Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей'

Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ИСПОЛНЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

В.М. Усков, М.В. Усков, В.В. Усков, С.С. Бондарев, Воронежский государственный технический университет

И.В. Теслинов, Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко Т.В. Любавская, МОУ СОШ № 19

В последнее десятилетие в условиях увеличения информационного потока происходит перенесение центра тяжести в подготовке специалистов на профессиональное обучение, усвоение ими суммы профессиональных знаний, умений и навыков.

В современных условиях признается особая роль высокой морально-психологической готовности и способности личного состава спасательных формирований в ликвидации последствий аварийных и катастрофических ситуаций [1, 2, 3]. В педагогике и психологии готовность человека к определенной деятельности рассматривается как фундаментальная основа ее успешного выполнения [3, 4]. Состояние готовности связывается как с устойчивыми особенностями, свойственными данному человеку, так и ситуативными факторами трудовой задачи. Понятие «готовность» отражает мотивационный аспект личности. Выделяют три фактора индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его направленность в этой области и способности к профессии) и педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии) [5]. Понятие профессиональной готовности рассматривается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой - как установка на что-то. Теоретическое изучение установки, позволяет глубже раскрыть пути формирования и развития ее готовности; активного творческого отношения к профессиональной деятельности.

В инженерной психологии и психологии труда накоплен большой материал о состоянии готовности к экстремальным действиям. Возникает необходимость определения сущности и структуры морально -психологической готовности как сложного социально-психологического феномена, разработки педагогического обеспечения процесса ее формирования у обучающихся в условиях вуза. Возникает необходимость разработки педагогического обеспечения данного процесса в условиях вуза, под которым понимается комплекс и совокупность определенных факторов, направленных на достижение такого уровня морально -психологической готовности выпускников, который позволит им успешно выполнять служебные обязанности по прямому должностному предназначению в современных условиях.

Целью педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности студентов является создание стройной согласованной системы деятельности субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса.

Все виды педагогического обеспечения взаимосвязаны, при этом исходя из специфики вуза как образовательного учреждения ведущая роль принадлежит методическому обеспечению, оказывающему максимальное влияние на организацию учебно-воспитательного процесса в целом и, следовательно, на качество подготовки специалистов. Нормативно-методической базой педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности являются руководящие документы по организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Объекты педагогического обеспечения - студенты и студенческие коллективы. Субъектами педагогического обеспечения выступает профессорско-преподавательский состав, то есть субъекты воспитательной системы вуза [5].

Основой педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности студентов является воспитательная система вуза.

Реализация функций воспитательной системы вуза по проектированию и управлению процессом формирования морально психологической готовности специалистов спасательных формирований к деятельности может быть осуществлена посредством использования методической системы воспитательной работы вуза, введенной нами с целью выделения: субъективных компонентов воспитательной системы образовательного учреждения.

Современная действительность вызывает необходимость разработки для формирования морально-психологической готовности специалистов воспитательной системы, методической системы воспитательной работы в вузе, технологий и методик воспитания; формирования воспитательной среды.

Реализация предложенной модели формирования морально-психологической готовности специалиста спасательных подразделений к профессиональной деятельности предполагает использование соответствующих методик формирования профессиональных качеств у специалистов и позволяет перевести воспитательную работу со студентами вуза на научную основу.

Конкретизированы цели, формы и методы воспитания, создана структура, позволяющая формировать необходимый уровень морально-психологической готовности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях и по безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Список использованной литературы:

1. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: ИПК, 2002. 242 с.

2. Усков В.М., Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур. Воронеж. 2009. 154 с.

3. Усков В.М., Бондарев С.С., Маркова Е.В., Крючкова В.В., Болдырева О.Н. Психодиагностика как метод выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Инновации в авиационных комплексах и системах военного назначения: сб. научно-методических материалов / ВАИУ (г. Воронеж). 2009. Вып. 32. Ч. 9. С. 135-140.

4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону, 1997. 328 с.

5. Андреева И.А. Медико-психологи-ческое исследование курсантов вуза МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики: автореф. дисс... канд. психол. наук. Спб., 1996. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.