ИНСТРУМЕНТ НАРОДА - ДУТОР Юлдашева Ф.Д. Email: [email protected]
Юлдашева Феруза Дилмурод кизи — преподаватель, Музыкальная школа № 3, Шайхонтохурский район, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: одним из древних инструментов, дошедших до нас, является инструмент дутор. Дутор - один из самых древних и любимых музыкальных инструментов узбекского народа, он восходит к векам до нашей эры. Дутор - это персидское слово, означающее «две струны». Среди музыкальных инструментов дутор является не только одним из древнейших среди наших музыкальных инструментов, но и отличается своей предрасположенностью к человеческой духовности, мелодичностью и близостью к сердцу. Факт наличия дутора и дотороподобных инструментов народов Средней Азии (туркменский дутор, казахский и киргизский домра) свидетельствует о единстве корней духовности этих народов. В данной статье рассказывается об инструменте дутор.
Ключевые слова: дутор, древний, традиционная музыка, струнный инструмент, исполнительство.
TOOL OF THE PEOPLE - DUTOR Yuldasheva F.D.
Yuldasheva Feruza Dilmurod kizi — Teacher, MUSIC SCHOOL № 3, SHAIKHONTOHUR DISTRICT, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: one of the ancient tools that have come down to us is the dutor tool. The dutor is one of the most ancient and favorite musical instruments of the Uzbek people, it dates back to the centuries BC. Duthor is a Persian word meaning two strings. Among musical instruments, the dutor is not only one of the oldest among our musical instruments, but also differs in its predisposition to human spirituality, melody and proximity to the heart. The fact that the presence of the dutor and the dutor-like instruments of the peoples of Central Asia (Turkmen dutor, Kazakh and Kyrgyz domra) testifies to the unity of the roots of spirituality of these peoples. This article describes the dutor tool. Keywords: dutor, ancient, traditional music, stringed instrument, performance.
УДК 787.8
Дутор - один из традиционных узбекских музыкальных инструментов. Дутор, занимающий достойное место с давних времен в практике народного исполнения,одновременно принимал участие во всех группах, характерных для традиционного стиля исполнения. Сформировался как традиционный соло и стал одним из ведущих музыкальных инструментов. Историческое становление дутора и других аспектов гармонии с музыкальными инструментами восходит к далекому прошлому, а музыкальные трактаты описываются с XV века. Роль инструмента дутар в исполнении узбекской традиционной музыки является особенной. На нем можно исполнять любые произведения узбекской традиционной музыки. Создан ряд произведений именно для исполнении на дутаре. Кроме того, в Узбекистане существуют несколько школ исполнения на дутаре и каждая из них отличается своей красотой и особенной чертой [1].
Судя по информации Фароби, Хуросонский танбур напоминает современный дутор со многими признаками. Но впервые о самом дуторе и всех его (формальных, структурных, исполнительских возможностях ученый-музыковед Зайнилобиддин аль-Хусейни, живший в XV веке, изложил в своем трактате «Закон о науке и музыке». Фактически, в нем описывается инструмент для заточки затвора, в котором две струны и их промежуток составляют одиннадцать квартовых интервалов, штрихи которых соединен на «даста» дутора. Но стоит отметить, что описанная в трактате «косахона» дутора больше, чем у современного дутора, а «даста» короче. Есть предположение о названии инструмента дутор, что персидский язык сформировался как государственный, инструмент также распространен среди населения, проживающего в городах, в крайнем случае, инструмент первоначально назывался домра среди туркоязычных. По нашему мнению, кочевого населения узбеков в южных районах Самарканда, Кашкадарьи и Сурхандарьинской области, домра сохранился до наших дней и широко используется в художественной жизни. Дутор - это струнный инструмент, звучание которого производится путем подергивания двух струн с помощью пальцев правой руки, аналогично технике игры на домре. Этот музыкальный инструмент из истории широко распространен в
