Научная статья на тему 'Совершенствование форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов МЧС России. Актуальные вопросы теории и практики высшего профессионального образования'

Совершенствование форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов МЧС России. Актуальные вопросы теории и практики высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегишев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов МЧС России. Актуальные вопросы теории и практики высшего профессионального образования»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Бегишев, инспектор Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

1. Профессиональные способности сотрудника МЧС.

Пожарные-спасатели выполняют спасательные работы, связанные с пожаротушением, с наводнениями, с природными катастрофами и другими непредвиденными несчастными случаями, а также занимаются ликвидацией последствий несчастных случаев (например: дорожно-транспортное происшествие или нефтяное загрязнение). Спасательная работа опасная и требует доверительного сотрудничества - неправильное решение или поведение может поставить под угрозу здоровье, жизнь или имущество самого спасателя, или же здоровье, жизнь или имущество других людей.

Пожарный-спасатель должен уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте. Необходимо обладать отличным здоровьем, высокой выносливостью, физической силой (не случайно для желающих поступить на такую службу проводится жесткий медицинский отбор).

Представитель данной профессии должен знать правила оказания первой медицинской помощи, обладать крепкой психикой, высокой стрессоустойчивостью - ведь события развиваются непредсказуемо, да и не всех людей удается спасти, иногда они гибнут на глазах, и это необходимо пережить.

Деятельность пожарных сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс. Экстремальные условия характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях знаний и т.п. или многократным, требующим адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса.

Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной деятельности пожарных является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Во время своей рабочей смены пожарник-спасатель находится в состоянии постоянной готовности,

чтобы в случае возникновения кризисной ситуации поспешить на место происшествия для ее решения.

К субъективным причинам стресса относятся: недостаточная опытность, психологическая неподготовленность, низкая эмоциональная устойчивость.

2. Развитие моральных аспектов сотрудника МЧС.

Одним из важнейших направлений воспитания, требующего особого внимания в настоящее время, является развитие социальной ответственности.

При этом следует отметить, что для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь по сути определяющим для формирования социального, морального, профессионального облика их представителей. К числу подобных профессий относятся педагоги, медики, сотрудники правоохранительных органов. Несомненно, к ним следует отнести спасателей, пожарных, сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство социальной ответственности за безопасность людей особо важны.

Сложность и значимость задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности требуют осуществления целенаправленной воспитательной работы по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа службы.

Стратегическим направлением кадровой политики МЧС России определено создание условий для свободного использования всеми работниками Министерства своих способностей, их развития и востребованности в обществе. В концепции кадровой работы в МЧС России поставлена задача создания отвечающей современным требованиям системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России.

Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы.

Руководством МЧС России в качестве основного фактора повышения эффективности работы МЧС России, обеспечения результативности профессиональной деятельности определено совершенствование подготовки сотрудников. Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством её совершенствования является воспитание сотрудников ГПС МЧС России.

Основным элементом системы подготовки кадров ГПС МЧС России являются ВУЗы ГПС МЧС России, функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Подготовка специалистов осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы.

Целью воспитания является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой

личности сотрудника ГПС МЧС России.

Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое воспитание в ВУЗе ГПС МЧС России не только формирует моральный облик обучающихся, сотрудников, но и создает необходимую морально-психологическую атмосферу в ВУЗе и способствует конструктивным связям личного состава с окружающим социумом. Развитию познавательного интереса курсантов способствует такая организация обучения, при которой им предоставляется возможность самостоятельно творчески решать поставленные задачи, выражать свое мнение по рассматриваемым проблемам. Достижение высокого уровня подготовки будущих специалистов в ВУЗах ГПС МЧС России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных ВУЗов как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способных с гарантированными результатами решать задачи, поставленные перед ГПС МЧС России.

- в современных условиях посредством воспитания обучающихся (курсантов, слушателей, студентов) в ВУЗах ГПС МЧС России должны решаться следующие задачи:

- формирование у сотрудников ГПС МЧС России верности Родине и присяге;

- воспитание в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации;

- формирование стремления овладевать профессиональными знаниями, совершенствовать выучку и мастерство, знать и содержать в готовности к применению вверенную технику;

- воспитание профессиональных качеств: честности, дисциплинированности, разумной инициативы, бдительности, товарищества, уважения чести и достоинства сотрудника ГПС МЧС России;

- развитие личности, повышение культурного уровня сотрудников.

- основными направлениями воспитания в ВУЗах ГПС МЧС России являются государственно-патриотическое, духовно-нравственное, профессиональное, правовое, эстетическое, физическое воспитание.

Особенно остро данная проблема стоит перед учебными заведениями силовых ведомств, включая ВУЗы ГПС МЧС России, выпускников которых ориентируют на решение сложных задач обеспечения безопасности страны, мирного населения, их защиты и спасения в различных чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, указанные положения обуславливают актуальность научно-практической разработки и реализации педагогических условий развития социальной ответственности обучающихся в ВУЗах ГПС МЧС России.

Совокупность педагогических условий развития социальной

ответственности у обучающихся в ВУЗах ГПС МЧС России состоит в следующем:

- выделение социальной ответственности в качестве одной из важнейших общекультурных компетенций и в целом компонента профессиональной компетентности сотрудника ГПС МЧС России;

- ориентация процесса воспитания в ВУЗах ГПС МЧС России на развитие самостоятельности личности обучающихся, их субъектной активности, личностной позиции, способности к саморегуляции, принятию решений и ответственности за них;

- проведение педагогической диагностики уровня развития социальной ответственности в системе личностных качеств обучающихся;

- осуществление психолого-педагогической поддержки будущих сотрудников ГПС МЧС России.

Список использованной литературы

1. Артамонов B.C., Моторин В.Б., Ткачев П.А. и [др.] Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы МЧС России. СПб., 2002.

2. Артамонов В.С., Алексеик Е.Б. История пожарной охраны России. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2007.

3. Баженов О.В. Социальное воспитание личного состава МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.

4. Баскин Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: Санкт-Петербургский ин-т ГПС МЧС России, 2004.

5. Баскин Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально -психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России: монография. СПб.: Санкт-Петербургский ин-т ГПС МЧС России, 2003. - 116 с.

6. Баскин Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений: монография. СПб.: Санкт-Петербургский

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

С.В. Берлев, преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

В соответствии с государственными образовательными стандартами по

417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.