Научная статья на тему 'К вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков'

К вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРЫ / СТИЛИ / МАКОМЫ / ХАФИЗЫ / ШАШМАКОМ / МУЗЫКА / ВОКАЛ / ПЕСНЯ / ДИАПАЗОН / GENRES / STYLES / MAKOMS / HAFIZS (SINGERS) / SHASHMAKOM / MUSIC / VOCAL / SONG / RANGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орифжонов Хусниддин Сохибжон Угли

К вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков. В данной работе исследованы национальные особенности народной и классической музыки узбеков, теоретические основы народной и классической музыки, ее формы, жанры и стили. Рассмотрена структура узбекской лирической песни, диапазоны, мелодика. Подробно рассмотрены стили исполнения специфичного жанра устно-профессиональной музыки макома. Необходимость владения певцами особыми техническими умениями в исполнении макома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF NATIONAL CHARACTERISTICS OF FOLK AND CLASSICAL MUSIC OF UZBEKS

Оn the question of national peculiarities of people’s and classical music of the Uzbek people. This work investigates national peculiarities of people’s and classical music of the Uzbek people, theoretical basis of national and classical music, its forms, genres and styles. The structure, diapason, melodic pattern of Uzbek lyrical song have also been reviewed. Performance styles of “Makom”, oral-professional music have been thoroughly investigated. It was proved that the singers have to have special technical skills of performance in Makom.

Текст научной работы на тему «К вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков»

себе такие массовые праздники без народных музыкальных ансамблей, певцов и солистов, а также танцоров. На праздниках, культурных церемониях широко использовались такие музыкальные инструменты, как карнай, сурнай, доира, ногора и чиндул, а также ударные.

Одной из особенностей средневековой музыкальной исполнительской культуры было то, что музыканты не только владели несколькими видами музыкальных инструментов, но и сами сочиняли музыку. Музыканты также были зрелыми музыкантами и поэтами своего времени. Музыкальная специализация в условиях средневековья привела к появлению специальных музыкальных мастерских. Здесь развивались и развивались традиции учителя-ученика. В это время совершенствовалось исполнительское мастерство ансамбля, формировались основные виды музыкального искусства и открывались новые образцы инструментальных инструментов.

Из поколения в поколение устно передавались сложнейшие категории музыкального наследия народов Востока, такие как мугам, дастгох, навба, рага. Согласно историческим источникам, мнениям известных мастеров и научным исследованиям, в XIII-XVIII веках в музыке народов Средней Азии, Хорасана и Азербайджана существовали следующие двенадцать (дувоздах) макомов. Это: "Ушшок», «Наво», «Бусалик», «Рост», «Хусайний», «Хиджаз», «Раховий», «Зангула», «Ирак», «Исфахон», «Зирафканд», "Бузрук".

Список литературы / References

1. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур / Uzbek tanbur», «Вестник науки и образования». № 11 (65). Часть 4, 2019.

2. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. / The role of dutar in the performance of Uzbek traditional music and performance school». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

3. Абдуазимов Р.А. «Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб / The heritages executed on the Uzbek musical instrument rubab». «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАРОДНОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ УЗБЕКОВ Орифжонов Х.С. Email: Orifjonov17148@scientifictext.ru

Орифжонов Хусниддин Сохибжон угли — преподаватель, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: к вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков. В данной работе исследованы национальные особенности народной и классической музыки узбеков, теоретические основы народной и классической музыки, ее формы, жанры и стили. Рассмотрена структура узбекской лирической песни, диапазоны, мелодика. Подробно рассмотрены стили исполнения специфичного жанра устно-профессиональной музыки макома. Необходимость владения певцами особыми техническими умениями в исполнении макома.

Ключевые слова: жанры, стили, макомы, хафизы, Шашмаком, музыка, вокал, песня, диапазон.

TO THE QUESTION OF NATIONAL CHARACTERISTICS OF FOLK AND CLASSICAL MUSIC OF UZBEKS Orifjonov H.S.

Orifjonov Husniddin Sohibjon ugli — Lecturer, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: on the question of national peculiarities ofpeople's and classical music of the Uzbek people.

This work investigates national peculiarities of people's and classical music of the Uzbek people, theoretical basis of national and classical music, its forms, genres and styles. The structure, diapason, melodic pattern of Uzbek lyrical song have also been reviewed. Performance styles of "Makom", oralprofessional music have been thoroughly investigated. It was proved that the singers have to have special technical skills of performance in Makom.