Центральной Азии и Восточном Туркменистане. Можно найти информации о музыкальных инструментах и их исполнении в древних научных произведениях, как «Китаб ал мусика ал кабир» («Большая книга о музыке») Абу Наср Мухаммад Фаргоний (873-950), «Китоб ум шифа» («Книга о лечении») отдел о музыке Абу Али ибн Сина (980-1037), «Ключ к знаниям» Аль Хорезми (Х век), «Книга о превосходстве» или «Шарафия» Сафиуддин Урмавий (12161294), "Книга о музыке" Абдурахмон Жомий (1414-1492). Аль-Хусейн (XV век) дал информацию о дуторе, струнном музыкальном инструменте, широко распространенном среди народов Средней Азии. [2]
Узбекский дутор - распространенный, легкий и богатый обертонами музыкальный инструмент. Узбекский народ выразил свое жизнеобеспечение в мелодиях, созданных для инструмента дутор. Варианты исполнения очень широки, с разнообразием штрихов пальцев правой руки (одиночный штрих, двойной штрих, обратный штрих, бидратма, пирранг и другие), с богатством технических опций, которые отличаются от других инструментов. Левая рука отличается своим мелодичным богатством, с пальцами левой руки в стиле пиццикато. Дутор - это сольное, дуэт и ансамблевое исполнение, а также имеет возможность быть аккомпонементом вокалистам. В знаменитом книге «Кобуснома» также есть отдельная глава, посвященная правилам искусства. Найденные в результате проведенных на нашей земле исторических раскопок похожие на инструменты дутор, сурнай, конун, наскальные рисунки, вырезанные на камнях, свидетельствуют о том, что исполнительское искусство в нашей стране развивалось с давних времен. Найденные в территории Тупроккала(^-Ш века до н. э.) два струнные инсрументы были усовершенствованы в виде дутар, домбры и кубыз, а это означает что они имеют древнюю происхождению. Одним из драгоценных источников для истории узбекской музыки является «Трактат о музыке» Дервиша-Али. Большой интерес представляет раздел музыкальных инструментов где Дервиш-Али рассматривает исторические музыкальные инструменты [3].
О Дуторе в трактате прошлого мало что известно, Дутор стал самым популярным инструментом в народе из-за его легкого исполнения по сравнению с танбуром. Из-за малого количества штрихов, недостаточности их в плане количества, он часто использовался женщинами в исполнении легкой мелодии и песни. Как известно, одним из основных факторов, указывающих на уровень мастерства дуториста, являются такие техники как штрихи правой руки и левой. Особое значение придается тому, чтобы исполнитель не прикасался к рукой крышке дутора. Особое внимание также уделяется тому, чтобы вторая струна исполнялся в требуемом балансе. Еще одна особенность дутора-это двухголосие: он отличается своей двухголосной особенностью от других мизробных инструментов.
В продолжении исполнительства на дуторе важное место имеет традиция наставничества. Использование традиций "наставник и ученик" в системе образования дает продуктивный результат. В соответствии с идеями педагогического образования практические навыки и навыки формируются путем непосредственного обучения, то есть непосредственного выполнения определенной деятельности на практике. В первую очередь надо отметить, что старшие наставники, музыканты имеют свой исполнительский стиль, своеобразную школу. На этом основании ученики, любящие их искусство, стремящиеся к изучению исполнительского стиля, напрямую связаны с этими учителями [4].
В процессе развития исполнительства дутора возникли два направления-традиционное (относящееся к народной и традиционной классической музыке) и современное (связанное с творчеством композиторов). Каждое направление состоит из определенных стилей исполнения, возможностей и репертуара. Дутор отличается от других струнных инструментов приятным, притягательным, бархатистым звучанием. В 1936 году узбекские народные музыкальные инструменты были переработаны и усовершенствованы профессором Ашотом Ивановичем Петросяном, художественным деятелем, служившим в Узбекистане и Каракалпакстане. В том числе, появилась дутор и его семья. Это дутор прима, дутор секунда, дутор альт, дутор бас, дутор контрабас и они широко используются в исполнительной практике народных инструментов. Следует особенно упомянуть об известных ныне покойных мастеров - Уста Усман Зуфаров, Сироджиддин Мухиддинов, Абдунаби Абдугафуров, мастеривших инструмент дутор в Узбекистане.
