Рязанов С. В.
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
Современные компьютерные информационные технологии находят широкое применение в образовательном процессе, в том числе и в ходе обучения иностранным языкам (далее - ИЯ). Неслучайно образовательная сфера стоит на одном из первых мест по внедрению новейших компьютерных мультимедийных систем обучения.
Актуальность использования мультимедийных средств в образовании нашло отражение в государственных документах. Так, например, Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивалось за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
- реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах в целях повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования [15].
Критериями успешной реализации программы являлись: повышение удельного веса численности выпускников учреждений, освоивших образовательную программу с использованием методов компьютерного и дистанционного обучения; рост удельного веса численности учебных учреждений, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам.
Военное образование не является исключением. В условиях реформирова-
1
ния Вооруженных сил России необходимость использования новых информационных технологий (далее - НИТ) в учебном процессе становится все актуальнее. Глобальное сокращение количества высших военно-учебных заведений, оптимизация вузовских и кафедральных структур, сокращение профессорско-преподавательского состава и часов на изучение специальных и дополнительных дисциплин в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами заставляют военных педагогов искать пути оптимизации учебновоспитательного процесса и, в большей степени, за счет его интенсификации: использования новых технологий; активного задействования компьютерных мультимедийных средств обучения (далее - КММСО); разработки эффективных методик их применения.
Понятие «мультимедиа» (далее - ММ) пришло к нам сравнительно недавно. Изначально оно означало лишь совокупность различных видов информации. Сегодня мультимедиа представляет собой целую отрасль информационных технологий. Ежедневно тысячи специалистов осуществляют огромную работу по разработке и созданию новых мультимедийных технологий и устройств. Если не углубляться в подробности, то можно сказать, что мультимедиа представляет собой процесс одновременного воздействия на человека различных информационных каналов и в переводе с английского дословно означает «многие среды» [13].
В отечественной педагогике понятие мультимедиа появилось в 80-х гг. XX в. и не сразу было принято педагогами. За прошедшее время понятие «мультимедиа» развивалось, дополнялось и расширялось от создания примитивных обучающих программ до разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения.
Существуют различные подходы к трактовке данного понятия. Так, в Толковом словаре русского языка находим следующее определение мультимедиа: «электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)» [8].
И.Н. Розина рассматривает ММ следующим образом: «Мультимедиа (multimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию ММ составляют специальные аппаратные и программные средства» [9, с. 358].
Л.С. Зазнобина определяет мультимедиа как «совокупность средств для об-
работки и представления аудио/видео и печатной информации и компьютерных технологий для обработки информации» [5, с. 18].
Н.Г. Семенова отмечает, что ММ представляет особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию, так и динамическую, обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся. Это позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном) [11].
В своей работе «Мультимедиа - синтез трех стихий» С.К. Новосельцев рассматривает ММ как интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированными компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком [7]. Данное определение ММ делает акцент на активное участие пользователя в работе с информацией, подчеркивает интерактивный характер явления, которое воздействует на все рецепторы обучающегося. Действительно, мультимедийная технология позволяет обеспечить соединение возможностей компьютерных и традиционных средств передачи аудио- и видеоинформации. Следовательно, использование ММ при передаче новых знаний обеспечивает сосредоточение внимания, удержание интереса, эффективное усвоение полученных сведений в долгосрочной памяти. То есть на лицо терминологический плюрализм, что еще раз доказывает необходимость глубокого дальнейшего изучения данного явления.
