Научная статья на тему 'ТРАКТАТНАЯ ТРАДИЦИЯ В XX ВЕКЕ: ТРАКТАТ ФАЗЛИДДИНА ШАХОБОВА «БАёЗИ ШАШМАКОМ»'

ТРАКТАТНАЯ ТРАДИЦИЯ В XX ВЕКЕ: ТРАКТАТ ФАЗЛИДДИНА ШАХОБОВА «БАёЗИ ШАШМАКОМ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
381
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ТРАКТАТЫ ПО ИСКУССТВУ / МАКОМАТ / МАКОМ / ШАШМАКОМ / БАЁЗ / САКИЛЬ / ФАРСАКИЛЬ / БАЙТ / ХОНА / БОЗГУЙ / УСУЛЬ / УСТОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азизи Фарогат Абдукаххорзаде

Статья посвящена анализу трактата «Баёзи Шашмаком», написанного Фазлиддином Шахобовым (1911-1974), исполнителем, педагогом, ученым, выдающимся общественным деятелем. Его научный труд, созданный в середине ХХ века, внёс много нового в современное макомоведение. Ф. Шахобов ввел понятие «фарсакиль», отражающее особенности макомного формообразования. В исследовании подчеркивается, что труд Ф. Шахобова вписывается в традицию написания научных трактатов по музыкальному искусству, известную на Ближнем и Среднем Востоке с эпохи Средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАКТАТНАЯ ТРАДИЦИЯ В XX ВЕКЕ: ТРАКТАТ ФАЗЛИДДИНА ШАХОБОВА «БАёЗИ ШАШМАКОМ»»

Искусствоведение

УДК 781 (5)

ББК 85.313 (3)

А 35

Азизи Ф.А.

Трактатная традиция в XX веке: трактат Фазлиддина Шахобова «Баёзи Шашмаком»

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена анализу трактата «Баёзи Шашмаком», написанного Фазлид-дином Шахобовым (1911-1974), исполнителем, педагогом, ученым, выдающимся общественным деятелем. Его научный труд, созданный в середине ХХ века, внёс много нового в современное макомоведение. Ф. Шахобов ввел понятие «фарсакиль», отражающее особенности макомного формообразования. В исследовании подчеркивается, что труд Ф. Шахобова вписывается в традицию написания научных трактатов по музыкальному искусству, известную на Ближнем и Среднем Востоке с эпохи Средневековья.

Ключевые слова:

Научные трактаты по искусству, макомат, маком, шашмаком, баёз, сакиль, фарсакиль, байт, хона, бозгуй, усуль, устод.

Azizi F.A.

Treatise tradition in the 20th century: Treatise of Fazliddin Shakhobov “Shashmaqom Bayozes”

Abstract:

The paper is devoted to the analysis of the treatise “Shashmaqom Bayozes” written by Fazliddin Shakhobov (1911-1974), the performer, the teacher, the scientist and the outstanding public figure. His scientific work created in the middle of the 20th century has brought a lot of new in contemporary maqom science. F.Shakhobov has entered concept “farsakil”, reflecting features of maqom form generation. The author emphasizes that F.Shakhobov’s work goes in its roots back to the tradition of writing scientific treatises on the musical art, known in the Near and Middle East from the Middle Ages.

Key words:

Scientific treatises on art, maqomat, maqom, shashmaqom, bayoz, sakil’, farsakil’, byte, hona, bozguy, usul’, ustod.

Традиция написания научных трактатов сопутствовала искусству макомата изначально. Это обусловлено профессиональным статусом данного искусства, одним из проявлений которого является активная научная рефлексия. Непосредственно в изустной традиционной системе обучения искусству исполнения макомов, обозначаемой устод-шогирд (учитель-ученик), трактатная традиция шарти мутриби («правила исполнительства») была обязательной частью методики.

Средневековый Дувоздахмаком (с тадж. - «двенадцать макомов») - основа профессиональной музыкальной культуры ряда народов Ближнего и Среднего Востока, сменившийся в таджикской музыке к концу XVIII века системой Шашмакома (с тадж. -«шесть макомов»), обусловил изменения и в трактатописании. Если ранее, с VIII по XVII века, это были две традиции - так называемая академическая и шарти мутриби [1], то отныне это был баёз [2: 130].

