Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТУРГУНА АЛИМАТОВА'

ТВОРЧЕСКОЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТУРГУНА АЛИМАТОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная классическая музыка / инструментальное исполнение / танбур / дутар / сато / сольное исполнение / аккомпонирование / мелодические украшения / традиция «устоз-шогирд» (наставник-ученик) / traditional classical music / instrumental performance / tanbur / dutar / Sato / solo performance / accompaniment / melodic decorations / "Ustoz-shogird" tradition (mentor-student)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримова Назокат Абдуварисовна

Тургун Алиматов был известен как многогранный мастер–исполнитель своего времени. Он возродил традиционную узбекскую инструментальную музыкальную культуру исполнением танбура, дутара и сато, придав ей новые краски. Тургун Алиматов признан единственным мастером-исполнителем, его искусство заслужило высокое уважение в качестве исполнителя–наставника на струнных инструментах, а также в бастакорском творчестве. Сегодня легендарный музыкант Тургун Алиматов хорошо известен как мастер узбекского национального искусства не только в нашем регионе, но и в дальних странах. Примечательно, что мастер-музыкант эффективно работал, опираясь на традиции узбекской классической музыки. Благодаря своей уникальной музыке он помог соединить чувства узбекского народа с сердцами народов мира. В данной статье рассмотрено творческое наследие Тургуна Алиматова, а также трудовая деятельность и его своеобразный исполнительский стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE AND PERFORMING HERITAGE OF TURGUN ALIMATOV

Turgun Alimatov was known as a multi-faceted master performer of his time. He revived the traditional Uzbek instrumental music culture by performing tanbur, dutar and Sato, giving it new colors. Recognized as the only master performer, the art of Turgun Alimatov has earned high respect in the field of performer-mentor, performing on stringed instruments, as well as in bastakor creativity. Today, the legendary musician Turgun Alimatov is well known as a master of Uzbek national art not only in our region, but also in distant countries. It is noteworthy that the master musician worked effectively, relying on the traditions of Uzbek classical music. Thanks to his unique music, he helped connect the feelings of the Uzbek people with the hearts of the peoples of the world. This article examines the creative heritage of Turgun Alimatov, as well as his work and his unique performing style.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТУРГУНА АЛИМАТОВА»

ТВОРЧЕСКОЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ТУРГУНА АЛИМАТОВА Каримова Н.А. Email: [email protected]

Каримова Назокат Абдуварисовна — преподаватель, кафедра истории узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Тургун Алиматов был известен как многогранный мастер-исполнитель своего времени. Он возродил традиционную узбекскую инструментальную музыкальную культуру исполнением танбура, дутара и сато, придав ей новые краски. Тургун Алиматов признан единственным мастером-исполнителем, его искусство заслужило высокое уважение в качестве исполнителя-наставника на струнных инструментах, а также в бастакорском творчестве. Сегодня легендарный музыкант Тургун Алиматов хорошо известен как мастер узбекского национального искусства не только в нашем регионе, но и в дальних странах. Примечательно, что мастер-музыкант эффективно работал, опираясь на традиции узбекской классической музыки. Благодаря своей уникальной музыке он помог соединить чувства узбекского народа с сердцами народов мира. В данной статье рассмотрено творческое наследие Тургуна Алиматова, а также трудовая деятельность и его своеобразный исполнительский стиль.

Ключевые слова: традиционная классическая музыка, инструментальное исполнение, танбур, дутар, сато, сольное исполнение, аккомпонирование, мелодические украшения, традиция «устоз-шогирд» (наставник-ученик).

CREATIVE AND PERFORMING HERITAGE OF TURGUN ALIMATOV

Karimova N.A.

Karimova Nazokat Abduvarisovna — Teacher, DEPARTMENT HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Turgun Alimatov was known as a multi-faceted master performer of his time. He revived the traditional Uzbek instrumental music culture by performing tanbur, dutar and Sato, giving it new colors. Recognized as the only master performer, the art of Turgun A limatov has earned high respect in the field ofperformer-mentor, performing on stringed instruments, as well as in bastakor creativity. Today, the legendary musician Turgun Alimatov is well known as a master of Uzbek national art not only in our region, but also in distant countries. It is noteworthy that the master musician worked effectively, relying on the traditions of Uzbek classical music. Thanks to his unique music, he helped connect the feelings of the Uzbek people with the hearts of the peoples of the world. This article examines the creative heritage of Turgun Alimatov, as well as his work and his unique performing style.