Список литературы / References
1. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения.
«Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.
2. Вахидов Ю.К. Древние инструменты, перечисленные в древних рукописях. «Проблемы современной науки и образования». № 3 (148), 2020.
3. Юсупова З.Х. Роль музыкальных инструментов в жизни людей в древней Центральной Азии. «Проблемы современной науки и образования». № 3 (148), 2020.
4. Матякубов Ш.Б. Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству. «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.
К ИСТОКАМ МУЗЫКОЗНАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (20 - 30-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ) Уринбаев К.Т. Email: @scientifictext.ru
Уринбаев Камолиддин Турдимуратович - Заслуженный артист Республики Узбекистан, ректор, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Республика Узбекистан, которая находится в середине Центральной Азии, является одним из очагов музыкальной культуры. Всемирное значение его материальных и духовных ценностей общепризнано. Сегодня в условиях больших социальных перемен на карте мира, значение устойчивых традиций музыкальной культуры народов обретает особый смысл в условиях современных коммуникаций.
Исходя из постулата о том, что музыка не может развиваться вне отмосферы мысли о ней, в настоящей статье основное внимание сосредотачивается на развитии музыкальной науки. Действительно, земля Узбекистана связана с именами выдающихся энциклопедистов эпохи Мусульманского Возрождения Абу Насра Фараби (873 - 950), Абу Абдуллаха Мухаммада Хорезми (ум. 997), Абу Али ибн Сины (980 - 1037), в учениях которых музыка играла очень важную роль.
Ключевые слова: музыка, искусство, традиция, история, наука, национальное, классика, литература, творчество.
TO THE ORIGINS OF MUSICOLOGY IN UZBEKISTAN IN THE NEW ERA (20 - 30S OF THE ХХ CENTURY) Urinbaev K.^
Urinbaev Kamoliddin Turdimuratovich - Honored Artist of the Republic of Uzbekistan, Rector, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Republic of Uzbekistan, which is located in the middle of Central Asia, is one of the centers of musical culture. The universal significance of its material and spiritual values is universally recognized. Today, in the context of great social changes on the world map, the importance of the stable traditions of the musical culture of peoples acquires special meaning in the conditions of modern communications.
Based on the postulate that music cannot develop outside the atmosphere of thoughts about it, this article focuses on the development of music science. Indeed, the land of Uzbekistan is associated with the names of the outstanding encyclopedists of the Muslim Renaissance, Abu Nasra Farabi (873-950), Abu Abdullah Muhammad Khorezmi (d. 997), Abu Ali ibn Sina (980-1037) in whose teachings music played a very important role.
Keywords: music, art, tradition, history, science, national, classic, literature, creativity.
УДК 078
В эпоху Хорезмшахов Ануштегинов (конец XI - начало XIII вв.), эпоху Тимуридов (XIV -XV вв.) и в последующем при дворах правителей были сосредоточены лучшие теоретики и творцы музыки: Фахриддин Рази (1150-1210), Абдулкадир Мараги (1353-1435), Абдурахман Джами (1414-1491), Наджмиддин Кавкаби (ум. 1533), Дарвиш Али Чанги (вторая половина ХУЬ 20-е годы ХУП в.) и другие. Эта огромная научно-теоретическая база служила мощным плацдармом для развития классических жанров и форм музыкального искусства, вековые потоки которых дошли до нашего времени как живая традиция.
В рамках настоящей статьи основное внимание сосредотачивается на начале XX века, когда это огромное наследие узбекской музыки становится предметом пристального внимания как