Новая форма трактатов ещё более, чем шарти мутриби, приблизилась к практике макомов. Баёз не предусматривал теоретического объяснения основ макомов. В нём излагался полный поэтический текст (в оригинальном варианте учителя), разделённый на байты [3] с указанием их соответствия конкретному составному разделу формы макомного произведения. В макомных традициях формообразование, в определенной мере, могло варьироваться по усмотрению каждого мастера (учителя). Этим и было обусловлено наличие баёза - личной тетради у каждого учителя.

Необходимость усиления в трактатах практического начала, в определенной степени, было продиктовано активизацией роли классической газели в макомах, максимальным синтезом классической поэзии и музыки в Шашмакоме. И в данной ситуации баёзы выполняли функцию своего рода практических руководств.

Среди имеющихся немногочисленных баёзов Шашмакома [4] написанный в 50-е годы прошлого столетия труд Фазлиддина Шахобова фактически является последним трактатом ХХ века (он же - единственно известный нам трактат, созданный после 20-х гг. прошлого столетия). Автор трактата Фазлиддин Шахобов (1911-1974) - крупнейший знаток Шашмакома, представитель таджикской классической школы макомов.

Обстоятельства, сложившиеся в те годы вокруг традиции Шашмакома, вызывали тревогу у таджикской интеллигенции. Шашмаком не только не изучали в учебных заведениях, его даже не относили к профессиональной музыке. Неоднократные попытки ввести Шашмаком в систему музыкального образования не увенчались успехом [5].

В этих условиях музыкант, обеспокоенный судьбой древней и прекрасной традиции, помимо непосредственно музыкальной исполнительской и композиторской деятельности, начал заниматься просветительством. Всем своим талантом и энергией защищал он интересы Шашмакома, его классические исполнительские и научные традиции. Являясь руководителем ансамбля макомистов государственного телевидения и радиовещания, он проводит большой цикл передач о Шашмакоме.

Подобная музыкально-просветительская деятельность предполагала популярное разъяснение сущности макома, воспитание навыков слушания и понимания этой музыки. В те сложные 50-е годы такие передачи Фазлиддина Шахобова преследовали конкретную цель - воспитать слушателя, поскольку в традиции Шашмакома необходимо наличие слушателей, понимающих это искусство. К этому и стремился Фазлиддин Шахобов.

Выдержанная в форме баёза, доступно излагаемая научная информация в непосредственной передаче снабжалась к тому же музыкальными номерами. Подобное изложение материала способствовало популярности передач Шахобова. За несколько лет он провёл большое количество передач по Шашмакому. Позже их содержание составило более тысячи рукописных страниц частного архива музыканта.

Лишь 34 года спустя этим передачам суждено было выйти в свет в виде целостного трактата - баёза Шашмакома, вероятно, как изначально и предполагалось автором [6,7]. Подчеркнем, что к середине прошлого столетия (времени жизни и творчества Ф. Шахобова) традиция написания баёзов была достаточно поколеблена. Это было связано со сменой идеологии, частичной потерей макомных традиций и развитием макомата в новом художественном контексте. Возможно, с целью ее сохранения устод избрал форму толкования Шашмакома, характерную для классической школы макомов.

Автор трактата сочетал в своем творчестве две различные по направлению школы [8]. Как типичный представитель традиционной школы макома, он безупречно владел музыкальным инструментом (танбур) [9], имел глубокие теоретические знания и на этом поприще занимался сочинительством (сфера его научных интересов в большей мере касалась практической теории). Как выпускник Московской консерватории, Фазлиддин Шахобов сумел мастерски нотировать макроцикл Шашмакома [10] (состоящий из 256-ти произведений), и, тем самым, сохранить этот шедевр устного музыкального творчества для потомков.

Значение данного трактата для современного макомоведения трудно переоценить. Благодаря ему были пересмотрены многие позиции толкования макомов, основ формообразования, ладовой и ритмической организации. Не явился исключением в этом и вопрос терминологии.

Не ставя задачи рассмотрения всего объёма произошедших изменений, хотелось бы остановиться лишь на одном термине - фарсакиль, который встречается только в трактате Фазлиддина Шахобова и выполняет функцию отсутствующего в сакиле[11] бозгуя [12]. В то же время в тексте В.М. Беляева [13] утверждается, что «...роль бозгуя в части сакиля макома выполняет так называемый уфар сакиль».

В связи с этим возникают два вопроса: чем вызвано утверждение Фазлиддина Шахобова об отсутствии бозгуя в сакиле и насколько правомерен термин В.М. Беляева уфар сакиль?

