Научная статья на тему 'Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений'

Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАШМАКОМ / МАКОМ / СТРОЙ / НАСТРОЙКА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБОЗНАЧЕНИЕ / МИЗРОБ / ДЖУР / СОЗ / SHASHMAQOM / MAQOM / TUNE SYSTEM / TUNING / DEFINITION / DESIGNATION / MIZROB / JUR / SOZ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдурашидов Абдували Абдулмаджидович

В статье рассматриваются разновидности строя танбура, являвшегося ведущиммузыкальным инструментом в исполнительской практике Шашмаком, распространенногона территории Центральной Азии современных Таджикистана и Узбекистана, а такжеобозначением их традиционными терминами. Две разновидности строя Рост (квинтовый)и Бузург (квартовый), являются основными, строй Наво (секундовый) на практике уже неиспользуется и строй Ирок второй вид квинтового строя выступает как дополнительный.Строй Ирок ранее никем не изучался и в настоящей работе приводится впервые. Такжерассматриваются термины мизроб, джур и соз, некогда использовавшиеся в одном значении строя инструмента. В результате анализа выясняется, что они по функции определяются каждый по-своему: мизроб как ритмоформула, джур как строй инструмента и созкак звукорядная структура. На основе двух высотных позиций танбура выявляется такжешесть звукорядных структур, три из которых, сози Рост, сози Бузург и сози Сегох, явилисьглавными в формировании ладовой системы Шашмаком, а остальные сози Наво, созишикастаи Наво и сози Калон, используются в формировании лишь отдельных производныхмакомных циклов и композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEFINITION OF VARIETIES OF THE STRUCTURE TANBUR AND THEIR DESIGNATION

The article discusses the varieties of the tune system of tanbur, leading musicalinstrument in the performing practice of Shashmaqom, widespread in Central Asia present-day Tajikistan and Uzbekistan, as well as the specific traditional terms used to designate them.It is established that two varieties of tune systems Rost (fifth) and Buzurg (fourth) are themain ones, whereas the Navo (second) system is not used at the present time in practice andthe Iroq system the second form of the fifth tune system is used as an supplementary one. It ispointed that Iroq tune system was not considered by researchers formerly and it is first timethat it is brought into consideration at the present work.The terms mizrob, jur and soz are alsoconsidered, all of them were once used in the same meaning to define the tune system of theinstrument. As a result of the analysis, it emerges that they have their own definition basedon their function: mizrob as rhythm formula, jur as tune system of the instrument and sozas sound-row structure. Based on the two positions of tanbur’s tune systems, six sound-orderstructures called soz are also revealed, three of which, namely sozi Rost, sozi Buzurg and sozi Segoh, are the main components in the formation of the Shashmaqom fret system itself, andthe other three, sozi Navo, sozi shikastai Navo (broken Navo) and the sozi Kalon, are only usedin the formation of individual derivative maqom cycles and compositions.

Текст научной работы на тему «Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений»

© Абдурашидов, А.А., 2020 УДК 781.6

DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10036

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗНОВИДНОСТЕЙ СТРОЯ ТАНБУРА И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

А.А. Абдурашидов1

1 Таджикский государственный институт культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде, Душанбе, 734025, Республика Таджикистан

Аннотация. В статье рассматриваются разновидности строя танбура, являвшегося ведущим музыкальным инструментом в исполнительской практике Шашмаком, распространенного на территории Центральной Азии - современных Таджикистана и Узбекистана, а также обозначением их традиционными терминами. Две разновидности строя - Рост (квинтовый) и Бузург (квартовый), являются основными, строй Наво (секундовый) на практике уже не используется и строй Ирок - второй вид квинтового строя выступает как дополнительный. Строй Ирок ранее никем не изучался и в настоящей работе приводится впервые. Также рассматриваются термины мизроб, джур и соз, некогда использовавшиеся в одном значении - строя инструмента. В результате анализа выясняется, что они по функции определяются каждый по-своему: мизроб как ритмоформула, джур как строй инструмента и соз как звукорядная структура. На основе двух высотных позиций танбура выявляется также шесть звукорядных структур, три из которых, сози Рост, сози Бузург и сози Сегох, явились главными в формировании ладовой системы Шашмаком, а остальные - сози Наво, сози шикастаи Наво и сози Калон, используются в формировании лишь отдельных производных макомных циклов и композиций.

