Научная статья на тему 'Старинные инструменты, перечисленные в древних рукописях'

Старинные инструменты, перечисленные в древних рукописях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / УЧЁНЫЕ / ФАРАБИ / ИБН СИНА / МАРАГИ / ДАРВИШ АЛИ ЧАНГИ / MUSIC / MUSICAL INSTRUMENT / WORK / SCHOLARS / FARABI / IBN SINA / MARAGHI / DARVISH ALI CHANGI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахидов Юсуфжон Кадирович

Трудно представить узбекскую музыку без старинных инструментов. Музыкальные инструменты существовали с древних времен и некоторые из них пришли на смену их форме, структуре, исполнению. И восточные ученые писали в своих книгах, какими были эти инструменты в свое время. Когда мы читаем древние трактаты, мы получаем ценную информацию о музыкальных инструментах, перечисленных в них, произведениях, исполняемых на них, их исполнителях. В данной статье дается краткий обзор древних музыкальных инструментов, представленных в научных трактатах восточных ученых. Она также содержит мнения таких великих ученых, как Фараби, Ибн Сина, Мароги, Дарвеш Али Чанги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT INSTRUMENTS LISTED IN ANCIENT MANUSCRIPTS

It is difficult to imagine Uzbek music without ancient instruments. Musical instruments have existed since ancient times, and some of them have replaced their form, structure, and performance. And Eastern scientists wrote in their books what these tools were like in their time. When we read ancient treatises, we get valuable information about the musical instruments listed in them, the works performed in them, and their performers. This article provides a brief overview of ancient musical instruments presented in scientific treatises of Eastern scientists. It also contains the opinions of such great scholars as Farabi, Ibn Sina, Marogi, and Darwesh Ali Changi.

Текст научной работы на тему «Старинные инструменты, перечисленные в древних рукописях»

СТАРИННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В ДРЕВНИХ

РУКОПИСЯХ Вахидов Ю.К. Email: Vakhidov17148@scientifictext.ru

Вахидов Юсуфжон Кадирович — преподаватель, кафедра инструментальное исполнительство, Государственный институт культуры и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: трудно представить узбекскую музыку без старинных инструментов. Музыкальные инструменты существовали с древних времен и некоторые из них пришли на смену их форме, структуре, исполнению. И восточные ученые писали в своих книгах, какими были эти инструменты в свое время. Когда мы читаем древние трактаты, мы получаем ценную информацию о музыкальных инструментах, перечисленных в них, произведениях, исполняемых на них, их исполнителях. В данной статье дается краткий обзор древних музыкальных инструментов, представленных в научных трактатах восточных ученых. Она также содержит мнения таких великих ученых, как Фараби, Ибн Сина, Мароги, Дарвеш Али Чанги.

Ключевые слова: музыка, музыкальный инструмент, произведение, учёные, Фараби, Ибн Сина, Мараги, Дарвиш Али Чанги.

ANCIENT INSTRUMENTS LISTED IN ANCIENT MANUSCRIPTS

Vakhidov Yu.K.

Vakhidov Yusufjon Kadirovich — Teacher, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ART OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it is difficult to imagine Uzbek music without ancient instruments. Musical instruments have existed since ancient times, and some of them have replaced their form, structure, and performance. And Eastern scientists wrote in their books what these tools were like in their time. When we read ancient treatises, we get valuable information about the musical instruments listed in them, the works performed in them, and their performers. This article provides a brief overview of ancient musical instruments presented in scientific treatises of Eastern scientists. It also contains the opinions of such great scholars as Farabi, Ibn Sina, Marogi, and Darwesh Ali Changi.

Keywords: music, musical instrument, work, scholars, Farabi, Ibn Sina, maraghi, Darvish Ali Changi.

УДК 372.878

Теоретические взгляды Восточных учёных формировался на основе музыкальной практике, и они оставили ценные информации о статусе музыкальных инструментов в социуме. Можно найти информации о музыкальных инструментах и их исполнении в древних научных произведениях, как «Китаб ал мусика ал кабир» («Большая книга о музыке») Абу Наср Мухаммад Фаргоний (873950), «Китоб ум шифа» («Книга о лечении») отдел о музыке Абу Али ибн Сина (980-1037), «Ключ к знаниям» Аль Хорезми (Х век), «Книга о превосходстве» или «Шарафия» Сафиуддин Урмавий (1216-1294), "Книга о музыке" Абдурахмон Жомий (1414-1492).

