Научная статья на тему 'Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля'

Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / АНСАМБЛЬ / ПЕВЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ / ШАШМАКОМ / САРАХБОРИ БУЗРУК / САВТИ КАЛОН / КАШКАРЧАИ РОК / МУШКУЛОТИ ДУГОХ / САРАХБОРИ НАВО / MAKOMS / ENSEMBLE / SINGING ENSEMBLE / THE SHASHMAQOM / SARAHBARI BUZRUK / SAVTI KALON / QASHQARCHAI ROCK / MUSHKULOTI DUGOH / SARAHBARI NAVO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салихова Мухаббат Жаббаровна

Традиционное певческое наследие является одним из основных направлений наследия узбекской классической музыки. В исполнительской практике существует несколько разновидностей, в том числе индивидуальное, совместное и ансамбль. Несмотря на то, что их основа с точки зрения исполнительских качеств и навыков одна, но каждый имеет свои особенности по критерию интерпретации. Традиционный певческий ансамбль в музыкальном образовании призван овладению профессиональными навыками, необходимыми для певца, такими как повышение исполнительских способностей молодых певцов, освоение стилей, прослушивание и гармоничное поведение партнера, формирование навыков командного исполнения. В этой статье приводится информация об аспектах, которые должны быть важны для традиционного певческого ансамбля при выборе произведения, который будет изучен в процессе проведения урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE WORKS OF SHASHMAQOM FOR THE TRADITIONAL SINGING OF THE ENSEMBLE

Traditional singing heritage is one of the main directions of the heritage of Uzbek classical music. In performing practice, there are several varieties, including individual, joint and ensemble. Despite the fact that their basis in terms of performance qualities and skills is the same, but each has its own characteristics according to the criterion of interpretation. Traditional singing ensemble in music education aims at the mastery of skills necessary for a singer, such as improving the performing abilities of young singers, mastering styles, listening and harmonious behavior of the partner, formation of skills of a command execution. This article provides information about the aspects that should be important for a traditional singing ensemble when choosing a piece that will be studied during the lesson.

Текст научной работы на тему «Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля»

ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШАШМАКОМ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОГО ПЕВЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ Салихова М.Ж. Email: Salikhovа[email protected]

Салихова Мухаббат Жаббаровна - старший преподаватель, кафедра прадиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: традиционное певческое наследие является одним из основных направлений наследия узбекской классической музыки. В исполнительской практике существует несколько разновидностей, в том числе индивидуальное, совместное и ансамбль. Несмотря на то, что их основа с точки зрения исполнительских качеств и навыков одна, но каждый имеет свои особенности по критерию интерпретации. Традиционный певческий ансамбль в музыкальном образовании призван овладению профессиональными навыками, необходимыми для певца, такими как повышение исполнительских способностей молодых певцов, освоение стилей, прослушивание и гармоничное поведение партнера, формирование навыков командного исполнения. В этой статье приводится информация об аспектах, которые должны быть важны для традиционного певческого ансамбля при выборе произведения, который будет изучен в процессе проведения урока.

Ключевые слова: маком, ансамбль, певческий ансамбль, Шашмаком, Сарахбори Бузрук, Савти Калон, Кашкарчаи Рок, Мушкулоти Дугох, Сарахбори Наво.

THE CHOICE WORKS OF SHASHMAQOM FOR THE TRADITIONAL SINGING OF THE ENSEMBLE Salikhovа M.J.

Salikhovа Muhabbat Jabbarovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL PERFORMING ART,

THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: traditional singing heritage is one of the main directions of the heritage of Uzbek classical music. In performing practice, there are several varieties, including individual, joint and ensemble. Despite the fact that their basis in terms of performance qualities and skills is the same, but each has its own characteristics according to the criterion of interpretation. Traditional singing ensemble in music education aims at the mastery of skills necessary for a singer, such as improving the performing abilities of young singers, mastering styles, listening and harmonious behavior of the partner, formation of skills of a command execution. This article provides information about the aspects that should be important for a traditional singing ensemble when choosing a piece that will be studied during the lesson.

Keywords: makoms, ensemble, singing ensemble, the Shashmaqom, Sarahbari Buzruk, Savti Kalon, Qashqarchai Rock, Mushkuloti Dugoh, Sarahbari Navo.

