Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ ТАНБУР'

ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ ТАНБУР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ТУРГУН АЛИМАТОВ / «ЖИГАРПОРА» / «ДИЛХИРОЖ» / ИСПОЛНЕНИЕ / МУЗЫКАНТ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТАНБУР / НОТА / NATIONAL MUSIC / TURGUN ALIMATOV / "ZHIGARPORA" / "DILHIROJ" / PERFORMANCE / MUSICIAN / WORK / TANBUR / NOTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воисов Мансур Эгамберганович

Инструментальное исполнительство является одним из древнейших видов узбекского музыкально-исполнительского искусства и является неоценимым вкладом в жизнь, духовность и развитие человечества. История узбекского национального музыкального наследия, включая наше национальное музыкальное исполнение, восходит к периоду нескольких столетий до нашей эры. Воплощать в себе несравненные и бессмертные традиции музыкального искусства, развитие их на современном ладе является продуктом обладателей огромной души. Среди национальных музыкальных инструментов танбур занимает особое место. Он стал популярным и любимым инструментом среди узбекского народа, несмотря на его сердечную скудость, стонущие мелодии, красочные национальные исполнительские декорации и, наконец, сложность в плане обучения и игры. Данная статья посвящена творчеству профессора Тургуна Алиматова, народного артиста Узбекистана, известного музыканта и исполнителя на таких музыкальных инструментах, как танбур, дутор, сато и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE AND ROLE OF TURGUN ALIMATOV'S PERFORMANCE TECHNIQUE IN TRADITIONAL TANBUR PERFORMANCE

Instrumental performance is one of the oldest types of Uzbek musical and performing arts and is an invaluable contribution to the life, spirituality and development of mankind. The history of the Uzbek national musical heritage, including our national musical performance, dates back to the period of several centuries BC. To embody the incomparable and immortal traditions of musical art, their development in a modern way is the product of the owners of a huge soul. Among the national musical instruments, the tanbur occupies a special place. It has become a popular and beloved instrument among the Uzbek people, despite its heartfelt scarcity, moaning melodies, colorful national performance decorations, and finally, difficult to learn and play. This article is devoted to the work of Professor Turgun Alimatov, people's artist of Uzbekistan, a famous musician and performer of such musical instruments as tanbur, dutor, sato, etc.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ ТАНБУР»

ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ ТАНБУР Воисов М.Э. Email: Vaisov17155@scientifictext.ru

Воисов Мансур Эгамберганович - преподаватель, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: инструментальное исполнительство является одним из древнейших видов узбекского музыкально-исполнительского искусства и является неоценимым вкладом в жизнь, духовность и развитие человечества. История узбекского национального музыкального наследия, включая наше национальное музыкальное исполнение, восходит к периоду нескольких столетий до нашей эры. Воплощать в себе несравненные и бессмертные традиции музыкального искусства, развитие их на современном ладе является продуктом обладателей огромной души. Среди национальных музыкальных инструментов танбур занимает особое место. Он стал популярным и любимым инструментом среди узбекского народа, несмотря на его сердечную скудость, стонущие мелодии, красочные национальные исполнительские декорации и, наконец, сложность в плане обучения и игры. Данная статья посвящена творчеству профессора Тургуна Алиматова, народного артиста Узбекистана, известного музыканта и исполнителя на таких музыкальных инструментах, как танбур, дутор, сато и др.

Ключевые слова: национальная музыка, Тургун Алиматов, «Жигарпора», «Дилхирож», исполнение, музыкант, произведение, танбур, нота.

THE IMPORTANCE AND ROLE OF TURGUN ALIMATOV'S PERFORMANCE TECHNIQUE IN TRADITIONAL TANBUR

PERFORMANCE Vaisov M.E.

Vaisov Mansur Egamberganovich - Lecturer, DEPARTMENT MAKAM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: instrumental performance is one of the oldest types of Uzbek musical and performing arts and is an invaluable contribution to the life, spirituality and development of mankind. The history of the Uzbek national musical heritage, including our national musical performance, dates back to the period of several centuries BC. To embody the incomparable and immortal traditions of musical art, their development in a modern way is the product of the owners of a huge soul. Among the national musical instruments, the tanbur occupies a special place. It has become a popular and beloved instrument among the Uzbek people, despite its heartfelt scarcity, moaning melodies, colorful national performance decorations, and finally, difficult to learn and play. This article is devoted to the work of Professor Turgun Alimatov, people's artist of Uzbekistan, a famous musician and performer of such musical instruments as tanbur, dutor, sato, etc.

Keywords: national music, Turgun Alimatov, "Zhigarpora", "Dilhiroj", performance, musician, work, tanbur, note.

УДК 7.071.2

Трудно представить себе музыкальную жизнь Узбекистана без мелодий в исполнении Тургуна Алиматова. Нежные и элегантные тона, мы всегда наслаждаемся

ими, пытаясь понять их. Танбур - как пишется в источниках, состоит из двух слов: Форси "тан" - сердце, душа, "бур" - раздражать, щекотать. И в правду, когда играет танбур, мелодия волнует душу и раздражает сердце. Не зря среди многих музыкальных инструментов, которые унаследовали предки узбекского народа, танбур известен и славится своей магией, обаянием, дарит радость и счастье слушателю [1].

Тургун Алиматов родился в 1921 году в январе в селе Чувалачи Ташкентской области в семье служащего. В самом сердце своего детства пробуждение страсти и восхищения музыкой заставило с большим удовольствием исполнение его отца Алимата на инструменте дутар. Знаменитая в народе в 1930-е годы песня под названием Фабрика стала первым музыкальным произведением, которое молодой Тургун выучил.

