Научная статья на тему 'Тургун Алиматов и его «Тановар»'

Тургун Алиматов и его «Тановар» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
533
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ТАНОВАР / ИНТЕПРЕТАЦИЯ / МЕЛОДИЯ / ПОНЯТИЕ / МАКОМ / КРУГ / ФЕНОМЕН / ФОРМА / MUSIC / TANOVAR / INTERPRETATION / MELODY / CONCEPT / MAKOM / CIRCLE / PHENOMENON / FORM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзиев Отабек Олимович

Тургун Алиматов вступил в активную музыкальную деятельность в конце 1940-х годов, когда еще исконные традиции исполнения на дутаре и танбуре имели подавляющее значение. Но тогда уже его репертуар ярко отличался новизной и оригинальностью интерпретаций хорошо знакомых мелодий. Со временем эта манера настолько укрепилась в сознании, что стали даже де факто говорить о «Стиле Тургуна Алиматова» в узбекской традиционной инструментальной музыке. Некоторые черты этого стиля можно наглядно проследить в его исполнениях на дутаре соло и наложением дутар-сато известной Ферганской мелодии «Танавар», которую музыканты прозвали «Тургун Танавар» («Танавар Тургуна»). Для наглядности рассмотрим эти два образца «Танаваров», в исполнении самого Тургуна Алиматова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURGUN ALIMATOV AND HIS «TANOVAR»

Turgun Alimatov entered into active musical activity in the late 1940s, when the ancestral traditions of performance on dutar and tanbur were overwhelming. But even then his repertoire was clearly distinguished by the novelty and originality of interpretations of well-known melodies. Over time, this manner became so firmly established in the consciousness that they even began to talk de facto about the “Style of Turgun Alimatov” in Uzbek traditional instrumental music. Some features of this style can be clearly seen in his performances on a dutar solo and the imposition of a dutar-sato of the famous Fergana melody “Tanavar”, which the musicians called “Turgun Tanavar” (“Tanavar Turgun”). For clarity, we consider these two samples of "Tanavarov", performed by Turgun Alimatov himself.

Текст научной работы на тему «Тургун Алиматов и его «Тановар»»

ТУРГУН АЛИМАТОВ И ЕГО «ТАНОВАР» Файзиев О.О. Email: Fayziev17140@scientifictext.ru

Файзиев Отабек Олимович - и.о. доцента, кафедра музыкального образования, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: Тургун Алиматов вступил в активную музыкальную деятельность в конце 1940-х годов, когда еще исконные традиции исполнения на дутаре и танбуре имели подавляющее значение. Но тогда уже его репертуар ярко отличался новизной и оригинальностью интерпретаций хорошо знакомых мелодий. Со временем эта манера настолько укрепилась в сознании, что стали даже де факто говорить о «Стиле Тургуна Алиматова» в узбекской традиционной инструментальной музыке.

Некоторые черты этого стиля можно наглядно проследить в его исполнениях на дутаре соло и наложением дутар-сато известной Ферганской мелодии «Танавар», которую музыканты прозвали «Тургун Танавар» («Танавар Тургуна»). Для наглядности рассмотрим эти два образца «Танаваров», в исполнении самого Тургуна Алиматова.

Ключевые слова: музыка, тановар, интепретация, мелодия, понятие, маком, круг, феномен, форма.

TURGUN ALIMATOV AND HIS «TANOVAR» Fayziev O-О.

Fayziev Otabek Olimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT MUSICAL EDUCATION, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Turgun Alimatov entered into active musical activity in the late 1940s, when the ancestral traditions of performance on dutar and tanbur were overwhelming. But even then his repertoire was clearly distinguished by the novelty and originality of interpretations of well-known melodies. Over time, this manner became so firmly established in the consciousness that they even began to talk de facto about the "Style of Turgun Alimatov" in Uzbek traditional instrumental music.

Some features of this style can be clearly seen in his performances on a dutar solo and the imposition of a dutar-sato of the famous Fergana melody "Tanavar", which the musicians called "Turgun Tanavar" ("Tanavar Turgun"). For clarity, we consider these two samples of "Tanavarov", performed by Turgun Alimatov himself.

Keywords: music, tanovar, interpretation, melody, concept, makom, circle, phenomenon, form.

УДК 0 78

Этимологически слово «танавор» исходит из лексики кожевников. Оно означает наиболее крепкую и основополагающую часть бычей шкуры, которая обычно используется как основа, подошва в изготовлении обувных изделий. Как понятие «Танавар» одна из знаковых явлений музыки Ферганы. Это название не одного конкретного лада или мелодии, а целого жанрового направления вокальных и инструментальных произведений, которые существует во многих образцах и в их бесчисленных вариантах.

По внутреннему содержанию можно сказать, что «Танавары» - это лирическая исповедь, «печаль о несбывшейся мечте», душевная боль возлюбленного или возлюбленной (в суфийских воззрениях они собирательные понятия безотносительно

к полу), некая «песня песней». По музыкальному языку их обычно выделяют в некую отдельную группу «не систематических ладов» под общим названием «Танавар», в отличие от «макомных мелодий» и «катта ашула» Ферганского региона.

Понятие систематических и так называемых не систематических ладов, то есть ладов как таковых, было предложено Ю.Г. Коном [1]. К первой категории ученый относил то, что мы сегодня называем ладами классичяеского, макомного круга, берущих свои истоки из универсальной теории кругов («илми адвор») ученых Востока. В разряде вторых он рассматривал твердо устоявшиеся ладовые модели типа «Танавар», «Бебокча», «Феруз» и другие, которые не входили в макомный круг. Музыкальных и танцевальных Танавары существуют во множестве вариантов. Первоиснову их установить практически не возможно. Их исторические корни не сохранились, они растворились в памяти поколений. Общих моментов более всего в ладовых сопряжениях.

