ИСТОРИЯ 12 МАКОМОВ И ИХ НАЗВАНИЯ Пирматова Н. Email: [email protected]
Пирматова Нодира - старший преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: музыкальное наследие Центральной Азии очень богато и бесценно. Корни искусства макам восходят к древним временам. Особенно истоки узбекских макомов очень древние. Основой узбекского макома является "Дувоздах маком", то есть "Двенадцать макомов", а именно узбекские макомы получены из "Дувоздах маком". А происхождение этих двенадцати макомов связано со временем, когда человечество было создано. Об этом есть несколько рассказов и повествований. В данной статье говорится об истории двенадцати макомов и о рассказах. Также каждый маком из "Дувоздах маком" имеет свое название и каждое название имеет свой смысл. И это связано с несколькими фактами. Данная статья содержит информацию об этом.
Ключевые слова: Дувоздах макам, мугом, дастгох, навба, кук, рага, Абу Наср Фараби, Сафиуддин аль-Урмавий, Чанги, Ушшок, Наво, Бусалик, Рост, Хусайн, Хиджаз, Рохави, Зангула, Ирак, Исфахан, Зирафканд, Бузург.
HISTORY OF 12 MAKOMS AND THEIR NAMES Pirmatova N.
Pirmatova Nodira - Senior Lecturer, DEPARTMENT TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: musical heritage of Central Asia very rich and priceless. The roots of Maqam art date back to ancient times. Especially the origins of Uzbek makoms are very ancient. . Basis of Uzbek makoms is "Duvozdah makom" id est "Twelve makoms", namely Uzbek makoms is got from "Duvozdah makom". And origin these twelve makoms is constrained in course of time, when humanity was created. About it there are a few stories and narrations. In this article talked about history twelve makoms and about stories. Also, each by a makom from " Duvozdah makom" the name and every name has the sense. And it is bound by a few facts. This article contains information about it.
Keywords: Duvozdah makom, mugom, dastgoh, navba, kuk, raga, Abu Nasr Farobi, safiuddin al Urmavi,Changi, Ushshok,Navo,Busalik,Rost,Husayn, Hijaz, Rohavi, Zangula, Irak, Isfahan, Zirafkand, Buzurg.
УДК 781.7
В прошлом в теоретических трудах музыкальных ученых макомы имели разные определения и разные формы. Великие философы, которые жили и работали в IX-XII веках, такие как Абу Наср Фараби, аль-Хорезми, Абу Али Ибн Сина, впервые аргументировали теорию восточной музыки, но не использовали слово «макам». В прошлом мелодии и песни, которые соответствуют определенному ладу, связанные одинаковыми нотами, были включены в определённый макам. «Макам» - это слово, которое происходит от арабского «Макам», и обозначает место проживания, а в музыкальном выражении обозначает лад или место ноты. В Востоке макамы называются по-разному, например, у узбеков и таджиков «маком», «муком» на уйгурском, армяне и азербайжанцы называют «мугом», в Иране - «дастгох», у арабов - «маком» или «навба», тюрки «кук» и в Индии называют «рага» [1]. Мы не знаем о начальных примерах макамов, о мелодической структуре и как это произошло.
Потому что тогда не было нотных записей или подобных. Правда, есть таблицы и заметки, которые были изобретены в Х-ХШ веках. В таблице Абу Наср Фараби есть различные типы звуковых дорожек в специальной таблице, предназначенной для упражнений на инструменте уд. В таблице было отражено несколько видом макам исполняемые в то время. А в XIII веке Сафиуддин аль-Урмавий в своём изобретённом таблице написал ряд шедевров иранского и азербайджанского макама.[2] Согласно историческим источникам, мнениям учёных и научным исследованиям, в XIII-XVII веках насчитывалось двенадцать «Дувоздах» макамов. Это Ушшок, Наво, Бусалик, Рост, Хусайн, Хиджаз, Рохави, Зангула, Ирак, Исфахан, Зирафканд, Бузург. Шашмаком зародился как музыкальный жанр в первой половине восемнадцатого века. Причиной такого аргумента является то, что в Центральной Азии в музыкальных книгах 18-го века есть 12 названий «Дувоздах маком». Музыкальные источники, записанные до 19-го века, не упоминали ни слова о Шашмакоме. Вот почему 12 макомов жили до XVIII века и сформировались как Шашмаком.
