Chain ornaments. Ornaments on book sheets are visible in the corridors of gold colour, resembling two or three ropes, as a result of the interaction of rhythmic lines in the interior of the building. When the border strip is coloured gold to form a chain, depending on the complexity, two or three lines are placed at the same distance. The points are connected to each other. When drawing a chain, it is important to follow the procedure [1] (Fig. 5).
The design of the page has the right to be analyzed separately because they have different samples of the composition. Unfortunately, since classical manuscripts are stored in libraries around the world or distributed in private collections, we do not have complete information about the types of photographs and the fields they contain. It is safe to say that along with the illustrations contained in the manuscript, the study and analysis of field decoration are of great importance in our understanding of Islamic art.
References / Список литературы
1. SabirovM.M. "Miniatyura kompozitsiyasi" Textbook. Т.: «Info Capital Group», 2018. 152 p.
2. Kasraei, M.H., Nourian Y. and Mahdavinejad М. "Girih for Domes: Analysis of Three Iranian Domes." Nexus Network Journal. Vol. 18. № 1, 2016. Pp. 311-321. SCOPUS. [Electronic Resource]. URL: www.scopus.com, doi:10.1007/s00004-015-0282-4/ (date of access: 17.03.2020).
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Юсупова З.Х. Email: [email protected]
Юсупова Зебихон Хусниддиновна - преподаватель, кафедра макомного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: теоретические взгляды ученых Востока сформировались на основе имеющегося опыта исполнительского искусства, которые в своих трактатах подробно рассказали о роли и значении музыки в обществе. «Книга о музыке» Фороби (873 - 950), «Ключ к знаниям» Аль-Хорезми (X век), «Книга о благородстве» Сафиуддина Урмави (1216 - 1294), Джами (1414 -1492) "Трактат о музыке " излагают важную информацию об исполнении музыки и народных инструментах. В данной статье будут приведены сведения об исполнении древних музыкальных инструментов народов Востока. Кроме того, существуют этапы становления древних музыкальных инструментов и примеры из научной литературы.
Ключевые слова: музыка, музыкальный инструмент, Восток, Центральная Азия, исполнители, музыкант.
THE ROLE OF MUSICAL INSTRUMENTS IN PEOPLE'S LIVES IN ANCIENT CENTRAL ASIA Yusupova Z.Kh.
Yusupova Zebihon Khusnitdinova — Teacher, DEPARTMENT INSTRUMENTAL PERFORMANCE IN MAKAM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the theoretical views of Eastern scholars were formed on the basis of the existing experience of performing arts, which in their treatises described in detail the role and significance of music in society. "The book of music" by Forobi (873-950)," The key to knowledge "by al-Khorezmi (X century)," The book of nobility" by Safiuddin Urmavi (1216-1294), Jami (1414-1492) "Treatise on music" contains important information about the performance of music and folk instruments. This article will provide information about the performance of ancient musical instruments of the peoples
of the East. In addition, there are stages of formation of ancient musical instruments and examples from scientific literature.
Keywords: music, musical instrument, East, Central Asia, performers, musician.
УДК 785
Развитие музыкальной культуры и исполнительского искусства на земле Великого Турана связывают с древними временами. Великие восточные ученые Абу Али Ибн Сина, Мухаммад аль-Хорезми, Абу Наср Фороби, Пахдавон Махмуд, Умар Хайям, Абдулкадир Мараги, Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Пахлавон Мухаммуд, Дарвеш Али Чангий и другие наши славные предки в своих трактатах описывают исполнительское искусство, музыкальную науку и историю, структуру, исполнительские стили, художественное мастерство те, кто изложил ценную информацию о правилах. Древнейшая история музыкальной культуры народов Центральной Азии всегда связана с музыкальными инструментами, изображения которых были зафиксированы еще в наскальных рисунках, в домашней утвари, предметах роскоши, памятниках изобразительного искусства и архитектуры. И они оказались доступными благодаря археологическим находкам на территории республик Центральной Азии. Соответственно, изображения совершенных музыкальных инструментов -свидетельство большого исторического процесса развития музыкального инструментария и инструментальной музыки, начиная с древнейших веков до наших дней [1].
В знаменитом книге «Кобуснома» также есть отдельная глава, посвященная правилам искусства. Найденные в результате проведенных на нашей земле исторических раскопок похожие на инструменты дутор, сурнай, конун, наскальные рисунки, вырезанные на камнях, свидетельствуют о том, что исполнительское искусство в нашей стране развивалось с давних времен. Найденные в территории Тупроккала(^-Ш века до н. э.) два струнные инсрументы были усовершенствованы в виде дутар, домбры и кубыз, а это означает что они имеют древнюю происхождению [2]. Одним из драгоценных источников для истории узбекской музыки является «Трактат о музыке» Дервиша-Али. Большой интерес представляет раздел музыкальных инструментов, где Дервиш-Али рассматривает исторические музыкальные инструменты. По свидетельству автора, рубаб получил распространение при Султане Мухаммаде Хорезмшахе [3].
