Научная статья на тему 'Танбур и его роль в историческом ракурсе узбекской музыки'

Танбур и его роль в историческом ракурсе узбекской музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНБУР / ДОЙРА / МЕЛОДИЯ / МУЗЫКА / МУЗЫКАНТ / УСУЛЬ / МАСТЕР / ПЕВЕЦ / БАСТАКОР / TANBUR / DOYRA / MELODY / MUSIC / MUSICIAN / USUL / MASTER / SINGER / BASTAKOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанов Абдулазиз Тельманович

Танбур ладомелодическое, дойра усульное воплощение узбекской традиционной музыки. Было отмечено многообразие функций дойры в этой сфере исполнительства. Упомянут специальный певческий стиль в сопровождении только одной дойры в старой школе Бухарского Шашмакома представителями этого направления, такими как Домла Халим, Борух Зиркиев, Барно Исхакова и другие. Шел разговор о том, что мастера классической музыки, как правило, имели при себе две дойры: бам большую, мягкого, матового звучания и относительно маленькую и звонкую зил. Дойра бам соответствовала медленным, созерцательным, а дойра зил оживленным и танцевальным частям макома. И, наконец, говорили о том, что, исходя из основополагающего характера усуля и метроритма, мастера предпочитали обучать учеников сначала на дойре, а затем приобщать к танбуру. Каждому начинающему певцу и музыканту давали в руки дойру, и они на основе усулей учили наизусть большой свод поэтических текстов и мелодий узбекской музыки. Одновременно это служило важным этапом естественного отбора молодых музыкантов, выявляя их способности, музыкальную память и чувство ритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TANBUR AND HIS ROLE IN THE HISTORICAL PERSPECTIVE OF UZBEK MUSIC

Tanbur is a ladomelodic, doira is a usulistic embodiment of Uzbek traditional music. The diversity of doira’s functions in this area of performance was noted. The special singing style is mentioned, accompanied by only one doira in the old school of Bukhara Shashmakom by representatives of this trend, such as Domla Halim, Borukh Zirkiev, Barno Iskhakov and others. It was a conversation that the masters of classical music, as a rule, had with them two doira: bam a large, soft, matte sound and relatively small and resonant zil. Doira Bam corresponded to slow, contemplative, and Doira Zil to lively and dancing parts of maqom. And, finally, they said that, based on the fundamental nature of the usul and the metro rhythm, the masters preferred to train students first on doira, and then to join the tanbur. Each novice singer and musician was given doira hands and, based on Usuls, they learned by heart a large collection of poetic texts and melodies of Uzbek music. At the same time, it served as an important stage in the natural selection of young musicians, revealing their abilities, musical memory and sense of rhythm.

Текст научной работы на тему «Танбур и его роль в историческом ракурсе узбекской музыки»

ТАНБУР И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ Хасанов А.Т. Email: Khasanov17140@scientifictext.ru

Хасанов Абдулазиз Тельманович - и.о. доцента, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: танбур - ладомелодическое, дойра - усульное воплощение узбекской традиционной музыки. Было отмечено многообразие функций дойры в этой сфере исполнительства. Упомянут специальный певческий стиль в сопровождении только одной дойры в старой школе Бухарского Шашмакома представителями этого направления, такими как Домла Халим, Борух Зиркиев, Барно Исхакова и другие. Шел разговор о том, что мастера классической музыки, как правило, имели при себе две дойры: бам - большую, мягкого, матового звучания и относительно маленькую и звонкую - зил. Дойра бам соответствовала медленным, созерцательным, а дойра зил оживленным и танцевальным частям макома. И, наконец, говорили о том, что, исходя из основополагающего характера усуля и метроритма, мастера предпочитали обучать учеников сначала на дойре, а затем приобщать к танбуру. Каждому начинающему певцу и музыканту давали в руки дойру, и они на основе усулей учили наизусть большой свод поэтических текстов и мелодий узбекской музыки. Одновременно это служило важным этапом естественного отбора молодых музыкантов, выявляя их способности, музыкальную память и чувство ритма.

Ключевые слова: танбур, дойра, мелодия, музыка, музыкант, усуль, мастер, певец, бастакор.

TANBUR AND HIS ROLE IN THE HISTORICAL PERSPECTIVE

OF UZBEK MUSIC Khasanov A-Т.

Khasanov Abdulaziz Telmanovich - Acting Docent, DEPARTMENT COMPOSITIONS AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: tanbur is a ladomelodic, doira is a usulistic embodiment of Uzbek traditional music. The diversity of doira's functions in this area of performance was noted. The special singing style is mentioned, accompanied by only one doira in the old school of Bukhara Shashmakom by representatives of this trend, such as Domla Halim, Borukh Zirkiev, Barno Iskhakov and others. It was a conversation that the masters of classical music, as a rule, had with them two doira: bam - a large, soft, matte sound and relatively small and resonant - zil. Doira Bam corresponded to slow, contemplative, and Doira Zil to lively and dancing parts of maqom. And, finally, they said that, based on the fundamental nature of the usul and the metro rhythm, the masters preferred to train students first on doira, and then to join the tanbur. Each novice singer and musician was given doira hands and, based on Usuls, they learned by heart a large collection of poetic texts and melodies of Uzbek music. At the same time, it served as an important stage in the natural selection of young musicians, revealing their abilities, musical memory and sense of rhythm.

Keywords: tanbur, doyra, melody, music, musician, usul, master, singer, bastakor.

