Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ'

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / МУЛЬТИМЕДИА / УРОК / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МАТЕМАТИКА / ЦЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ICT / MULTIMEDIA / LESSON / PRESENTATION / MATHEMATICS / GOAL / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Саломова Д.Х.

Данной статье рассматривается современный мультимедийный урок по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS TEACHING

This article discusses a modern multimedia lesson in mathematics.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

УДК: 13.00.08

Саломова Д.Х.

Академический лицей ТашПМИ Узбекистан, г. Ташкент

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация: Данной статье рассматривается современный мультимедийный урок по математике.

Ключевые слова: ИКТ, мультимедиа, урок, презентация, математика, цель, технология.

Salomova D.Kh.

Academic Lyceum TashPMI Uzbekistan, Tashkent

VALUE OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

IN MATHEMATICS TEACHING

Annotation: This article discusses a modern multimedia lesson in mathematics.

Key words: ICT, multimedia, lesson, presentation, mathematics, goal, technology.

Современная система образования переживает период модернизации, отражающий изменения, происходящие в обществе.

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутри образовательными причинами. Информатизация — это важнейшее направление модернизации системы образования.

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что учителя вынуждены постоянно решать дилемму - как "уложить" растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятий.

Сегодня мы являемся свидетелями появления и создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний. Современный мультимедийный урок — это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.

Назовём значимые для обучения дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения:

• возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видео информацию (мультимедиа) и тем самым оживлять восприятие учебной информации;

• поддержка копирования информации из одного программного средства в другое;

• возможность учителю управлять динамикой и логикой предъявления учебного материала;

• возможность получения через Интернет громадного информационного поля, содержащего самую разнообразную педагогически ценную информацию, и работы с гипертекстом в качестве средства навигации в этом поле;

• способность хранить, выдавать на печать и структурировать передаваемую и получаемую информацию.

Вышеперечисленные свойства информационно-коммуникационных технологий объясняют большое число электронных обучающих пакетов по математике, появившихся за последние годы. Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор", но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися. Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий, являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Но главная причина в том, что учителя "учат", а программисты "программируют".

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся. Используется большое количество анимированного иллюстративного материала, помогая лучше

воспринимать и повышать мотивацию учащегося при ознакомлении с новым материалом. На экране можно наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрирую процессы, которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

Пример: «Аксиома параллельных прямых» (геометрия 7 класс), «Теорема Пифагора» (геометрия 8 класс).

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Использованные источники:

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования /Коджаспирова Г. М., Петров К.В. - Учеб. пособие для учеников высш.пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.