Научная статья на тему 'Центральноазиатский танбур: морфология, эргология, исполнительство'

Центральноазиатский танбур: морфология, эргология, исполнительство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНБУР / СЕТОР / СТРОЕНИЕ ТАНБУРА / НАСТРОЙКИ ТАНБУРА / ШАШМАКОМ / TANBUR / SETOR / TANBUR CONSTRUCTION / TUNE ORDERS / SHASHMAKOM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эшанкулов Мурат Эгамкулович

Статья посвящена танбуру, одному из древнейших музыкальных инструментов народов Центральной Азии. Описаны конструкция, строй, исполнительские возможности, репертуар инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Central-Asian tanbur: morphology, ergology, performance

The article is devoted to the more ancient musical instrument tanbur of the peoples of Central Asia. Tanbur construction, tune orders, performance practice, repertoire are considered.

Текст научной работы на тему «Центральноазиатский танбур: морфология, эргология, исполнительство»

УДК 784:398

М. Э. Эшанкулов

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ТАНБУР: МОРФОЛОГИЯ, ЭРГОЛОГИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Статья посвящена танбуру, одному из древнейших музыкальных инструментов народов Центральной Азии. Описаны конструкция, строй, исполнительские возможности, репертуар инструмента. Ключевые слова: танбур, сетор, строение танбура, настройки танбура, Шашмаком

The article is devoted to the more ancient musical instrument tanbur of the peoples of Central Asia. Tanbur construction, tune orders, performance practice, repertoire are considered.

Key words: tanbur, setor, tanbur construction, tanbur, tune orders, Shashmakom

Танбур - один из древнейших щипковых музыкальных инструментов народов Центральной Азии. Он вырезается из просушенной древесины старого (многолетнего) тутовника. О его происхождении существует несколько легенд и сказаний1. Кроме того, поэты-классики (Рудаки, Анвари, Хафиз, Джами, Хилоли и др.) воспевали в своих творениях разнообразные народные музыкальные инструменты, в их числе и танбуру, которому посвящены многие рубаи, газели и стихи.

Прежде танбур имел более простое строение, но примерно сто лет назад под воздействием мастеров и рекомендаций музыкантов он стал более совершенным и в таком виде дошел до наших дней [5].

Танбур состоит из следующих частей -верхней деки (сарпушак), нижней деки (коса-хона), струнодержателя (торгир), подставки (харак), грифа (даста), порожка (шайтонха-рак), колков (гушак) и 20 ладков (парда).

Размеры танбура (как и практически всех традиционных инструментов всех народов) не стандартизированы. В качестве примера приве-

1 Приведем одну из легенд. Во времена персидского царя Фаридуна Пифагор изобрел танбур, сделав его из тутового дерева, а струны из шелковых ниток. Тутовое дерево сказало Пифагору: «Я даю народу в изобилии вкусные и полезные ягоды; кто их ел, всегда благодарят меня. Из меня сделали танбур. Мне будет приятно, если играющие на нем будут восхвалять природу». Шелк сказал Пифагору: «Когда-то я был шелковичным червем, из меня сделали тор, который щиплют нохунаком». Говоря это, шелк плакал. Вот почему звуки танбура столь грустны.

дем обмер танбура работы Тохири Бухорои, сделанного в 1928 г. по заказу Фазлиддина Ша-хобова (см. табл.). В 1935 г. мастер Абдухолик Хотамкор по прозвищу Домулло Кути украсил инструмент инкрустацией из перламутра. Кроме того, на нижней деке золотой вязью вырезана надпись: «На память Фазлиддину Шахобову от смиренного Абдухолика Бухорои, созданное в месяце Рабеъ-ул-аввал 1354 (1935) года» [6].

Обмер танбура работы Т. Бухорои

Параметр Размер (мм)

Общая длина 1185

Длина нижней деки (с учетом округлой формы) 320

Ширина обеих дек 145

Глубина нижней деки до задней стенки 105

Толщина стенок 2-5

Длина грифа 865

Ширина начала грифа 26

Ширина окончания грифа 30

Длина верхней деки 270

Толщина верхней деки 3-4

Количество голосовых отверстий 9

Расстояние от подставки до окончания грифа 130

Высота подставки 3

Толщина колка первой струны 25

Толщина колка второй струны 50

Толщина колка третьей струны 75

Толщина колка четвертой струны 100

Диаметр второй струны 0,3

Диаметр остальных струн 0,27

Толщина ладков 3-182

Основной материал для изготовления танбура - тутовник. Из него делаются обе деки и гриф. Струны танбура изготовляются из

Такой разброс толщины ладков обусловлен различными материалами, идущими на их изготовление.

