целенаправленного процесса формирования у обучающихся необходимых профессионально важных качеств и повысить качество и эффективность воспитательной работы.
Список литературы
1. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. Новокузнецк: ИПК, - 2002. - 242 с.
2. Усков В.М., Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур. - Воронеж:. - 2009. - 154 с.
3. Усков В.М., Бондарев С.С., Маркова Е.В., Крючкова В.В., Болдырева О.Н. Психодиагностика как метод выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Инновации в авиационных комплексах и системах военного назначения. Сборник научно-методических материалов. Вып. 32. Ч. 9. ВАИУ (г. Воронеж). - 2009. С. 135-140.
4. Андреева И.А. Медико-психологи-ческое исследование курсантов ВУЗа МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики. Автореф. кан. психол. наук., Санкт-Петербург, - 1996. - 16 с.
ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЛИКА СОТРУДНИКА МЧС
Шуткин А.Н. к.ф.м.н., заместитель начальника института по учебной работе, Калач А.В., д.х.н., доцент, заместитель начальника института по научной работе, Старов В.Н. д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС
России, г. Воронеж
Рассматриваются общие вопросы применения мультимедиа в информационно - образовательной среде высшего учебного заведения
Совершенствование системы образования предполагает новые приоритеты для целей общего и специального образования. Среди этих приоритетов есть такой, как формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.
Информационная компетенция в процессе познания предполагает, например, следующие умения. Во-первых, каждому человеку необходимо самостоятельно работать с информацией, включая подобные действия: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать и т.д. Второе, при поиске знаний необходимо следовать правилам алгоритмизации и уверенно моделировать изучаемые объекты. Далее. Необходимо уметь проектировать (прогнозировать) поведение исследуемых объектов и процессов, в том числе, при взаимодействии с другими объектами. Наконец, необходимо ответственно реализовывать свои идеи и
планы. К тому же сотрудникам МЧС необходимо принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях. Однако самое главное, что этому необходимо учиться всю жизнь, на всех постах и каждый раз на новом уровне и в новых условиях современной динамичной жизни общества.
Сегодня современная система образования в системе МЧС развивается с учетом не только на основе вышеуказанных особенностей, но и с учетом многих сложных принципов. При этом одна из главных особенностей такова: человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом, значительно более сложном, где требуется не только высокий профессионализм, но и необходимость пожертвовать собой или своим здоровьем во имя интересов людей, общества.
Готовность к самопожертвованию делает сотрудников МЧС особыми людьми. Но подвиг возможен лишь в том случае, если люди настроены на это сами. Однако значительная часть профессиональной готовности - идти впереди всех, во многом формируется системой обучения профессии.
Простым примером из прошлого или настоящего, а также приказом эти свойства человеческого характера установить нельзя. Поэтому необходимо с раннего периода обучения иметь такую систему, которая на каждом шагу информационно, психологически, морально и нравственно обеспечивала бы формирование требуемого облика курсанта, а затем действующего сотрудника МЧС.
При этом исходят из того, что необходимо приоритетное направление реформирования системы образования, в которой одним из главных является ее информатизация в нужном направлении формировании гражданского и профессионального облика сотрудника МЧС.
Укажем, что применение информационно-коммуника-ционных технологий (ИКТ) в вышеуказанной направленности, включая процессы образования всех уровней, является не только одним из важнейших направлений развития современного информационного общества, но и необходимостью его нравственных качеств. Информационно-коммуникационные технологии способны предложить широкие возможности для развития систем образования любого уровня. В этом глобальном процессе требуется стимулировать укрепление потенциала любого направления исследований в использовании информационно-коммуникационных технологий для развития образовательных процессов в системе МЧС.
Информатизация является необходимая основа, на которой преподаватели готовят к жизни профессионалов МЧС в условиях нового общества. Отметим, что применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. В этих условиях требуется особая подготовка педагогов, обучающих курсантов и сотрудников для МЧС. Преподаватели, обучая навыкам работы с компьютерными технологиями, включая вхождение в ИКТ, сами должны владеть передовыми приёмами и технологиями. В этом направлении в нашем вузе есть определенные успехи,
чему способствует современная база. Только за последние два года у нас введены в строй и успешно используются в обучающих процессах 4-5 современных компьютерных классов - комплексов.
Эффективное использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании позволяет радикально изменить существующую систему обучения, включая её высшее звено. Для этого необходимо, чтобы организация учебного процесса стала инновационной, в том смысле, что следует широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения. Это позволит ориентировать весь процесс обучения и каждого отдельного обучающегося на новый уровень, достигая конкретных успехов. Однако важно не допустить смещения содержания образовательной деятельности и смысла образовательной информации к простому способу передачи материала от источника к источнику даже в условиях применения новых технологий.
Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося.
Курсантам, сотрудникам предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.
Исходя из указанного, можно утверждать, что роль преподавателя в информационном обществе, в том числе учебного заведения МЧС сегодня меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, он становится руководителем направляющей силы обучающего процесса в образовательном направлении. В тоже время, роль единоначалия и субординационных правил не подрывается.
Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения, как преподавателя, так и курсантов. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные модели обучения.
У мультимедиа существует множество определений, но все они сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.
Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также - гибко варьировать учебные графики. Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИКТ в подготовке специалистов МЧС.
В этих условиях школа, ВУЗ должны формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться ко всяким сложностями, найти себя в этом мире, обрести уверенность и профессиональные навыки. Поэтому каждому требуется умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Но, к сожалению, курсанты это делают без особого умения, усердия, а порой с опаской и неохотно. В этом направлении предстоит много работ по совершенствованию процесса обучения.
Отсутствие желания, а чаще всего недостаток средств у курсантов дома на компьютер, является реальностью, которую пока сложно устранить. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация модели учебного процесса, ориентированного не только на самостоятельную работу курсантов, но и коллективные формы обучения, с выделением лидеров, осуществление их стимулирования при общем формировании необходимых навыков у всего коллектива. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, поскольку изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить обучающимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе и среде МСЧ. Таким образом, ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования в системе вузов МЧС.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СОЦИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Шуткин А.Н. к.ф.-м.н., заместитель начальника института по учебной работе, ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж Усков В.М., д.м.н., профессор, Воронежский государственный технический университет, г.
Воронеж,
Теслинов И.В., Летникова К.Б. - клинический ординатор, Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, г. Воронеж
Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.
Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка