для того чтобы защитить дутор от пыли и влажности, его необходимо хранить в вафле, сшитой из плотного материала или брезента.

Список литературы / References

1. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

2. Турабоева Б.Р. Дутор и его роль в Хорезмском музыкальном исскустве. «Вестник науки и образования». № 13 (91), 2020.

3. Исмаилова М.М. Один из важных инструментов в узбекской музыке: дутор. «Проблемы современной науки и образования». № 12 (157), 2020.

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР В АНСАМБЛЕ В XX - XXI ВЕКАХ Махмудова Ф.Н. Email: Mahmudova6109@scientifictext.ru

Махмудова Фарангиз Нуриддин кизи — преподаватель, кафедра инструментального исполнительства маком, Институт исскустваузбекской национальной музыки им. Ю. Ражаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: исполнительские возможности дутара находятся на достаточном уровне для воспроизведения музыкального наследия разных народов. Подтверждением этому являются сформировавшиеся в практике исполнения дутара и продолжающие свое нормальное развитие различные исполнительские направления. Дутар, в целом среди народных инструментов, всегда демонстрировал свою самобытность в исполнительском искусстве, склонность к исполнению в традиционном стиле, привлекательность в народной музыке, а также широкое мастерство в традиционном направлении. Каким бы ни было направление, в его исполнении есть традиции, присущие этому стилю, и свой шарм, который их характеризует. В этой статье будет рассказано о роли инструмента дутар в узбекском классическом искусстве, в частности, в ансамблевом исполнении, и будет уделено внимание процессам XX - XXI веков.

Ключевые слова: дутар, мунг, наср, инструментальная часть, маком, ритм, исполнительство.

THE ROLE OF THE DUTAR INSTRUMENT IN THE ENSEMBLE IN THE

XX - XXI CENTURIES Mahmudova F.N.

Mahmudova Farangiz Nuriddin kizi - Teacher, DEPARTMENT INSTRUMENTAL PERFORMANCE OFMAKOM, INSTITUTE OF ART OF UZBEK NATIONAL MUSIC NAMED AFTER YU. RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the performance capabilities of the dutar are at a sufficient level to reproduce the musical heritage of different peoples. This is confirmed by the various performing directions that have been formed in the practice of performing the dutor and continue their normal development. The dutor, in general among folk instruments, has always demonstrated its originality in the performing arts, a penchant for performing in the traditional style, an appeal in folk music, as well as a broad mastery in the traditional direction. In whatever direction it is, in its performance there are traditions inherent in this style, and its own charm that characterizes them. This article will tell about the role of the dutor instrument in Uzbek classical art, in particular, in ensemble performance, and will pay attention to the processes of the XX-XXI centuries.

Keywords: dutor, mung, nasr, instrumental part, makom, rhythm, performance.

УДК 787.8

Дутар - один из традиционных узбекских музыкальных инструментов. Дутар, занявший достойное место в практике народного исполнительства из далекого прошлого, в то же время принимал участие во всех ансаблях, характерных для традиционного стиля исполнения. Традиционно сформировался как соло и стал одним из ведущих музыкальных инструментов. Историческое становление дутора и других аспектов гармонии с музыкальными инструментами восходит к далекому прошлому, а музыкальные трактаты описываются с XV века.

К ХХ-ХХ1 векам исполнительство на дутаре стало развиваться на профессиональном уровне. Сформировался ряд умелых исполнителей. Появились разные стили и виды исполнения дутара [1]. Среди инструментов дутар выделялся своей естественностью, тонкостью, таинственным звучанием. Главной причиной этого было то, что звучание инструмента было не таким резким, обладало нежным, певучим звуком. Эти аспекты сохранились и в настоящее время. Это также одна из главных причин, почему дутар с незапамятных времен стал более популярным в женской исполнительской практике. На протяжении всего прошлого возникли различные направления исполнительства дутара. В практике народного творчества солисты и музыканты даже создали свои особые макомные треки в традиционном стиле.

Вхождение дутара в состав традиционных музыкальных ансамблей заслуживает особого внимания. Потому что дутор занимает особое место в исполнении произведений в ансамбле. В звуке дутора есть свой "мунг". Именно этот "мунг" и наполняет всю гармонию произведения. Дутор дает ноту "ми" в общем звучании голоса ансамбля. Если обратить внимание на исполнение макомных ансамблей, написанных на магнитных лентах в 80-90-е годы, то ни одно произведение не было исполнено без дутора. Потому что при написании этих произведений на магнитной ленте звукорежиссер Анвар Тоджиев уделял особое внимание участию музыкального инструмента дутора в ансамле. Слух звукорежиссера должен быть очень сильной и чувствительной. Например, в произведениях, в которых задействовано много инструментов, таких как симфония, оратория, оперетта, музыкальная драма, звукорежиссер, четко слышащий основу каждого инструмента, может качественно записать произведение [2]. Звучание инструмента дутор очень желательно для объединения звуков всех инструментов в ансамбле. Также есть много музыкальных произведений, которые нужно исполнить в танбуре и дутаре. Чтобы играть инструментальные части произведений, как в части «наср» так и в «инструментальной» части, понадобится танбур с дуторам или соло дутара.

