Научная статья на тему 'ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЗБЕКСКОМ МУЗЫКЕ: ДУТОР'

ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЗБЕКСКОМ МУЗЫКЕ: ДУТОР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дутор / исполнение / музыкант / произведение / музыка / танбур / думбира / dutor / performance / musician / work / music / tanbur / dumbira

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исмаилова Мухтасар Мамурджоновна

узбекская национальная музыка охватывает различные категории музыкальных инструментов, богатых древними традициями, а также произведения музыкальных инструментов различных жанров. Один из инструментов, который дошел до нас от наших музыкальных инструментов-это дутор. Дутор один из самых древних и любимых музыкальных инструментов узбекского народа, его появление восходит к векам до нашей эры. Дутор – слово персидское, означающее «две струны». Среди музыкальных инструментов дутор является не только одним из древнейших среди наших музыкальных инструментов, но и отличается своей предрасположенностью к духовности человека, прекрасным звуком, близким к сердцу. В этой статье будет представлена информация об инструменте дутор и его возможностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE MOST IMPORTANT INSTRUMENTS IN UZBEK MUSIC: THE DUTOR

Uzbek national music covers various categories of musical instruments rich in ancient traditions, as well as works of musical instruments of various genres. One of the instruments that has come down to us from our musical instruments is the dutor. Dutor is one of the most ancient and favorite musical instruments of the Uzbek people, it dates back to the centuries BC, when we come to the history of its appearance. Dutor is a Persian word meaning two strings. Among musical instruments, the dutor is not only one of the oldest among our musical instruments, but also differs in its predisposition to human spirituality, beautiful sound and close to the heart. This article will provide information about the dutor tool and its features.

Текст научной работы на тему «ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЗБЕКСКОМ МУЗЫКЕ: ДУТОР»

ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЗБЕКСКОМ МУЗЫКЕ:

ДУТОР

Исмаилова М.М. Email: [email protected]

Исмаилова Мухтасар Мамурджоновна — преподаватель, кафедра народного творчества, Ферганский областной филиал Институт искусств и культуры Узбекистана, г. Фергана, Республика Убекистан

Аннотация: узбекская национальная музыка охватывает различные категории музыкальных инструментов, богатых древними традициями, а также произведения музыкальных инструментов различных жанров. Один из инструментов, который дошел до нас от наших музыкальных инструментов-это дутор. Дутор - один из самых древних и любимых музыкальных инструментов узбекского народа, его появление восходит к векам до нашей эры. Дутор — слово персидское, означающее «две струны». Среди музыкальных инструментов дутор является не только одним из древнейших среди наших музыкальных инструментов, но и отличается своей предрасположенностью к духовности человека, прекрасным звуком, близким к сердцу. В этой статье будет представлена информация об инструменте дутор и его возможностях.

Ключевые слова: дутор, исполнение, музыкант, произведение, музыка, танбур, думбира.

ONE OF THE MOST IMPORTANT INSTRUMENTS IN UZBEK MUSIC:

THE DUTOR Ismailova M.M.

Ismailova Mukhtasar Mamurjonovna — Teacher. DEPARTMENT OF FOLK ART, FERGHANA REGIONAL BRANCH INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Uzbek national music covers various categories of musical instruments rich in ancient traditions, as well as works of musical instruments of various genres. One of the instruments that has come down to us from our musical instruments is the dutor. Dutor is one of the most ancient and favorite musical instruments of the Uzbek people, it dates back to the centuries BC, when we come to the history of its appearance. Dutor is a Persian word meaning two strings. Among musical instruments, the dutor is not only one of the oldest among our musical instruments, but also differs in its predisposition to human spirituality, beautiful sound and close to the heart. This article will provide information about the dutor tool and its features. Keywords: dutor, performance, musician, work, music, tanbur, dumbira.

УДК 787.8

О том, что основа музыкальных инструментов народов Средней Азии дутор и дутороподобных (туркменский дутор, казахский и киргизский домбры) одна, свидетельствует единство корней духовности этих народов. Ведь благодаря волшебным нежным движениям пальцев по струнам буквально создается мелодия в виде сердечного крика. В народе дутор получил название "инструмент души".

