УЗБЕКСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА Ходжаева Р.М. Email: [email protected]
Ходжаева Рузиби Мадиевна — доцент, кафедр исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: традиционная классическая музыка Центральной Азии ассоциируется, прежде всего, с танбуром, дутаром и дойрой. Разновидности этих инструментов известны у многих народов и далеко за пределами региона. Но в их тембро-акустическом устройстве, в мелодиях и ритмах, так же, как и на живописных фресках Афрасиаба, в лазурной мозаике мечетей и минаретов Бухары и Хивы, выражено своеобразие музыкального духа этого края. Известно, что музыкальная культура народов Центральной Азии складывается из двух больших пластов: оседлого и кочевого. Их непосредственная связь во многом порождает своеобразие уклада жизни и культуры народов региона. Музыка городских и кочевых традиций, при всем тесном взаимодействии, имеет немало заметных отличий.
Ключевые слова: инструмент, музыка, искусство, традиция, исполнение, дутар, танбур, дойра, нагара.
UZBEK TRADITIONAL INSTRUMENTAL MUSIC Khodjaeva RM.
Khodjaeva Ruzibi Madievna - Associate Professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the traditional classical music of Central Asia is associated, first of all, with tanbur, dutar and doira. Varieties of these tools are known among many peoples and far beyond the region. But in their timbre-acoustic device, in melodies and rhythms, as well as in the picturesque frescoes of Afrasiab, in the azure mosaic of mosques and minarets of Bukhara and Khiva, the originality of the musical spirit of this region is expressed.
It is known that the musical culture of the peoples of Central Asia consists of two large strata: settled and nomadic. Their direct connection in many respects gives rise to the originality of the way of life and culture of the peoples of the region. The music of urban and nomadic traditions, with all the close interaction, has many noticeable differences.
Keywords: instrument, music, art, tradition, performance, dutar, tanbur, doira, nagara.
УДК 078
При всем богатстве и разнообразии туркменского, казахского, киргизского традиционного исполнительства, ударные инструменты в них ныне не занимают приметного места и не осуществляют важной художественной функции. В узбекской же и таджикской музыке имеет место их широкое разнообразие: дойра, нагара, сафоил, кайрак, занг и другие. И, соответственно, применение их принципиально иное.
Здесь широкое внедрение инструментов этой группы обусловлено важнейшей особенностью самого музыкального мышления, господством в нем регулярной метрики, которая отчетливо проявляется в самой природе ритма, и, в особенности, усуле, исполняемом на ударных инструментах. С этим же связано и большое распространение танцевального начала в узбекской и таджикской музыке в целом, в частности, становление в тесной связи с классической музыкой собственно танцевального искусства небытового, эстетического характера.
Следует заметить, что в начале 30-х годов была очень развита общая тенденция к расширению звуковых возможностей традиционных музыкальных инструментов: дутара, танбура, гиджака, чанга и других. Это был предварительный этап в деле создания больших оркестров национальных инструментов. В этой связи, музыканты действительно были увлечены созданием семейства, дутаров, гиджаков и чангов и приспособления к ним дополнительных устройств, для усиления громкости звучания.
Одна из особенностей традиционной музыки узбеков заключается в том, что она, как уже говорилось выше, объединяет три крупных пласта - это собственно фольклорная музыка или народное музыкальное творчество, изустно-профессиональная музыка и творчество бастакоров [1, 18].
По многим своим признакам описываемые Фараби разновидности более близки к современным дутарам, нежели тамбурам. Во-первых, и хорасанский и багдадский танбуры у Фараби представлены как двухструнные инструменты. Во-вторых, звукоряд хорасанского танбура по своему интервальному составу и амбитусу очень близок к современным туркменским, узбекским и уйгурским дутарам, что может служить ещё одним свидетельством многовековых преемственных связей музыкальных традиций.