Ключевые слова: Шашмаком, маком, строй, настройка, определение, обозначение, мизроб, джур, соз.

Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Абдурашидов, А.А. Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 196-206. DOI: 10.24411/23081031-2020-10036.

ON THE DEFINITION OF VARIETIES OF THE STRUCTURE TANBUR AND THEIR DESIGNATION

A.A. Abdurashidov1

1 Mirzo Tursunzade Tajik State Institute of Culture and Arts, Dushanbe, 734025, Republic of Tajikistan

Abstract. The article discusses the varieties of the tune system of tanbur, leading musical instrument in the performing practice of Shashmaqom, widespread in Central Asia - present-day Tajikistan and Uzbekistan, as well as the specific traditional terms used to designate them. It is established that two varieties of tune systems - Rost (fifth) and Buzurg (fourth) are the main ones, whereas the Navo (second) system is not used at the present time in practice and the Iroq system the second form of the fifth tune system is used as an supplementary one. It is pointed that Iroq tune system was not considered by researchers formerly and it is first time that it is brought into consideration at the present work.The terms mizrob, jur and soz are also considered, all of them were once used in the same meaning to define the tune system of the instrument. As a result of the analysis, it emerges that they have their own definition based on their function: mizrob as rhythm formula, jur as tune system of the instrument and soz as sound-row structure. Based on the two positions of tanbur's tune systems, six sound-order structures called soz are also revealed, three of which, namely sozi Rost, sozi Buzurg and sozi

Segoh, are the main components in the formation of the Shashmaqom fret system itself, and the other three, sozi Navo, sozi shikastai Navo (broken Navo) and the sozi Kalon, are only used in the formation of individual derivative maqom cycles and compositions.

Keywords: shashmaqom, maqom, tune system, tuning, definition, designation, mizrob, jur,

Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interest.

For citation: Abdurashidov, A.A. (2020), "On the definition of varieties of the structure

tanbur and their designation". Journal of Musical Science, vol. 8, no. 2, pp. 196-206. DOI:

10.24411/2308-1031-2020-10036.

Статья посвящается определению разновидностей строя танбура1 - ведущего инструмента в исполнительской практике классической системы Шашмаком2, распространенной в Таджикистане и Узбекистане, а также вопросам обозначения их традиционными терминами. О строях танбура и их наименованиях первичная информация приводится в книгах Абдурауфа Фитрата (18861936) «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи» (1926)3 (Узбекская классическая музыка и ее история) (1993), Николая Миронова (18701952) «Музыка таджиков» (1932), Исхака Раджабова (1927-1982) «Макомы» (1970), и Фазлиддина Шахобова (1911-1974) «Шихоби мусики» (2011) («Метеор музыки» -пер. А.А.).

Обозначение строев танбура и других макомных терминов, встречающихся у Фитрата, свидетельствует о широком их применении среди исполнителей макомов его времени. Он отмечает три строя танбура с использованием термина миз-роб - мизроби Рост, мизроби Наво, мизроби Сегох, дает обозначения шестнадцати основных навязных -аслпарда и четырех дополнительных -хаспарда ладков, а также поясняет термины ист в значении паузы и зар - как звуки лада (Фитрат А., 1993, с. 26-27). Большинство из этих обозначений и терминов, кроме

мизроб, продолжают использоваться в музыкальной практике нашего времени в том же значении, как и во времена Фитрата. В его работе не приводятся специальные разъяснения макомных терминов. Он как музыкант, опираясь на музыкальную практику, попутно объясняет то или иное макомное построение.

Фитрат впервые приводит термин мизроб в значении строя танбура и дает определение трех его видов: Рост (букв. (тадж.) - прямой, правый, верный) - квинтовый, Сегох (букв. се - три; гох - место, время, пора) - квартовый и Наво (букв. -мелодия, мотив, напев) - секундо-вый. Одновременно он указывает, что на основе трех этих строев исполняются все шесть макомов: на основе квинтового строя - мизроби Рост - маком Рост, на основе се-кундового - мизроби Наво - маком Наво, и на основе квартового - миз-роби Сегох - макомы Сегох, Бузрук4, Дугох и Ирок (Фитрат А., 1993, с. 28).

