Научная статья на тему 'Дезадаптация в степени выраженности асимметрии личностных тенденций'

Дезадаптация в степени выраженности асимметрии личностных тенденций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дезадаптация в степени выраженности асимметрии личностных тенденций»

предысторией вида:

На графике № 2 представлена биотехническая закономерность вида:

На графике № 3 показано, что после обработки данных была получена биотехническая закономерность вида:

На графике № 4 наблюдается биотехническая закономерность вида:

у = 2,06 * хэлг * ЕХр{-1.84 * х) + 1Д1

Коэффициенты корреляции от 0,8 до 1,0 это указывает на существование сильной связи в распределении растений на территории заказника.

Распределение обилия редких и исчезающих видов растений по створам снижается в 2,5 раза, а по полосам увеличивается на 65 %, что объясняется удалением полос от дороги. На это оказывают влияние различные факторы: влажность почвы, приближенность к дороге 20-120 м, затенение от леса, взаимодействия с другими растениями.

Список использованной литературы

1. Абрамов Н.В. Флора Республики Марий Эл: инвентаризация, районирование, охрана и проблемы рационального использования ее ресурсов: Научное издание / Мар.гос.ун-т. Йошкар-Ола, 2000. - 164 с.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ В СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ АСИММЕТРИИ

ЛИЧНОСТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

В.М. Усков, профессор, д.м.н. Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

Личность - это, открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения). Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определят направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. Для простоты представить себе эту систему можно

108

как «личность» как некое дерево - «древо личности». Почва, на которой оно произрастает, это - прародительский генофонд, т.е. некое генетическое наследство, в которое дерево уходит корнями. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или понемногу от каждого из них -конституциональные свойства - особенности его темперамента. Ствол дерева личности представляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности - с окружающими близкими людьми и символически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как эмоции, интеллект, мотивация и коммуникативный стиль. Ни одна из этих подструктур не является более ранней (и, следовательно, первичной) по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности - окрашенности ведущей индивидуальной личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конкретного человека. Крона дерева личности охватывает сферу интересов, социальной активности, морально - нравственных устоев личности. Ее в значительной степени формирует окружение. Изучая базисные структуры личности, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности и в значительной мере определяет основное направление сперва неосознанного влечения, а затем и сознательного выбора человека, что в конечном итоге определяет его судьбу и социальную активность [1-6].

Каждому базовому свойству для осуществления гармонии и равновесия соответствует свойство противоположного знака, каждой индивидуально -личностной тенденции - антитенденция. Равновесие и устойчивость - явления, связанные с равно выраженным противостоянием тенденций полярных по своей сути. Нарушенный в ту или иную сторону баланс создает условия для неустойчивости в связи с перевесом той или иной тенденции, что делает структуру личности менее адаптивной. Степень дезадаптации зависит от того, насколько выражена асимметрия полярно направленных личностных тенденций.

Область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности является психодиагностика. Это основной методический инструментарий при профессиональном психологическом отборе и психопрофилактических мероприятиях. Выделяют четыре основных вида методик психодиагностики:

- тесты;

- анкеты-опросники;

- проективная техника;

- методы диагностики проявления свойств нервной системы.

Применяемые тесты для изучения индивидуальных качеств и свойств

личности основаны на трех основных методических подходах.

Объективный подход базируется на основе регистрации и анализа

объективных показателей успешности выполнения деятельности или моделей рабочих операций адекватных поведению в профессиональной и социальной среде. Используется в основном в психофизиологических, интеллектуальных методиках, тестах специальных способностей и достижений.

Субъективный подход основан на сборе и анализе сведений, сообщаемых о себе испытуемым или экспертном описании поведения в тех или иных ситуациях. Он и представлен многочисленными и разнообразными анкетами, опросниками, беседой и наблюдением.

