Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий на уроках биологии '

Использование современных информационных технологий на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТ / УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / УРОК БИОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / PROJECT / PRESENTATION LESSON / BIOLOGY LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалилова Гульшода Абдухамидовна

В статье рассматриваются вопросы об эффективности использования современных информационных технологий на уроках биологии, о новых задачах в конструировании методики преподавания, о преимуществах мультимедийных технологий, о разнообразии технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN BIOLOGY LESSONS

The article discusses the effectiveness of using modern information technologies in biology classes, about new challenges in the design of teaching methods, about the benefits of multimedia technologies, and about the variety of technical tools.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий на уроках биологии »

содержание самой беседы, но и конструирование отношений беседующих сторон. Очевидно, что к такой форме коммуникации необходимо готовить еще в школьные годы. Обучение, и предлагаемые методики модернизации обучения должны учитывать эти аспекты.

Литература:

1.Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. - М: АПКиПРО, 2002.

2.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

3.Поздеева С. Н. Как организовать учебный диалог в начальной школе // Начальная школа. 2003. №4. С. 14-15.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

БИОЛОГИИ

Жалилова Гульшода Абдухамидовна

учитель биологии,

Государственная общеобразовательная специализированная школа филологического направления, Узбекистан

USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN BIOLOGY LESSONS

Zhalilova Gulshoda Abdukhamidovna

teacher of biology, State comprehensive specialized School of Philology, Uzbekistan

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы об эффективности использования современных информационных технологий на уроках биологии, о новых задачах в конструировании методики преподавания, о преимуществах мультимедийных технологий, о разнообразии технических средств.

ABSTRACT

The article discusses the effectiveness of using modern information technologies in biology classes, about new challenges in the design of teaching methods, about the benefits of multimedia technologies, and about the variety of technical tools.

Ключевые слова: информационные технологии, проект, урок-презентация, урок биологии

Keywords: information technology, project, presentation lesson, biology lesson

Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационных технологий в обучении биологии, организуются

специализированные конференции, посвященные проблемам компьютеризации образования. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления.

В школьной учебной практике востребованы четыре основных направлений:

• компьютер - как средство контроля знаний;

• лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;

• мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;

• персональный компьютер, средство самообразования.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать ЭОР «Анатомия - 8». Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Надо отметить, что используемый в обучении учебник по биологии недостаточно снабжен иллюстрациями или они слишком мелкие и не понятные. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный

материал, что способствует лучшему усвоению материала.

Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету.

Вызывают интерес у учащихся и уроки с использованием видеоматериалов. Зарубежные производители научно-популярных

документальных фильмов, такие как National Geographic, Discovery и другие имеют колоссальный набор сюжетов для их демонстрации на уроках биологии. Например, в 6-7 классах на уроках по курсам «Многообразие животных и растений» можно использовать серию фильмов «Life» («Жизнь»), в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц, насекомых и растений. Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки, что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление учеников.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Наиболее популярными стали следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Если на уроках биологии сочетать работу цифрового микроскопа с интерактивной доской, то это позволит погрузить ребят в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Учащиеся, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и

поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что нас окружает. Цифровой микроскоп - это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру

Сегодня созданы электронные учебники, энциклопедии, справочники, репетиторы, появились мультимедийные установки и программы, расширяющие возможности применения компьютера, а также все активнее внедряются в образовательное пространство Интернет. Обладая необходимой техникой, уроки-презентации можно проводить в двух формах: в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит перед компьютером, и при использовании мультимедийной приставки. Урок сделанный в программе Microsoft Power Point позволяет повторить видеофрагмент с любого места, а также позволяет вернуться в наиболее трудную часть урока за считанные секунды. Очень важным этапом урока является закрепление. (Тесты для закрепления материала предлагаю выполнить сильным учащимся класса, а учащихся в совершенстве владеющих компьютерными знаниями предлагаю создать слайды). Такой урок поможет с лёгкостью усвоить даже очень сложного материал. В этой программе можно легко вернуться в начало и повторить.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету учащимся предлагаются домашние творческие задания, которые могут выражаться:

- в составлении опорных схем и конспектов;

- в подготовке различных сообщений и докладов;

- в подготовке презентаций.

Использование компьютерной техники дает

возможность проявить себя любому из учащихся. При этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, дети с математическими способностями чаще выбирают подготовку программных продуктов - презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают - работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения учащихся повышается.

Литература:

1.Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3 - 5

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.