В 1932 г. издается книга Н. Миронова «Музыка таджиков», в которой указывается уже четыре вида настройки танбура - мизраби Бузрук, мизраби Рост, мизраби Наво и мизраби Паньжго (1932, с. 23-24)5. Как видим, они несколько отличаются от приводимых Фитра-том определений строя. Миронов, во-первых, дает не три, а четыре

вида строя танбура, во-вторых, они у него определяются иначе, в частности, квартовый строй, вместо Сегох -Бузрук. Дополнительно приводится еще один квинтовый строй Пань-жго (букв. паньж (пандж) - пять; го (гох) - место). Это свидетельствует о том, что процесс определений строев и обозначение их традиционными терминами в тот период еще не был завершен.

Вслед за Фитратом и Мироновым информация о разных видах строя танбура присутствует во всех последующих исследованиях и трудах ученых и музыкантов. Так, один из известнейших узбекских ученых ХХ в. Исхок Раджабов, рассматривая вопросы, связанные со строем танбура, также указывает три его вида: квинтовый (Рост), квартовый (Бузрук, Дугох, Сегох и Ирок) и се-кундовый (Наво) (1970, с. 106). Однако он не использует термин мизроб при определении разных видов строя. В его работе приводятся пять звукорядных структур танбура, на основе которых исполняются мако-мы, но при этом также не указываются их названия (Раджабов И., 1970, с. 107)6.

В процессе преемственности развития макомной терминологии в ХХ в. существенный вклад внесли выдающиеся мастера искусства Шашмаком в Таджикистане - Бобо-кул Файзуллаев (1899-1964), Шох-назар Сохибов (1908-1972) и Фазлид-дин Шахобов (1911-1974), которые в своей творческой деятельности,

являясь прямыми наследниками буи 7

харской школы макамата7, сохранили и передали терминологию новому поколению макамистов, которая применялась в их музыкальной практике. Еще в 60-70-е гг. XX столетия

Ф. Шахобов на республиканском телевидении Таджикистана, проводил специальные образовательные передачи о классической музыке Шаш-маком (2011, с. 17-20). В беседах он выделял три вида строя на танбуре -мизроби Рост, мизроби Бузург и мизроби Наво. Отметим, что определения строев танбура, приводимые Шахобовым, соответствуют определениям строев Миронова.

В других трудах известных ученых В. Беляева (1950, с. 19), Ф. Кароматова (1972, с. 135) и О. Матякубова (2018, с. 81) также есть информация о трех основных видах строя танбура (квинтовый, квартовый и секундовый), но при этом нигде не указывается мизроб в значении настройки струн.

Все это говорит о необходимости дальнейшего прояснения вопросов определения и обозначения видов настройки танбура, так как процесс их уточнения еще не завершен, некоторые аспекты проблемы находятся на стадии изучения и упорядочивания. В этом контексте в настоящей статье предпринято рассмотрение следующих задач:

1. Установить виды строя танбура, которые используются в современной макомной исполнительской практике;

2. Определить термины мизроб, джур и соз по смысловому значению, распространенному в практике.

Виды строя танбура и их обозначения. Определение видов строя на танбуре изучалось нами методом их сверки с исполняемой музыкой, т.е. с практическим музицированием макомов на танбуре. В результате нам удалось конкретизировать то, что, во-первых, строй на танбуре детерминируется бурдонирующими струнами, и во-вторых, в маком-ной практике действительно при-

меняются всего три вида строя, два из которых сообщаются в научных источниках как Рост - квинтовый и Бузург (Бузрук) - квартовый, а третий, образующий второй вид квинтового строя и часто использующийся в танбурной исполнительской практике, пока еще не получил свое определение. Секундовый строй Наво, который приводится во многих научных работах в современной макомной практике, уже не применяется (Абдурашидов А., 2016, с. 377-378).

Рассмотрим все известные строи танбура:

1) квинтовый строй Рост на танбуре производится следующим образом: первая (мелодическая) и третья (бурдонирующая) струны танбура настраиваются на звук О, а вторая (бур-донирующая) - на квинту ниже, т.е. на основе третьего навязанного лад-ка джурпарда8, издающего звук С. В данном случае вторая и третья бурдо-нирующие струны определяют квинтовый строй инструмента (пример 1).