В условиях устной традиции бытования узбекской классической музыки представление о звукорядах можно составить двумя способами: с помощью органологических данных, например, сквозь призму танбура - ведущего инструмента в исполнении макомов, и обращаясь к нотным текстам записанным в европейской тактовой системе, основанной на двенадцатиступенном темперированном звукоряде [2, 42].
Что касается самого дутара, то наиболее раннее из известных на сегодня его описаний встречается в трактате о музыке гератского ученого XV века Зайнулабиддина Хусайни «Канон». В нем содержится небольшая глава, посвященная дутару [3].
Имеются и другие исторические сведения, касающиеся эволюции дутара-танбура на территории Мавераннахра. В частности, Фитрат, касаясь истории танбура, приводит данные о том, что некий шейбанидский музыкант Махмуд добавил третью струну и этот инструмент стал сетаром (т.е. трехструнным).
В связи с сетаром необходимо сказать ещё об одном обозначении танбура - сато. И в настоящее время узбекские музыканты называют танбур сато, когда исполняют на нем смычком, выделяя тем самым его в качестве самостоятельного инструмента. Сато - это ни что иное, как уйгурская форма произношения слова сетар.
Все это наталкивает нас на два вывода: во-первых, на практике издавна имело место параллельное бытование различных названий одного и того же инструмента, как дутар - танбур, танбур - сетар, сетар - сато. Во-вторых, на одних и тех же инструментах практиковались различные способы игры: бряцанием, плектром, смычком. Формирование из общих корней дутара и тамбура, бытующих ныне как два самостоятельных инструмента, яркое тому свидетельство.
В отношении детерминированности звукоряда, дутар, по сравнению с домброй, инструмент качественно иного порядка, предназначенный для музыки профессиональной и сложной по обустроенности ладовой системы. Об этом, в частности, может свидетельствовать четко определенная звуковая система дутара, устоявшаяся на практике хорезмских дастанов, эпического стиля с ярко выраженной мелодической основой.
С точки зрения акустических качеств, мягкий и эластичный звук танбура приближается к грудному тембру полнозвучного тенорового голоса, основанного на широком дыхании. Танбур имеет высокую подставку, сравнительно высокие надвязанные ладки, мягкие латуневые струны. Тонкая дека и длинный гриф, с лицевой стороны имеют чуть-чуть изогнутую вовнутрь форму, что еще больше способствует удалению звучащих струн от корпуса. Все это предусмотрено для обеспечения по возможности широкого поля вибрирования струн, ибо техника вибраций - нола является одной из важнейших специфических сторон танбура. В отношении звукоряда, танбур содержит все необходимые предпосылки для реализации многосложной ладовой системы узбекской классической музыки.
Нагара и дойра, в отличие от прикладного характера кайрака, занга и сафоила, инструменты самостоятельного значения, ориентированные на ритмическое сопровождение и сольное звучание. В истории музыки народов Центральной Азии с давних времен были известны и так называемые нагара базм и дойра базм (то есть, традиции отдельного слушания солирующих нагара и дойры). К роду такой музыки для ударных инструментов относится композиция миятайн, упоминаемая в письменных источниках Темуридской эпохи. Миятайн (букв. двести) представлял собой определенную последовательность усулей. На свадебных весельях узбеков и таджиков и поныне отводят специальное время для такого слушания по воле хозяина дома. При этом музыканты демонстрируют довольно развернутые композиции, включающие сложнейшие ритмические формулы.
При всей общности основ, нагара и дойра - инструменты разного плана. Нагара обычно - два керамических горшка одинаковой величины, на которые натягивается бычья кожа: на один горшок -слабого натяжения и низкого звучания, на другой - более сильного натяжения и высокого звучания. По ним ударяют специальными прутьями. Сила звука нагары соответствует таким же громкозвучным инструментам, как сурнай и карнай, в ансамбле с которыми он чаще всего и звучит.