Сафиуддин Урмавий родился в городе Урмия (Азарбайжан), талантливый исполнитель на инструменте уд, и известный певец своего времени. Он разработал самое совершенное направление лада «Модиус». «Полная книга о музыке» считается бесценным и единственным произведением Ибна Зайла. Он разработал новую методику, определить ладов с помощью арабских букв. Абдукодир Марогий в XV веке, хоть и родился в городе Марог (Азербайжан) вторая половина его жизни прошёл в сарае Амира Темура в городе Самарканд, и умер в городе Хират. В книге «Мелодии в науке музыки» («Жами ал-алхан фи илм ал мусики») он обогатил учение о музыке сведениями о том, что существуют такие музыкальные инструменты, как кеманча, семиструнный гиджак.

Аль-Хусейн (XV век) дал информацию о дуторе, струнном музыкальном инструменте, широко распространенном среди народов Средней Азии. Кутбиддин аш-Шерози (1236-1310) известен как иранский музыкальный теоретик, в своем трактате высказывал поучительные

отзывы о смычковом танбуре (сато), который считал человеческий голос самым приятным среди музыкальных инструментов.

Аль Фараби (IX век) также известен как талантливый исполнитель. Он с большим мастерством играл на нае и струнных инструментах, как танбур и уд. Как умелый исполнитель, Фараби придавал большое значение изучению роли музыкальных инструментов в жизни общества и писал, что "есть инструменты, которые исполняются в танцах, свадьбах, развлекательных местах, а также в пении песен о любви". Во второй части книги последовательно и подробно описываются народные инструменты как лютня, танбур, уд, най, рубоб, чанг, канун, дутор и другие инструменты. Лютня- струнный инструмент, наиболее распространенный в то время, исполнялся со специальным средством, називаемым мизроб. В IX-X веках лютня получила арабское название уд. Этот инструмент до сих пор хранится во многих восточных странах, особенно среди народов Кавказа, в Узбекистане и Таджикистане.

В "Большой книге о музыке" Фараби описывает еще один инструмент-танбур. Форси "тан" -сердце, душа, "бур" - раздражать, щекотать. И в правду, когда играет танбур, мелодия волнует душу и раздражает сердце. Не зря среди многих музыкальных инструментов, которые унаследовали предки узбекского народа, танбур известен и славится своей магией, обаянием, дарит радость и счастье слушателю [1].

Фарабий также описывает духовой инструмент най. Если описать узбекский традиционный инструмент най, то он представляет собой поперечную флейту из камыша, дерева, металла (латуни, белой жести) и соответственно называется камиш най (най из камыша), егоч най (деревянный най), гаров най (най из бамбука), мис най (най из латуни), биринжи най (най из белой жести). Наиболее ранние описания ная, сделанные Фараби в его «Большой книге о музыке», свидетельствуют, что най IX-X вв. в целом аналогичен современным инструментам [2]. Ученый и известный музыкант Фаробий дает ряд сведений о музыкальном инструменте сурнай. Речь идет о том, что он был сделан из абрикоса или тутового дерева и был широко распространенным музыкальным инструментом того времени.

Абу Али ибн Сина (980-1037) делит музыкальные инструменты своего времени на две группы: исполняемые с помощью мизроба или нохуна (борбад, танбур, рубаб) и открытые инструментальные инструменты, которые тянутся вдоль всей резонаторной крышки (шохрух, чилтор, лира, чанг). Ученый подробно описал уд, рубаб, и считает их тон близким человеческому голосу.

Живший в то время Сафиуддин Урмави, развивает систему музыкальной науки. В "Такводорлик китоби " он описывает инструмент уд "Знай, что инструмент уд является самым популярным и современным".

Мараги (XIV век) в своих сведениях о способе изготовления гиджак говорит, что шелковые струны издают гораздо лучшие и нежные мелодии чем медные струны. По историческим данным, изготовление гижжака пришелся на период правления султана Махмуда Газнави, то есть на X-XI века. Легенды, изложенные в средневековых музыкальных трактатах, сообщают о происхождении инструмента гижжак. В частности, в анталогии "Зиинат Аль-мажолис" рассказано, что Абу Наср Фараби, находясь на приеме Сахиба ибн Аббада в городе Рай, на приеме в честь министра, исполняет мелодию на придуманном им инструменте. Внешне напоминающее маленькую тыкву данный инструмент носил название "гипчак". Фароби исполнял мелодию из трёх частей, а слушатели в первой части плакали, во второй рассмеялись , а в третьей части взволновались [3].

Дарвиш Али, известный исполнитель ударных инструментов XVII века, в своем трактате подробно рассказал об инструментах, применявшихся в то время. Он называет уд "королем" инструментов. Семь из инструментов, описанных Дарвишем Али: танбур, чанг, уд, конун, рубоб, кобиз, гиджак, най были очень распространены в то время.

Список литературы / References

1. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком». «Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.

2. Досимбетов Б.Х. «Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана». «Наука, образование и культура». № 2 (26), 2018.

3. Мирзаев К.Г. «Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве. / The role of the national instrument of gizhak in the performing arts». «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.