Пример 1. Квинтовый строй Рост

В условиях диатонического звукоряда при квинтовом строе на танбуре

две из ступеней, которые в соотношении с бурдонирующими струнами образуют звуки до и соль, определяются основными (благозвучными). Они в свою очередь обусловливают нижний и верхний по высоте основные тона и регистры инструмента. Нижний основной тон и регистр строится со звука до и в соотношении с верхним основным тоном (звуком соль) звукоряда в пределах октавы образует квинто-квартовый интервальный и пентатетрахордный зву-корядный строй. А верхний основной тон и регистр устанавливается уже со звука соль и в соотношении с верхним основным тоном (звуком до) звукоряда в пределах октавы образует кварто-квинтовый интервальный и тетрапентахордный звукоряд-ный строй.

Квинтовый строй в шкале танбура в условиях диатонического звукоряда гармонически устанавливает звуковысотный порядок, в котором квинто-квартовый строй обретает ведущее значение. В данном случае основной тон звукоряда нижнего регистра, воспроизводящий звук до, выступает основной ступенью и тем самым определяет высотное положение ведушего пентатетрахорд-ного звукорядного строя на танбуре (пример 2).

2) квартовый строй Бузургпер-вая (мелодическая) и третья (бурдо-нирующая) струны настраиваются на звук О, а вторая (бурдонирующая) -на кварту ниже, т.е. на основе чет-

Пример 2. Ведущий пентатетрахордный звукорядный строй танбура

вертого навязного ладка, издающего звук Р. Здесь звуки, издающиеся второй и третьей открытыми бурдониру-ющими струнами, определяют квартовый строй инструмента (пример 3).

Пример 3. Квартовый строй Бузург

При квартовом строе на танбуре двое из ступеней звукоряда, воспроизводящие звуки ре и соль в соотношении с бурдонирующими струнами (звуками), устанавливаются основными (благозвучными). Они также обусловливают нижний и верхний по высоте основные тона и регистры инструмента. Нижний основной тон и регистр строится со

звука ре и в соотношении с верхним основным тоном (звуком соль) звукоряда в пределах октавы образует кварто-квинтовый интервальный и тетрапентахордный звукоряд-ный строй. А верхний основной тон и регистр устанавливается уже со звука соль и в соотношении с верхним основным тоном - звуком ре - звукоряда в пределах октавы образует квин-то-квартовый интервальный и пентате-трахордный звукорядный строй.

В условиях диатонического звукоряда танбура квартовый строй гармонически упорядочивает и образует звуковысотную основу, в которой квар-то-квинтовый строй обретает ведущее значение. Основной тон звукоряда нижнего регистра, издающий звук ре, выступает основной ступенью и тем самым определяет высотное положения ведушего тетрапентахордного звуко-рядного строя на танбуре (пример 4).

Пример 4. Ведущий тетрапентахордный звукорядный строй танбураа

3) секундовый строй Наво: первая (мелодическая) и третья (бурдони-рующая) струны настраиваются на звук О, а вторая (бурдонирующая) -на секунду ниже, т.е. на основе шестого навязного ладка, издающего звук Р. Звуки, издающиеся второй и третьей бурдонирующими струнами, определяют секундовый строй инструмента (пример 5).

Пример 5. Секундовый строй Наво:

При данном строе в звуковой системе танбура основные ступени, определяющие звуки фа и соль, не могут создавать между собой консонантные интервалы октавы, кварты и квинты10. Возможно, по этой причине настоящий строй в музыкальной практике не сохранился.

4) квинтовый строй Ирок11. Этот строй ранее никем не отмечался и не получил свое определение. В рассмотрении и обозначении данного строя мы опирались на практику исполнения макомных композиций и использования строев танбура известнейшим мастером искусстваШаш-

маком, виртуозным исполнителем на танбуре Тургуном Алиматовым. Этот строй он использовал при исполнении макомной композиции Чули Ирок и поэтому он условно нами обозначен как Ирок. Этот вид квинтового строя Ирок производится следующим образом: первая мелодическая струна условно настраивается на звук О, вторая (бурдонирующая) - на кварту ниже, т.е. на основе четвертого на-вязного ладка, издающего звук Б, и третья (бурдонирующая) - на секунду выше, на основе восьмого навязного ладка, издающего звук А (пример 6).