Этот инструмент играет огромную роль в исполнении узбекской традиционной музыки. Известно, что он занимает свое место как в соло, так и в ансамблях. Когда исполняются тяжелые музыкальные произведения то дутар в одиночку обладает таким магическим и волшебным голосом, что успокаивает и духовно питает душу человека. А в исполнении веселую и быструю мелодию, дутар радеут душу слушателя. Инструмент дутор имеет более широкие возможности, чем другие традиционные струнные инструменты [1].

Дутор, среди народных инструментов вообще, всегда демонстрировал свою уникальность в исполнительском искусстве, свою склонность к исполнению в бесценном стиле, свою привлекательность в нашей музыке, а также свой широкий спектр музыкальных способностей в академическом направлении. В каком бы направлении ни работал дутор, есть традиция, присущая этому стилю исполнения и имеющая свой шарм, который их характеризует. Роль дутора в профессиональной исполнительской практике также несравнима. Этот процесс характеризуется исполнением музыкальных образцов инструментального мира. Особенно

многим ясно, что произведения композиторов Востока и Европы более привлекательны и значимы в восхвалении дутора. Потому что произведения, созданные узбекскими композиторами и бастакорами в современном стиле для музыкального инструмента дутор, такими как Ориф Касымов, Дони Закиров, Гофир Кадыров, Хамид Рахимов, Мардон Насимов, Мустафо Бафоев, Кахрамон Комилов, Абдусаид Набиев, Алишер Расулов, смогли найти свое место в исполнительской практике. Неизбежно, что созданные ими произведения дадут толчок творчеству наших будущих композиторов, обретут процветание в будущем в соответствии с современностью. Они входят в число основных задач в образовательном процессе по информационному обеспечению юных музыкантов, приобретению теоретических и практических знаний, обучению.

Дутор был усовершенствован исполнителями и мастерами на протяжении многих лет. Не будет ошибкой сказать, что дутор альт был создан на основе Северного узбекского дутора бахши. Потому что они близки друг к другу в плане компактности. Бахши, живущие на юге нашей страны, в частности в Кашкадарье и Сурхандарье, поют дастаны на домбире. Однако усовершенствованная дутор прима по своей форме близка к домбре, что делает ее удобной для воспроизведения светской музыки и произведений узбекских композиторов за счёт соединения штрихов. Но в области традиционного исполнения дутор занимает важное место среди музыкальных инструментах. В исполнении ансамбля действует как фундамент. [2]

Каждый народ имеет свои технические возможности, разнообразные усули, прелестный тон в исполнении дутора. Конечно, их уникальное исполнительское мастерство - это благоприятная возможность для музыканта развивать свою деятельность. Инструмент дутор широко используется как любимый инструмент практически всех стран Центральной Азии, таджикского, уйгурского, каракалпакского, туркменского народов. Инструмент подобно дутору, у казахов называется «думбира», а у киргизов - «кубыз». Дутор-один из традиционных турецких музыкальных инструментов. Дутор, занявший достойное место в практике народного исполнительства с давних времен, в то же время принимал участие во всех группах, характерных для традиционного стиля исполнения. Традиционно сформировался как соло и стал одним из ведущих музыкальных инструментов.

Историческое становление дутора и аспекты гармонии с другими музыкальными инструментами восходит к далекому прошлому, а в музыкальных трактатах начало описываться с XV века. По словам Фороби: "Хуросонский танбур многими своими элементами напоминает современного дутора". Однако, собственное имя дутора и все его (формальные, структурные, исполнительские) возможности впервые живщий в XV веке музыковед Зайнилобиддин аль - Хуссейни, создавший собственную книгу по предмету музыки "Закон науки и практики музыки", назвал в своем трактате. На самом деле в ней описывается музыкальный инструмент дутор с двумя струнами и одиннадцатью ладами, соединенными с ручкой, образуя между ними четверть интервала. Но, стоит отметить, что головная часть дутора, который описан в трактате, больше нынешнего дутора мало, а ручка короче. В древних трактатах о дуторе дано очень мало информации. Дутор стал самым популярным музыкальным инструментом в народе благодаря своему легкому исполнению по сравнению с танбуром. Из-за малого количества ладов, недостаточного с точки зрения количества, он часто использовался женщинами и в домашнем условии, в исполнении легкой мелодичной песни, в народных фольклорах.