УДК 0 78

Творческий поиск певцов, инструменталистов и бастакоров, их вдохновение и проницательность подняли узбекскую музыку на высокие ступени, на уровень

уникального художественного явления. Древнее искусство узбекской классической музыки ныне рассматривается как вершина певческой и инструментальной культуры. Восхождение к ней начинается с приспособления к своему инструменту, - будь то голос или его искусственное подобие.

На Востоке прототипом всех инструментов считался человеческий голос. Главным критерием совершенства и красоты певческого инструмента была естественность и соответствие человеческой природе. Ему предписывалось небесное происхождение, в отличие от музыкальных инструментов, сделанных руками.

Посредством голоса с верой в его магическую силу осуществлялись в древности ритуальные песнопения и речитации священных книг. Его завораживающей интонацией псалмы Давида, гимны Авесты доносились до широкого круга правоверных. Особое почитание красивого певческого тембра свойственно и исламской религии. Ведь сама священная книга Коран ниспослана Пророку Мухаммеду божественным голосом - вахий. Известный хадис гласит: «Произносите Коран красивым голосом».

В этой связи следует обратить внимание на один очень важный момент. Он касается не только самого исполнительского искусства и исполнителей, но и вопросов религии, а также места музыки в обществе. Речь идет о том, что сегодняшнее, широкое понятие мусика, в исламском представлении имело строго определенные и ограниченные рамки.

Известно, что это слово в основном проникло в древние книги, в том числе и музыкальные трактаты из греческого языка, будучи переведенным на арабский. В Греции же музыка (по-гречески мусика) относилась к числу вещей, творимых дочерьми бога Зевса - прекрасными музами, и предназначалась для наслаждения. Также и в мусульманском мире - музыкой стали обозначать только мелодии, исполняемые на музыкальных инструментах и песни, предназначаемые для удовольствий на пирушках. Но музыкой отнюдь не назывались речитация Корана, ритуалы зикров в хонака, декламация стихов и песнопения в религиозных обрядах.

Все это обозначалось как искусство голоса (овоз санъати) или просто голос (овоз), который считался священным даром Бога. А музыка как земное наслаждение, увеселение, с исламской точки зрения рассматривалась как то, что привносит в сердце человека расстройство и смуту, побуждает его усомниться в истинности веры. И потому ее применение допустимо лишь в определенных рамках времени и обстоятельств - на праздниках, тоях, занимательных событиях, весельях и пирушках.

Действительно, путь многих певцов и музыкантов в большое искусство пролегает через дойру. Ребенку обычно сначала дарят игрушечную дойру, а затем, если обнаруживается более серьезный интерес к музыке, покупают настоящую. И дорога большинства выдающихся певцов и инструменталистов - профессионалов также начинается с дойры.

Инструментарий узбекской музыки характеризуется многообразием не только ударных, но и струнных и духовых инструментов, сопряженных с непосредственным исполнением самих мелодий. Особое же место среди них занимает танбур, который является символом совершенства и наиболее близким к «идеальному музыкальному инструменту» - человеческому голосу. Танбур, со спецификой его микро-интонаций (нола) и штрихов (зарбов), во многом является воплощением своеобразия макамата. Инструмент этот, прошедший длительный путь эволюции и совершенствования в творчестве профессиональных музыкантов, имеет богатую и обширную историю [1, 27].

Существуют различные толкования этимологического значения слова танбур. По одному из них, оно состоит из двух корней: тан и бур. Тан означает тело, а бур -повелительное наклонение глагола буридан - резать, раздирать. И слово, в общей сложности, обретает смысл раздирающее тело. Другая версия, высказанная профессором Фитратом в книге "Узбекская классическая музыка и её история", гласит

о том, что слово танбур представляет измененную форму названия ныне известного узбекам музыкального инструмента домбры. В этом случае происхождение слова оказывается сопряженным с самим характером звукоизвлечения: домбра (звуковыражение думбир, думбирламок на русский язык можно перевести как гудеть, гудящий звук) сравнимо со старославянскими названиями музыкальных инструментов гуделка, сопелка. Домбра - далеко не единичный случай названия музыкального инструмента в соответствии с характером звукоизвлечения на нем. Например, название другого распространенного инструмента гиджак (букв. жужжание) по этимологии и музыкально-смысловому значению вполне соответствует русскому слову скрипка (корень скрип). Выявление соответствия этимологии музыкальных инструментов их смысловому значению, конечно, специфическая задача для филологов и органологов. Для нас же очевидно, что глубокие исторические родственные связи танбура с двухструнными инструментами, близкими к современным узбекским и казахским домбрам, вовсе не лишены смысла.

Фараби излагает подробную характеристику двум разновидностям танбура: хорасанскому и багдадскому. Причем, представлены они как выражение двух важных этапов развития музыкальной культуры. Хорасанский танбур, с устоявшимся на его грифе звукорядом из совершенных и рациональных интервалов, - показатель новых традиций музыки собственно исламского периода. Его антиподом можно считать багдадский танбур, с несовершенными, иррациональными интервалами, - символ старой языческой эпохи Джахилия. Пример этот - лишнее доказательство тому, что музыкальный инструмент может служить аргументом в теоретических воззрениях ученых [2, 43].

По многим своим признакам описываемые Фараби разновидности более близки к современным дутарам, нежели тамбурам. Во-первых, и хорасанский и багдадский танбуры у Фараби представлены как двухструнные инструменты. Во-вторых, звукоряд хорасанского танбура по своему интервальному составу и амбитусу очень близок к современным туркменским, узбекским и уйгурским дутарам, что может служить ещё одним свидетельством многовековых преемственных связей музыкальных традиций.

Список литературы /References

1. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Т., 1993.

2. Матякубов Отаназар. Узбекская классическая музыка. 1 том. Истоки. Т., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.