Пример 6. Квинтовый строй Ирок

¿Л'

у

Г Л

* и, 1 Я чэ

Аур^пипрумщпр

В результате основные звуки, издающиеся второй и третьей бурдонирую-щими струнами в соотношении друг с другом, определяют квинтовый интервальный строй.

По сравнению с первым видом квинтового строя второй вид выступает на секунду выше. Если основными звуками, обусловливающимися бурдонирующими струнами в первом виде квинтового строя, выступают до и соль, то во втором виде определяются уже ре и ля. При этом во втором виде квинтового строя основные (бурдонирующие) звуки в соотношении со звуком соль, издающиеся мелодической струной, образуют интервалы как квинты (ре-ля), так и кварты (ре-соль). В этой связи в данном строе наблюдаются кварто-квинтовый и квинто-квартовый интервальные соотношения, что в определенной

мере расширяет возможности его использования в музыкальной практике.

В данном квинтовом строе две из ступеней шкалы танбура, образующие в соотношении с бур-донирующими струнами звуки ре и ля, определяются основными (благозвучными). Они собственно предопределяют нижний и верхний по высоте основные тона и регистры звукоряда на танбуре. Нижний основной тон и регистр строится со звука ре и в соотношении с верхним основным тоном (звуком ля) звукоряда в пределах октавы образует квинто-квартовый интервальный и пентатетрахордный звукоряд-ный строй. А верхний основной тон и регистр устанавливается уже со звука ля и в соотношении с верхним основным тоном (звуком ре) звукоряда в пределах октавы образует кварто-квинтовый интервальный и тетрапентахордный звукорядный строй.

Между тем следует обратить внимание на то, что во втором виде квинтового строя в условиях диатонической шкалы танбура гармонически устанавливается звуковысотный порядок, в котором не квинто-квар-товый, а кварто-квинтовый строй обретает ведущее значение. Здесь основная ступень звукоряда теперь уже самого нижнего регистра, издающего звук ля, выступает основным тоном и определяет высотное положения ве-душего тетрапентахордного звукоряд-ного строя на танбуре (пример 7).

Применение терминов мизроб, джур и соз по смыслу. В исполнительской традиции макома некоторые термины иногда применяются не по назначению. В связи с этим возникает проблема, когда одно яв-

Пример 7. Ведущий тетрапентахордный звукорядный строй танбура

,, пентахорд

Кбинтоеын строп ,.,. _ _!—' ——

О: I —" Г « * ||

} * г и г - ' М » I

1-я Ьгг -&3

жмоти веская и

б урд оннрую шве

ление обозначается разными терминами. К таковым относятся мизроб, джур и соз (Абдурашидов А., 2016), которые часто применяются в одном смысловом значении - строй инструмента. Хотя каждый из этих терминов имеет свою собственную функцию и на практике должен использоваться в своем контексте. Не без основания возникает вопрос -почему строй танбура в научной литературе именуется как мизроб, а на практике музыканты обозначают, в одном случае - как джур, а в другом -как соз? Таким образом, приводимые в научной литературе термины не соответствуют терминам в музыкальной практике.

Важно определить конкретное назначение этих терминов и внести ясность в адекватное использование в соответствии с практикой их приме нения. Именно в этом контексте видится решение проблемы. В результате нам удалось определить связь их применения на основе исходного смыслового назначения, которое внесло ясность, как в понимание устройства звуковысотной основы танбура, так и в осмысление особенностей системы звуковысот-ной организации искусства маком.

Рассмотрим значения обозначенных терминов.

Мизроб (букв. (ар.) от сл. зарб -удар, ритм) - плектр (медиатор) для игры на музыкальных инструментах; специальное средство, которым извлекается звук на музыкальных инструментах12, в том числе танбур, уд, канун, сетар, рубаб, тар.

Следовательно, термин мизроб распространен на Ближнем и Среднем Востоке, в частности в Центральной Азии в значении плектра и ритмического составляющего. По этимологии термин мизроб относится к ритмической сфере - к ритму и его свойствам или действиям, которое видится, например, в штрихах, воспроизводимых плектром, -нохун (букв. (тадж.) - ноготь) на танбуре. На практике музыканты часто не без оснований используют термин мизроб в значении плектра13 как синоним термина нохун.

