Научная статья на тему 'О творческом пути Шохназара Сохибова: к 110-летию со дня рождения'

О творческом пути Шохназара Сохибова: к 110-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
385
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМЫ / ТАДЖИКСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ШАШМАКОМ / ШОХНАЗАР СОХИБОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эшанкулов Мурат Эгамкулович

Статья посвящена творчеству и жизненному пути выдающегося деятеля таджикского искусства Шохназару Сохибову. В 2013 г. исполнилось 110 лет со дня его рождения. Этот певец, музыкант, композитор внес огромный вклад в развитие таджикской национальной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О творческом пути Шохназара Сохибова: к 110-летию со дня рождения»

УДК 001(092)783 ББК 72.3+85.313(тадж.)

М. Эшанкулов

о ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ ШОХНАЗАРА СОХИБОВА:

к 110-летию со дня рождения

Статья посвящена творчеству и жизненному пути выдающегося деятеля таджикского искусства Шохназару Сохибову. В 2013 г. исполнилось 110 лет со дня его рождения. Этот певец, музыкант, композитор внес огромный вклад в развитие таджикской национальной музыки.

Ключевые слова:

макомы, таджикская инструментальная музыка, таджикская музыкальная культура, Шашмаком, Шохназар Сохибов.

Шохназар Сохибов - певец, музыкант, известный композитор, выдающийся знаток таджикской традиционной и профессиональной музыки. Его творчество занимает достойное место в развитии таджикской музыки и неразрывно связано со становлением музыкальной культуры Таджикистана в XX веке. Настоящая работа является попыткой дать общую характеристику его многосторонней деятельности.

Шохназар Сохибов родился 15 мая 1903 года в кишлаке Кумушкин Вобкентского района Бухарской области в семье дехканина Сохиба. Детство Шохназара прошло в кишлаке. С ранних лет он заинтересовался музыкальным искусством. На мероприятиях, проводившихся в кишлаке, он любил слушать певцов и музыкантов. Как-то раз он услышал, как поет и играет на танбуре Шарофджон. Шохназар внимательно следил за тем, как ловко перебирали струны пальцы музыканта, ему казалось, что каждый палец Шарофджона исполнял своеобразный танец. После этого поразительного случая мальчик самостоятельно смастерил из дерева инструмент, на котором играл и аккомпанировал своему пению. Однажды его пение услышал Шарофджон, и оно восхитило его. Под руководством Шарофджо-на-танбурчи Шохназар постепенно овладел игрой на инструменте.

Ш. Сохибов поступил в Восточную музыкальную школу, открытую в 1920 г. в Бухаре. Здесь преподавали таджикскую традиционную музыку, главным образом Шашмаком, крупнейшие знатоки и мако-мисты бухарской школы Бобо Джалол Но-сиров, Домулло Халим Ибодов, Мирзо На-зруллоев, Мирзо Гиёс Абдулгани, Маъруф Ташпулатов, Леви Бобохонов, Ходжи Аб-дурахмон Умаров и др. Из школы вышли многие музыканты, ставшие впоследствии известными деятелями искусств Таджикистана и Узбекистана - М. Ашрафи, Ф. Шахо-бов, А. Халимов, в их числе и Ш. Сохибов.

Шохназар Сохибов продолжил совершенствовать свое мастерство в Бухарском музыкальном техникуме, в том числе технику игры на танбуре. «Как-то раз устод Мирзо Гиёс Абдулгани произнес такие слова:

— Наш Шохназар не только хорошо играет, кроме того, он еще имеет красивый голос. Наш техникум как раз для этого готовит певцов.

— Ты прав, - сказал устод Бобо Джалол Носиров, - этот Шохназар будет хорошим певцом» [1]. Учитель Бобо Джалол давал петь Шохназару для освоения части из Шашмакома, и он хорошо с этим справлялся. Позднее музыкант вспоминал: «Это учебное заведение, где я выучился играть и петь Шашмаком, было одним из первых» [2, с. 8-9]. После окончания техникума Ш. Сохибов в течение двух лет работал в школе учителем музыки.