Проективный подход основан на гипотезе, что каждое эмоциональное проявление индивидуума, восприятие, чувство, высказывание несут отпечаток личности. Стимулы предъявляются в неопределенной, слабоструктурированной форме и приобретают смысл, только в связи с личностным значением, придаваемым обследуемым ситуациям заданий теста. В проективных методиках, как правило, отсутствуют ограничения в выборе ответов (задачи открытого типа), в которых проявляются личные потребности, особенности восприятия и интерпретации, характерологические особенности индивида.

Для массового скринингового обследования целесообразно применение стандартизированных методов, основанных на объективных и субъективных подходах. Вместе с тем, они могут оказаться недостаточными при изучении индивидуальных случаев. Поэтому от специалиста по профессиональному психологическому отбору требуется умение комбинировать подходы и методики сообразно целям исследования (рис.).

Рис. Основные методические подходы для изучения свойств личности

Тест СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности) представляет собой отечественную модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы - американские психологи И. Маккинли и С. Хатэуэй. По мнению специалистов этот тест является «тяжелой артиллерией» психодиагностики, является наиболее универсальной и репрезентативной методикой своего класса (группа личностных опросников) и дает информацию о личности на двух уровнях:

1) отнесенную к стабильным ее характеристикам;

2) описывающую состояние испытуемого на момент обследования.

То есть помимо общих сведений о характерологических особенностях индивида, социальной направленности личности, адаптивных и компенсаторных возможностях, проявляющихся при стрессе, с помощью методики выявляются особенности состояния субъекта, степень фрустрированности, напряженности защитных механизмов.

Тест ММИЛ (методика многостороннего исследования личности) также представляет собой модификацию ММР1. Он относится к числу удачных попыток объективизации данных клинической психиатрии с помощью адекватной психодиагностической методики и широко используется в отечественной медицине для исследования нормальной и патологической личности.

Методики ММИЛ и СМИЛ, отвечают всем нормативным требованиям, предъявляемым к психодиагностическим тестам и обеспечивают массовость обследования в короткие сроки при отсутствии объективных анамнестических сведений. Достоинством методов является его защищенность от стремления обследуемых представить себя в более благоприятном свете. Кроме этого большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых утверждениями.

Тест Люшера в отличие от предыдущих относится к группе проективных методов изучения личности и основан на построении стимульной ситуации, создающей условия наиболее благоприятные для изучения эмоциональных состояний и индивидуальных личностных особенностей. Он вскрывает целый ряд показателей, которые являются весьма информативными и необходимыми для осуществления комплексной личностной диагностики, дает достаточные основания для установления стрессовых состояний, их характера и способов психологической защиты (компенсации) личности еще до того как патофизиологические последствия становятся очевидными [7-9].

Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета, как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», т.е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей.

Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного

конкретной ситуацией. Тест нашел широкое применение в дифференциально -диагностическом плане как индикатор дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности.

КОТ (краткий отборочный тест) относится к группе интеллектуальных тестов и позволяет оценивать не только возможности логического мышления, но и уровень общей осведомленности, эрудиции, устойчивости мыслительной деятельности к воздействию стрессовых факторов.

16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла дает многогранную информацию об индивидуальных особенностях личности, однако его применение ограничено из-за отсутствия механизма защиты от установочного поведения (симуляции, диссимуляции). Его можно использовать только как дополнительный в комбинации с другими методами, позволяющими оценить достоверность получаемых результатов.

Сформированная батарея тестов не должна содержат одни лишь опросники или проективные методики, стимульный материал должен быть разнороден по характеру и структуре, а изучаемые характеристики находить свое подтверждение, уточнение в каждом из тестов, что позволит в большей степени объективизировать полученные данные.

Первичные показатели любой психодиагностической методики несут смысловую нагрузку, зависящую от теоретической гипотезы конструкции теста. Отдельные тестовые задачи могут служить для моделирования исследуемой деятельности, оценки уровня вербального и невербального интеллекта, выраженности психических свойств, личностных особенностях, установках и других качествах. Однако, психодиагностические тесты не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи. Число выполненных заданий ни о чем не говорит, без дополнительных специальных приемов анализа.

