Научная статья на тему 'Из истории исполнительских инструментов'

Из истории исполнительских инструментов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
358
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / ТРАКТАТ / ЗВУКОРЯД / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / MUSIC INSTRUMENT / УЧЁНЫЙ / SCIENTIST / КУЛЬТУРА / CULTURE / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CLASSICAL MUSIC / ТАНБУР / TANBUR / ДОМБРА / DOMBRA / SOUND ROW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азимов Илхом Азимович

На Востоке прототипом всех инструментов считался человеческий голос. Главным критерием совершенства и красоты певческого инструмента были естественность и соответствие человеческой природе. Ему предписывалось небесное происхождение, в отличие от музыкальных инструментов, сделанных руками. Посредством голоса с верой в его магическую силу осуществлялись в древности ритуальные песнопения и речитации священных книг. В этой связи следует обратить внимание на один очень важный момент. Он касается не только самого исполнительского искусства и исполнителей, но и вопросов религии, а также места музыки в обществе. Речь идет о том, что сегодняшнее, широкое понятие мусика, в исламском представлении имело строго определенные и ограниченные рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории исполнительских инструментов»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ Азимов И.А. Email: Azimov17107@scientifictext.ru

Азимов Илхом Азимович - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: на Востоке прототипом всех инструментов считался человеческий голос. Главным критерием совершенства и красоты певческого инструмента были естественность и соответствие человеческой природе. Ему предписывалось небесное происхождение, в отличие от музыкальных инструментов, сделанных руками.

Посредством голоса с верой в его магическую силу осуществлялись в древности ритуальные песнопения и речитации священных книг.

В этой связи следует обратить внимание на один очень важный момент. Он касается не только самого исполнительского искусства и исполнителей, но и вопросов религии, а также места музыки в обществе. Речь идет о том, что сегодняшнее, широкое понятие мусика, в исламском представлении имело строго определенные и ограниченные рамки.

Ключевые слова: музыка, трактат, звукоряд, музыкальный инструмент, учёный, культура, классическая музыка, танбур, домбра.

FROM HISTORY PERFORMANCE INSTRUMENTS

Azimov I-А.

Azimov Ilhom Azimovich - Senior Teacher, DEPARTMENTPERFORMANCE PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the East prototype all instrument was considered human voice. The main criterion perfection and beauties voice instrument were naturally and correspondence to human nature. He was ordered celestial origin, unlike music instrument, made hand. By means of voice with faith in his magic power were realized in antiquities ritual religious songs and recitative of the holy books.

In this connection follows to pay attention to one very important moment. He concerns not only most исполнительского art and performers, but also questions to religions, as well as place of the music in society. The question is that that present-day, broad notion music, in islamic presentation had strictly determined and limited frames.

Keywords: music, sound row, music instrument, scientist, culture, classical music, tanbur, dombra.

УДК 78.074

Всем известно, что слово «музыка» в основном проникло в древние книги, в том числе и музыкальные трактаты из греческого языка, будучи переведенным на арабский. В Греции же музыка (по-гречески мусика) относилась к числу вещей, творимых дочерьми бога Зевса, - прекрасными музами, и предназначалась для наслаждения. Также и в мусульманском мире - музыкой стали обозначать только мелодии, исполняемые на музыкальных инструментах, и песни, предназначаемые для удовольствий на пирушках.

Формы и конструкции инструментов - результат вековых поисков музыкантов совершенства тембро-акустических возможностей, приспособление к себе орудий

своей профессии. А звукоряды, устоявшиеся на них, - это тоже результат естественного отбора не одного поколения музыкантов-исполнителей и слушателей, словом, материальное воплощение этапов истории музыкальной культуры.

Во всем мире хорошо известен инструмент под названием уд. Полагают, что название это связано с материалом, из которого он изготовлялся - уд (алоэ), священное дерево, которое использовалось для получения лечебных и ароматических средств. Он получил широкое распространение далеко за пределами мусульманских стран: в Китае, например, он известен под названием пипа, а в Европе - лютня (производное от арабской формы аль-уд).

Уд начал развиваться задолго до появления ислама. По мнению специалистов, инструменты, типологически близкие к нему, известны еще по археологическим материалам, относящимся к IV в. до нашей эры. Наиболее ранние изображения, известные в виде двухструнных инструментов, напоминают современные узбекские и казахские домбры, туркменские и хорезмские дутары и им подобные. К сожалению, подлинные названия их древних образцов не сохранились до нас. Археологи, работающие с этим материалом, условно называли их просто двухструнками.

В эпоху мусульманского Ренессанса (X - XI вв.) музыка входила в систему математических наук: единицы музыкального измерения - тона и интервалы, определялись с помощью числовых соотношений. При этом постоянной и неотъемлемой частью музыкознания была наука о музыкальных инструментах. Различные их описания имеют место в больших и малых трактатах о музыке, начиная с аль-Кинди, Фараби, Ибн Сины - вплоть до последних музыкальных сочинений традиционного характера Муллы Бекджана Рахман-оглы, Мухаммада Юсуфа Девон-зода, Абдурауфа Фитрата и новейших изысканий в области центрально-азиатской музыкальной органологии Муллы Бекджана, Беляева, Караматова, Вызго, Малькеевой).