Остановимся на некоторых достоинствах и особенностях компьютерных мультимедийных средств обучения по представлению информации с их помощью. К ним следует относить:
- возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (около 800 томов авторского текста, около 80000 и более высококачественных изображений, 40-50 часов видеозаписи, до 300 часов звука) при использовании Б1и-гау технологий;
- возможность выделения в сопровождающем текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
- возможность осуществления непрерывного аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду, а также исполь-
зования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
- возможность подключения к глобальной и локальной сети и безопасная передача данных на любые расстояния в самые кратчайшие сроки (Bluetooth, WiFi, Internet, Ethernet, Fire Wall, Antivirus);
- организация аудио- и видеоконференций в реальном времени (Skype, oo-Voo), физическая коммутация и виртуальное объединения в различного рода сети удаленных компьютеров;
- возможность проведения индивидуального, коллективного или дистанционного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, а также множество других высокотехнологичных возможностей.
Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа позволяет сделать вывод, что такая технология характеризуется широким применением в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на ММ, повышают эффективность обучения.
Еще до появления НИТ эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 25% его объема. Если информация была представлена визуально - около 35-40%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового), запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75% [6, с.9]. Такая статистика не могла не подтолкнуть лингводи-дактов к активному использованию КММСО в языковой подготовке.
Обучение ИЯ с помощью компьютера опирается на бихевиористскую теорию и личностно-ориентированный подход в педагогике. На сегодняшний день компьютерное обучение получило широкое распространение в методике преподавания языков благодаря разработке индивидуального подхода к обучению, достижениям в области программированного обучения и компьютерной лингвистики, исследованиям возможностей машинного перевода.
Первые компьютерные программы, появившиеся в 1960-1970-е гг., представляли собой грамматические и лексические языковые упражнения. В 1970-е гг. разработчики стали обращать больше внимания на содержательную сторону программ. Исследования в области искусственного интеллекта позволили улуч-
шить программы и сориентировать их на формирование коммуникативных умений обучаемых. Однако проблема коммуникативной направленности компьютерных программ по-прежнему остается актуальной и далека от разрешения [10].
Основные аргументы в пользу ММ заключаются в том, что компьютерная мультимедийная информация оказывает эффективное воздействие на того, кому она предназначена. Поступая одновременно через зрительный и слуховой каналы, затрагивая эмоциональную сферу человека, информация хорошо воспринимается и запоминается. Способ хранения на съемных носителях удобен, компактен, а в сочетании с ноутбуком и возможностью подключения к глобальной сети обеспечивается максимальная мобильность.
Мультимедиа представляет относительно новое явление в системе образования, его возможности до конца не изучены. Учитывая совершенствование существующих и разработку все новых компьютерных мультимедийных средств, процесс их создания, а также изучение методов и способов их применения можно назвать «непрерывным и параллельным». До настоящего времени отдельные аспекты проблемы изучения и использования мультимедиа в учебном процессе были отражены в работах И.И. Косенко, О.Г. Смоляниновой, А.В. Тумалева и др. (вопросы использования технологий ММ в процессе подготовки педагога); И.В. Белицына, М.А. Бовтенко, С.С. Кравцова, И.В. Манторовой (вопросы создания мультимедийных средств учебного назначения); Н.С. Анисимовой, М.А. Бовтенко, А. Д. Гарцова, Д.П. Муравлева, Г.М. Шампанер (вопросы применения технологий ММ в обучении).
Несмотря на бесспорную ценность проведенных в этом направлении исследований, следует отметить, что они не в полной мере решают комплекс задач по применению КММСО при обучении ИЯ курсантов военных неязыковых вузов:
- не разработаны эффективные методики их комплексного использования в процессе языковой подготовки курсантов;
- не определены условия эффективности формирования, методы и приемы этой работы, отвечающие индивидуальным особенностям обучаемых;
- не разработана методика выявления готовности курсантов работать в мультимедийной среде обучения;
- не разработаны содержание и порядок проведения учебно-методических сборов с педагогами, направленными на ознакомление с последними разработками в области ММ технологий и подготовку высококвалифицированных педагоги-
ческих кадров и т.п.
Также до сих пор недостаточно проработаны методико-технологические вопросы применения КММСО в языковой подготовке (далее - ЯП) в военных вузах с углубленным изучением иностранных языков.