Keywords: genres, styles, makoms, hafizs (singers), Shashmakom, music, vocal, song, range.

УДК 078

В культуре Средней Азии песня, танец, ритуал и музыкальные инструменты были неотъемлемой частью народных обрядов и городской жизни. Театральные элементы содержались в играх-пантомимах, которые сопровождались музыкой, песнями и танцами. До сего времени большой популярностью в Узбекистане пользуются народные песни, танце, как трудовые, свадебные, игровые, шуточные, детские, так и танцевальные, любовно-лирические [1, 164].

Хорошо известно, что традиционная музыка узбеков одноголосна. Однако ее монодийные формы отличаются большим разнообразием. Распространение получило сольное пение, но также встречается исполнение песен двумя или тремя, четырьмя и более голосами. Причем, как с сопровождением, так и без сопровождения музыкальных инструментов. Наряду с этими формами пения существуют также и ансамблево-групповое пение, соединенное нередко с танцем.

Очень популярна и выразительна узбекская лирическая песня, которой свойственна строфическая структура. Она отличается большим диапазоном мелодии. Мелодия ее искусно орнаментирована и широко распета. Встречаются сложные ритмические рисунки и специфические украшения. Особенностью многих лирических песен является движение мелодии от низкого регистра (даромад) - к среднему (орта аудж), и от среднего - к высокому (аудж). А в заключительной части песни мелодия ее постепенно возвращается в первоначальный низкий регистр.

Выделяется особый вид игровых песен - ялла. Это песни любовного или шуточного содержания, которые поются исключительно женщинами. Наиболее распространенная форма их

- куплет с припевом [2, 36]. Куплет исполняется солисткой, а припев - всеми участниками. При этом пение сопровождается разнообразной мимикой, жестами. Исполнительницы пляшут и сопровождают свое выступление играми. Иногда в ялла изображается несложная бытовая сценка или трудовой эпизод. Образцом этого жанра может служить популярная «Пахта териб» («Сбор хлопка»). В ней разыгрывается процесс выращивания и обработки хлопка, начиная от сеяния его до приготовления из хлопкового волокна тканей и нарядных женских одежд.

Интересной особенностью народных песнях узбеков является их разнообразные диапазоны. В некоторых он ограничивается терцией, квартой, а в иных достигает дуодецимы и больше. Сравнительно широкие рамки свойственны такому жанру, как «Катта ашула» (букв. - «большая песня»). Часто их исполняют два певца, которые как бы соревнуются в пении и демонстрирует поочередно невероятно широкий голосовой диапазон. В противоположность игровым мелодиям, которым присущ узкий диапазон в среднем регистре звучания, в катта-ашуля певцы демонстрируют не только широкие распевы, но и очень высокое в регистровом плане звучание голоса.

Особое место в творчестве узбекских певцов занимают эпические жанры сказания - дастаны. В них повествуется о героических подвигах легендарных богатырей. Популярностью пользуются дастаны «Алпомыш», «Кер оглы», «Арзигуль», «Рустамхон». Дастаны исполняются певцами-бардами, называемыми бахши. Их манера пения отличается декламационностью. Они исполняют повествовательно-речитативный текст в собственном сопровождении на каком-либо инструменте

- чаще всего на двухструнной домбре или на дутаре.

Для узбекских лирических песен характерна поступенная и плавная мелодическая линия. Скачки встречаются в них редко - главным образом в виде восходящей квартовой или квинтовой, реже октавной интонации. Мелодическое окончание (каданс) почти всегда устремлено вниз. Чрезвычайно характерно, что нисходящее движение мелодии более длительное, нежели ее начало, которое чаще всего характеризуется скачком.

Мелодика узбекских лирических песен отличается наличием в них яркой кульминации, называемой «аудж» (букв. - «кульминация»). «Аудж» - это не просто короткая кульминация, а длительное мелодическое построение, выразительная мелодическая фраза, которая очень часто исполняется в высоком регистре.

Особенно интересен жанр устно-профессиональной музыки - макомы. Искусство макомата -значительное явление мировой музыкальной культуры. Обобщая высокопрофессиональном уровне музыкальные жемчужины, созданные гением народов Востока с древных периодов

человечества до наших времен, макомы в своих глубоких по содержанию и разнообразных по форме вокальных и инструментальных образцах отразили психологию, мировоззрение, эстетику народного сознания, его философскую мудрость.