Вместе с тем в данном значении определяется также индивидуальная особенность приема игры музыкантов, которая оценивается ритмической моделью оформления ими мелодии. Наблюдая стилистические особенности и приемы игры выдающихся музыкантов на танбуре, к примеру, Фазлиддина Шахобова, Тургуна Алиматова и Расул Кори Мамадалиева в народной традиции стало привычным использовать такие выражения, как «мизроби Ша-хобов» (мизроб Шахобова), «мизроби Алиматов» (мизроб Алиматова) или «мизроби Расул Кори» (мизроб Расула Кори). Термин мизроб в данном случае применяется как прием игры мастеров искусств на танбуре, которым они отличаются друг от друга.

Термин мизроб также используется в значении ритмической модели (ритмоформулы), на основе которой образуется мелодическая структура. К примеру, в иранской

и азербайджанской классической музыке к подобной структуре относится чахор мизраб14, а в таджикской и узбекской - мизроби Наср, миз-роби Фуруг (Абдурашидов А., 2016, с. 139). В данном случае мизроб определяет ритмическую модель (колаб), связанную с ритмоформулой (усуль) и размером стихосложения (аруз), на базе которой выстраивается определенное мелодическое построение.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что термин мизроб согласно своему исходному смысловому значению может применяться лишь в ритмическом контексте, но не в качестве обозначения строя. Поэтому ранее используемый термин мизроб в значении строя инструмента в современной музыкальной практике уже не применяется.

Джур (букв. (тадж.) - строй, созвучие, гармония) - строй, настройка инструмента. Этот термин указывает на строй инструмента, -настройке струн, их соотношению между собой. В данном случае настройка струн производится как на определенную высоту, так и относительно друг друга.

Известно, что при настройке струн в шкале танбура определяются основные (благозвучные) ступени зарпарда15, между которыми в пределах октавы образуются интервалы кварты и квинты, а также их строи - кварто-квинтовый и квинто-квартовый. В этой связи со строем инструмента одновременно производятся интервальные строи звукоряда на танбуре. Строй инструмента непосредственно влияет и на структуру интервальных соотношений, образующихся между основными ступенями звукоряда.

В современной макомной практике все известные виды строя - Рост,

Бузург, Наво и один новый Ирок, теперь обозначаются термином джур -джури Рост, джури Бузург, джури Наво и джури Ирок (Абдурашидов А., 2016, с. 376-378).

Соз16 (букв. (тадж.) - строй, настройка, структура) - настройка структуры звукоряда, звуковы-сотного строя инструмента, т.е. танбура, звукорядная структура которого настраивается на определенную ладовую основу. На танбуре настройка звуковысотной основы производится посредством передвижных ладков, которые в музыкальной практике обозначаются настраивающимися -созпарда17 (Абдурашидов А., 2016, с. 252-259).

При помощи передвижения на полтона вверх и вниз 6-го и 9-го навязанных ладков в шкале танбура наблюдаются структурные перемены -настройка структуры звукоря-да18. Так, в условиях двух известных высотных позиций рохи Рост и рохи Бузург шкалы танбу-ра19, в одном случае при позиции рохи Рост они составляют - IV и VII ступени, а в другом при позиции рохи Бузург - III и VI ступени. Поэтому в каждой из позиций танбура в перемене структуры звукоряда наблюдается четыре вида, однако в исполнительской практике используется лишь три из них:

1) при позиции рохи Рост применяются звукорядные структуры, которые определились и обозначились таким образом:

• сози Рост - 1-1-1/2-1 // 1-1-1/2 (VII повышенная)

• сози Наво - 1-1-1/2-1 // 1-1/2-1 (VII пониженная)

• сози шикастаи Наво - 1-1/21-1 // 1-1-1/2 (III пониженная и VII повышенная)

2) при позиции рохи Бузург используются такие звукорядные структуры:

• сози Бузург - 1-1-1/2 // 1-1-1/2-1 (III повышенная)

• сози Сегох - 1-1/2-1 // 1-11/2-1 (III пониженная)

• сози Калон - 1-1/2-1 // 1-1/2-1-1 (III и VI пониженная).

Таким образом, на основе двух высотных позиций рохи Рост и рохи Бузург танбура предстают всего шесть звукорядных структур (соз), три из которых - сози Рост, сози Бу-зург и сози Сегох - явились главными в формировании ладовой системы Шашмаком, а остальные - сози Наво, сози шикастаи Наво и сози Калон используются в формировании лишь отдельных производных циклов и композиций искусства маком.