Keywords: traditional classical music, instrumental performance, tanbur, dutar, Sato, solo performance, accompaniment, melodic decorations, "Ustoz-shogird" tradition (mentor-student).

УДК 78.075

Известно, что многие известные и популярные музыканты творчески развивали традиционное инструментальное исполнение в современном понимании с начала ХХ века до наших дней. Во всех регионах нашей страны народу служили талантливые представители различных творческих школ. В частности, в Хорезме Матьякуб Харратов и Матюсуф Харратов, в Бухаре Маруфжон Ташпулатов и Якуб Давидов, в Самарканде Ходжи Абдулазиз Расулов и Кори Сиродж Юсупов, в Андижане Мухиддин Ходжи Наджмиддинов и Мамадазиз Ниязов, Отавали Нуриддинов, Комилжон Джаббаров и Гуломжон Ходжикулов, в Фергане Тохтасин Джалилов, в Маргилане Козихон Мадраимов, в Намангане Уста Рузиматхон Исабаев и в Ташкенте Абдусоат Вахобов, Максудходжа Юсупов, Имомджон Икрамов, Ризки Раджаби и Джурабек Сайдалиев, Ариф Касимов и Абдумутал Абдуллаев были известными представителями школы исполнительства танбура и дутара, в частности и инструмента - сато.

Тургун Алиматов - один из самых ярких представителей узбекской классической музыки, музыкальный потенциал которого очень широк и многогранен. Тургун Алиматов - сольный исполнитель со своим внутренним потенциалом, музыкальным вкусом и музыкальными

способностями. Можно с уверенностью сказать, что ему удалось создать творческую школу узбекской музыки, которая сочетает в себе уникальные стили исполнения и творчество с элегантными исполнениями и украшениями. Неосознанно находившийся в поисках, музыкант обогатил исполнительское искусство новыми стилями, сформировав новые направления.

Рифатилла Касымов так описывает известного музыканта: "... когда мы говорим о великом музыканте Тургуне Алиматове, можно увидеть искусного представителя, который постоянно занимается исследованиями в области традиционного исполнения и радовал своей позицией знатоков и поклонников [1]. В таких случаях обычно употребляются такие выражения, как «совершенный музыкант», "великий мастер-исполнитель". Хотя мы признаем уникальное искусство педагога Тургуна Алиматова, его исполнительское мастерство невозможно описать словами" .

В связи с 90-летием наставника в нескольких изданиях газеты "The Bukharian Times" появились статьи. В частности, на первых полосах газеты были статьи искусствоведа Розии Султановой "Тургун Алиматов - талант от бога" и профессора Равшана Юнусова "Тургун Алиматов и его музыка". Это внимание, конечно, не зря [2].

Представители бывшей школы играли на инструменте танбур сверху вниз, вплотную к харраку . Мелодия звучала очень резко. Тургуна Алиматова не удовлетворяла такого рода исполнение и звучание, и он пытался разыскать мягкую интерпретацию. В результате ему удаётся найти приятное место, подальше от харрака и предпочитает играть нохуном /металлическим плектором/ снизу вверх, а не сверху вниз. Это потому, что в этой интерпретации звук, исходящий от инструмента, звучит мягче и приятнее.

В научной статье Национальной энциклопедии Узбекистана понятие "бастакор" определяется следующим образом: "обычно, такого рода музыканты совмещали в своей деятельности исполнение (вокальное, инструментальное) и творчество" . Действительно, Тургун Алиматов - творческая личность с редким музыкальным талантом от природы [3]. Знаменитый исполнитель обладает врожденным талантом, а также благодаря своей неустанной работе и профессиональному опыту достиг высоких результатов.

Вдохновленный произведениями современных бастакоров, педагог-творец постоянно занимался исполнением избранных произведений. В частности, "Гулузорим" Хаджи Абдулазиза Расулова, "Бозургоний", "Жоним менинг" Тухтасина Джалилова, "Уртоклар" Юнуса Раджаби, "Весенний марш", "Этмасмидим", "Мубтало булдим сенга" Комилжона Джаббарова, "Узбекча вальс", "Гулнор", "Ишк" Фахриддина Садыкова, "Эй сабо", "Курмадим" Дони Зокирова и другие.