Таким образом, «Танавары» являются моделью, «проформой» прочно устоявшейся в сознании ладомелодических образований. Она общая для множества вокальных и инструментальных мелодических вариантов. Известные мастера создавали свои Танавары. Даже композиторы и музыканты из другой культуры обращались к этой яркой модели и пытались создавать свои версии или обработок.

Как утверждал сам И.Земцовский "Было бы неверным выводить из подобных фактов необходимость сохранения народной традиции в целостности. Напротив, эту традицию надо развивать, равно как и самый эстетический вкус народна, диапазон его восприимчивости" [2, 219].

Так, еще замечательный русский композитор А.Ф. Козловский, репатриированный в Узбекистан в 1936 году, был очарован этой прекрасной мелодией и в 1937 году сделал обработку «Танавар» для голоса и симфонического оркестра. Она была вынесена на суд широкой публики. И даже узбекский слушатель, непривычный звучанию такого оркестра, с восторгом воспринял знакомую мелодию. В 1954 году тот же А.Ф. Козловский написал Симфоническую поэму «Танавар», а в1971 году создал балет под тем же названием, которые вошли в «золотой фонд» музыки своего времени. Обсуждение истоков и художественных особенностей «Танавар» - тема специального исследования.

Нас же в этом музыкальном феномене интересует, его потенциальная энергия как некой первоосновы, дающей простор для мелодической интерпретации. В свое время в эту могущественную традицию вписывается еще один замечательный музыкант Тургун Алиматов, который смог создать свои версии, получившее в музыкальной среде название «Тургун Танавар» («Танавар Тургуна»). Название это говорит само по себе и не требует особых комментариев. Рассмотрим с начало одну, дутарную версию «Танавара» Тургуна Алиматова.

По форме «Дутарный Танавар» Т.Алиматова - это двухчастный цикл, с признаками жанровых вариаций. При сохранении ладовой основы, происходит смена размера, ритмического рисунка мелодии.

С точки зрения музыкального языка, это уникальный и в некотором смысле показательный пример обособления «Танавар» в отдельную ладовую группу. С одной стороны, это не фольклорный наигрыш, а образец развитой лирики. Как лада образование, оно так же состоит из сцепления нескольких первичных ячеек в диапазоне полутора октав. Это не типичные для макомного круга ладов с соединениями тетра-пентахордных первичных образований, с кварто-квинтовыми соотношениями устоев, а сцепления простейших двух и трех звучных мативов-ячеек с ограниченными видами мелодических движений: повторов и опеваний.

Соответственно и композиционная схема «Дутарного Танавара» Т. Алиматова очень простая: мерное чередование двух звучных повторов-рефренов и трех звучных эпизодов-обновлений. Только один суммирующий эпизод (цифра 4) охватывает диапазон септимы. Все остальные первичные ячейки двух (повторы-рефрены) и трех

(эпизоды-обновления) звучные. В инструментальных частях макомов эти относительно законченные разделы формы называются хона (периоды, обновления) и бозгуй (куплеты, повторы). В данном случае функции повтора и обновления выполняют маленькие построения и поэтому они обозначаются как эпизод и рефрен.

Во всем этом ладо образовании «Дутарного Тановара» важна и примечательна мелодическая стороны, то есть лад в движении. Все повторы-рефрены - не заполненные тетрахорды и пентахорды, а эпизоды-обновления представляют постепенное движение без двух опорных ладовых остовов. Таким образам, отсутствие активных скачков внутри мелодического построения с последующим заполнением и широкого развернутого движения от одной опоры - к другой. Словом, весьма простая ладовая структура. Вся внутренняя динамика развития базируется на метроритмических акцентуациях, фигурациях и комбинациях.

Вторая версия для дутара и сато самим автором названа «Фаргонача Танавор» («Ферганский Танавар»). По существу это неслыханная инновация в рамках узбекской традиционной музыки. Один и тот же музыкант исполняет одну и ту же мелодию «Танавар» на дутаре и сато, путем наложения. В этом произведении раскрывается новая грань мастерства и таланта Тургуна Алиматова.

С точки зрения музыкальной логики, мастер создает новую версию «Танавар» ансамблевого звучания, исходя из природы дутара и сато. Сохраняя устоявшиеся интонации и мотивы, принцип сосредоточенного размышления, он выстраивает другую композиционную схему постоянного и последовательного повтора и обновления.

В целях более наглядного представления внутренней структуры «Ферганского Танавара» партию дутара и сато выписывается отдельно.

Все это создает характер сосредоточенности на одной точке или вокруг одной точки, размышления и погруженности в определенное состояние, медитации. Словом то, что выражается одним музыкальным понятием «Танавар» - «печаль о несбывшейся мечте», «песнь песней».

Необходимо отметить, что Т. Алиматов всю жизнь выступал по радио. Даже в последние годы, когда он начел выходить на сцену, в его исполнении господствовало невидимое внутреннее движение души, что давала полноту ощущения сосредоточенности на определенном состоянии. Он стремился вовлечь слушателей в круг медитации.

Список литературы /References

1. Кон Ю.Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент, 1979.

2. Земцовский И. Фольклор и композитор. В книге «Музыка и современность». М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.