Научная статья на тему 'Значение информационно-образовательной среды для воспитания современного облика сотрудника МЧС'

Значение информационно-образовательной среды для воспитания современного облика сотрудника МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуткин А. Н., Калач А. В., Старов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение информационно-образовательной среды для воспитания современного облика сотрудника МЧС»

Значение информационно-образовательной среды

для воспитания современного облика сотрудника МЧС

А. Н. Шуткин, канд. физ.-мат. наук, зам. начальника института по учебной работе, А. В. Калач, д-р хим. наук, доцент, зам. начальника института по научной работе, В. Н. Старов, д-р техн. наук, профессор ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Совершенствование системы образования предполагает новые приоритеты для целей общего и специального образования. Среди этих приоритетов есть такой, как формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.

Информационная компетенция в процессе познания предполагает, например, следующие умения. Во-первых, каждому человеку необходимо самостоятельно работать с информацией, включая подобные действия: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать и т. д. Второе, при поиске знаний необходимо следовать правилам алгоритмизации и уверенно моделировать изучаемые объекты. Далее. Необходимо уметь проектировать (прогнозировать) поведение исследуемых объектов и процессов, в том числе, при взаимодействии с другими объектами. Наконец, необходимо ответственно реализовывать свои идеи и планы. К тому же сотрудникам МЧС необходимо принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях. Однако самое главное, что этому необходимо учиться всю жизнь, на всех постах и каждый раз на новом уровне и в новых условиях современной динамичной жизни общества.

Сегодня современная система образования в системе МЧС развивается с учетом не только на основе вышеуказанных особенностей, но и с учетом многих сложных принципов. При этом одна из главных особенностей такова: человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом, значительно более сложном, где требуется не только высокий профессионализм, но и необходимость пожертвовать собой или своим здоровьем во имя интересов людей, общества.

Готовность к самопожертвованию делает сотрудников МЧС особыми людьми. Но подвиг возможен лишь в том случае, если люди настроены на это сами. Однако значительная часть профессиональной готовности — идти впереди всех, во многом формируется системой обучения профессии.

Простым примером из прошлого или настоящего, а также приказом эти свойства человеческого характера установить нельзя. Поэтому необходимо с раннего периода обучения иметь такую систему, которая на каждом шагу информационно, психологически, морально и нравственно обеспечивала бы формирование требуемого облика курсанта, а затем действующего сотрудника МЧС. При этом исходят из того, что необходимо приоритетное

направление реформирования системы образования, в которой одним из главных является ее информатизация в нужном направлении формировании гражданского и профессионального облика сотрудника МЧС.

Укажем, что применение информационно-коммуника-ционных технологий (ИКТ) в вышеуказанной направленности, включая процессы образования всех уровней, является не только одним из важнейших направлений развития современного информационного общества, но и необходимостью его нравственных качеств. Информационно-коммуникационные технологии способны предложить широкие возможности для развития систем образования любого уровня. В этом глобальном процессе требуется стимулировать укрепление потенциала любого направления исследований в использовании информационно-коммуникационных технологий для развития образовательных процессов в системе МЧС.

Информатизация является необходимая основа, на которой преподаватели готовят к жизни профессионалов МЧС в условиях нового общества. Отметим, что применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. В этих условиях требуется особая подготовка педагогов, обучающих курсантов и сотрудников для МЧС. Преподаватели, обучая навыкам работы с компьютерными технологиями, включая вхождение в ИКТ, сами должны владеть передовыми приёмами и технологиями. В этом направлении в нашем вузе есть определенные успехи, чему способствует современная база. Только за последние два года у нас введены в строй и успешно используются в обучающих процессах 4-5 современных компьютерных классов — комплексов.

Эффективное использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании позволяет радикально изменить существующую систему обучения, включая её высшее звено. Для этого необходимо, чтобы организация учебного процесса стала инновационной, в том смысле, что следует широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения. Это позволит ориентировать весь процесс обучения и каждого отдельного обучающегося на новый уровень, достигая конкретных успехов. Однако важно не допустить смещения содержания образовательной деятельности и смысла образовательной информации к простому способу передачи материала от источника к источнику даже в условиях применения новых технологий.

Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося.

Курсантам, сотрудникам предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.

Исходя из указанного, можно утверждать, что роль преподавателя в информационном обществе, в том числе учебного заведения МЧС сегодня меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, он становится руководителем направляющей силы обучающего процесса в образовательном направлении. В тоже время, роль единоначалия и субординационных правил не подрывается.

Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения, как преподавателя, так и курсантов. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные модели обучения. У мультимедиа существует множество определений, но все они сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также — гибко варьировать учебные графики. Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИКТ в подготовке специалистов МЧС.

В этих условиях школа, вуз должны формировать у обучающихся новые навыки — умение адаптироваться ко всяким сложностями, найти себя в этом мире, обрести уверенность и профессиональные навыки. Поэтому каждому требуется умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Но, к сожалению, курсанты это делают без особого умения, усердия, а порой с опаской и неохотно. В этом направлении предстоит много работ по совершенствованию процесса обучения.

Отсутствие желания, а чаще всего недостаток средств у курсантов дома на компьютер, является реальностью, которую пока сложно устранить. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация модели учебного процесса, ориентированного не только на самостоятельную работу курсантов, но и коллективные формы обучения, с выделением лидеров, осуществление их стимулирования при общем формировании необходимых навыков у всего коллектива. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, поскольку изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить обучающимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе и среде МЧС. Таким образом, ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования в системе вузов МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.