Предварительно отметим, что этимологическое значение термина, вероятно, происходит от сокращенной формы «фароварди сакил» - «спуск сакиля». Такое толкование правомерно, поскольку термин «фаровард» в таджикской музыке используется в значении заключительного раздела формы, каденции, а фарсакиль помещается всегда в заключительной части хона.

В связи с этим напомним, что важным формообразующим фактором в Шашмакоме выступает усуль [14] (ритмоформула). И это отчётливо проявляется на разных композиционных уровнях: не только в индивидуализации каждого шуъба (когда конкретная ритмоформула олицетворяет составную часть макомов) [15], но и на уровне более мелких масштабных уровней - разделов формы. В последнем обнаруживаются только две разновидности соотношения усуля (ритмоформулы) с разделами формо-структур: 1)усуль равен разделу формы; 2)усуль меньше раздела формы.

Эта устойчивость формообразовательного процесса соблюдается на протяжении всего цикла Шашмакома как в инструментальных частях, в соотношении с разделами хона [16] и бозгуя, так и в вокальных шуъба - в соотношении с разделами сархат (даромад), миёнхат, дунаср, аудж, фаровард [17]. В случае с усулем сакиля эта закономерность нарушается: усуль сакиля оказывается больше раздела формы. При наличии в сакиле, по аналогии с другими шуъба, раздела бозгуй стало бы необходимым сокращение объёма усуля. Однако усуль сакиля нельзя делить на части: в макоме усуль -неделимая целая данность, ритмоформула. Если его поделить, он перестает быть усулем сакиля. Следует отметить, что в сакиле, как и в других шуъба инструментальных разделов Шашмакома, формообразование основано на чередовании изменяющихся и неизменяющихся разделов. Поэтому становится необходимым наличие фарсакиля -дополнительной неизменяющейся составной части раздела формы, которая увеличивает этот раздел до необходимой протяженности основополагающего усуля сакиля.

Пример сакиля из макома Рост:

Именно это различие между бозгуем и фарсакилем не позволило Фазлиддину Шахобову идентичный раздел в сакиле именовать бозгуем. Это нарушило бы закономерность соотношения усуля с разделами формы. Соблюдение данного канона формообразования дает бозгую статус самостоятельности, а фарсакиля лишает его. Являясь составной частью хона, данный раздел все же функционально отличается от хона, и поэтому возникла необходимость его обозначения специальным термином фарсакиль.

Что касается термина В.М. Беляева «уфари сакиль», то он предполагает некую смену усуля внутри части, совсем не характерную для Шашмакома; совмещение двух самостоятельных усулей не встречается в макомах и противоречит наличествующему принципу терминологических обозначений. Таким образом, трактат Фазлиддина Шахобова позволил установить неадекватность бытовавшего на протяжении многих лет термина. Возможно, скромно сложенные в рабочие папки архивные записи устода (учителя) откроют нам ещё не одну загадку. Но главное в том, что благодаря им мы можем утверждать: трактатная традиция Шашмакома не оборвалась в ХХ столетии.

Примечания:

1. В средневековой музыкальной науке имели место две традиции написания трактатов:

так называемая академическая - сугубо теоретической направленности и шарти мутриби - практической теории.

2. Фарханги забони точики. Аз асри X то ибтидои асри XX = Толковый словарь таджикского языка. С Х до нач. ХХ в.: в 2 т. Т. 1 / под ред. М. Шукурова и [др.]. М., 1969.

3. Байт - 1. стихотворный текст из двух строк. 2. поэтический жанр.

4. Баёз Шашмаком: сб. избр. текстов баёзов конца XVIII - нач. XX в. Душанбе, 2008. 248с.

5. Так, в конце 50-х - начале 60-х годов Фазлиддину Шахобову совместно с коллегами -

также знатоками макомного искусства - Шохназаром Сохибовым и Бобокулом Файзуллаевым, при поддержке директора Душанбинского музыкального училища Иззата Орифова удалось открыть класс макомов. Однако просуществовал он лишь год - до смены руководства училища.

6. Шахобов Ф. Баёзи Шашмаком / предисл., коммент. и ред. Ф. Азизовой. Душанбе, 2007.

288 с.

7. Шихоби мусики (Звезда музыки): сб. ст. о Фазлиддине Шахобове / ред. Ф. Азизова. Душанбе, 2006. 264 с.