В книге "Додекаграмма" музыковед Отаназар Матякубов отражает творческий облик Тургуна Алиматова, как одного из музыкантов внесших значительный вклад в музыкальную культуру Узбекистана. Следующие комментарии о таланте бастакора не оставили бы равнодушным никого: "В репертуаре Тургуна Алиматова нет произведений, которых он претендует на звание автора. Музыкант объясняет, что он исполнитель, а не создатель музыки. Но во всем, что выходит из его пальцев, кроется признак его индивидуальности и сердца. Этим, - продолжает автор, - мастер продолжает древние традиции своего искусства, и одновременно с его гениальным видением рождается новый стиль" [4].

Примечательно, что Тургун Алиматов никогда не был из тех, кто играл музыку, вдохновленную кем-то другим, и не играл так, как написано в нотах. В процессе освоения нового произведения мастер-исполнитель начал интерпретировать его через свое личное понимание, восприятие, исполнительское мастерство. Сначала он тщательно изучает мелодию и исполняет ее, вводя новшества своим остроумием. Творческие поиски чуткого музыканта были плодотворными, и он нашел свой собственный способ интерпретации, а также продемонстрировал свои творческие способности.

Тургун Алиматов об этом говорит следующее: "Я был со многими великими музыкантами. Но я никогда не играл так, как мне указывали. Исполните это таким образом, здесь чего-то больше, чего-то меньше.... Но я ни как не воспринимал эти намерения" , - говорил мастер [5].

На самом деле характер творческих людей отличается от представителей других сфер своим в хорошем смысле упрямством. Тургун Алиматов был одним из них. Знаменитый музыкант всегда исполнял мелодии так, как хотел. Так упоминает он эти моменты: "Я хочу, чтобы это было в моем сердце. Как мне играть, как говорится, не играя по-своему? Тогда владельцем музыки, исполнения будет тот, кто указывает, а не я" .[5]

Следует отметить, что Тургун Алиматов в своём исполнении опирается на классическое наследие. Его главным критерием здесь являются мелодии, которые исходят из восприятия традиционной музыки и в то же время выражают богатый духовный мир. Поэтому его мелодии

выходят из определенного узора и приобретают свободный импровизационный колорит. Примечательно то, что Тургун Алиматов исполнял классические мелодии с тонкой чувствительностью. Благодаря творческому подходу мастера-исполнителя макомное исполнительство изменилось и обогатилась. Стоит отметить, что вклад известного исполнителя в популяризацию народной и классической музыки значителен. И на сегодняшний день, многие музыкальные произведения исполненные мастером Тургуном Алиматовым с любовью исполняются музыкантами. Мастерское исполнение Тургуном Алиматовым таких, как «Напевы дутара», «Тановар», «Чоргох», «Муножот», «Наврузи Ажам», «Бузрук», «Куйгай», по праву завоевало сердца узбекского народа. Тургун Алиматов играя на танбуре "Наврузи Ажам" покорил весь народ [6].

Исполнительная интерпретация Тургуна Алиматова в результате его неустанных исследований постепенно пробудила творческие способности. Его призвание благодаря не только интерпретации определенных произведений, но и как бастакора, который мог создать новые мелодии через собственное музыкальное мышление. Богатое творческое наследие новатора исполнителя включает образцы народной музыки, мелодии и песни узбекских бастакоров, шуъбе Шашмакома, Фергана-Ташкентские макомы, а также его собственные сочинения [7].

Трудовая деятельность Т. Алиматова была неразрывно связана с ансамблем макомистов при Государственном теле-радио. В составе этого творческого коллектива он проявил особую самоотверженность в деле записи образцов уникальных макомов - бесценного духовного наследия узбекского народа - «Шашмаком», макомов фергано-ташкентского стиля, вошедших в национальную музыкальную сокровищницу [8].

Творческие поиски Тургуна Алиматова были плодотворными и показали его творчество, а также поиск своего пути. Следует отметить два аспекта композиционной деятельности мастера. Первым из них является - украсить ауджи (кульминацию) макомов, и другое - обработка определенных мелодий и песен. В результате этих аспектов появляются новые музыкальные образцы.

Одно из таких произведений Тургуна Алиматова - "Дутор наво". Это уникальное сочинение творчества и исполнения, в котором струны дутара настраиваются на удвоенное строение. В данном произведении возникшем на основе инструментального раздела макомов, автор раскрывает и обогащает уникальные и уместные выразительные возможности дутара. Он сумел использовать традиционные музыкальные украшения, такие как "кочирим", "кашиш" и манеру исполнения "зарб" на правой руке.