После музыкального образования в течение года Тургун Алиматов продолжал свою музыкальную карьеру в музыкально-драматическом театре имени Мукимий. В своих воспоминаниях говорит, что его работа в театре была гораздо эффективнее: "30 лет я работал на радио, всего лишь год работал в театре Мукими и получил такое духовное богатство, которое не получил в течении тридцати лет, потому что в театре Мукими работал в кругу великих артистов, как Тухтасин Джалилов, Мамурджон Узаков, Охунджон Кизик, Холхужа Тухтасинов." Общение с ними играло важную роль в деятельности Тургуна Алиматова, увлекавшегося различными направлениями искусства. Я не ошибусь, если скажу, что искусство ряда мастеров было важным фактором в формировании техники исполнения Тургуна Алиматова, такие мастера-музыканты, как Ризки Раджаби, Джурабек Саидалиев, Каюм Шамуродов, Асадкори Лутфуллаев, Ориф Касымов, Махмуд Юнусов и другие. Такие мелодии, как "Пайрави асал", "Жигарпора", "Сурнай навоси" в исполнении Журабека Саидалиева оставили глубокий след в сердце Тургуна Алиматова. Особенно стиль исполнения, основанный на "якка зарб", отличается своими характерными гранями.

В то же время в интерпретации Джурабека Саидалиева можно встретить орнаменты, используемые в традиционном исполнении, такие как "нола", "кашиш", а в небольших нотах еще и "гили-гили". Уникальность техники исполнения Асадкори Лутфуллаев заключается главным образом в том, что шрих "пирранг" имеет невероятно плавное и приятное выражение. Такой способ приводит к тому, что исполнение получается более привлекательным. В технике исполнения таких мастеров-музыкантов, как Ризки Раджаби, Каюм Шомуродов, присутствует приятный щелчок сверху вниз. В технике исполнения Тургуна Алиматова выделяется щелчок снизу вверх. Такое действие сделает звук, исходящий из танбура, более нежным, приятным.

Об этом Тургун Алиматов говорил так: "Слушателю тоже нужен соло нохун. Но еще прекраснее будет, если между ними добавить пирранг. Тогда данное исполнение будет идеальнее." В процессе формирования собственного стиля исполнения Тургун Алиматов подобрал мелодий различных темпов и характеристик из числа образцов нашего музыкального наследия, и репетировал до грандиозного исполнения. Как сказал наш наставник, народный артист Узбекистана, лауреат ордена великих заслуг Тургун Алиматов: «На изучение одного произведения требуется не так много времени, но для ее профессионального исполнения потребуется много лет" [2]. Во время своей исполнительской деятельности Тургун Алиматов интерпретировал многие произведения, существующие в узбекском музыкальном наследии, в своем собственном стиле исполнения и дал им новую жизнь. Эти мелодии основаны на уникальном стиле исполнения, будь то на танбуре, дуторе или гижжаке. "Наво", "Чоргох 1-11", "Эшвой", "Сегох", "Самарканд ушшоги", "Гиря", "Сурнай навоси", "Рохат", "Эшвой курд", "Кушчинор", "Гулёрахон и Билак узук", "Жигарпора и Пайрави асал", "Тановар", "Нола", "Муножот 1-П-Ш", "Насрулло 1-П-Ш", "Ажам",

"Наврузи ажам", "Куйгай", "Эй сабо", "Гулузорим", "Бозургоний", "Ёлгиз" являются примерами таких шедевров.

Общеизвестно, что качество исполнение мелодий во многом зависит от хорошего звучания инструмента. Для музыканта инструмент "это сокровище, которым он дорог не меньше, чем певец голосом. В народе любят, уважают мастеров-изготовителей музыкальных инструментов, которых в центрально-азиатском регионе почтительно называют "Уста" что означает "Мастер". Они являются носителями многовековой традиции, подобно тому, как мелодии передавались в течение веков от устоза к шягирду /от мастера к ученику/, так и искусство изготовления инструментов переходило от мастера к мастеру [3].

Если проанализировать произведения, исполненные Тургуном Алиматовым, то произведение "Чоргох" успокаевает слушателя, дает человеку стабильность и такое чувство, что даже когда человек один, он не может чувствовать себя одиноким и поддерживать человека в его психическом, физическом состоянии с психологической точки зрения. В отличие от техники исполнения мастеров танбура Ризки Раджаби, Джурабека Саидалиева, Махмуда Юнусова и других мастеров, которые были творческими до Тургуна Алиматова, его динамика нохуна снизу вверх в технике исполнения и предельно устойчивый подход к нола, техника исполнения произведения за счет всестороннего понимания сложных частей исполнения не имеет аналогов.

В принципе, мы можем наблюдать случаи в записях, когда Тургун Алиматов часто исключается из ритма но это не в национальных, традиционных мелодиях, а в тех мелодиях, которые он сам сочинил. В Шашмакаме и классических мелодиях исключаться из ритма считается неправильным - твердил сам мастер. Еще один аспект в том что Тургун Алиматов сам исполнял инструментальные партии на аудиозаписи.

Список литературы /References

1. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком». «Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.

2. Досимбетов Б.Х. «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи / The role of modern music in the development of youth worldview». «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.

3. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур / Uzbek tanbur», «Вестник науки и образования». № 11 (65), часть 4, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.