8. Имеется в виду традиционная и так называемая академическая школа музыки. Будучи

сыном придворного поэта (Абдурахима Хатлони - крупнейшего знатока творчества Бедиля), он получил элитное по временам Эмира Бухарского образование, а позже, в 1941 г., окончил студию Московской государственной консерватории по

специальностям хорового дирижирования и композиции. Он является автором ряда симфонических, кантатно-ораториальных, песенно-романсных и инструментальных произведений.

9. Танбур - струнно-щипковый музыкальный инструмент, является основным -каноническим - инструментом в макомном искусстве.

10. Шашмаком. Записано Б. Файзуллоевым, Ш. Сохибовым и Ф. Шахобовым: в 5 т. / под ред. В.М. Беляева. Т. 1. Бузрук. М., 1950; Т. 2. Рост. М., 1954; Т. 3. Наво. М., 1957; Т. 4. Дугох. М., 1959; Т. 5. Сегох и Ирок. М., 1967.

11. Сакиль - 1. название ритмоформулы в Шашмакоме; 2. часть макомного инструментального цикла.

12. Бозгуй - неизменяющийся раздел составных частей инструментального макомного цикла.

13. Беляев В.М. Шашмаком // Шашмаком. Макоми Бузрук. М., 1950. С. 25.

14. Усуль (араб., мн. от асл) - ритмоформула.

15. Название каждой шуъба (составной части макома, одновременно самостоятельного музыкального произведения) происходит от названия - усуля (ритмоформулы), лежащего в её основе.

16. Хона - изменяющийся раздел составных частей инструментального макомного цикла.

17. Названия разделов вокальных частей Шашмакома.

References:

1. In a medieval musical science, two traditions existed on writing treatises: the so-called academic, of the academic orientation, and sharti mutribi of the practical theory.

2. The Eexplanatory Dictionary of the Tadjik language. From the 10th up to early 20th century in 2 vol. V. 1 / Ed. M.Shukurov etc. M., 1969.

3. Byte means 1. Poetic text containing two lines. 2. Poetic genre.

4. Bayoz Shashmaqom: Collection of selected texts of bayozes of late 18th - early 20th centuries. Dushanbe, 2008. 248 pp.

5. At the end of the 1950s - the beginning of the 1960s, Fazliddin Shakhobov together with colleagues - Shokhnazar Sohibov and Bobokul Faizullaev - at support of Director of the

Dushanbe musical college Izzata Orifova managed to open the class of maqoms. However, it existed for only a year - until college leadership changed.

6. Shakhobov F. Shashmaqom Bayozes / Preface, Comment. Ed. F.Azizova. Dushanbe, 2007. 288 pp.

7. Shikhobi musiki (the star of music): Collection of papers about Fazliddin Shakhobov / Ed. F.Azizova. Dushanbe, 2006. 264 pp.

8. We mean a traditional and the so-called academic school of music. Being the son of the court poet (Abdurakhim Hatloni - the greatest expert on Bedil’s creativity), he has received elite education at Emir Bukhara’s times, and later, in 1941, he has finished studio of the Moscow State Conservatory in specialities of choral conducting and a composition. He is the author of some symphonic, cantata-oratorio, song-romancing and instrumental pieces.

9. Tanbur - stringed musical instrument played by plucking is the basic initial instrument in maqom art.

10. Shashmaqom.Written by B. Faizulloev, S.Sohibov and F.Shakhobov: in 5 volumes. / Ed. V.M.Belyaev. V. 1. Buzruk. M., 1950; V. 2. Rost. M., 1954; V. 3. Havo, M., 1957; V. 4. Dugoh. M., 1959; V. 5. Segoh and Irok. M., 1967.

11. Sakil - 1. Name of rhythmic formula in Shashmaqom; 2. Part of the maqom instrumental cycle.

12. Bozguy - unvaried section of components of the instrumental maqom cycle.

13. Belyaev V.M. Shashmaqom // Shashmaqom. Maqomi Buzruk. M., 1950. P. 25.

14. Usul (the arab., pl. from asl) rhythmic formula.

15. Name of every shuyba (a component of maqom, simultaneously independent piece of music) originates from the name - usulya (rhythmic formula), laying in its basis.

16. Hona - varied section of components of the instrumental maqom cycle.

17. Names of sections of Shashmaqom vocal parts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.