Народные инструменты появились еще в далеком прошлом. Судя по имеющимся данным, первые музыкальные инструменты появились в мире еще в XIII тысячелетии до нашей эры. В музыке изначально появились ударные инструменты. Это понятно. Потому что самая старая трудовая мелодия напрямую связана с ритмической структурой работы.
Затем появились шумные инструменты. Исполнители подчеркивали приглушенный ритм, усиливали эффект шумных инструментов. Позже народными мастерами из тростника или бамбука были сделаны сурки, свистки, а еще чуть позже - Най (продольный, поперечный, многоярусный), свистульки, шипы, чилторы (Арфа, лира) и кифары. Со временем он стал более усовершенствованным (многослойным, а также современным многопоточным) в инструментах. Позже появились музыкальные инструменты струнно-щипковые и струнно-смычковые. Их использовали на церемониях дворцовых обрядов, военных походах.
В древней восточной культуре сложились узбекские народные инструменты. Они сохраняли свои особенности, тональность звука на протяжении многовекового развития. Благодаря своей специфической структуре Най, сурней, танбур, дутор, рубоб, гиджак, кобуз дошли до нас в традиционных формах.
Археологические экспедиции, организованные в 30-40 годах прошлого века (С.Л. Толстов, В. Авяткин, под руководством Массона и др.) были получены ценные знания в изучении культуры Средней Азии, в том числе народных инструментов. Найденные культурные памятники, изображающие исполнителей, играющих на музыкальных инструментах как най, рубобовидном инструменте, домбире, напоминающем нынешний доира, и подобных инструментах. Это статуэтки из керамической посуды, найденные в таких городах, как Афросиёб, Тупроккала, Айратам (так называемый Фриз Айратама). В них описаны различные музыкальные инструменты: лютня, танбур, рубобовидный инструмент, канун, уд, руд, шемане, чагона, чилтор, най, бургу, сурнай, карнай, доира.
Народные инструменты проникли в жизнь и трудовую деятельность жителей Средней Азии и стали неотъемлемой частью деятельности человека. Нам известно, что песни и мелодии исполнялись на больших народных обрядах и семейных праздниках. Праздники больше связаны с сезонами года. В Средней Азии распространены сезонные праздники, такие как «Навруз», «Лола сайли», «Хосил фасли», «Ковун сайли», «Узум Сайли». Трудно представить
себе такие массовые праздники без народных музыкальных ансамблей, певцов и солистов, а также танцоров. На праздниках, культурных церемониях широко использовались такие музыкальные инструменты, как карнай, сурнай, доира, ногора и чиндул, а также ударные.
Одной из особенностей средневековой музыкальной исполнительской культуры было то, что музыканты не только владели несколькими видами музыкальных инструментов, но и сами сочиняли музыку. Музыканты также были зрелыми музыкантами и поэтами своего времени. Музыкальная специализация в условиях средневековья привела к появлению специальных музыкальных мастерских. Здесь развивались и развивались традиции учителя-ученика. В это время совершенствовалось исполнительское мастерство ансамбля, формировались основные виды музыкального искусства и открывались новые образцы инструментальных инструментов.
Из поколения в поколение устно передавались сложнейшие категории музыкального наследия народов Востока, такие как мугам, дастгох, навба, рага. Согласно историческим источникам, мнениям известных мастеров и научным исследованиям, в XIII-XVIII веках в музыке народов Средней Азии, Хорасана и Азербайджана существовали следующие двенадцать (дувоздах) макомов. Это: "Ушшок», «Наво», «Бусалик», «Рост», «Хусайний», «Хиджаз», «Раховий», «Зангула», «Ирак», «Исфахон», «Зирафканд», "Бузрук".
Список литературы / References
1. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур / Uzbek tanbur», «Вестник науки и образования». № 11 (65). Часть 4, 2019.
2. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. / The role of dutar in the performance of Uzbek traditional music and performance school». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.
3. Абдуазимов Р.А. «Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб / The heritages executed on the Uzbek musical instrument rubab». «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.
К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАРОДНОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ УЗБЕКОВ Орифжонов Х.С. Email: [email protected]
Орифжонов Хусниддин Сохибжон угли — преподаватель, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: к вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков. В данной работе исследованы национальные особенности народной и классической музыки узбеков, теоретические основы народной и классической музыки, ее формы, жанры и стили. Рассмотрена структура узбекской лирической песни, диапазоны, мелодика. Подробно рассмотрены стили исполнения специфичного жанра устно-профессиональной музыки макома. Необходимость владения певцами особыми техническими умениями в исполнении макома.
Ключевые слова: жанры, стили, макомы, хафизы, Шашмаком, музыка, вокал, песня, диапазон.
TO THE QUESTION OF NATIONAL CHARACTERISTICS OF FOLK AND CLASSICAL MUSIC OF UZBEKS Orifjonov H.S.
Orifjonov Husniddin Sohibjon ugli — Lecturer, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: on the question of national peculiarities ofpeople's and classical music of the Uzbek people.