136

меди. Диаметр струн со временем увеличивался, что связано с переходом от игры ногтем к использованию бронзового или серебряного плектра. Кроме того, на танбуре играют и смычком от гиджака (скрипки), извлекая нежные и печальные звуки.

105 95 45 76 70 35 33 31 48 50 25 18 18 33 27 18 24 22 12 19

порожек

Первые 16 ладков танбура прежде изготавливались из кишок животных, которые после обработки посредством скручивания и тщательного лощения натягивались на гриф, в настоящее время они делаются из капроновой жилки. Четыре верхних ладка (хаспарда) вырезаются из тонкого слоя древесины и приклеиваются к верхней деке. Расстояния между ладками представлены на прилагаемой схеме1. Звукоряд ладков соответствует миксолидийской гамме, дополненной в первой октаве большой септимой, а во второй -тритоном от открытой струны; диапазон - две октавы и квинта. Такое расположение ладков обеспечивает основные для Шашмакома миксолидийский и ионийский звукоряды от двух основных опорных тонов - открытой

струны (штили вверх) и ее квинты (штили

2

вниз) :

Кроме того, на танбуре возможна и широко применяется микрохроматика. Она образуется за счет более глубоких, чем, допустим, у гитары (но не таких глубоких, как у ситара) ладков путем легкого смещения пальца с лад-ка, которое сообщает слабо натянутой струне

1 На некоторых инструментах шестой и седьмой ладки заменены одним, который расположен в зависимости от исполняемого макома либо на малую септиму от открытой струны (маком «Дугох»), либо на больлшую септиму (маком «Сегох»), либо занимает промежуточное положение (макомы «Бузрук», «Наво», «Рост», «Ирок», а также народные песни и инструментальные пьесы малых форм).

2 Звуковысотный стандарт настройки танбура, как

и практически всех традиционных инструментов, отсут-

ствует; приведенный пример нотирован на условно принятой высоте.

дополнительно (до полутона) натяжение. Прием носит название нола3.

Особенность настройки заключается в том, что порядок расположения струн не соответствует тесситурному порядку. Первая, третья (по расположению сверху) струны настраиваются в унисон, а вторая (более толстая) - квартой (реже квинтой) ниже. Первая струна является мелодической, остальные используются в качестве эпизодического бурдона.

У танбура есть и другое название - сетор (=трехструнник), так как этот музыкальный инструмент имеет три металлические струны. Со второй половины XX в. музыканты сочли целесообразным и одобрили добавление четвертой струны, настраиваемой в унисон с третьей. Естественно то, что нововведение было своевременным, поскольку четвертая струна усиливала бурдон4. Кроме того, если во время игры порвется одна из струн, то музыкант без каких-либо трудностей сыграет на второй или третьей струне, настроенной в унисон с ней.

Танбур в зависимости от исполняемого макома может настраиваться несколькими способами [подробнее см.: 3; 4; 7; 8; 11; 12]. Квартовый строй называется Мизроби «Бузрук», на нем исполняются макомы «Бузрук», «Дугох», «Сегох», «Ирок», а также народные песни и инструментальные пьесы малых форм. Квинтовый строй называется Мизроби «Рост», исполняется на нем только маком «Рост». Кроме того, для исполнения макома «Наво» характерна более низкая настройка (в среднем на тон ниже обычной; другое название - «большой треугольник»). При этом интервальное соотношение струн по ходу исполнения макома могло меняться. Эти настройки называются Мизроби «Наво».

Танбур используется как соло, так и в каче -

Аналогичный прием (под названием бенд) применяют роковые гитаристы, с той разницей, что микроин-тервалика достигается оттяжкой струны в сторону, чему способствует установка некоторыми гитаристами более тонких и соответственно слабее натянутых струн.