В 1927 году в Самарканде по инициативе Наркомпроса был создан научно-исследовательский институт по изучению народной и классической музыки Узбекистана. Директором был назначен отличный организатор и энтузиаст своего дела Николай Назарович Миронов. В Институт были привлечены лучшие музыканты со всей территории Узбекистана и Таджикистана, из городов Бухара, Хива, Фергана, Худжанд. Выдающиеся мастера Бобо Джалол Насыров, Ходжи Абдула-зиз Расулов, Домулло Халим Ибодов, Ходжи Абдурахмон Умаров, Абдукодир Исмоилов, Мадюсуф Харратов, Ахмаджон Умурзоков были приглашены в качестве преподавателей национальной музыки. Наряду с исполнительской и педагогической деятельностью они занимались сочинением песен и инструментальных мелодий. В Институте были созданы музыкальная библиотека, фонотека, собрана коллекция национальных музыкальных инструментов. Главную ценность составили нотные сборники народной ¡5 музыки, выпущенные научно-исследова- ц. тельским институтом. Они вызвали боль- ю

шои интерес не только исследователем, но и музыкантов и композиторов.

В этом Институте Ш. Сохибов под руководством профессора Н.Н. Миронова изучал теорию музыки и игру на фортепиано. Ш.Сохибов вспоминал, что с Фазлид-дином Шахобовым, Мухтаром Ашрафи, Мутаваккилом Бурхановым, Набиджоном Хасановым, Дони Закировым, Мухидди-ном Аминзода, Пулоджоном Рахимовым и Толибджоном Содиковым учились у Ходжи Абдулазиза и Юсуфа Харратова пению и игре на танбуре. Для молодежи, привле-ченнои к работе Института, были организованы учебные занятия.

В 1931 г. Ш. Сохибов с успехом заканчивает учебу в этом Институте. В эти годы в Самарканде открылся Театр драмы и музыки «Дорога Ленина». До 1934 г. Сохибов работал руководителем отдела музыки этого театра. Он обучал девушек и юношеИ музыкальному искусству. Их имена остались в истории культуры Самарканда - это Камар Шамсиддинов, Нодира Иномагаева, Истои ХудоИбердиева. В 1934 г. Ш. Сохибов стал руководителем отдела музыки в театре музыкальной драмы в Бухаре. И здесь он воспитывал музыкантов, в их числе - Арслон Кодиров, Салох Кодиров, Хосият Кодиро-ва, под его руководством они постигали тонкости игры на национальных инструментах, особенности классического пения.

В 1935 г. Ш. Сохибов вместе с Ф. Ша-хобовым поступили в Московскую государственную консерваторию. В узбекской оперной студии они учились в классе композиции профессора Г. И. Литинского. После окончания консерватории с 1941 г. Ш. Сохибов работал в Ташкенте художественным руководителем оркестра народных инструментов Узбекской государственной филармонии. В эти годы он получил признание как известный устод-макомист.

В 1947 г. Ш. Сохибов по приглашению секретаря ЦК Таджикистана Бободжона Гафурова и Президиума Верховного Совета Таджикской ССР переехал в г. Стали-набад (ныне г. Душанбе). В 1948 г. он был назначен руководителем оркестра народных инструментов Таджикской государственной филармонии. С 1950 г. являлся председателем кабинета искусств при управлении культуры Таджикистана.

С 1947 г. Шохназар Сохибов совместно с Ф. Шахобовым и Б. Файзуллоевым работали над созданием нотного собрания Шашмакома. Ф. Шахобов выступал инициатором приглашения Сохибова и Файзул-лолева в Таджикистан для осуществления нотной публикации памятников таджикской музыкальной культуры. Как известно,

в течение нескольких лет совместного кропотливого творческого труда они отобрали наиболее представительные произведения и нотировали их [3]. Авторы публикации были удостоены почетного звания Лауреата Государственной премии Таджикской ССР им. Абуабдулло Рудаки.

Позже составителями З.М. Таджико-вой, Р. Имоновым и Г. Юсуповой были выпущены две пластинки «Традиционная музыка таджикского народа». На одной из этих пластинок представлены отдельные образцы Шашмакома. В данной пластинке, наряду с Ф. Шахобовым, Б. Файзуллое-вым и Ш. Сохибовым («Мустахзоди Наво» в собственном сопровождении на танбуре), представлены Ахмад Бобокулов, Бар-но Исхакова, и Авнер Аллаев. В завершении звучит маком Бузрук в исполнении ансамбля макомистов таджикского телевидения и радио под управлением Ф. Ша-хобова (художественный руководитель) и Ш.Сохибова (музыкальный руководитель).

Нужно отметить, что запись Шашмако-ма и инструментальное сопровождение на танбуре этих трех корифеев на сегодняшний день является лучшей записью Шаш-макома. С изданием Шашмакома традиция его бытования получила новый импульс. Макомы начали входить в произведения композиторов.

С 1968 года, после ухода по болезни Фазлиддина Шахобова, до своей кончины (март 1973 года) Ш. Сохибов работает художественным руководителем ансамбля шашмакомистов при Комитете по телевидению и радиовещанию Таджикистана.