Из вышеуказанных наблюдений видно, что ключевую роль в творческом и исполнительном наследии Тургуна Алиматова играет следующее:

- Создание независимых по содержанию и формы уникальные авторские образцы, определенных мелодий и песен, популярных среди народа таких как, "Фабрика", "Билакузук", "Жигар пора", разновидности "Тановар" а, в частности "Фаргона тановари", '%укон тановари", "Адолат тановари" и другие;

- Создание своеобразной интерпретации с точки зрения бастакорства Фергана-Ташкентских макомных произведений. Примеры тому: "Сегох", "Наврузи Ажам", "Эшвой", "Курд", "Чоргох" "Тошкент Ироги", "Чули Ирок" "Гиря 1, 2";

- Достижение уникальной интерпретации в процессе исполнения инструментальных и вокальных произведений Шашмакома. Например, "Наво", "Сарахбори Бузрук", "Самои Дугох", "Самарканд Ушшоги" и другие;

- Переосмысление произведений бастакоров - современников. Примером могут послужить: одна из самых популярных народных песен "Эй Сабо", музыка Дони Зокирова, "Гулузорим" Ходжи Абдулазиза Расулова, "Куйгай" Юнуса Раджаби и "Ёлгиз" Тухтасина Джалилова;

- Создание уникальных произведение. Например, "Дутор навоси", "Танбур навоси", "Сато ноласи", "Импровидение" и другие.

Следует особо отметить, что Тургун Алиматов был ведущим музыкантов, умевшим быстро воспринимать мелодии своего времени, находить способы их интерпретации. Он смог выбрать музыкальное произведение, подходящее для каждого инструмента. Редкое явление - как в музыке, так и в творчестве, ему удалось выработать собственный стиль творчества [9].

Тургун Алиматов - музыкант, наделенный уникальным музыкальным талантом. Благодаря такому таланту и трудолюбию он смог достичь высоких вершин в узбекской национальной музыке. Сочетая в себе разнообразные и богатые традиции профессионального исполнительства и созидательства, бастакорского творчества Тургуна Алиматова ярко отражается в его творческой деятельности. Именно благодаря его творческому потенциалу

уникальные музыкальные мелодии еще больше обогатили сокровищницу национального искусства. Вероятно, поэтому в период творческой зрелости почти все исполняемые музыкальные произведения стали самыми популярными своего времени. Благодаря творческим усилиям и исполнительскому мастерству известного музыканта он достойно обогатил и продолжил наши многовековые национальные классические традиции. Наверняка это связано с тем, что он сумел усвоить основы национального музыкального наследия и использовать все элементы красочности в своих исполнениях.

Исполнительское искусство чуткого музыканта получило международное признание. В последние годы жизни Тургун Алиматов совершал творческие поездки за границу. В частности, памятными событиями стали его выступления и творческие встречи на сценах России, Франции, Германии, Великобритании, США и Франции. Его сольное исполнение узбекских классических мелодий на танбуре, дутаре и сато вызвало огромный интерес западных слушателей.

Великий представитель национальной музыки, народный артист Узбекистана, почетный профессор Государственной консерватории Узбекистана Тургун Алиматов награжден орденом "Буюк хизматлари учун" ("За выдающиеся заслуги"), он оставил большой след в истории искусства. Следует отметить, что его неотъемлемое творческое и исполнительное наследие продолжают его же ученики и тем самым служат бережному сохранению и обогащению духовного достояния народа.

Список литературы / References

1. Косимое Р. Педагог Тургун Алиматов. // Вопросы музыкального искусства и педагогики. Т., 2010 (на узбекском яз.).

2. Султонова Р. Тургун Алиматов - талант от бога. // The Bukharian Times, Нью-Йорк. Выпуск 518, 2012.

3. Национальная энциклопедия Узбекистана.Т., 2000.

4. Матякубов О. Додекаграмма. Т: "Истиклол". 2005.

5. Алиматов Т. Описание слова. Журнал 'Шарк юлдузи". Т.: выпуск 1, 1996 (на узбекском яз.).

6. Абдуазимов Р.А. «Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб», «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

7. Матёкубов О. Орган власти.Т: "Мусика", 2004.

8. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур». «Вестник науки и образования». № 11 (65), часть 4, 2019.

9. Юнусов Р. Тургун Алиматов и его музыка. // The Bukharian Times. Нью-Йорк, выпуск 518, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.