Научная статья на тему 'О макоме Бузрук'

О макоме Бузрук Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / БУХАРА / ШАШМАКОМ / БУЗРУК / САРАХБОР / ТАЛКИНИ УЗЗОЛ / НАСРУЛЛОИ / САВТИ САРВИНОЗ / БУХОРО ИРОКИ / MAKOM / BUKHARA SHASHMAQOM / BUZRUK / SARAHBOR / TALKINI UZZOL / NASRULLOI / SAVTI SARVINOZ / IRAKI BUKHARA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турабоева Башорат Рахмонжановна

Маком Бузрук в системе Шашмакам начал находить свое решение на месте первоначального макома с конца 19 века. На первом месте в музыкальных трактатах 19-го века в Бухаре был показан маком Рост. А в информации, представленной в брошюрах, написанных позже, первое место занял маком Наво. В данной статье говорится о макоме Бузрук, который входит в состав Бухарского Шашмакома. А также кратко о его структуре, методе исполнения и о некоторых его произведениях, таких как Сарахбори Бузрук, талкини Уззол, Насруллои, Савти Сарвиноз и Бухоро Ироки.Makom Buzruk in the Shashmakam system began to find its solution on the site of the original makom from the end of the 19th century. The first place in musical treatises of the 19th century in Bukhara was shown by makom Rost. And in the information provided in the pamphlets written later, Makom Navo took the first place. This article refers to the Buzruk makom, which is part of the Bukhara Shashmakom. And also briefly about its structure, method of execution and some of its works, such as Sarahbori Buzruk, Talkini Uzzol, Nasrulloi, Savti Sarvinoz, Iraki Bukhara.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О макоме Бузрук»

О МАКОМЕ БУЗРУК Турабоева Б.Р. Email: Turabо[email protected]

Турабоева Башорат Рахмонжановна - преподаватель, кафедра национального пения, факультет народного творчества, Институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Маком Бузрук в системе Шашмакам начал находить свое решение на месте первоначального макома с конца 19 века. На первом месте в музыкальных трактатах 19-го века в Бухаре был показан маком Рост. А в информации, представленной в брошюрах, написанных позже, первое место занял маком Наво. В данной статье говорится о макоме Бузрук, который входит в состав Бухарского Шашмакома. А также кратко о его структуре, методе исполнения и о некоторых его произведениях, таких как Сарахбори Бузрук, талкини Уззол, Насруллои, Савти Сарвиноз и Бухоро Ироки.

Ключевые слова: маком, бухара, Шашмаком, Бузрук, Сарахбор, Талкини Уззол, Насруллои, Савти Сарвиноз, Бухоро Ироки.

ABOUT MAKOM BUZRUK Turabоeva B.R.

Turabc>eva Bashc>rat Rachmоnjаnovna - Lecturer, NATIONAL SINGING, FACULTY OF FOLK ART, INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Makom Buzruk in the Shashmakam system began to find its solution on the site of the original makom from the end of the 19th century. The first place in musical treatises of the 19th century in Bukhara was shown by makom Rost. And in the information provided in the pamphlets written later, Makom Navo took the first place. This article refers to the Buzruk makom, which is part of the Bukhara Shashmakom. And also briefly about its structure, method of execution and some of its works, such as Sarahbori Buzruk, Talkini Uzzol, Nasrulloi, Savti Sarvinoz, Iraki Bukhara.

Keywords: makom, Bukhara Shashmaqom, Buzruk, Sarahbor, Talkini Uzzol, Nasrulloi, Savti Sarvinoz, Iraki Bukhara.

УДК 784.22

Маком - один из основных понятий в профессиональной музыке узбеков, что может пониматься как ладово-мелодическая модель, или как музыкальный жанр. Каждый узбекский маком имеет собственное название символизирующее определенную философскую или психологическую концепцию. Слово "Шашмаком" по-таджикски означает шесть макомов. Каждый из макомов имеет свое название, например Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок. Каждый из них представляет собой крупноформатную серию произведений, включающую от 20 до 45 больших и малых размеров макомов.

Сарахбори Бузрук - это первая ветвь макома Бузрук. Слово "Сарахбор" происходит от персидского языка, "сар"-это главный, начальный, а "ахбор" -весть, то есть "главная весть", "начальная весть". А "Бузрук" - возвышенный, придает смысл великому. Сарахбори Бузрук характеризуется своим широким размахом и сложностью исполнения в пределах самого Сарахбора. Сарахбори Бузрук отличется среди сарахборов своим рознообразием и сложностью исполнения. Сарахбори бузрук имеен 6 тарона и каждая из них имеет свой усул. 1 -тарона напоминает уйгурскую мелодию, а усуль является одним из сложных. А 2 -

3-4-тароны напоминают маленькие песенки. 5-6-тароны исполняются на усуле талкин и отличается своей сложностью по сравнению с другими таронами. Конец 6- тароны, то есть супориш связывается с Уззолом.

