Научная статья на тему 'Музыка и её эстетическое значение в духовном наследии средневековых мыслителей Востока'

Музыка и её эстетическое значение в духовном наследии средневековых мыслителей Востока Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ART / LITERATURE / MUSIC / INSTRUMENTAL PERFORMANCE / AESTHETIC EDUCATION / CREATIVE PERSONALITY / ИСКУССТВО / ЛИТЕРАТУРА / МУЗЫКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Музаффарова Саодат Хайдаровна

Вданной статье рассматривается значение музыкии духовного наследия средневековых ученых Востока ввоспитании личности, развития и совершенствования ее эстетического и логического мышления и её эстетическое значение, научно-теоретические исследования, благодаря которых были установлены факторы, составляющие основу духовного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND ITS AESTHETIC IMPORTANCE IN THE SPIRITUAL HERITAGE OF MEDIEVAL MYSTERIES OF THE EAST

This article describes the music and its aesthetic value in the spiritual heritage of medieval scholars of the East, on the basis of scientific and theoretical studies which established the factors of personality education, development and improvement of its aesthetic and logical thinking.

Текст научной работы на тему «Музыка и её эстетическое значение в духовном наследии средневековых мыслителей Востока»

https://doi.org/10.29013/EJA-19-3-22-25

Muzaffarova Saodat Khaidarovna, Associate Professor Uzbekistan State Institute of Arts and Culture (UzSIAC) E-mail: saodat_mx@umail.uz

MUSIC AND ITS AESTHETIC IMPORTANCE IN THE SPIRITUAL HERITAGE OF MEDIEVAL MYSTERIES OF THE EAST

Abstract. This article describes the music and its aesthetic value in the spiritual heritage of medieval scholars of the East, on the basis of scientific and theoretical studies which established the factors of personality education, development and improvement of its aesthetic and logical thinking.

Keywords: art, literature, music, instrumental performance, aesthetic education, creative personality.

Музаффарова Саодат Хайдаровна, доцент Государственный институт искусств и культуры Узбекистана (ГИИКУ) E-mail: saodat_mx@umail.uz

МУЗЫКА И ЕЁ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА

Аннотация. Вданной статье рассматривается значение музыкии духовного наследия средневековых ученых Востока ввоспитании личности, развития и совершенствования ее эстетического и логического мышления и её эстетическое значение, научно-теоретические исследования, благодаря которых были установлены факторы, составляющие основу духовного воспитания.

Ключевые слова: искусство, литература, музыка, инструментальное исполнение, эстетическое воспитание, творческая личность.

В тысячелетней истории узбекского народа экономики, городов и сёл, ремесла и торговли,

жили и творили великие учёные и мыслители, строительством дорог, открытием новых кара-

которые создали основу мировой науки, основу ванных путей и прежде всего обеспечением от-

их деятельности составили научное творчество носительной стабильности [1]. и логическое мышление. Историческое развитие нашего народа в сред-

История Востока средних веков свидетель- ние века позволило достигать совершенства уче-

ствует о том, что безмерное развитие отраслей ных и мыслителей, занимавшиеся исследованием

культуры, образования и воспитания, медицины, во многих областях науки. В эту эпоху произошли

искусства и архитектуры, появление научных коренные изменения в социально-политической,

школ, новых талантливых поколений и дости- культурно-просветительской жизни, в том числе

жение ими совершенства - всё это было тесно развивалось музыкальное искусство. В этот пе-

связано в первую очередь быстрым развитием риод музыкальные произведения, возникшие на

основе естественно-жизненной потребности народа, художественно совершенствовались и становились популярными.

В эпоху ренессанса теоретическую основу искусства пения создали и усовершенствовали в своих произведениях такие ученые-мыслители, как Абу Наср Фароби (1Х-Х века), Абу Али Ибн Сино (Х-Х1 века), Ибн Зайло (XI век), Сафиуд-дин ал-Урмави (XIII век), Махмуд аш-Ширози (XIII век), Абдулкодир Мароги (XIV век), Абду-рахмон Жоми (XV век), Зайнулобиддин Хусайни ^^ГУ века) и другие [3, 13-14].

