Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе'

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1817
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по иностранному языку как эффективного средства развития мотивации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article discusses the use of information and communication technologies (ICT) in the classroom in a foreign language, as an effective means of developing motivation of pupils.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе»

УДК 378.147

Академия ФСИН России канд. педагог. наук, доцент кафедры иностранных языков

Казакова Т.А.

Россия, г. Рязань, тел. +7910503 7773 e-mail: t.a.kazakova@rambler.ru

Academy of the Federal penitentiary service of Russia

The department of foreign languages PhD, associate professor Kazakova T.A.

Russia, Ryazan, +7910503 7773 e-mail: t.a.kazakova@rambler.ru

Т.А. Казакова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по иностранному языку как эффективного средства развития мотивации обучающихся.

Ключевые слова: мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии, иностранный язык, обучение, образовательный процесс, компьютерные технологии.

T.A. Kazakova

USE INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article discusses the use of information and communication technologies (ICT) in the classroom in a foreign language, as an effective means of developing motivation of pupils.

Key words: multimedia, information and communication technology, foreign language, learning, teaching, computer technology.

В условиях бурного роста средств телекоммуникации, мультимедиа и информационных систем, в процессе модернизации российского высшего образования использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку является одним из важнейших элементов образовательного процесса.

Это помогает преподавателю повысить эффективность учебного процесса, способствует модернизации и интенсификации образовательного процесса, позволяет реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подход к обучению. Информационно-коммуникационные технологии имеют широкие ресурсные возможности, их рациональное использование способствует изменению образовательного процесса, придавая ему проблемно-поисковую направленность.

© Казакова Т.А., 2015

Обучение иностранному языку в неязыковом специализированном вузе является сложной задачей, связанной с целым рядом трудностей как для студента, так и для преподавателей иностранных языков.

Большинство современных студентов отождествляют понятие «высшее образование» с процессом получения знаний только по специальным предметам, что приводит к приоритету одних дисциплин над другими, а в число «второстепенных» и «ненужных» попадает и иностранный язык. Кроме того, необходимо учитывать и отсутствие преемственности между школой и вузом и низкий уровень подготовки абитуриентов.

Преподавателям вуза не всегда удается решить задачу по выравниванию иноязычной подготовки курсантов и доведения ее до уровня, необходимого для продолжения обучения. Преподавателям иностранного языка приходится направлять свои усилия на оптимизацию процесса обучения, поиск новых путей организации своей профессиональной деятельности и использование наиболее эффективных методик и приемов преподавания.

Использование информационно-коммуникационных технологий призвано помочь в повышении интереса студентов к изучению иностранного языка в силу тех возможностей, которыми они обладают.

Применение ИКТ-компонента на занятиях по иностранному языку приобретает особую значимость, так как дает возможность организовать новую образовательную среду, которая, с одной стороны, обеспечивается ранее недоступными материалами и аутентичными текстами, а с другой - помогает установить плодотворное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они способствуют индивидуализации обучения, интенсификации самостоятельной работы обучающихся и повышению их познавательной активности. Компьютер - средство обучения студентов, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии имеют ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными формами построения учебного процесса: коммуникативная направленность, визуализация учебной информации, возможность хранения большого количества информации, автоматизация процессов проверки, легкий доступ к ресурсам, возможность постоянного изменения и пополнения материалов.

Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучающихся.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности преподавателя и обучающегося. Следовательно, меняется и роль педагога в образовательном процессе. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

• электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования;

• образовательные ресурсы Интернета;

• DVD- и CD-диски с картинами и иллюстрациями;

• видео- и аудиотехника;

• научно-исследовательские работы и проекты.

Сочетание различных видов работы на занятиях по иностранному языку с использованием информационных технологий позволит решить проблему мотивации студентов к изучению иностранных языков. При наличии новейших технических средств преподавателю проще осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, что обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности.

Информационно-коммуникационные технологии нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников [2].

Мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы могут быть использованы для работы над языковым материалом, развития основных видов речевой деятельности, построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося.

Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

Лингафонные системы предназначены как для индивидуальных, так и для групповых видов работы, что дает преподавателю большие возможности для контроля и корректировки учебного процесса.

Основными направлениями работы в лингафонных кабинетах являются:

• выполнение тренировочно-коммуникативных упражнений;

• работа с обучающими программами по тренировке произношения, правилам чтения, совершенствованию лексических и грамматических навыков;

• просмотр видеофрагментов и прослушивание аудиофайлов с последующим выполнением заданий;

• составление диалогов и проведение мини-конференций;

• проведение тестирования;

• выполнение проектов (в парах и группах) с подключением к сети Интернет.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Несомненно, использование ИКТ помогает повысить интерес студентов к изучению иностранного языка, улучшить результаты учебной деятельности. Студенты, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.