Дарвиш Али Чангий объясняет происхождение Двенадцати Макомов, основы Шашмакома, с помощью некоторых рассказов в «Рисолаи Мусики». В книге «Киссас ул анби Рабгузи» говорится, что макамы приписываются пророкам. Очевидно, Чангий хотел сделать их «шариатским событием», предсказав макомы [3].
В другом трактате «Рисолаи мусики» (автор не известен), говорится что греческий ученый Платон (6-5 вв. до н.э.) создал великолепные макомы в соответствии с двенадцатью месяцами года:
1. Маком Рост - Хамаль (апрель)
2. Маком Исфахана - Савр (май)
3. Маком Ирак - Жавзо (июнь)
4. Маком Зирафканд - Саратон (июль)
5. Маком Бузрук - Асад (август)
6. Маком Хижоз - Сумбула (сентябрь)
7. Маком Бусалик- Мезон (октябрь)
8. Маком Ушшак - Акраб (ноябрь)
9. Маком Наво - Кавс (декабрь)
10. Маком Хусейн - Жадий (январь)
11. Маком Зангула - Дальв (февраль)
12. Маком Рохави - Хут (март)
В другом трактате, автор которого не известен, "Рисолатун фи илми мусики" говорится, что пророк Юсуф изобрел двенадцать макомов. В трактате говорится, что однажды, когда Юсуф и его люди проходили по реке Нил, они увидели в реке большой камень и приказали своим людям взять его. Люди выводят камень из воды и достигают великой пустыни. В пустыне эти люди начинают умирать от голода и жажды. Затем Юсуф помолился Богу и попросил его спасения. В ответ раздался голос с неба: «Ударь камень в камень, Юсуф!» Когда Юсуф сделал это, в камне появилось 12 дыр, и из них выплеснулась вода. С небес раздался голос: «Юсуф, сохрани эти звуки и тоны!» Таким образом, из этого рассказа известно, что история искусства макам очень старинна, а его корни основаны на первых этапах возникновения человечества [3].
В XIII - XVIII веках в музыке народов Средней Азии, Гуросона и Азербайджана звучали «двенадцать макомов», и, как уже упоминалось выше, у них были свои имена. Это:
1. Ушшок - любовь к Божьему пути - это усердно работать.
2. Наво - это грустить по любви святому.
3.Бусалик - основа от имени Абусолик. То есть войти в путь к Богу.
4. Рост - означает правду о пути к Богу, и это 1- этап.
5. Хусаини - это продолжение первого, то есть второй этап, и название связано именем человека.
6. Хиджаз - это место в Аравии, 3-этап.
7. Рахови означает «Сувора», то есть продолжать путь к Аллаху. Это 4- этап.
8. Рангула - звук колоколов верблюда которые на шее, 5-этап.
9. Ирак - географическое название, 6-этап.
10.Исфахан - связан с названием самой отдаленной арабской деревни, 7-этап.
11. Зирафканд - означает останавливаться, приходить, прыгать вниз.
12. Бузрук - означает великий и означает имя Бога.
Согласно древним источникам, «Двенадцать маком» широко развивались с XIII по XVI век. Шуъба двенадцать макомов включают в себя:
- Дугох
- Сегох
- Чоргох
- Панжгох
- Аширон
- Наврузи араб
- Мохур
- Наврузи хоро
- Наврузи баёт
- Уззол
- Ирок
- Мухайяр и другие [4].
Исхак Раджабов цитирует в своей монографии «Макомлар»: "Макомы -музыкальный жанр древних народов на Востоке. Они были созданы профессиональными музыкантами и певцами на основе их уникального музыкального богатства и стали самостоятельным музыкальным жанром в процессе длительного культурного и исторического развития" [1]. Образцы классической музыки, вдохновленные нашими предками, стали неотъемлемой частью узбекской художественной и духовной культуры.
Список литературы /References
1. Ражабов Исхок. "Маком асослари". Тошкент, 1992.
2. ХамидовХожиакбар. "Узбек анъанавий кушикчилик маданияти тарихи". Тошкент. "Укитувчи", 1996.
3. Матёцубов Шавкат. "Узбек хонандалик асослари". Тошкент, 2015.
4. Фитрат "Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи". Тошкент. "Фан", 1993.