В произведении «Таворихи мусикийн» («История музыки») даются первые сведения о знатоков восточной музыки среди мыслителей и учёных среднего востока и мастеров музыкального инструмента. Его автором является Мужи-зи, автобиографические данные которого до нас неполностью дошли. Только в его произведении «Таворихи мусикийн» отмечено, что оно написано в 1854 году. Его полное имя Исматулла бинни мулло Нематулло Мужизи, умер в Хутанде. В данной брошюре даются сведения о жизни, творчестве и научных работах 17 представителей музыкальной науки. Приведены подробные сведения о жизни и творчестве таких музыковедов как Абу Наср Фароби, Мавлоно Аъли, Хужа Шахобиддин, Абдулло Марваит, Абдурахмон Жоми, Низомид-дин Мир Алишер Навои, Мухаммад Хоразми, Ну-мон Самарканди, Кодирхон Ёркандий, Пахлавон Махмуд, Мавлоно Лутфи, Юсуф Саккоки, Омо-нисахоним и других [2, 35-36].

Ценные идеи Фароби служили основой нового философского течения и таким образом оставили глубокий след в духовности и культуре Востока и Запада.

В искусстве, особенно в искусстве пения в эпоху Амира Темура усилились транформаци-онные процессы. Проявление демократических процессов в области музыкального искусства также правдиво было бы связать с эпохой Амира Темура, ибо именно по инициативе Великого

Правителя начали организовать музыкально-поэтические соревнования. Творческие группы, состоящие в основном из музыкантов, певцов и поэтов опирались на народные и классические традиции.

Рукописи трёх важных произведений, относящиеся музыкальной науке созданных на арабском языке учёными Средней Азии в Х-Х! веке исследованы арабскими востоковедами ХХ века, ими были составлены и изданы критические тексты. Первый из них-критический текст «Муси-ка илми туплами» («Сборник музыкальной науки») издан в 1956 году в Каире. Критический текст и введение книги подготовил Закария Юсуф. Во введении книги речь ведётся о существующих и известных рукописях. В книге также имеется вводное слово Махмуда Ахмад Хафни. В вводном слове речь ведётся о восточной музыке средних веков, музыкально-теоретических взглядах Кин-ди, Фароби и Ибн Сино, также даётся оценка двум рукописям, использованных в подготовке критического текста. В общем, введениекритиче-ского текста произведения Ибн Сино «Сборник музыкальной науки» написано простым научным языком. В 1964 году был издан критический текст Закария Юсуф Ибн Зайла «Мусикага оид тулик китоб» («Полная книга о музыке»). И наконец, в 1967 году издан критический текст книги Фат-тос Абдулмалик Хашаба Фароби «Катта мусика китоби» («Большая музыкальная книга») с научным обозрением.

Фахриддин ар-Рози первым на Востоке создал основу научной методологии. Своими взглядами он обогатил восточную философию средних веков после Абу РайханБеруни. Он был известным учёным и представителем религиозной философии. Он также был учёным-энциклопедистом, родился в городе Рай, но в основном жил и занимался наукой в Бухаре, Самарканде, Насафе, Хорезме, Банокате и Марве. В том числе в Бухаре он изучал учения Абу Али ибн Сино и Абу НасрФароби, участвовал в научных

диспутах в Герате, для него был учреждён специальное медресе, был знаменит псевдонимом шайхулислам (ведущий исламовед). Фахриддин ар-Рози написал комментарии к произведениям Аристотеля, Абу Али ибн Сино и других. Нет единого мнения о смерти Фахриддина ар-Рози. Некоторые считают, что он умер либо в Хорезме, либо в городе Рай, либо в Герате. Однако многие утверждают, что он тяжело заболел в Хорезме и умер. Согласно этому сведению Фахриддинар-Рози умер 15 дня месяца рамазан 606 году хижри (1209 году). Произведение Фахриддинар-Рози "Жоме ул-улум" («Научный сборник») является энциклопедическим произведением, оно написано по просьбе Хоразмшаха Алоуддин Такаша. Основы каждой науки разделяются на 3 части, объясняется по принципу от простого к сложному: простые основы, сложные основы, вопросы для повторения. 47 глав произведения считаются главами "музыки". Как утверждал Фахриддин ал-Рози, "каждый, кто мыслит как умственно и физически живой человек, он глубоко входит в мир науки о музыке" [5, 26].