Дойра - инструмент мягкого, камерного тембра. Он, пожалуй, самый «певучий» из всех названных ударных инструментов. Говоря о дойре, необходимо отметить тембро-акустический и эстетический моменты. С точки зрения первого, она имеет соответствующую настройку. Для
тех или иных частей макомов используется дойра большого диаметра (большая дойра). Слабо нагретая, она издает томный, матово-переливчатый, тянущийся звук. Для достижения такого таинственного звучания перед исполнителями ставили медный чан с водой, выполняющий функцию резонатора, звукоотражателя. В танцевальных частях - уфарах - использовалась звонкая дойра с меньшим диаметром и сильнее нагреваемая.
Все названные ведущие инструменты традиционного исполнительства относятся к разряду струнно-щипковых с длинным грифом. Это не случайно, так как вызвано удобством сопровождения себе, оптимальными тембро-акустическими и выразительными возможностями для поддержки сольного исполнительства. Удобство такого аккомпанемента заключается в том, что на танбуре и таре можно исполнять простейшими штрихами. Например, при якка зарб (одинарные удары на струне) певцу комфортно петь, поддерживая инструментом необходимые опорные тона лада. Что касается тембро-акустических свойств, то, как уже отмечали, регистр этих инструментов соответствуют теноровому звучанию голоса. Существенно и то, что дутар-танбур и тар имеют фиксированные ладки на грифе, причем, сам способ крепления этих ладков (боглаш) позволяет двигать их, что корректирует настройку звукоряда в зависимости от ладового строения того или иного макома. Все названные инструменты имеют дискретное звукоизвлечение.
Для пополнения же звуковой гаммы в макомном ансамблевом исполнительстве музыканты стремились привлечь инструменты слитного характера звучания - струнно-смычковые и духовые. В области струнно-смычкового инструментария танбур хорошо сочетается с танбуром же, при этом на одном из танбуров играют смычком (сато). Мастера макомного исполнительства часто используют игру в стиле коштанбур, подразумевая под этим двоякую форму звучания: на двух танбурах плектром и на двух же танбурах, но плектром и смычком.
С начала ХХ века кобуз стали заменять европейской скрипкой. Звук извлекается на ней традиционным восточным способом, то есть, ставя инструмент на колени и держа смычок снизу, регулируя при этом натяжение волос четвертым пальцем.
Широко распространен в макомном исполнительстве гиджак. Судя по историческим описаниям, наиболее приемлемым в практике считался трехструнный гиджак. Самое звонкое, яркое звучание давали гиджаки, чаши которых изготавливались из меди или кокосового ореха. Именно они приближались к идеальному тембру тенорового горлового звучания.
В ХХ веке широко популярен и другой духовой инструмент - буламан. По своей конструкции он родственен сурнаю. Это, по существу, две формы одного инструмента. Сурнай с его громким звучанием предназначен для исполнения на открытом воздухе, буламан - для камерного исполнительства. И тот, и другой имеют камышовую трость, а сам корпус состоит из двух частей: малого звукорезонатора, который находится внутри раструба - собственно ствола инструмента конусной формы.
Список литературы / References
1. Абдуллаев Рустамбек. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.
2. Матякубов Отаназар. Феномен узбекской классической музыки - маком. Ташкент,."Янги аср авлоди", 2018.
3. Мирпаязов Баходир. Инструментарий узбекской музыки // Наука, техника и образование. Москва, 2019. № 8 (61).
О ПОНЯТИИ ТОНА В УЧЕНИЯХ АБДУРАУФА ФИТРАТА Турапов З.З. Email: [email protected]
Турапов Зулхорбек Зайнабидинович — доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: исходной величиной в теории музыки Востока является «нагма» - музыкальный тон. По традиции, идущей еще с античных времен, музыкальным тоном называется звук, имеющий определенную высоту, длительность, громкость и тембр. Высота музыкального тона обычно определяется путем математического исчисления длины колеблющейся части струны, так называемым «эквидистантным» методом. Таким образом, каждый тон обозначается определенным числовым соотношением, который служит его индексом. Ключевые слова: маком, музыка, теория, тон, метод, термин, высота, звук, практика, лад.