4 К той же идее, независимо от центральноазиат-ских танбуристов, пришли в первой трети XIX в. русские балалаечники. Они добавили третью струну, поначалу служившую также для усиления бурдона, а позже - для получения элементов трехголосия [1, с. 87].

137

стве ведущего инструмента в ансамбле с дутаром, дойрой, гиждаком, кашкарским и афганским рубабом, чангом, кануном, удом, наем и кошнаем. Кроме того, на нем аккомпанируют певцу (гафизу). Наиболее выдающиеся исполнители слагают музыку к стихам и текстам песен.

И в наше время есть певцы, которые очень хорошо усвоили игру на этом инструменте и виртуозно извлекают ногтями очень нежные и чистые звуки танбура, сами, без помощи других музыкантов, кладут слова песен и стихов на музыку, например: народный ар-

тист Республики Таджикистан Абдували Аб-дурашидов, заслуженные деятели искусств Республики Таджикистан Шохназар Сохибов, Алмос Абдуллаев, а также Сирожиддин Джу-раев, Шарифджан Хомидов, Жалишед Эрга-шев, Ахмад Орипов, Бахадур Мирзоев и мн. др.

На основании изложенного можно сделать вывод, что роль танбура среди национальных инструментов очень велика и почетна, а исполнительство на танбуре - живая, активно функционирующая традиция.

1. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. - М., 1975.

2. Композиторы Таджикистана: справ. / [Сост. Ш. Сайфиддинов и др.]. - Душанбе: Адиб, 1987. - 301, [3] с ил.

3. Миронов, Н. Н. Музыка таджиков [муз.-этногр. материалы, собранные и записанные на 1 Всетадж. слете певцов, музыкантов и танцоров в городе Сталинабаде] / Н. Н. Миронов; Нар. ком. по просв. Тадж. ССР; Ком-т таджиковедения. - Сталинабад: Тадж. ГНИ, 1932. - 96 с. с ил. и нот.

4. Миронов, Н. Н. Обзор музыкальных культур таджиков, узбеков и других народов Востока. Нотные записи М. Ашрафи, Ш. Рамазанова и Т. Садыкова [Приложение: Опыты гармонизации и обработки песен народов Востока] // Труды Научно-исследовательского института по изучению народной и классической музыки узбеков / под общ. ред. Н. Н. Миронова; Наркомпрос УЗССР; Сектор науки, лит. и искусства. - Самарканд: Инмузхаруз, 1931. - 44, [2] стр., с ил., 71 стр. нот.

5. Петросянц, А. И. Инструментоведение (Узб. нар. инструменты) / А. И. Петросянц. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ташкент: Укитувчи, 1990. - 127 с., ил., нот. ил.

6. Сайфиддинов, Ш. В ногу с жизнью / Ш. Сайфиддинов // Коммунист Таджикистана. - 1970. - 14 нояб.

7. Сайфиддинов, Ш. Шашмаком - памятник музыкальной культуры / Ш. Сайфиддинов // Коммунист Таджикистана. - 1970. - 14 нояб.

8. Цветаев, М. Звучат напевы «Шашмакома» / М. Цветаев // Коммунист Таджикистана. - 1959. - 15 марта.

9. Шахобов, Т. Забони мусики / Т. Шахобов // Маориф ва маданият. - 1969. - 14 февр.

10. Шахобов, Т. Муаллими шашмаком / Т. Шахобов // Маориф ва маданият. - 1969. - 1 июля.

11. Шашмаком: классич. музыка узб. и тадж. народов: вок. и инструм. произведения: в 6 т. Т. 1 Бузрук / Запись Юнуса Раджаби; под ред. Ф. М. Кароматова; вступ. ст. Ф. Кароматова и И. Раджабова. -Ташкент: Тошкент, 1966. - 231 с. - Изд. на узб. и рус. яз.

12. Шашмаком: классич. музыка узб. и тадж. народов: вок. и инструм. произведения: в 6 т. Т. 2 Рост / Запись Юнуса Раджаби; под ред. Ф. М. Кароматова; вступ. ст. Ф. Кароматова и И. Раджабова. -Ташкент: Тошкент, 1967. - 203 с. - Изд. на узб. и рус. яз.

Сдано 26.08.2013

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.