Ш. Сохибов уделял большое внимание воспитанию молодого поколения макомис-тов. Он обучил и подготовил таких гафизов, как Ханифа Мавлонова, Ахмад Бобокулов, Шоиста Муллоджанова, Муслима Бокие-ва, Маъруфхуджа Баходуров, Боймухамад Ниёзов, Лола Баракаева, Мехри Исокбое-ва, Нукра Рахматова, Нумон Тоштемиров, Абдулло Назриев, Темур Шахобов, Муза-ффар Мухиддинов, Барот Яхшиев, Борис Наматиев, Улфатмо Мамадамбарова и др. Со знаменитой Барно Исхаковой он также разучивал несколько классических и своих авторских песен. Несмотря на то, что Барно Исхакова была ученицей Фазлиддина Ша-хобова, а Нериё Аминов - учеником Бобо-кула Файзуллоева, они сотрудничали, разучивали некоторые произведения, готовили совместные выступления и с Шохназаром Сохибовым. Учениками самого Шохназара Сохибова являются Боймухаммад Ниёзов, Аличон Солиев, Лола Баракаева, Нуъмон Тоштемиров, Музаффар Мухиддинов и др. Кроме певцов-исполнителей он сотруд-

ничал с такими инструменталистами как Якуб Бободустов, Абдуназар Хасанов, тур-сун Ульмасов, Хаким Махмудов, Бозор Со-лиев, Давлатшо Муминшоев, Авнер Аминов, Уреэл Толмасов, Хомиджон Кудратов, М. Фузайлов, М. Мамонов и гиджакистом Холиком Саидовым.

Гафизы ансамбля изучили поэзию Шашмакома у своих наставников. Под руководством своих учителей Ф. Шахо-бова, Б. Файзуллоева и Ш. Сохибова ансамбль макомистов республики изучил и записал следующие части макомов - «Са-рахбори Бузрук»(песня Анвари), тарона 1 (Гиёси), тарона 2 (слова народные), тарона 3,4 (Сохиб), тарона 5,6 (слова народные), «Мугулчаи Бузрук» (Амири), «Талкинчаи мугулчаи Бузрук» (Убони), «Кашкарчаи мугулчаи Бузрук» (Тачали), «Сокиномаи мугулчаи Бузрук» (Хофиз), «Уфари мугулчаи Бузрук» (Шохин), «Ушшоки Самарканд» (сочинение Ходжи Абдулазизи), «Талкинчаи Ирок» (слова Камоли Худжанди), «Си-

нахуруш» (Коони), «Мустахзоди Рок» (Исои Кулоби), «Рок» (Шохин), «Кашкарчаи Рок» (Авзах, «Сокиномаи Рок» (Мирзо Азими Соми), «Уфари Рок» (Камол Худжанди) и другие с макома «Бузрук». Со второго мако-ма «Рост» изучили и записали «Сарахбори Рост», «Наврузи Сабо» (Хофиз), «Талкинчаи Сабо» (Хофиз), «Уфари Ушшок» (Умар), «Савти Ушшок» (Шайдо), «Талкинчаи сав-ти Ушшок» (Хофиз), «Кашкарчаи савти Ушшок» (Мушфики), «Сокиномаи савти Ушшок» (Джами), «Уфари савти Ушшок» (Бадри Чочи), «Савти Сабо» (Саъди), «Каш-карчи савти Сабо» (Фузули), «Сокиномаи савти Сабо» (Мархами Бухорои) и др.

Под руководством Б. Файзуллоева, Ф. Шахобова и Ш. Сохибова в исполнении ансамбля макомистов записали «Наврузи Сабо».Во всех записях Ф. Шахобов и Ш. Сохибов и аккомпанировали ансамблю на танбуре и сами пели.

Призведение «Наврузи Сабо» из прошлых гафизов исполняли очень тонко

Сц, ъ ГЕ1..Г-т! +тг \ п гу -1—Мнп 1 V ^ № - ЭС - Л* ГЧ Г1 рЪ1 -¿"Р ж......

Щ = зд « «

ш

ро

т

/О'З во

ш.

е . ое^

£

Щр я.

Ш

Р

.в -

2=

Т.; й £ НО

ш

ЕЙ

И МО-

о» :

^ * ^^ т ^

Рис. 1. «Наврузи Саба»

3

\о О

Ходжи Абдулазиз, Домулло Халим, Леви Бобохон, Мулло Ахрори Хофиз и Бурхон Саъдулло. В Шашмакоме «Наврузи Сабо» считается одним из сложно исполняемых частей. Для его исполнения гафиз должен иметь высокий голос.