Несмотря на огромное количество достоинств КММСО, особенности организации учебного процесса в военных вузах накладывают определенную специфику на их применение. К трудностям, которые не позволяют использовать полный спектр уникальных возможностей мультимедийных средств, по мнению автора, можно отнести:
- отсутствие безопасного доступа к локальным и глобальным сетям;
- отсутствие финансирования на поставку мультимедийных компьютерных лингафонных кабинетов и их проектирование без участия специалистов лингвистических кафедр и учета специфических особенностей преподавания ИЯ в военных вузах;
- низкую информационно-технологическую культуру преподавателей и отсутствие опыта работы с современными КММСО у курсантов;
- абсолютно недостаточное количество часов подготовки по компьютерным дисциплинам на курсах подготовки преподавателей высшей школы, где приоритет отдается теоретическим занятиям вместо практической отработки навыков использования КММСО;
- отсутствие программы переподготовки преподавателей высшей школы (особенно гуманитарных дисциплин) для работы на современном компьютерном оборудовании, вследствие чего профессорско-преподавательский состав очень неохотно принимает и осваивает новейшие достижения научно-технического прогресса в области преподавания ИЯ;
- отсутствие электронных учебно-методических комплексов и специализированного программного обеспечения (ПО) для преподавания военного перевода и других языковых дисциплин;
- отсутствие в вузах специализированных научно-исследовательских подразделений по созданию и апробации ПО с учетом потребностей кафедр;
- отсутствие в штатном расписании многих кафедрах инженернотехнического состава, который должен заниматься обслуживанием и настройкой компьютерной техники и специального оборудования;
- отсутствие единой базы данных и подключения к электронным библиоте-
кам и т.д.
Кроме ряда экономических и административных трудностей при внедрении и использовании мультимедиа, одной из ключевых проблем является задача подготовки педагогических кадров, умеющих эффективно работать с КММСО, а также необходимость разработки интерактивных ММ для использования в учебном процессе.
Обучение ИЯ при помощи компьютерных технологий стало неотъемлемой частью языковой подготовки военных специалистов. Как блоки обучающего и тестирующего материала, так и интерфейсная составляющая повышают эффективность обучения при умелом введении в них ММ элементов. М.А. Бовтенко подчеркивает, что в настоящее время создание мультимедийных обучающих курсов является актуальной и динамично развивающейся отраслью [2, с. 22]. Поэтому в вузах необходимо создавать специальные лаборатории по разработке обучающих программ. Однако ряд специальностей имеют настолько специфические предметы, что преподавателю приходится сталкиваться с задачей самостоятельной разработки мультимедиа-сопровождения своего курса.
Как отмечает А. Д. Гарцов, при создании обучающих курсов выдвигаются высокие требования к достоверности, репрезентативности и полноте материала. Если преподаватель-предметник владеет инструментами для создания обучающих курсов, знает специфику этого компьютерного жанра и психологию восприятия информации, представленной на экране компьютера, он может разработать полноценный продукт в соответствии с целями и задачами учебного курса [4]. Поэтому автор считает необходимым подчеркнуть важность обучения разработке мультимедийных продуктов непрограммирующим пользователем, прежде всего, в преподавательской среде. Разработчики программного обеспечения должны предлагать простые в обучении и в то же время не слишком ограниченные по функциональности средства для компоновки мультимедийных продуктов. Пока же довольно часто обучающие программы делаются под заказ, соответственно, дальнейшая модификация, адаптация таких продуктов может быть сделана только самими разработчиками, которые к моменту необходимости развития продукта могут быть уже недоступны.
Кроме технологических проблем освоения средств подготовки презентаций и курсов могут быть проблемы методического и психолого-педагогического плана, связанные с неготовностью многих преподавателей к эффективной реализа-
ции развивающих свойств интерактивных мультимедийных сред. Среди них: усложнение деятельности преподавателя, интенсификация подготовки к занятиям, снижение внимания обучаемых к объяснению преподавателя. Основные причины неэффективности использования КММСО могут быть связаны как с низкой интерактивностью, дружественностью большинства ММ продуктов, так и с недостаточной квалификацией преподавателей в использовании современных информационных и коммуникационных технологий.
