В этих условиях школа, ВУЗ должны формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться ко всяким сложностями, найти себя в этом мире, обрести уверенность и профессиональные навыки. Поэтому каждому требуется умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Но, к сожалению, курсанты это делают без особого умения, усердия, а порой с опаской и неохотно. В этом направлении предстоит много работ по совершенствованию процесса обучения.
Отсутствие желания, а чаще всего недостаток средств у курсантов дома на компьютер, является реальностью, которую пока сложно устранить. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация модели учебного процесса, ориентированного не только на самостоятельную работу курсантов, но и коллективные формы обучения, с выделением лидеров, осуществление их стимулирования при общем формировании необходимых навыков у всего коллектива. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, поскольку изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить обучающимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе и среде МСЧ. Таким образом, ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования в системе вузов МЧС.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СОЦИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Шуткин А.Н. к.ф.-м.н., заместитель начальника института по учебной работе, ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж Усков В.М., д.м.н., профессор, Воронежский государственный технический университет, г.
Воронеж,
Теслинов И.В., Летникова К.Б. - клинический ординатор, Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, г. Воронеж
Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.
Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка
значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.
Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна
Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.
Воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания, как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение, то есть вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.
Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный. Педагогическая система, таким образом, является более узким понятием, чем воспитательная система, но она является ее основой. Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
В педагогике давно получило признание понятие "дидактическая система", которая включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности
целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучаемых.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время
она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Воспитательная система имеет определенную структуру, которая включает цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности. Воспитательная система может зародиться и развиваться только в определенных условиях и быть индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
В особом рассмотрении нуждается проблема соотношения методов обучения и воспитания. Из самой сущности целостного педагогического процесса как процесса воспитания в его широком смысле вытекает представление о педагогических методах как единстве методов обучения и воспитания. К сожалению, классификации методов обучения и воспитания до последнего времени были построены на разных основаниях, что искусственно отдаляло рассмотрение их взаимосвязей и специфики.
Выделяют три основные группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов). К ним относятся лекции, рассказы, доклады, беседы, диспуты, конференции, а также влияние примера воспитателя и др.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся: педагогические требования, поручение, создание воспитывающих ситуаций и др.
3. Методы стимулирования деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, соревнование и др.
Методы обучения классифицируются по трем основным группам:
1. Группа методов организации учебно-познавательной деятельности. Сюда входят словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Группа методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии и
др.)
3. Группа методов контроля (устный, письменный, лабораторный контроль и др.) и самоконтроль в процессе обучения.
В классификациях методов воспитания (в узком смысле) и обучения имеется много общего. И в одном и в другом случае за основу берется организация деятельности. Только в случае обучения акцент делается на учебно-познавательную деятельность при использовании всех других ее видов, а в процессе воспитания на общественно полезную деятельность в ее самых разнообразных видах. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Поэтому в классификацию методов воспитания полезно добавить методы контроля и самооценки, а в классификации методов обучения усилить роль методов стимулирования, которые давно уже применяются в воспитательном процессе. Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, так как невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений.
В то же самое время методы воспитания, особенно такие, как предъявление требований, поощрение, порицание, создание общественного мнения, пример воспитателя и др., выступают в роли методов стимулирования учения. Более того, без применения методов воспитания в процессе обучения невозможно обеспечить его успешное и тем более оптимальное функционирование.
При этом надо четко представлять себе, что одновременно и методы обучения, и методы воспитания (как и эти процессы в целом) реализуют в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции. Такой более диалектический подход к педагогическим методам является реальным шагом на пути к обеспечению подлинного единства обучения и воспитания, к которому давно стремятся педагогическая теория и практика.
Таким образом, процесс воспитания имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов, в которой выделяются: цель, содержание, методы, средства, организационные формы. С категорией структуры воспитательного процесса непосредственно связана его целостность, как интегрированность, самодостаточность, самостоятельность, автономность развивающейся педагогической системы, связанные с ее внутренней активностью. В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов.
Список литературы
1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. -М.: ТК Велби, 2004. 208 с.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001. 266 с.
3. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов. -М.: Владос, 2003. -160 с.
4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
5. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. -Минск, 1995. 212 с.
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
Шуткина С.А., к.юр.н., доцент, ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж Спичкин М.Ю., Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В настоящее время России существует проблема высокого уровня чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и социально характера. Ежегодно в Российской Федерации аварии и катастрофы уносят более 50 тыс. человеческих жизней, увечья получают более 250 тыс. человек. Жизнь, здоровье многих людей напрямую зависит от профессиональных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России, от того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно будут действовать спасатели МЧС России при ликвидации последствий всевозможных аварий, катастроф, пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Профессия пожарного (спасателя) по праву является одной из самых опасных. Их деятельность осуществляется в экстремальных ситуациях с риском для жизни. Учитывая то, что на сотрудниках ГПС МЧС России лежит огромная ответственность за других людей, им приходится в экстремальных ситуациях правильно оценить ситуацию, принять верное решение и при этом иметь адекватное поведение. Плодотворная деятельность спасателей зависит не только от генетически обусловленных свойств личности, но и от профессионально важных качеств, то есть приобретенных в процессе деятельности знаний, умений и навыков.
Также стоит отметить, что профессиональная деятельность сотрудников государственной противопожарной службы, которые обеспечивают ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессовых факторов, воздействие которых при недостаточном уровне профессионально важных качеств может привести к снижению эффективности выполнения деятельности.