Большим потенциалом для использования ИКТ обладает электронная доска Smart Board, которая позволяет привлечь при объяснении нового материала видео- и аудио-ресурсы, тезисы, таблицы, справочные материалы, данные электронных словарей и эн-

циклопедий [1]. Это способствует соединению принципов наглядности, системности и доступности материала.

Мультимедийные возможности электронной доски Smart Board позволяют активно комментировать представленный материал путем выделения, изменения цвета, размера, шрифта, добавления дополнительной информации, набора текста с помощью виртуальной клавиатуры, использования иллюстраций, картинок, аудио- и видеосопровождения. Яркие, красочные образы способствуют визуализации информации и запоминанию предложенного материала.

С помощью интерактивной доски возможно выполнение следующих видов работ: подготовка презентаций по новым темам к занятиям, показ видеофрагментов и демонстрация аудиоматерилов,выполнение заданий, презентация проектов, докладов, доступ к сети Интернет. Использование интерактивной доски в учебном процессе ведет к увеличению его эффективности за счет повышения удобства и наглядности представления учебного материала и возможности его динамичного обновления.

Помимо аудиторной работы в лингафонных кабинетах с помощью информационно-коммуникационных технологий возможно организовать самостоятельную работу студентов. Для этих целей преподавателями иностранного языка разрабатываются специальные программы-тренажеры и дополнительные задания для самопроверки. Во время самостоятельной подготовки студенты также имеют возможность пользоваться компьютерной медиатекой, электронной библиотекой и электронными учебными пособиями.

Перспективным направлением в организации самостоятельной работы студентов становится использование системы «Moodle». Ee преимуществами являются широкий спектр функциональных возможностей, простота освоения для всех участников, гибкость и универсальность, широкие коммуникативные возможности.

Типы заданий по иностранному языку для самостоятельной работы включают в себя как традиционные формы: выполнение грамматических и лексических упражнений, перевод предложений и текстов, составление резюме, написание эссе по предложенным темам, так и игровые: в «Moodle» предусмотрена возможность создания нескольких видов игр - кроссворд, виселица, судоку и т.д., которые помогают обучающимся при запоминании новой лексики. Во время подготовки студенты имеют возможность пользоваться различными ресурсами в сети Интернет (словарями, энциклопедиями, грамматическими справочниками), на которые даны ссылки. Задания могут выполняться как в режиме он-лайн, так и в любой программе - Word, PDF, а затем прикрепляться файлом для проверки.

Помимо заданий система «Moodle» предоставляет ряд других инструментов для организации учебного процесса: блоги, форумы, чаты для обсуждения учебного процесса, wiki, с помощью которых можно организовать коллективное обсуждение или работу с документами, глоссарии, автоматически связывающие между собой различные части курса, базы данных по темам, разнообразные тестовые задания.

Итак, ИКТ позволяют:

• индивидуализировать обучение;

• повысить активность обучаемых;

• повысить мотивацию учения;

• создавать условия для самостоятельной работы;

• способствовать выработке самооценки у обучаемых;

• делать занятия более наглядными и интересными;

• формировать информационную культуру обучающегося;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• разнообразить виды деятельности: красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения обучаемых;

• рационально использовать урочное время, а также время для подготовки к занятию.

• дисциплинировать самого преподавателя, формировать его интерес к работе;

• совершенствовать процесс контроля;

• повысить качество знаний студентов.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных элементов организации образовательного процесса, способствуют созданию образовательной среды, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к выпускнику специализированного вуза. Умение ориентироваться в современном информационном потоке и работать с новыми технологиями во время обучения способствует в перспективе быстрой адаптации сотрудника к профессиональной деятельности [3].

Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование новых технологий позволяет модернизировать, дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, повышая тем самым его эффективность, а также стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

Библиографический список

1. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. 2007. № 4. С. 8-10.

2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 18.

3. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». URL: http://journal.kuzspa.ru/

References

1. Galishnikova E.M. Use of an interactive Smart-board in the course of training // The Teacher. 2007. №. 4. Р. 8-10.

2. Efremenko V.A. Application of information technologies at lessons of a foreign language // Foreign languages at school. 2007. № 8. Р. 18.

3. Electronic scientific magazine «Information and Communication Technologies in Pedagogical Education». URL: http://journal.kuzspa.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.