Отметим, что известный ученый И. Раджабов привел пять звуко-рядных структур и определил их названия как Рост, Наво, Бузрук

(Дугох), Сегох и Ирок, на основе которых исполняются макомы (1970, с. 107). При сравнении зву-корядных структур танбура (соз) со звукорядами, приведенными И. Раджабовым, наблюдается совпадение лишь в двух основных - сози Рост и сози Бузург, а звукоряды Се-гох и Ирок соотносятся со структурой звукоряда сози Калон танбура.

Можно сделать следующие выводы: в результате изучения разновидностей строя танбура установлено, что двое из разновидностей строя - Рост и Бузург являются основными, строй Наво в современной исполнительской практике не используется, а строй Ирок применяется как дополнительный и универсальный. Термины миз-роб, джур и соз, некогда использовавшиеся в одном смысловом значении, на практике определяются каждый по-своему: мизроб как ритмоформу-ла, джур как строй инструмента и соз как звукорядная структура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Танбур - струнно-щипковый хордофон, образующийся из трех (иногда более) струн, нижняя (первая) из которых является мелодической, а остальные - бурдонирующими. Звукорядная структура танбура охватывает две с половиной октавы (О -

2 Шашмаком (букв. (тадж.) шаш - шесть; (ар.) маком - стоянка, место) - название целостного мультимодального цикла из шести классических композиций - Рост, Наво, Бузург, Дугох, Сегох и Ирок, жанровой модели маком - центрального явления профессиональной традиционной музыки Средней Азии.

3 Книга Абдурауфа Фитрата «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи» была переиздана в Ташкенте в 1993 г.

4 Отметим, что слово Бузург (букв. (тадж.) - великий) - в современной макомной практике в Таджикистане принято использовать, как есть, в правильном прочтении. Однако в Узбекистане среди узбекского населения с начала ХХ в. оно распространилось в неверном прочтении, как Бузрук. Поэтому

в настоящей работе при ссылках на другие работы ученых это слово будет приводиться в неправильном прочтении как Бузрук.

5 Здесь слова мизроб и панджгох Н. Миронов приводит в русском произношении, как мизраб и паньжго (1932, с. 24).

6 См. об этом ниже.

7 Основная школа макамата, возникшая и сформировавшаяся в г. Бухаре Центральной Азии в конце XVIII в.

8 Джурпарда (букв. джур - согласие, гармония; парда - ладок) - ладок, по которому настраивается вторая струна танбура.

9 Так как в современной музыкальной практике квартовый строй преимущественно обозначается как Бузург (Бузрук), а не как Сегох, далее в работе будет использоваться именно это обозначение.

10 Данный строй был предназначен для исполнения макома Наво. В настоящее время он исполняется при квинтовом строе.

11 Ирок - название 1) одной из арабских стран; 2) одного из основных видов лада ма-

ком системы Дувоздахмаком; 3) шестого ма-кома системы Шашмаком.

12 Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т. 4. Окунев-Симович. М.: Сов. энцикл., 1978. С. 307; Энциклопедия азербайджанского мугама / авт. и сост. Ага-ева Сурая. Баку: Шарг-Гарб, 2012. С. 160.

13 Термин мизроб в значении плектра применяется в Таджикистане, Узбекистане, Индии, Иране, Афганистане, Азербайджане, Турции, арабских странах.

14 Энциклопедия азербайджанского муга-ма / авт. и сост. Агаева Сурая. Баку: Шарг-Гарб, 2012. С. 241.

15 Зарпарда (букв. зар - золото; парда -ладок, ступень) - основная благозвучная ступень звукоряда на танбуре, которая определяется в соотношении с бурдонирующими струнами (звуками).

16 Название одного из видов турецкого музыкального инструмента.

17 Созпарда (букв. соз - строй, строить, порядок; парда - ладок, ступень) - настраивающийся ладок на танбуре, который повышается и понижается на полтона.

18 О передвижных ладках на танбуре Н. Миронов отмечает: «...на каждый из... строев (джур. - А.А.) требуется передвижка на Уг см "олтинчи парда" (6-й лад на танбуре)» (1932, с. 24). Значит, приведенная им четвертая разновидность строя танбура -мизраби Паньжго, относится не к разновидностям строя, а к разновидностям структуры звукоряда - соз, которая соотносится со структурой сози Наво (см. ниже).