В месте с тем макомы, будучи продуктом профессиональной музыкальной культуры, сконцентрировали в себе наиболее значительные достижения профессионального творчества.

В них есть как вокально-инструментальные, так и чисто инструментальные части. И все пьесы распределены в цикл с названием Шашмаком («Шесть макомов»), наподобие большой сюиты.

В макомах используется особого рода поэзия. Это стихи, создававшиеся многими классическими поэтами прошлых веков: Омара Хайяма, Джеллалиддин Руми, Алишер Навои, Абдуррахмана Джами, Хафиза, Мирзы Абдулкадыра Бедиля и др.

В Узбекистане сегодня существует три стиля в исполнении Шашмакома: Бухарский, Хорезмский и Фергано-Ташкентский. Они отличаются не только своим репертуаром, но и характером исполнения. В Бухарском имеется следующие 6 ладов-макомов: «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох», «Ирок»; в Хорезмском - 7 макомов, из которых только один (Пянджгох») не имеет вокальной части. В Фергано - Ташкентском цикле - всего 4 макома: «Дугох», «Байат», «Чоргох», «Шахноз - Гулиер».

Исторически наиболее ранним является Бухарский цикл, в котором каждый из его классических макомов состоит в свою очередь из 3-х частей: инструментальной («Мушкилот»), вокально-инструментальной («Насыр»), и небольшой заключительной части с танцевальными элементами - «Уфар». Для каждой части макома характерна своя ритмическая формула - усуль. Всего Бухарский цикл включает 252 мелодии. Тогда как особенностью Фергано - Ташкентского цикла заключается в отсутствии в нем первой инструментальной части.

Впервые нотную запись бухарского Шашмакома выполнил в 1926 году. Позже появились также записи таджикского варианта Шашмакома В.М. Беляевым - в 50-60-ые годы XX века, а в 60-70х появились нотные записи узбекского варианта, записанные Ф. Караматовым.

От исполнителя макомов требуется особое мастерство, т.к. они относятся к городским формам музыцирования, которые распространены не только в Средней Азии, но и в Иране, Турции, Азербайджане и у арабов. Макомы и их части (шубе, наср, талкин и др.) имеют развитую систему ладовых и ритмических наименований и музыкальных терминов, которые должны знать музыканты - профессионалы, исполняющие эти макомы.

Профессиональные певцы - хафизы, исполняющие вокальные части макомов обладают особыми видами певческой техники. Так к началу XX века у узбеков сложилось несколько манер традиционного пения, каждая из которых получила свое специальное наименование. Они отразили специфику национального вокального искусства узбекских певцов, исполняющих городские музыкальные жанры. Первая манера пения называется «Биниш» («Носовая») Мужчины певцы вырабатывают специальные способности брать очень высокие тоны, тогда как средний и нижний регистр звучания у таких певцов не развит. Вторая манера получила название «Гулиги» («Горловая»). Она воспроизводилась сдавленным горловым пением, звуками с напряжением всех мышц гортани. Это громкое и жесткое по тембру звучание голоса приобретало особую окраску, когда певец подносил ко рту блюдо или бубен, определенным образом направлял звук голоса, придавая ему особую окраску. Третья манера пения обозначается термином «Ишками» («Брюшная»). Опора на брюшной пресс позволяла голосу звучать легко и звонко. Ей было свойственно свободное дыхание, сильное звучание, четкость произносимых слов, смысл поэтических образов образов философской лирики прославленных восточных поэтов. Неслучайно эта манера пользовалась большей любовью у слушателей. Чтобы овладеть этой манерой, надо было долго и упорно учиться. Особо сложной техникой отличались орнаментальные манеры пения. Одна из них называлась «Нолиш» - ее отличало умение петь небольшие глиссандо, связывающее отдельные тоны; другая - «Кочирим», связанная с выведением мелизмов, напоминающих мордент или группетто. Лучшие певцы макомов овладевали всеми манерами пения.

Список литературы / References

1. Корсакова А. Ф. Узбекский оперный театр. Очерк истории. Ташкент, 1961.

2. Ибрагимов О.А. Фергано-Ташкентские Макомы. Ташкент, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.