Научная статья на тему 'Проблема воспитания курсантов в вузах ГПС МЧС России'

Проблема воспитания курсантов в вузах ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ / ВУЗЫ МЧС РОССИИ / EDUCATION PROBLEM / HIGH SCHOOLS FIREFIGHTING SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Андрей Викторович

Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь, по сути, определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика. К числу представителей подобных профессий относятся пожарные, спасатели, для которых нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо важны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF EDUCATION OF CADETS IN HIGH SCHOOLS FIREFIGHTING SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

For a number of trades education has basic value, being as a matter of fact defining for formation as moral, and as a whole professional shape. Firemen, rescuers for whom moral belief and a sense of responsibility for safety of people are especially important concern number of representatives of similar trades.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания курсантов в вузах ГПС МЧС России»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

УДК 37.034

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ

А.В. Гуров

Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь, по сути, определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика. К числу представителей подобных профессий относятся пожарные, спасатели, для которых нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо важны.

Ключевые слова: проблема воспитания, вузы МЧС России.

Вузы Г осударственной противопожарной службы (далее - ГПС) - наиболее важный, главенствующий элемент системы подготовки сотрудников МЧС России. Достижение высокого уровня эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России является главным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способные решать задачи ГПС МЧС России.

Процесс воспитания в вузах ГПС МЧС России осуществляется как в ходе образовательного процесса, так и непосредственно путем проведения воспитательной работы.

Основной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России является формирование не только профессионально подготовленной личности сотрудника ГПС МЧС России, но и всесторонне развитой, морально и психологически устойчивой.

Главная задача воспитания — раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору [1].

Для совершенствования процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России необходимо провести анализ современных принципов, методов, закономерностей его осуществления. В ходе анализа научнопедагогической литературы установлено, что большинство зарубежных и отечественных представителей педагогической науки рассматривают в качестве важнейшего пути совершенствования воспитания утверждение в педагогической теории и практике гуманистического подхода.

Основная идея данного подхода заключается в том, что воспитание рассматривается как процесс, теснейшим образом связанный с деятельностью человека, с познанием личности и учетом индивиду-

Андрей Викторович Г уров - ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России», тел. +7-951-567-27-61.

альных особенностей, потребностей, интересов, ценностей.

С позиций этого подхода основой воспитания является педагогическое взаимодействие людей как субъектов процесса воспитания.

Курсанты ГПС МЧС России взаимодействуют с другими людьми во всех жизненных сферах: в процессе труда и на отдыхе, в период учебы, службы и досуга, занимаясь общественной деятельностью и проводя время в кругу семьи.

Таким образом, взаимодействие носит как вертикальный (педагог - курсант), так и горизонтальный (курсант - курсант) характер. Следовательно, воспитание, выступая стороной взаимодействий участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, пронизывает всю учебную, служебную, общественную, спортивную, бытовую и другие виды деятельности и не может быть локализовано лишь только в педагогической сфере.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России достигается посредством решения совокупности ряда задач:

- учебных (формирование научно-

практических и профессионально-ориентированных знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями),

- воспитательных (формирование всестороннеразвитой, творчески активной и самостоятельной личности),

- развивающих (развитие, совершенствование профессиональных навыков).

В совершенствовании теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России в процессе исследования обоснована необходимость применения педагогического моделирования, начиная с формирования модели сотрудника ГПС МЧС России.

В разработанную модель сотрудника ГПС МЧС России включены выделенные Э.Ф. Зеером подструктуры личности: профессиональная

направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свойства.

Профессиональная направленность сотрудника ГПС включает: систему нравственных ценностей, понимание сущности и социальной значимости деятельности сотрудника ГПС; мотивы самореализации посредством профессиональной деятельности.

Компетентность сотрудника ГПС МЧС России в целом должна включать следующие разновидности компетенций: профессиональную; социальную; персональную; информационную; экологическую.

Профессиональная компетентность сотрудников ГПС МЧС включает компетенции: специальную; коммуникативную; аутокомпетентность; организаторскую.

Профессионально важные качества сотрудника ГПС МЧС России включают: активность, ответственность, память, оперативное мышление, организованность, собранность, настойчивость, эмоциональную устойчивость, наблюдательность, внимание, решительность, контактность.

К наиболее важным психофизиологическим свойствам сотрудника ГПС следует отнести: гибкость (пластичность); абстрагирование; рефлексивность; вербализацию; эмоциональную стабильность, хорошую приспособляемость к сложным условиям, адекватную самооценка.

Деятельность пожарных, сотрудников ГПС МЧС России осуществляется на основе принципов: принцип гуманизма и милосердия; принцип единоначалия руководства; принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ; принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

В модели сотрудника ГПС МЧС России также учтены возложенные на него обязанности.

Модель сотрудника ГПС МЧС России, служащая основой процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России, также включает следующие компоненты и отличительные особенности деятельности при ликвидации чрезвычайной ситуации: субъект деятельности - сотрудник ГПС, обладающий профессиональной компетентностью, набором специфических качеств и характеристик; сложный объект деятельности; содержание деятельности; формы осуществления деятельности; максимальное напряжение психических и физических сил; специфика приемов, методов и средств деятельности; высокая личностная, общественная и государственная значимость

результатов деятельности, достижение особого её результата (спасение людей, имущества, материальных и культурных ценностей; обеспечение безопасности личности, общества и государства и т.д.) [2].

Таким образом, основными направлениями профессионального воспитания, понимаемого в онтологическом смысле, должны стать:

- создание в вузе культуросообразной среды

(по Н. Е. Щурковой — предметно -

пространственного, поведенческого, событийного и информационного культурного окружения) [3];

- обеспечение условий для максимального и всестороннего самовыражения курсанта и преподавателя в конструктивной, социально полезной деятельности;

- стимулирование разноуровневого и разноаспектного педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов в различных видах совместной деятельности [4].

При этом важнейшей воспитательной функцией системы непрерывного образования является стимулирование самосовершенствования человека, его самопреобразования для решения задач усложняющейся креативной социальной практики, когда человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности.

Литература

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М., 2003. С. 137—144.

2. Солнцев В.О. Психолого-педагогическое сопровождение в процессе подготовки кадров Г осударственной противопожарной службы МЧС России. // XXI век: ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. НАУКА: сборник научных статей. Выпуск 10. СПб.: Лема, 2010. С. 134-146.

3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

4. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М.: «Академия», 2002.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»

PROBLEM OF EDUCATION OF CADETS IN HIGH SCHOOLS FIREFIGHTING SERVICE

OF EMERCOM OF RUSSIA

A.V. Gurov

For a number of trades education has basic value, being as a matter of fact defining for formation as moral, and as a who le professional shape. Firemen, rescuers for whom moral beliefand a sense of responsibility for safety of people are especially important concern number of representatives of similar trades.

Keywords: an education problem, high schools firefighting service of EMERCOM of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.