Подобный интерес был обусловлен философскими представлениями о том, что музыкальные инструменты являются объективным отражением музыкальной деятельности. Говоря словами Фараби, становление музыкальных инструментов происходит сначала на практике. Их тембро-акустические характеристики, звукоряды, тона формируются в результате непосредственной игры многих поколений музыкантов. И лишь затем они становятся предметом наблюдения и обобщения ученых [1, 15].

В самом значительном и фундаментальном своде музыкальной науки эпохи X в. -в «Большой книге о музыке» Абу Насра Фараби, одна из четырех основных частей отводится музыкальным инструментам. По авторитетному мнению немецких ученых Курта Закса и Эриха Хорнбостеля, создавших в начале ХХ века систему универсальной классификации музыкальных инструментов народов мира, именно Фараби следует признать отцом музыкальной органологии, ибо в «Большой книге о музыке» в истории музыкознания впервые представлена научная классификация музыкальных инструментов.

Исходя из постулата о том, что музыкальные инструменты являются результатом и обобщением музыкального опыта, Фараби дал научное описание всех основных видов классического образца мусульманского мира: уда, танбура двух разновидностей - багдадского и хорасанского, рубаба, конуна, органума (органа), ная, сурная и других. И главенствующее место в этом ряду занимает уд. Именно на его основе излагаются важные теоретические положения относительно звуковысотной организации музыкальной материи и её связи с объективной практикой.

В музыкальных трактатах Абдулкадыра Мараги описывается более сорока разновидностей музыкальных инструментов, а в книжной миниатюре приводятся изображения большинства из них. Все это свидетельствует о небывалом подъеме музыкальной культуры эпохи Темура и темуридов в целом, о взаимообогащении и синтезе на местной почве самых различных традиций, породивших богатейшую палитру инструментария классической музыки своего времени.

Традиционная классическая музыка Центральной Азии с момента становления Шашмакома ассоциируется, прежде всего, с танбуром, дутаром и дойрой. Разновидности этих инструментов известны у многих народов и далеко за пределами региона. Но в их тембро-акустическом устройстве, в мелодиях и ритмах, так же, как и на живописных фресках Афрасиаба [2], в лазурной мозаике мечетей и минаретов Бухары и Хивы выражено своеобразие музыкального духа этого края.

Известно, что музыкальная культура народов Центральной Азии складывается из двух больших пластов: оседлого и кочевого. Их непосредственная связь во многом порождает своеобразие уклада жизни и культуры народов региона. Музыка городских и кочевых традиций, при всем тесном взаимодействии, имеет немало заметных отличий.

Конкретно одно из них прослеживается на примере ударных инструментов в городской культуре. Действительно, при всем богатстве и разнообразии туркменского, казахского, киргизского традиционного исполнительства, ударные инструменты в них ныне не занимают приметного места и не осуществляют важной художественной функции. В узбекской же и таджикской музыке имеет место их широкое разнообразие: дойра, нагара, сафоил, кайрак, занг и другие. И, соответственно, применение их принципиально иное.

Здесь широкое внедрение инструментов этой группы обусловлено важнейшей особенностью самого музыкального мышления, господством в нем регулярной метрики, которая отчетливо проявляется в самой природе ритма, и, в особенности, усуле, исполняемом на ударных инструментах. С этим же связано и большое распространение танцевального начала в узбекской и таджикской музыке в целом, в частности, становление в тесной связи с классической музыкой собственно танцевального искусства небытового, эстетического характера. В системах бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов оно выделяется в самостоятельный раздел - уфар, с соответствующими канонами музыки и танца.

Существуют различные толкования этимологического значения слова танбур. По одному из них, оно состоит из двух корней: тан и бур. Тан означает тело, а бур -повелительное наклонение глагола буридан - резать, раздирать. И слово, в общей сложности, обретает смысл раздирающее тело. Другая версия, высказанная профессором Фитратом в книге «Узбекская классическая музыка и её история», гласит о том, что слово танбур представляет измененную форму названия ныне известного узбекам музыкального инструмента домбры [3, 26]. В этом случае происхождение слова оказывается сопряженным с самим характером звукоизвлечения: домбра (звуковыражение думбир, думбирламок на русский язык можно перевести как гудеть, гудящий звук) сравнимо со старославянскими названиями музыкальных инструментов гуделка, сопелка. Домбра - далеко не единичный случай названия музыкального инструмента в соответствии с характером звукоизвлечения на нем. Например, название другого распространенного инструмента гиджак (букв. жужжание) по этимологии и музыкально-смысловому значению вполне соответствует русскому слову скрипка (корень скрип). Выявление соответствия этимологии музыкальных инструментов их смысловому значению, конечно, специфическая задача для филологов и органологов. Для нас же очевидно, что глубокие исторические родственные связи танбура с двухструнными инструментами, близкими к современным узбекским и казахским домбрам, вовсе не лишены смысла.

Список литературы /References

1. Матякубов Отаназар. Фараби об основах музыки Востока. Т., 1986.

2. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1988.

3. Фитрат. Узбекская классическая музыка и её история. Т., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.