Научная статья на тему 'Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком'

Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
313
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНБУР / ШАШМАКОМ / ТУРГУН АЛИМАТОВ / ЧУЛИ ИРОК / САРАХБОРИ БУЗРУК / НАВРУЗИ АЖАМ / УСУЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдугаппоров Абдупаттах Абдураззакович

Каждый народ имеет свою традиционную музыку, произведения и, конечно же, музыкальные инструменты. Танбур является любимым инструментом народов Востока. В этой статье говорится об узбекском танбуре и произведениях, которые исполняются на нём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком»

РОЛЬ УЗБЕКСКОГО ТАНБУРА В ИСПОЛНЕНИИ ШАШМАКОМ Абдугаппоров А.А.

Абдугаппоров Абдупаттах Абдураззакович - старший преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент

Аннотация: каждый народ имеет свою традиционную музыку, произведения и, конечно же, музыкальные инструменты. Танбур является любимым инструментом народов Востока. В этой статье говорится об узбекском танбуре и произведениях, которые исполняются на нём.

Ключевые слова: танбур, Шашмаком, Тургун Алиматов, Чули Ирок, Сарахбори Бузрук, Наврузи Ажам, усул.

"Ключ макома" - танбур является национальным инструментом узбекского народа(Фарси - "тан" - сердце, душа, "бур" - раздражать, щекотать). И вправду, когда играет танбур, мелодия волнует душу и раздражает сердце. Незря среди многих музыкальных инструментов, которые унаследовали предки узбекского народа, танбур известен и славится своей магией, обаянием, дарит радость и счастье слушателю.

По историческим данным знаем, что танбур с давних времен является любимым не только узбекских, таджикских, уйгурских народов, но и в странах Ближнего Востока, таких как Афганистан, Иран, Турция. Северная Индия и некоторые арабские страны считают танбур мелодичным инструментом. Хотя их форма различна, но имя одно и то же. Исторические памятники, письменные источники, миниатюры, старинные фотографии и открытия древних времен подтверждают древнюю историю танбур.

Танбур является главным помощником певцов Шашмакома, потому что звуки танбура очень схожи с голосом человека, особенно певцов. Раньше голоса мужских исполнителей были относительно высокими и танбур изготавливался соответственно. А на сегодняшний день голоса мужчин-певцов является относительно толще и теперь танбур стал более крупным и звук более ярким [1]. Это означает, чтобы достичь наивысшего исполнения Шашмаком звук инструмента должен соответствовать голосу певца.

Шашмаком имеет две части: инструментальная и вокальная [2]. Из инструментальной части некоторые произведения очень красочно звучит именно в исполнении танбур. Например, Чули Ирок, Сарахбори Бузрук, Наврузи Ажам, и т.д. Исполнение произведения Чули Ирок на многих инструментах как смычковые инструменты: сато, гижжак, плекторные инструменты: танбур, рубаб и щипковый инструмент дутаре очень красивый, и каждый из них звучит по своему. Когда разговор идёт о произведении Чули Ирок среди народов Средней Азии то в их ушах это прекрасное лирическое произведение, как правило, наиболее полнокровно звучит именно в исполнении на нае [3]. Но интерпретация народного артиста Узбекистана Тургуна Алиматова даёт очень глубокий философский характер произведению на танбуре.

Сарахбори Бузрук - первое произведение Шашмаком. Фарси "сар" - главный, "ахбор" - вести,"бузрук" - великий, то есть, Сарахбори Бузрук даёт самые главные информации о великом макоме Бузрук [2]. Сарахбори Бузрук считается самым сложным в исполнении среди сарахборов. Перескачки в нотах придаёт особый характер. Усул произведения как сердечный ритм. Иммено эти свойства появляет любовь и веру к жизни и будущему у слушателя. Особенно игра на танбуре Сарахбори Бузрук действует на слушателя как наставник, который учит его мечтать, верить и любить.

Наврузи Ажам - один из известный произведений Шашмаком. Тургун Алиматов играя на танбуре Наврузи Ажам покорил весь народ. Блестящее исполнение, неповторимый звук танбура и яркое произведение гармонично действует на слушателя. Наврузи Ажам не имеет сложностей макома, но усул выбран из нот макома Сегох.

Исполнители также любят играть на танбуре Уфори Мушкулоти Дугох. Уфор от слова «ифор» то есть «приятный запах»- танцевальный усуль (ритм) дойры. В Шашмакоме более ритмичные произведения называются уфорами. По словам наставников можно сказать, что в Шашмакоме после тяжёлых, скромных произведений всегда исполняли более ритмичные, танцевальные произведения. Уфары радовали людей и передавали чувство счастья, отсюда и появилась название «ифор» то есть «запах радости и счастья» - уфар. Исполнение на танбуре Уфори Мушкулоти Дугох звучит более красочно и мелодично.

Инструментальное исполнительство с давних времен высоко ценится. Разнообразие, совершенство и привлекательность узбекских традиционных инструментов служит долголетию инструментальных произведений народа [4]. Надо отдельно отметить уникальное исполнительство на танбуре народных танбуристов как Султонхон Хакимов, Максудхужа Юсупов, Ёкуб Давидов, Асаткори Лутфуллаев, Маъруфхужа Тошпулатов, заслуженные артисты Узбекистана Риски Ражабий, Журабек Сайдалиев, Абдумутал Абдуллаев, Шобарот танбурчи, уста Рузматхон танбурчи, Отавали Нуриддинов и народный артист Узбекистана, профессор Тургун Алиматов. Узбекский народ гордится ими и не забудет их благородный труд.

Список литературы

1. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. Ташкент, 1972.

2. Матякубов О. «Макомот» Ташкент, 2004.

3. Досимбетов Батир. «Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана». «Наука, образование и культура». № 2 (26), 2018.

4. Беляев В. Музыкальные инструменты Узбекистана. М., 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.