Говоря об исполнении народных инструментов нашего национального музыкального наследия, мы видим, что сейчас оно стремительно развивается в русле стремящейся молодежи на основе более современных тенденций. В частности, в исполнении дутора студенты изучают не только тенор дутора, но и альт дутора, приму и др.работает с большим интересом. В то же время студенты хорошо знакомы с уникальными произведениями разных братских народов, а также с фантазиями и концертами из произведений узбекских композиторов [3].

Имена Абдусамата Ильёсова, дутариста Лайли Султанова, Орифа Касимова, Сайфи Йулдошева, Мухаммаджона Асилова, Султана Косимова, Гульчехры Мухамедовой, Доно Рахимовой можно назвать исполнителями дутора в 60-70-е годы. А сейчас нашими музыкантами, которые продвигают музыкальный инструмент дутор, являются, Малика Зияева, Розиби Ходжиева, Улугбек Юнусов, Фарангиз Махмудова и другие. Научить этому молодых музыкантов - важная задача. Цель состоит в том, чтобы юные школьники-студенты в совершенстве овладели историей своих музыкальных инструментов, исполнителями, способами исполнения.

Список литературы / References

1. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

2. Турабоева Б.Р. «Дутор и его роль в Хорезмском музыкальном исскустве. «Вестник науки и образования» № 13 (91), 2020 год.

3. Набиева М.А. «Формирование навыков исполнения на дутар альте фантазию «Таджикские народные штрихи» узбекского композитора Х. Рахимова. «Вестник науки и образования». № 2 (80), 2020 год.

ДИРИЖЁРЫ УЗБЕКИСТАНА Курбонова М.М. Email: [email protected]

Курбонова Мукаммал Мамуровна — преподаватель, кафедра народного творчества, Ферганский областной филиал Институт искусств и культуры Узбекистана, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: как только дирижер принимает партитуру, прежде всего он знакомится с жизнью и творчеством автора. Для этого мы обращаемся к науке истории музыки. Мы будем изучать, к какому течению относится творчество композитора, в какой период он жил. Политические и экономические отношения в этот период, конечно, сказываются на творчестве автора. Отношение композитора к социальной среде отражается в его образе жизни, в его произведениях. Изучая творчество автора, знакомясь с ним, мы получаем информацию, которая поможет слушателю использовать необходимые средства для правильного раскрытия переживаний композитора, для понимания направления общей драматургии музыкального образа. Все это считается началом тех задач, которые стоят перед дирижером. В этой статье мы дадим краткий обзор людей, внесших свой вклад в сферу дирижирования в Узбекистане.

Ключевые слова: дирижёр, партитура, музыкант, произведение, Дилбар Абдурахмонова, Азиз Шохакимов.

CONDUCTORS OF UZBEKISTAN Kurbonova M.M.

Kurbonova Mukammal Mamurovna — Teacher, DEPARTMENT OF FOLK ART, FERGHANA REGIONAL BRANCH INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: as soon as the conductor accepts the score, first of all he gets acquainted with the life and work of the author. To do this, we turn to the science of music history. We will study the current of the composer's work and the period in which he lived. Political and economic relations during this period, of course, affect the author's work. The composer's attitude to the social environment is reflected in his way of life and in his works. By studying the author's work and getting to know him, the information we receive will help the listener to use the necessary tools to correctly reveal the composer's experiences, to understand the direction of the overall drama of the musical image. All this is considered the beginning of the tasks that the conductor faces. In this article, we will give a brief overview ofpeople who have contributed to the field of conducting in Uzbekistan. Keywords: conductor, score, musician, work, Dilbar Abdurakhmonova, Aziz Shokhakimov.

УДК 78.071.1

Дирижер - это самый высокий и сложный в музыке исполнитель. Сейчас у нашей молодежи к профессии дирижера интерес огромный. Это, конечно, приятно. В основном профессии дирижера обучаются как второй специальности. Ребенок с раннего возраста учится на музыкальном инструменте, изучая секреты исполнительства на том же инструменте, затем можно учиться на дирижирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.