В своё время Ходжа Абдулазиз заново переработал «Наврузи Сабо», использовал в нем разнообразные мелизмы и внес многообразную нюансировку (рис. 1). Сабо, 6а лутф бигу он гизоли раъноро, Ки сар ва куху биёбон ту додаи моро. Шакарфуруш, ки умраш дароз бод, чаро, Тафаккуле накунад тутии шакархоро? Благодаря ежедневным регулярным стараниям и огромному труду и высокому мастерству Ш. Сохибова, Ф. Шахобова и Б. Файзуллоева, ансамбль систематично, кропотливо, поэтапно освоил Шашмаком -драгоценное сокровище таджикской музыкальной классики и сложнейший памятник исполнительского искусства. Макомисты, старательно следуя обучению своих учителей, надеялись освоить и записать весь Шашмаком под руководством таких корифеев-педагогов как Ф. Шахобов и Ш. Сохи-бов. К сожалению, неожиданная смерть дорогих любимых учителей лишила их этой возможности. Макомы Бузрук, Рост, Наво и Дугох, которым они обучили макомистов и записали, увековечены благодаря им.

Ханифа Мавлонова - народная артистка СССР, считает себя одной из учениц Ш. Сохибова. Она познакомилась с ним в 1947 году после его переезда в Таджикистан. Х. Мавлонова и Ш. Сохибов встречались почти каждый день и участвовали в творческих вечерах. Ш.Сохибов сыграл очень большую роль в профессиональном развитии Ханифы Мавлоновой. Зная голос Х. Мавлоновой, он знал также профессиональный уровень и грани её таланта. Неслучайно песня «Шарки Озод» на слова Рахими была написана специально для нее. По рассказам Х. Мавлоновой, Ш. Со-хибов и она встретились в оперном театре, куда композитор принес готовый клавир песни, и они разучили её. При этом по её желанию он внес некоторые изменения в текст музыки. Впоследствии, эта песня была записана в Москве с симфоническим оркестром Большого театра под руководством дирижера Г. Рождественского.

Список литературы:

[1] Саидов Н. Хофиз ва бастакори халки // Маориф ва маданият. - 1959, 18 августа.

[2] Сохибова П.Т. Шохназар Сохибов: заметки о жизни и творчестве / Ред. С. Худойбердиев. - Душанбе: Прогресс, 2013. - 52 с., илл.

[3] Шашмаком / Сост. Бобокул Файзуллаев, Шохназар Сохибов и Фазлиддин Шахобов; под. ред. проф. В.М. Беляева; лит. ред. А. Мирзоев; худож. Г. Петров. - В 6-ти т. - М.: Музгиз, 1954, 1957, 1959, 1966, 1967, 1970.

Ханифой Мавлоновой были исполнены такие песни Ш.Сохибова как «Дар хава-си руи ту бошам», «Хуш набошад», «Зулфи мушкин», «Дар води зарнисори колхоз». Это исполнение всегда было на высоком профессиональном уровне. Это творческое сотрудничество во многом совершенствовало исполнительское мастерство певицы.

Шохназар Сохибов, как композитор проявляет в своих сочинениях склонность к лирическому самовыражению. Особый психологический романтизм с опорой на гармонический тип музыкального письма, определяли характер его музыки.

В произведениях и, в особенности, в песнях Ш. Сохибова наблюдается самая тесная и непосредственная связь с традиционной восточной музыкой. В своем творчестве композитор по особому творчески обращается к музыкальному фольклору, искусству гафизов и традиционной народной песне, классическому Шашмакому. Песни и романсы Ш. Сохибова отличаются исключительной вокальностью, что привлекает к ним исполнителей и способствует их успеху среди таджикских слушателей. Многие из его песен вошли в репертуар ведущих профессионалов. Все его песни со своеобразными мелодиями являются богатым вкладом в таджикскую композиторскую музыку. Претворение интонационной стихии и композиционных особенностей таджикской традиционной музыки, в частности классических макомов, в песнях и романсах Ш. Сохибова служит примером творческого отношения к фольклорному началу, всему тому, что создано народом, для представителей последующих поколений.

В заключении отметим, что творчество Ш.Сохибова заслуживает более пристального исследования. Он был в одно и то же время и макомистом традиционного плана, и композитором, и певцом XX века. И в этом смысле Ш. Сохибов - глубоко интересная творческая личность. Шохназар Сохибов внес достойный вклад в развитие традиционной и классической, новой композиторской музыки XX века и вошел в историю таджикской музыкальной культуры как выдающийся композитор нового времени и традиционный исполнитель, пополнив плеяду классиков таджикского музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.