Педагог, преподающий предмет ансамбля "традиционное пение", обязательно должен знать, какой традиционный певческий стиль близок и знают студенты. Если говорить о местных стилях узбекского традиционного певческого искусства, то в традиционном песенном наследии узбекского народа в основном есть 4 певческих стиля.

1. Бухара-Самарканд.

2. Хорезм

3. Фергана-Ташкент

4. Сурхандаря-Кашкадаря

Независимо от того, какое произведение выбрано для исполнения традиционных певческих ансамблей, подготовка, настроение, тон и яркость голоса исполнителей должны быть связаны с оригинальностью его стиля. Каждый исполнитель должен знать не только подробно о исполнительном произведении, но и о стиле, к которому он относится. Тогда можно добиться идеального исполнения любого произведения.

Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это.

Что касается музыкальной логики, каждая отдельная серия макомов основана на стабильной системе начальных нот. Чтобы описать систему нот и ее принципы на современном языке, что понятно сегодняшним слушателям, прежде всего, необходимо прояснить некоторые аспекты многослойной системы ноты Шашмаком. [1] останавливаемся о структуре Шашмаком (означает 6 макомов):

1. Бузрук.

2. Рост.

3. Наво.

4. Дугох.

5. Сегох.

6. Ирок.

В процессе отбора произведений Шашмаком для традиционного певческого ансамбля, внимание к информации о произведении, безусловно, внесет вклад в успех исполнения. Например, Сарахбори Бузрук.

Он является первой ветвью в Шашмакоме. Слово «Сарахбор» заимствовано из персидского языка, что означает «сар» - главный, «ахбор» - сообщения. А «Бузрук» означает возвышенный, великий. Сарахбори бузрук характеризуется своей обширностью и сложностью исполнения среди всех сарахборах. Сарахбори Бузрук имеет 6 «тарона», отличающиеся разнообразием их усулей и оригинальностью нот каждого из них.

Кашкарчаи Рок исполняется в стихотворных словах, похожие на слова народных песен. Это напоминает маленькую песенку. Этот шедевр станет еще красивее, если он будет исполнен в сопровождении ансамбля. И можно сказать, что это произведение как будто написанно для традиционного ансамбля. Но что касается вопроса об усуле, то он называется «Кашкарча», но является усулем «Сокинома». Можно сказать, что здесь есть немного путаница, но на самом деле это не так. Дело в том, что очень сложно исполнить данную произведению в усуле «Кашкарча».

Мушкулоти Дугох и его Талкинча является одним из макамов Фергана Ташкента и широко используется в сольных и ансамблевых выступлениях. Профессор государственной Консерватории Узбекистана Рифатилла Косимов является ярким исполнителем Мушкулоти Дугох. Исполнение произведения начинается с ноты си и эта нота является самым удобным и для исполнителя и для слушателя. Размер произведения Мушукулоти Дугох считается 8/4 и усуль доиры привосходит из формы произвдения. А у Талкинчаи Мушкулоти Дугох усуль доиры талкин. [2]

Савти Калон является самой крупной или великой из Савтов. С точки зрения объема звука, длина мелодии также не так велика, но душевность произведения позволяет назвать данного Савта «Калон»ом. [3] Молодые певцы, которые начинают обучения в исполнительстве макома, начинают изучать данный маком. Любой исполнитель сразу замечает, что Савти Калони - это шедевр, раскрывающий величие духовности макомов. Именно с этим и связано славное и мужественное выступление Савти Калон.

Сарахбори Наво. Певческая часть каждого макома начинается Сарахбором, так же и макома Наво открывает Сарахбори Наво. Наво означает красивую мелодию. Если посмотреть на звуковую линию Наво, то она состоит из очень красивых звуков.

Руководитель ансамбля или педагог должен приступить к исполнению произведения после полного анализа каждого выбранного произведения, рассказав исполнителям правильное объяснение, то есть его истории, процесса создания, их слова и музыкального текста. Исполнение и душевность произведения нужно выполнять именно так, как было проанализировано.

Список литературы /References

1. Азизбоев С.С. «Особенные черты макомов Узбекистана./ Special lines of makom of Uzbekistan» // Проблемы современной науки и образования» №11(131), 2018.

2. Абдуазимов Р.А/ «Наследия исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб / The heritages executed on the Uzbek musical instrument rubab» // Проблемы современной науки и образования» №11(131), 2018.

3. Фитрат «Узбек классик музикаси ва унинг тарихи» Таш., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.