Давние времена, традиционные музыканты, мастера искусства на протяжении столетий систему нот макомов настраивали под струны танбура. В связи с этим существует сочетание понятий и терминов, используемых для описания системы нот макомов. Например, нотная система макома Бузрук «зул арба» то есть кварта или музыкальном языке с «двумя руками» и начинается с четвертой ноты и возвращается к тому же месту. С научной точки зрения, эта нота соответствует первой октавной «ре». А музыканты просто называют это «бузрук сози» или «бузрук пардаси» [1].

Талкини Уззол исполняется после Сарахбори Бузрук и является следующей ветвью макома Бузрук. Слово "талкин" переводится с арабского языка, означает толкование, определение. "Уззол" - означает "спрыгнуть вниз". Эта ветвь имеет только одну тарона. В ней повторяется ноты Талкини Уззола, но ее отличие от других таронов состоит в том, что ноты резко прыгают в верх. В древние времена Талкини Уззол исполнялось наставниками, а его тарона учениками.

Исхак Раджабов цитирует в своей монографии «Макомлар»: "Макомы -музыкальный жанр древних народов на Востоке. Они были созданы профессиональными музыкантами и певцами на основе их уникального музыкального богатства и стали самостоятельным музыкальным жанром в процессе длительного культурного и исторического развития." Образцы классической музыки, вдохновленные нашими предками, стали неотъемлемой частью узбекской художественной и духовной культуры [2].

Насруллои следующая ветвь макома Бузрук является благородной и достойной. Отделяется от сарахбори Бузрук и Талкини Уззол своей мелодичностью. Он наводняет человека своими привлекательными ханг и зангула. Слово "наср" означает победу. Тароны Насруллои исполняются не повторяя друг друга. Хотя лады данных троих тароны одинаковы, усули и мелодичность разнообразны. Другая часть макома Бузрук под названием насри Уззол отличается от Талкини Уззол только своим усулем и словами произведения. Мелодичность и намуд одинаковы. Усул Насри Уззола очень привлекателен. Он является одним из самых известных произведений Шашмакома.

Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это [3].

Савти Сарвиноз. Сарвиноз - означает привлекательная, красивая. Неудивительно, что это определение в точности совпадает. Потому что Савти Сарвиноз - самый красивый из всех савтов. Савт -это арабское слово, оно означает мелодию, звук музыки. В некоторых источниках цитируется, что он также приходит в смысле эха, то есть это музыкальное произведение, созданное в ответ на определенные имитирующие мелодии в основе композиторских правилах. После исполнения Савт переходится в талкинча, затем, кашкарча, сокийнома, уфор.

Бухоро Ироки создан на базе Сарахбори Ирок. Здесь изменены только звукоряды. То есть Бухоро Ироки приспособлен к звукорядам макома Бузрук. Усул дойры, способ пения, намуд, масштаб стихотворения, к которому они обращены, тоже немного различаются. Поэтому Бухоро Ироки входит в состав макома Бузрук. Талкинчаи Ироки Бухоро исполняется в усуле талкинча и является вариантом произведения Бухоро Ироки.

Чапандози Ироки Бухоро. Чапандоз - "левый шаблон" означает то, что он отражен, то есть получен обратный шаблон. Точнее, обратный усул дойры талкина.

Сопротивление чапандоза талкину ощущается в ходе музыки. Звукоряды, намуды, хотя и одинаковые, но мелодия и усул дойры сочинён в противоположном направлении [4].

Как и в других макомах, Бузрук также имеет прекрасные тона. На языке традиционных музыкантов их называют «ним парда», то есть пол ноты и «миён парда», что означает середина ноты. Основное отличие этих нот заключается в том, что они не имеют определенного измерения. Поэтому они не имеют конкретной функции в общей системы лад. Они исполняются как дополнительные и декоративные тоны рядом со стабильными нотами. Тем не менее, тонкие мелодии служат очень важным инструментом в системе нот макомов и имеют особое значение для представления изображения определенного макома. Их невозможно описать записями. Но на практике традиционные музыканты, естественно, изучают тонкие звуки с помощью чувства музыки.

Список литературы /References

1. Азизбоев С.С. Особенные черты макомов Узбекистана. «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

2. Пирматова Н. История 12 макомов и их названия. «Проблемы современной науки и образования». № 2 (135), 2019.

3. Салихова М.Ж. Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

4. Матёкубов Ш. «Анъанавий ижрочилик тарихи». «Нишон ношир». Ташкент, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.