ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Ташпулатова И.С. Email: [email protected]
Ташпулатова Икбол Сабирджановна - доцент, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: вопросами происхождения, функционирования и взаимодействия музыкальных инструментов занимается специальная наука органология. В числе её устоявшихся правил считается, что инструмент - важнейшая опора музыканта. Это в известном смысле напарник и спутник исполнителя в его творческих устремлениях, надежная основа импровизации, источник вдохновения и фантазии. Особенно велико значение музыкальных инструментов в условиях бесписьменной традиции. Тут, помимо всего, музыкальные инструменты выступают своеобразными фиксаторами устоявшихся норм привольных устных традиций. Не случайно система нотописи в классической музыке Востока формировалась как табулатура для господствующего в своей эпохе инструмента, например, табулатура для уда XIII-XV вв., хорезмская танбурная табулатура XIX века. С помощью инструмента объяснялись ладовые и ритмические системы, принципы строения вокальных и инструментальных мелодий.
Ключевые слова: традиция, история, музыка, лад, ритм, табулатура, уд, дутар, танбур дойра.
FROM THE HISTORY OF UZBEK TRADITIONAL INSTRUMENTS
Tashpulatova I.S.
Tashpulatova Ikbol Sabirjanovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the special science of organology deals with questions of the origin, functioning and interaction of musical instruments. Among its established rules, it is believed that the instrument is the most important support of the musician. In a sense, this is a partner and companion companion in his creative aspirations, a reliable basis for improvisation, a source of inspiration and imagination.
Especially great is the importance of musical instruments in the context of the tradition of tradition without writing. Here, besides everything, musical instruments act as peculiar fixers of the settled norms offree oral traditions.
It is not by chance that the system of musical notation in the classical music of the East was formed as a tablature for the instrument dominant in its epoch, for example, a tablature for the 13th-15th centuries, Khorezm tabula of the 19th century. The instrument explained the modal and rhythmic systems, the principles of the structure of vocal and instrumental melodies. Keywords: tradition, history, music, harmony, rhythm, tablature, ud, dutar, tanbur doira.
Еще в домусульманскую эпоху у народов Центральной Азии и Ирана применялись такие ключевые понятия, как рох и куй в общем значении ладомелодии. Если заменить старые музыкальные выражения рох и куй словами из современного живого языка, то более всего им будет соответствовать общетюркское слово йул (путь, дорога). Ныне в узбекском языке широко бытуют такие музыкальные выражения, как: ашула йули (вокальная мелодия), чолгу йули (инструментальная мелодия), танбур йули (танбурная мелодия), дутор йули (дутарная мелодия), сурнай йули (сурнайная мелодия) и другие. В
этом же значении употребляется и тюркское слово куй (старая форма куг), которое и ныне широко используется во многих тюркских наречиях.
Уд начал развиваться задолго до появления ислама. По мнению специалистов, инструменты, типологически близкие к нему, известны еще по археологическим материалам, относящимся к IV в. до нашей эры. Наиболее ранние изображения, известные в виде двухструнных инструментов, напоминают современные узбекские и казахские домбры, туркменские и хорезмские дутары и им подобные. К сожалению, подлинные названия их древних образцов не сохранились до нас. Археологи, работающие с этим материалом, условно называли их просто двухструнками.
Подобный интерес был обусловлен философскими представлениями о том, что музыкальные инструменты являются объективным отражением музыкальной деятельности. Говоря словами Фараби, становление музыкальных инструментов происходит сначала на практике. Их тембро-акустические характеристики, звукоряды, тона формируются в результате непосредственной игры многих поколений музыкантов. И лишь затем они становятся предметом наблюдения и обобщения ученых.
В самом значительном и фундаментальном своде музыкальной науки эпохи X в. -в "Большой книге о музыке" Абу Насра Фараби, одна из четырех основных частей отводится музыкальным инструментам. По авторитетному мнению немецких ученых Курта Закса и Эриха Хорнбостеля, создавших в начале ХХ века систему универсальной классификации музыкальных инструментов народов мира, именно Фараби следует признать отцом музыкальной органологии, ибо в "Большой книге о музыке" в истории музыкознания впервые представлена научная классификация музыкальных инструментов.
В музыкальных трактатах Абдулкадыра Мараги описывается более сорока разновидностей музыкальных инструментов, а в книжной миниатюре приводятся изображения большинства из них. Все это свидетельствует о небывалом подъеме музыкальной культуры эпохи Темура и темуридов в целом, о взаимообогащении и синтезе на местной почве самых различных традиций, породивших богатейшую палитру инструментария классической музыки своего времени.
Традиционная классическая музыка Центральной Азии с момента становления Шашмакома ассоциируется, прежде всего, с танбуром, дутаром и дойрой. Разновидности этих инструментов известны у многих народов и далеко за пределами региона. Но в их тембро-акустическом устройстве, в мелодиях и ритмах, так же, как и на живописных фресках Афрасиаба, в лазурной мозаике мечетей и минаретов Бухары и Хивы выражено своеобразие музыкального духа этого края.