В некоторых случаях личностные особенности специалистов могут приводить к искажению экспертных оценок. Одним из таких факторов является «гало-эффект» - тенденция отдельных экспертов поддаваться влиянию какому-либо свойству личности, вызывающему у них благоприятное или неблагоприятное отношение и перенос его на другие особенности.

Нередко у экспертов отмечается тенденция к усреднению. Оценки осуществляются по средним параметрам шкалы с целью ухода от критических положений при высказывании неблагоприятного мнения. Это уменьшает разброс экспертных оценок и снижает их ценность.

Высокая корреляция методик друг с другом указывает на ненужное дублирование одного теста другим, так как измеряют практически одно и тоже свойство.

Использование дополнительных методов и приемов психодиагностики позволяет наиболее точно определить состояния доболезненного регистра у лиц психической нормы, выявить круг проблем, которые позволяют отнести обследуемого к разряду акцентуировнных личностей, так называемых

«угрожаемых структур», лиц «внешней нормы», своевременно отнести их к «группе риска».

Список использованной литературы

1. Бондарев С.С., Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений / С.С. Бондарев, В.М. Усков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Журнал практической и теоретической биологии и медицины. М.: 2010. - Т. 9. -№ 2, С. 420-426.

2. Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур /Ю.В. Струк, С.С. Бондарев//Воронеж: изд-во ВГТУ, 2009. 154 с.

3. Усков В.М., Усков М.В. Основные задачи службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени /

B.М. Усков, М.В. Усков // Вестник ВГТУ. 2010. - Т. 6. - № 5. - С. 23-26.

4. Усков В.М. Роль воспитания морально психологической готовности в идеологической работе со студентами / В.М. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов // Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела -2010. Материалы науч.-практ. конф., посвящённой 10-летию Института сестринского образования СПбГМУ им. И.П. Павлова. С.-Петербург, 2010. -

C. 82.

5. Усков В.М. Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей / В.М. Усков, В.В. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов, Т.В. Любавская // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы II Всероссийской науч.-практ. Интернет-конф. с международным участием. ВИ ГПС МЧС России, Воронеж, 2011. - С. 79-80.

6. Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у сотрудников силовых структур / В.М. Усков, С.С. Бондарев, Ю.В. Струк, М.В. Усков, В.В. Усков, В.А. Сморчков // Воронеж: изд-во ВГТУ, 2013. - 135 с.

7. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. - Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 262.

8. Теслинов И.В., Усков В.М., Усков М.В., Бучнев Г.В., Особенности психических соматогенных расстройств у больных соматическими заболеваниями Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. - Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 251-252.

9. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Состояние дезадаптации как

ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. - Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 261.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В УСЛОВИЯХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ

НЕУСТОЙЧИВОСТИ

В.М. Усков, профессор, д.м.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

На фоне постоянных региональных конфликтов, негативных демографических тенденций, размывания нравственных и моральных устоев общества, распространения алкоголизма и наркомании показатели психического здоровья нации постоянно ухудшаются. Негативная наркологическая ситуация, сложившаяся в последние годы, затрагивает преимущественно молодое поколение в возрасте до 30 лет [1-6].

Состояния дезадаптации являются ответной реакцией психики на чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки и относятся к проявлениям нервно-психической неустойчивости, образуя группу повышенного риска развития нервно-психических расстройств, отрицательно влияющих на способность выполнять оперативно-служебные задачи [7-9].

С 1982 года стало использоваться понятие «группа риска», которая представляет собой категорию лиц, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (деликвентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности служебной деятельности и профессиональной подготовки.

Предвестники дезадаптации часто проявляются в виде психологического дискомфорта раньше, чем это обнаружится другими способами, и даже раньше, чем это дойдет до сознания самого человека. Поэтому методы психодиагностики (т.е. диагностики психических свойств и состояния человека) являются надежным и тонким инструментом предупреждения нервного срыва, заболеваний, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, суицидальных намерений.

Среди кандидатов, отнесенных к «группе риска» чаще отмечалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.