Позже в состав ансамбля вошел иснрумент уд. Потому его звук имеет "басс". Но этот инструмент не смог заменить дутора. Потому что с помощью своего штриха дутор дает понять ритм первой долли выступления певцов.

Я думаю, что исполнение произведений будет более красивым и совершенным, если в ансамблях будет участвовать не один а два дутара. Оба дутора будут более привлекательными, если будут исполнятся в однородном стиле. Инструмент уд также может быть использован, но для исполнения узбекских макомов дутар является более важным инструментом. Когда мы слушаем древние магнитные записи Шашмаком, можно определить что звук инструмента дутар даёт очень большой эффект. Эти записи хранятся сегодня в "Золотом фонде" телерадио компании Узбекистана.

На самом деле отношение узбекского народа к музыкальному инструменту дутор необычно. Это видно и специально организованных ансамблей именно для дутара. Уже сегодня создаются и осуществляют свою деятельность новые ансамбли дутаристов. Так вот, в ансамблях исполнителей произведений макомов место инструментов дутора и танбура не может сравнить ни с чем, думаю, что причина этого была в древности, когда маком писался на нотах танбура и дутара.

Таким образом, исполнение дутар отличается своей универсальностью. К XX веку исполнительство на дутаре приобрело профессиональный уровень. Сольное исполнение приобрело свое место, особенно в мастерском стиле. Это, безусловно, будет оценено исполнительскими возможностями дутара, достигнутыми в его прошлой исполнительской практике, творчеством гениальных исполнителей, принявших традиции исполнения дутора в народе. В результате сформировались и стали популярными в исполнении дутара разные стили исполнения.

Современное исполнительство дутара обогащается разнообразными стилями и развивается в процессе своего развития и в рамках требований времени. В качестве примера можно привести процесс системы образования по исполнительству дутара, который включает в себя программы школ, лицеев, колледжей и высших учебных заведений. Потому что дутар является одним из любимых инструментов узбекского народа, который всегда жил в гармонии с древними временами. Дутар издревле был в употреблении в различных оазисах Центральной

Азии на основе своей культуры и традиций. Народные способы массового исполнения, народные или другие способы исполнения, а также традиционные классические способы исполнения всегда украшали народную исполнительскую практику.

Дутар фактически развился до уровня классицизма со своей тенденцией к народному стилю. Дутар имел свое место в практике исполнения на народных инструментах и играл достойную роль в сопровождении различных инструментов, в развитии культуры того времени, и ценился как необходимый инструмент. Поэтому, должно быть, к нашему времени разнообразие композиционных ансамблей, стилей дутара в соло увеличилось еще больше. Отрадно, что молодёжь положительно к этому относится и принимает. А стремление молодежи познать секреты исполнительства дутара является свидетельством его дальнейшего развития.

Список литературы / References

1. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

2. Назарова О. «Эл севган санъаткорлар». «Узбекистон». Тошкент, 2008.

3. Махмудова Ф.Н. «Макомы на дутаре». «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА ИНСТРУМЕНТЕ НАЙ Вахидов Ю.К. Email: Vakhidov6110@scientifictext.ru

Вахидов Юсуфжон Кадирович — преподаватель, кафедра инструментального исполнительства, Государственный институт культуры и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: най - музыкальный инструмент, используемый как сольный инструмент, так и в ансамблях и оркестрах. Чем шире объем, тем больше он выступает в качестве ведущего в народных мелодиях, макомах, ансамблях. Диотонический звукоряд имеет тональность от ля первой октавы до ре четвертой октавы. Ноты пишутся в скрипичном ключе. Обучение исполнению на нае требует от учителя больших усилий. В процессе обучения студентов исполнение на инструменте най, конечно же, существуют определенные методические указания, о которых в данной статье будет рассказано.

Ключевые слова: най, музыка, музыкальный инструмент, исполнение, произведение, студент.

GUIDELINES FOR THE EXECUTION OF THE NAY INSTRUMENT

Vakhidov Yu.K.

Vakhidov Yusufjon Kadirovich — Teacher, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ART OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the nay is a musical instrument performed as a solo instrument, as well as in ensembles and orchestras. The wider the volume, the more it acts as a leader in folk melodies, makoms, and ensembles. The diotonic scale has a key from a of the first octave to d of the fourth octave. The notes are written in the treble key. Learning to perform on the nae requires a lot of effort from the teacher. In the process of teaching students to play the nay instrument, of course, there are certain methodological guidelines, which will be discussed in this article. Keywords: nay, music, musical instrument, performance, work, student.

УДК 788.5

В соответствии с государственными требованиями к высшему образованию четко определены цели и задачи обучения по специальности инструмента най, что наряду с всесторонним развитием талантов, культурного уровня, исполнительских навыков, слуховых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.