Теоретические суждения ученых Востока сформированы на основе музыкального опыта, они в своих брошюрах дали подробные сведения о месте и значении музыкального инструмента. В брошюрах Абу Наср Мухаммад Фароби (873-950) "Мусика хакида 7 катта китоб" ("7 больших книг о музыке"), Абу Али ибн Сино (980-1037) "Да-волашкитоби" ("Книга лечения") в энциклопедии "Брошюра о музыке", Ал Хорезми (Х век) "Би-лимлар калити" ("Ключ к знаниям", Сафиуддина Урмави (1216-1294) "Олижаноблик хакида китоб" ("Книга о благородности") или "Шарафий китоби" ("Книга славы"), Абдурахмана Джами (1414-1492) "Мусика хакида рисола" ("Брошюра о музыке"), Абдулкодира Мароги (Х11 век) "Мусика илмида оханглар туплами" ("Сборник мелодий в науке музыки") и других приводятся важные сведения о музыкальном исполнительстве и народных музыкальных инструментах.

Традиция научной классификации музыкальных инструментов продолжено также в источниках поздних времён. Ибн Зайла (Х1) в своей книге "Полная книга о музыке" характеризует музыкальные инструменты и распределяет на следующие группы: струнные шипковые: уд и танбур; струнные, длинные и короткие шипковые инструменты: санж и шохруд; шипковые, струнные инструменты, которых можно удлинять и укоротить: анко; струнные, музыкальные инструментыс молотком и палочками: китайский чанг и др.; духовые инструменты: най, яруа, арганун, сурнай и сурнайс мешком; издающие длинный звук музыкальные инструменты: най, сурнай и рабоб; ударные инструменты: ногора, дойра и другие.

Ибн Зайла классифицирует музыкальные инструменты, определяет их разновидности, которые отличаются приятным голосом: рабоб, мазамир, уд, миъзафа. Учёный так мастерски описывает музыкальные инструменты, что даёт возможность легко представлять их голос. В отличии от Ибн Зайла иранский теоретик музыки Кутбид-дин али-Ширази (1236-1310) в своей книге "Дар илми мусики" ("Музыкальная наука") ведет речь о музыкальных инструментах и классифицирует их следующим образом. Музыкальные инструменты, основывающие на вибрацию: струнный (уд, рубаб, танбур, чанг, нузха, конун и др.); не струнный (анко, авони, мехтар); духовой (най, сурнай); инструмент, издающий звук под давлением (арганун) [4, 58].

Как вывод можно констатировать то, что крупные исследования учёных и мыслителей Востока средних веков в области музыки созданы на основе научно-теоретического усовершенствования логического мышления, развития эстетического сознания, данные исследования обеспечивают научно-методологическую основу научно-творческого и логического мышления в воспитании творческой личности.

Список литературы:

1. Каримов И. А. "Урта асрлар Шарк алломалари ва мутафаккирларининг тарихий мероси, унинг замонавий цивилизация ривожидаги роли ва адамияти" мавзусидаги халкаро конференциянинг очилиш маросимидаги нутки.- Самарканд. 2014 йил 15 май. "Хал; сузи", 2014.- 16 май.

2. Абдужаббарова М. "Таворихи мусщийн'да шарк муси;а илми намоёндалари дакида // "Урта асрлар Шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида санъат ва маданият масалалари". Халкаро илмий-назарий ва амалий конференция материаллари туплами.- Тошкент: Lesson press, 2016.

3. Маврулов А. Урта асрларда Узбекистон санъатидаги трансформацион жараёнлар // "Урта асрлар Шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида санъат ва маданият масалалари". Халкаро илмий-назарий ва амалий конференция материаллари туплами.- Тошкент: Lesson press, 2016.

4. Орипов З. Шарк мусикий манбашунослиги (X-XI асрлар).- Тошкент: 2008.

5. Убайдуллаева Д., Фадриддин Розий // "Хидоят" журнали. 2011.- № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.