Занг, судя по историческим сведениям и доступному обозрению этнографическому материалу, предстаёт как музыкальный инструмент сугубо танцевального пользования. Занги надеваются обычно на обе руки и ноги. Помимо выполнения ритмической функции они создают и своеобразный фонический эффект. Смена инструмента (кайрак, занг) в многочасовых выступлениях созанда имеет важное значение в обновлении (освежении) слушательского и зрительного восприятия. Наиболее концентрированное выражение ритмических и фонических возможностей занга можно обнаружить в специальных песенно-танцевальных композициях репертуара профессиональных танцоров.
Сафоил - инструмент несколько более специфического характера, нежели занг и кайрак. Традиционно он применялся не в сфере чисто эстетического музицирования, а как инструмент, связанный с суфийскими зикральными танцами под названиями зикр уйин, катта уйин (букв., большой танец). Не всякие суфийские зикры были связаны с танцевальным началом. Из двух основных разновидностей зикра, только в джахри присутствует пение, музыкальные инструменты, движение и элементы танца. Сафоил распространен среди узбеков Туркестана, Ферганской долины, но особенно широко используется в зикральных танцах уйгуров Восточного Туркестана. Характерный ритм зикрального танца с сафоилем, находит своё выражение в усуле кашгарча, получившем широкое распространение в бухарском и в фергано-ташкентском стилях макомов.
Нагара и дойра, в отличие от прикладного характера кайрака, занга и сафоила, инструменты самостоятельного значения, ориентированные на ритмическое сопровождение и сольное звучание. В истории музыки народов Центральной Азии с давних времен были известны и так называемые нагара базм и дойра базм (то есть, традиции отдельного слушания солирующих нагара и дойры). К роду такой музыки для ударных инструментов относится композиция миятайн, упоминаемая в письменных источниках Темуридской эпохи. Миятайн (букв. двести) представлял собой определенную последовательность усулей. На свадебных весельях узбеков и таджиков и поныне отводят специальное время для такого слушания по воле хозяина дома. При этом музыканты демонстрируют довольно развернутые композиции, включающие сложнейшие ритмические формулы.
Дойра - инструмент мягкого, камерного тембра. Он, пожалуй, самый "певучий" из всех названных ударных инструментов. Издаёт звук по краю «бак», а по середине «бум». [1, 34]. Говоря о дойре, необходимо отметить тембро-акустический и эстетический моменты. С точки зрения первого, она имеет соответствующую настройку. Для тех или иных частей макомов используется дойра большого диаметра (большая дойра). Слабо нагретая, она издает томный, матово-переливчатый, тянущийся звук. Для достижения такого таинственного звучания перед исполнителями ставили медный чан с водой, выполняющий функцию резонатора, звукоотражателя. В танцевальных частях - уфарах - использовалась звонкая дойра с меньшим диаметром и сильнее нагреваемая. Среди музыкантов есть такое понятие, как "певучесть" музыкального тона, подразумевающее уровень продолжительности, протяженности звука, извлекаемого из музыкальных инструментов. Известно, что колебания физического тела, являющееся источником происхождения звука (струна, кожа, метал, струя воздуха и др.), образуется посредством удара.
Нижние дойры, обычно со слабо натянутой мембраной, издают глухое, матовое звучание. Верхние дойры, с туго натянутой кожей, извлекают звонкие звуки [2, 171].
В зависимости от эластичности материала, они могут иметь различную степень длительности затухания звука. В кайраке, занге и сафоиле главным источником звука является металл. Угасание происходит быстро. Звуки получаются отрывистые и дискретные. Иногда их так и называют - металлические. На дойре кожа более тонкая и натяжения слабее, чем на нагара, прикосновение (удар) тоже мягче - подушечками пальцев. Продолжительность звука на дойре более длительна, один звук как бы сливается со следующим. Это создает эффект вязкости звуков и певучести инструмента.
Путь многих певцов и музыкантов в большое искусство пролегает через дойру. Ребенку обычно сначала дарят игрушечную дойру, а затем, если обнаруживается более серьезный интерес к музыке, покупают настоящую. И дорога большинства выдающихся певцов и инструменталистов - профессионалов также начинается с дойры.
Инструментарий макома характеризуется многообразием не только ударных, но и струнных и духовых инструментов, сопряженных с непосредственным исполнением самих мелодий. Особое же место среди них занимает танбур, который является символом совершенства и наиболее близким к "идеальному музыкальному инструменту" -человеческому голосу. Танбур, со спецификой его микро-интонаций (нола) и штрихов (зарбов), во многом является воплощением своеобразия макамата. Инструмент этот, прошедший длительный путь эволюции и совершенствования в творчестве профессиональных музыкантов, имеет богатую и обширную историю.
Список литературы /References
1. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Ташкент, 1993.
2. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. 1-й том. Истоки. Ташкент, 2015.