В то же время нельзя забывать и о том, что КММСО являются средством медиаобразования, позволяют формировать медиакомпетентность курсантов, совершенствовать навыки и умения по добыванию, критической оценке и самостоятельному созданию медиатекстов. Как отмечает А.В. Федоров, процесс изучения средств массовой коммуникации - прессы, телевидения и радиовещания, ресурсов Интернета - как в рамках профессиональной ЯП, так и как необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных и коммуникационных технологий, формирует способность к восприятию, анализу, оценке и созданию информационных сообщений [12, с.27]. И так, будучи средством обучения ИЯ, мультимедиа выполняет основную дидактическую функцию и нацелено на повышение эффективности языковой подготовки.
С точки зрения организации языковой подготовки, автор понимает ММ как универсальное средство обучения иностранным языкам, с помощью которого осуществляется работа с различными видами информации и мультимедийными технологиями на ИЯ и через ИЯ, повышается эффективность ЯП.
Английский язык, например, являясь средством общения, как и любой другой язык, представляет собой средство получения и передачи информации. Поскольку иноязычное общение является основной учебной деятельностью курсантов на занятиях по ИЯ, ММ становится эффективным средством обучении языку, т.к. дает огромные возможности аутентичной коммуникации. Однако, как указывалось выше, в отсутствии безопасного подключения к глобальной сети речевые навыки курсантов формируются не на должном уровне или не формируются вообще в условиях отсутствия практики речи.
Мультимедиа-общение выступает альтернативой искусственно созданного общения, проходящего без участия носителей языка. С помощью ММ можно осуществлять языковое общение с представителями любых англо-говорящих стран
Решить эту задачу, учитывая особенности организации учебного процесса в военном вузе и требования по защите информации, можно, организовав общение с ведущими педагогами и наиболее подготовленными курсантами и слушателями ведущих военных вузов1. В связи с изменением геополитической ситуации и множеством других факторов большинство российских курсантов не имеет возможности проходить стажировки за рубежом. С помощью ММ можно совершить виртуальное путешествие в любую страну по выбору, осмотреть достопримечательности, изучить реалии, традиции, культуру государства, ознакомиться со структурой ВС, особенностями организации службы и быта военнослужащих.
Успех обучения, как известно, во многом зависит от интереса курсантов к предмету, от их желания заниматься им. Порой же занятия проходят, не оставляя следа в образовании курсантов. В.П. Беспалько считает, что важным аспектом современного образования является «персонализированное обучение», в котором учитель обучает «с участием компьютеров». Именно в «персонализированном обучении» преподаватель управляет познавательной деятельностью учащихся [1]. При использовании КММСО наблюдается высокая мотивация курсантов к изучению ИЯ, которая дает разнообразие форм обучения - от прослушивания аудиозаписей и просмотра видео до работы с компьютерными программами и общения в сети. Процесс обучения ИЯ становится интересным, легким и результативным.
К основным направлениям работы по созданию благоприятных условий внедрения информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) в процесс обучения иностранным языкам, по мнению автора, относятся:
- формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателя ИЯ для решения профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием ИКТ;
- создание профессионально-ориентированной программы повышения квалификации преподавателей в области использования ИКТ в преподавании языка и приобретения навыков производства мультимедийных обучающих материалов в среде специализированных (Hot Potatoes, Word Based Games, Abbyy Lingvo и т.д.) и стандартных программных приложений (MS Word, MS PowerPoint) [2];
- разработка специального ПО по обеспечению закрытого доступа в сеть и
1 К ним автор относит: Военный университет Министерства обороны РФ, в/ч 22177, Военную академию связи им. С.М. Буденного, Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского и др. вузы.
