ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Усков В.М., д.м.н., профессор, Воронежский государственный
технический университет, г. Воронеж, Теслинов И.В., Летникова К.Б. - клинический ординатор, Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж,
Квашнина Г.А., к.т.н., доцент,
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В настоящее время особенно актуальным является проблема воспитательной работы в высших учебных заведениях, производящих подготовку специалистов в области защиты в чрезвычайных ситуациях, безопасности жизнедеятельности и пожарной охраны, поскольку личностные качества и ценностные ориентации данного специалиста являются главным условием успешного решения им профессиональных задач.
Совершенствование педагогической системы и исследование методических аспектов воспитательной работы в высшем учебном заведении, направленных на повышение эффективности педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности и психологической устойчивости специалистов в структуре высшего профессионального образования.
В современных условиях признается особая роль высокой морально-психологической готовности, психологической усточивости личного состава спасательных формирований в ликвидации последствий аварийных и катастрофических ситуаций.
Системное рассмотрение качеств специалистов спасательных подразделений приводит к необходимости анализа понятия «морально-психологическая готовность», сущность которого в педагогической литературе исследована недостаточно полно. В педагогике и психологии готовность человека к определенной деятельности рассматривается как фундаментальная основа ее успешного выполнения.
Состояние готовности связывается как с устойчивыми особенностями, свойственными данному человеку, так и ситуативными факторами трудовой задачи. Понятие «готовность» отражает мотивационный аспект личности. Он отмечает, что в самом слове звучит выражение желания, а также фактор ситуативности (временности), поскольку оно воспринимается скорее как характеристика состояния, нежели как качество личности.
Анализ готовности к труду свидетельствует, что возможно выделение, с одной стороны, общей или длительной, а с другой временной или ситуативной готовности. Первая чаще всего связана с готовностью к выполнению тех или иных задач деятельности, поскольку представляет собой устойчивую систему профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, а также мотивов
деятельности, следовательно, может рассматриваться как устойчивая характеристика личности.
Готовность как психологическое состояние личности слушателя или курсанта - это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активное и целесообразное действие во время обучения и с началом работы после вуза. Понятие профессиональной готовности как категории теории деятельности рассматривается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой - как установка на что-то. Теоретическое изучение установки, как одного из механизмов регуляции поведения человека, позволяет нам глубже понять процесс вовлечения личности в конкретную деятельность, а, следовательно, раскрыть пути формирования и развития ее готовности; активного творческого отношения к профессиональной деятельности.
Психологическая готовность и психологическая устойчивость складывается из двух составляющих:
1) психофизиологической устойчивости обусловленной состоянием организма;
2) психологической устойчивости, обусловленной профессиональной подготовкой и общим функциональным уровнем психологических свойств личности (сюда входят специфическая подготовленность к действиям в нестандартных ситуациях, способность к оперативному мышлению, к срочной актуализации знаний для принятия решения, наличие высокой мотивации и установки на благополучный исход, чувство долга и ответственности).
Таким образом, возникает необходимость определения сущности и структуры морально-психологической готовности как сложного социально-психологического феномена, разработки педагогического обеспечения процесса ее формирования у обучающихся в условиях вуза.
Целью педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности является создание стройной согласованной системы деятельности субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса.
Методическое обеспечение процесса формирования морально-психологической готовности направлено на совершенствование его организации.
Социально-психологическое обеспечение заключается в осуществлении комплекса мероприятий по анализу и поддержанию уставных межличностных отношений, формированию коллективных настроений и мнений.
Научное обеспечение включает научно-исследовательскую работу, направленную на проведение исследований по проблемам современных методов, способов и технологий формирования у студентов, курсантов и слушателей морально-психологической готовности, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых технологий, разработку новых методик обучения, проведение педагогических экспериментов и обработку результатов исследований.
Задачами кадрового обеспечения являются: подбор педагогических кадров, обеспечивающих эффективное формирование морально-психологической готовности; повышение их квалификации; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня их профессионального мастерства.
Главной задачей материально-технического обеспечения является предоставление средств, необходимых для проведения всех видов учебных занятий и воспитательной работы .
Все виды педагогического обеспечения взаимосвязаны, при этом, исходя из специфики вуза как образовательного учреждения, ведущая роль принадлежит методическому обеспечению, оказывающему максимальное влияние на организацию учебно-воспитательного процесса в целом и, следовательно, на качество подготовки специалистов.
На основе анализа процесса подготовки специалиста в вузе нами определена структура педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности специалистов, которая включает: нормативно-методическую базу; программу (системообразующий элемент); цели, содержание; методы; формы; педагогические кадры; обучающийся контингент; воспитательную среду.
Учитывая, что процесс формирования морально-психологической готовности и психологической устойчивости протекает в рамках планового учебно-воспитательного процесса, ведущими функциями педагогического обеспечения являются сферы руководства педагогической деятельностью преподавательского состава и актуализации формирования морально -психологической готовности для успешного решения учебных задач в современных условиях.
Основой педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности является воспитательная система вуза и осуществляется с использованием разработанной модели воспитательной среды. Современная действительность вызывает необходимость разработки для формирования морально-психологической готовности специалистов воспитательной системы, методической системы воспитательной работы в вузе, технологий и методик воспитания; формирования воспитательной среды. Реализация предложенной модели формирования морально-психологической готовности и психологической устойчивости специалиста спасательных подразделений к профессиональной деятельности предполагает использование соответствующих методик формирования профессиональных качеств у специалистов и позволяет перевести воспитательную работу на научную основу.
Таким образом, морально-психологическая готовность и психологическая устойчивость специалистов по безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях является одним из наиболее важных факторов его профессиональной подготовки, что позволяет скоординировать усилия должностных лиц вуза по организации
целенаправленного процесса формирования у обучающихся необходимых профессионально важных качеств и повысить качество и эффективность воспитательной работы.
Список литературы
1. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. Новокузнецк: ИПК, - 2002. - 242 с.
2. Усков В.М., Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур. - Воронеж:. - 2009. - 154 с.
3. Усков В.М., Бондарев С.С., Маркова Е.В., Крючкова В.В., Болдырева О.Н. Психодиагностика как метод выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Инновации в авиационных комплексах и системах военного назначения. Сборник научно-методических материалов. Вып. 32. Ч. 9. ВАИУ (г. Воронеж). - 2009. С. 135-140.
4. Андреева И.А. Медико-психологи-ческое исследование курсантов ВУЗа МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики. Автореф. кан. психол. наук., Санкт-Петербург, - 1996. - 16 с.
ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЛИКА СОТРУДНИКА МЧС
Шуткин А.Н. к.ф.м.н., заместитель начальника института по учебной работе, Калач А.В., д.х.н., доцент, заместитель начальника института по научной работе, Старов В.Н. д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС
России, г. Воронеж
Рассматриваются общие вопросы применения мультимедиа в информационно - образовательной среде высшего учебного заведения
Совершенствование системы образования предполагает новые приоритеты для целей общего и специального образования. Среди этих приоритетов есть такой, как формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.
Информационная компетенция в процессе познания предполагает, например, следующие умения. Во-первых, каждому человеку необходимо самостоятельно работать с информацией, включая подобные действия: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать и т.д. Второе, при поиске знаний необходимо следовать правилам алгоритмизации и уверенно моделировать изучаемые объекты. Далее. Необходимо уметь проектировать (прогнозировать) поведение исследуемых объектов и процессов, в том числе, при взаимодействии с другими объектами. Наконец, необходимо ответственно реализовывать свои идеи и