19 Рох (букв. (тадж.) - путь, дорога, способ) -обозначение высотных ладозвукорядных позиций на танбуре. Позиция рохи Рост представляет пентатетрахордный октавный звукоряд с третьего ладка, а позиция рохи Бузург -тетрапентахордный - с четвертого ладка танбура (Абдурашидов А., 2016, с. 218-222).

ЛИТЕРАТУРА

Абдурашидов А.А. Фарханги тафсирии истилохоти Шашмаком. Душанбе: Адиб, 2016. 400 с.

Беляев В.М. Предисловие // Шашмаком. В 5 т. Т. 1. Маком Бузрук. М.: Госмузиздат, 1950. С. 19-22.

Кароматов Ф.М. Узбекская инструментальная музыка: Наследие. Ташкент: ГИЛИ им. Г. Гуляма, 1972. 360 с.

Матякубов О.Р. Основы Бухарского Шашмакома: Истоки, тексты, теория и практика. Ташкент: Янги аср авлоди, 2018. 300 с.

Миронов Н.Н. Музыка таджиков. Стали-набад: ГНИ, 1932. 96 с.

Раджабов И.Р. Макомы: Дис. ... д-ра ис-скусствоведения. Ташкент; Ереван, 1970. 216 с.

Фитрат А. Узбек классик мусщаси ва унинг тарихи. Тошкент: Фан, 1993. 56 б.

Ша^обов Ф. Осор ва пажу^иш. Дар 3 Чилд. Ч..2. Ши^оби мусикй. Мачмуаи макор-лахо бахшида ба устод Ф.Шахобов. Нашри дуюм // Мураттиб доктори илми санъатши-носи Азизй Ф.А. Душанбе: ЭР-граф, 2011. 264 с.

REFERENCES

Abdurashidov, A.A. (2016), Farkhangi tafsirii istilokhoti Shashmakom [Explanatory dictionary of terms of Shashmaqom], Adib, Dushanbe, 400 p. (in Tajik)

Belyaev, V.M. (1950), "Preface", Shashmakom: v 5 t. T. 1. Makom Buzruk [Shashmakom in 5 vol. Vol. 1. Maqom Buzruk], Gosmuzizdat, Moscow, pp. 19-22. (in Russ.)

Fitrat, A. (1993), Uzbek klassik musiqasi va uning tarikhi [Uzbek classical music and its history], Fan, Toshkent, 56 b. (in Tajik)

Karomatov, F.M. (1972), Uzbekskaya instrumental'naya muzyka: nasledie [Uzbek instrumental music: heritage], GILI im. G. Gulyama, Tashkent, 360 p. (in Russ.)

Matyakubov, O.R. (2018), Osnovy Bukharskogo Shashmakoma: istoki, teksty, teoriya i praktika [The basics of Bukhara Shashmakom: sources, texts, theory and practice], Yangi asr avlodi, Tashkent, 300 p. (in Russ.)

Mironov, N.N. (1932), Muzyka tadzhikov [Tajik music], GNI, Stalinabad, 96 p. (in Russ.)

Radzhabov, I.R. (1970), Makomy [Maqoms], D. Sc. Thesis, Tashkent; Erevan, 216 p. (in Russ.)

Shakhobov, F. (2011), Osor va pazhuhish. Dar 3 jild. J. 2. Shihobi musiqy. Majmuai maqolakho bakhshida ba ustod F.Shakhobov [Meteor of music. Selected articles dedicated to the master F. Shahobov], Nashri duyum,

Murattib doktori ilmi san'atshinosi Azizi F.A., ER-graf, Dushanbe, 264 p. (in Tajik)

Сведения об авторе

Абдурашидов Абдували Абдулмаджидович, кандидат искусствоведения, доцент Таджикского государственного института культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде E-mail: navo@mail.ru

Author information

Abduvali A. Abdurashidov, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent at the Mirzo Tursunzade Tajik State Institute of Culture and Arts E-mail: navo@mail.ru

Поступила в редакцию 27.12.2019 После доработки 18.04.2020 Принята к публикации 23.04.2020

Received 27.12.2019 Revised 18.04.2020 Accepted for publication 23.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.