безопасного проведения аудио- и видеоконференций, закупка оборудования и создание специальных абонентских пунктов подключения к сети Интернет, установка сетевых экранов (Fire Wall) и лицензионных антивирусных программ;
- создание межвузовских, вузовских и междисциплинарных предметнометодических комиссий по разработке требований к мультимедийным компьютерным лингафонным кабинетам и методических рекомендаций по использованию КММСО на занятиях по ИЯ;
- создание на базе научно-исследовательских лабораторий вузов подразделений по разработке и тестированию специального ПО - универсальных интерактивных мультимедийных оболочек с возможностью быстрой адаптации каждым преподавателем под конкретную дисциплину.
Анализ научно-педагогических материалов по вопросам применения КММСО на занятиях по ИЯ и практическая деятельность автора в должности преподавателя кафедры военного перевода показали, что основной дидактической целью применения мультимедиа является организация учебнопознавательной деятельности и интенсификация языковой подготовки курсантов. Учебный процесс, организованный посредством ММ, обладает такими характеристиками, как доступность информации; аутентичная коммуникация; мотивация к обучению; психологический комфорт; наглядность обучения; объективная оценка знаний. Данные характеристики повышают эффективность педагогического процесса. ММ представляет собой универсальное средство, т.к. может одновременно выступать средством обучения, которое делает учебный процесс эффективным, интересным и доступным; средством, формирующим медиакомпетентность курсантов, а также средством развития психологических процессов, таких, как память, внимание, воображение, восприятие, логическое мышление. Использование ММ как ведущего средства организации учебного процесса дает уникальную возможность комплексного обучения ИЯ (обязательное задействование традиционных форм обучения). Необходимо отметить, что возможности КММСО заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации и т.д., но и в значительной степени в формировании психологических процессов. В этом состоит принципиально новый подход к использованию ММ при обучении ИЯ курсантов военных неязыковых вузов на современном этапе информатизации общества.
Таким образом, изучение возможностей мультимедиа и их применение в учебно-воспитательном процессе военных вузов свидетельствует о том, что оно может быть использовано как средство интенсификации обучения иностранным языкам, так как направлено на быстрое и качественное формирование и развитие языковых навыков и умений в условиях очень ограниченного временного ресурса, отводимого на языковую подготовку в военных инженерно-технических вузах с углубленным изучением ИЯ. Комплексное использование традиционных и мультимедийных средств, по мнению автора, позволит повысить эффективность языковой подготовки курсантов.
* * *
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
2. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие. Новосибирск, Ново-сиб. гос. техн. ун-т, 2008. 112 с.
3. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 215 с.
4. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда - средства обучения - педагог: монография. М.: РУДН, 2009.
5. ЗазнобинаЛ. С. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. М.: Перспектива, 2000. 78 с.
6. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : уч. пос. для студентов вузов. М.: «Академия», 2008. 336 с.
7. Новосельцев С.К. Мультимедиа-синтез трех стихий. // Компьютер-Пресс. 1991. № 7.
8. Ожегов С.И, ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка.. М., 2000.
9. Рогозина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М.: Логос. 2005. 437 с.
10. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании // Система федеральных образовательных порталов. Социально-гуманитарное и политологическое образование. [РУДН, 2006]. ЦКЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306 (дата обращения: 29.11.10).
11. Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. ... д-ра пед. наук. Астрахань, 2007. 335 с.
12. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
13. Хлызова Н.Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика. Иркутск: Изд-во Иркут. ИПКРО. 2008. С.275-286.
14. Хлызова Н.Ю. Мультимедиа как ведущее средство медиаобразования при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза // Российская Академия Естествознания. Современные наукоемкие технологии. 2008. № 5 [электронный ресурс]. ЦКЬ: http://edu.of.ru/attach/17/27911.pdf (дата обращения: 29.11.10).
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы / утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 [электронный ресурс]. ЦКЬ: http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/188 (дата обращения: 29.11.10).