Научная статья на тему 'Место мультимедийной презентации в современном уроке'

Место мультимедийной презентации в современном уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3227
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Валентина Евгеньевна

В данной статье описывается применение презентаций Power Point в учебном процессе начальной школы. Особенность этой статьи в том, что читатель узнает, что презентации для младших школьников предназначены для повышения эффективности учебного процесса, а также повышения доступности учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной навигации, интерактивности, большого объема информационных ресурсов. Статья будет интересна учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и всем педагогам, использующим новые информационные технологии в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место мультимедийной презентации в современном уроке»

• расположение в каждой автофигуре выбранного медиаобъекта оценочного назначения (стационарная картинка, звуковой или анимированный объект);

• выбор функции программы «умное перо», цвет которого соответствует цвету фона и закрашивание медиаобъекта, расположенного внутри автофигуры;

• при помощи функции «умное перо» следует поместить варианты ответа внутрь «пустого» пространства внутри автофигуры. Если вариант громоздкий, его следует подписать снизу автофигуры при помощи функции вставки теста.

На заключительном, аналитическом, этапе формирования медиатворчества слушатели разыгрывают образовательную ситуацию урока и, выбрав функцию программы интерактивной доски «ластик» вытирают область автофигуры с выбранным вариантом ответа. Так как «ластик» способен удалить только пометки «умного пера», то появившийся медиаобъект охарактеризует правоту выбранного варианта ответа.

Таким образом, можно выделить критерии сформированности медиатворчества современного слушателя в процессе моделирования и конструирования электронных материалов к уроку в процессе курсовой переподготовки:

• умение производить отбор медиаобъектов в соответствии с образовательными целями создаваемого материала, эффективно оценивать учебный материал по степени его применимости в контексте создания медиатекстов учебного назначения;

• способность анализировать дидактические и методические особенности применения медиаре-сурсов в классическом их понимании и новых медиа;

• иметь навыки отбора готовых медиатекстов и их преобразования в соответствии с поставленными перед занятием учебными целями и задачами;

• умение самостоятельно создавать различные медиатексты, способствующие формированию развивающего продуктивного пространства на уроке.

Таким образом, одним из факторов развития педагогического медиатворчества слушателя в процессе прохождения курсовой переподготовки можно считать программное обеспечение интерактивной доски, которая способствует организации конструкторской творческой деятельности в процессе создания электронных заданий к уроку. В результате использования интерактивных мультимедийных технологий и реализации выделенных этапов формирования медиатворчества в образовательном процессе создаются благоприятные условия для творческого развития и самореализации как педагога, так и каждого учащегося.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Засурский, Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10. - 2005. - № 2.

2. Мантуленко, В. В. Образовательные возможности новых медиа / В. В. Мантуленко. - Самара: Изд-во Са-мар. ун-та, 2005. - 285 с.

3. Мельник, Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 237 с.

4. Прозоров, В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В. В. Прозоров. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2004. - 315 с.

5. Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотичесий аспект: монография / И. В. Рогозина. - М.; Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 428 с.

6. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиаком-петентности / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

7. Хилько, Н. Ф. Структура образовательной системы нравственно ориентированной культурогенной деятельности / Н. Ф. Хилько. - Омск, 2000. - Деп. в НПО «Информкультура» РГБ 12.09.00, № 34.

8. Хилько, Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: монография / Н. Ф. Хилько. - Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001. - 446 с.

УДК 37 ББК 74

В. Е. Приходько

МЕСТО МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Аннотация. В данной статье описывается применение презентаций Power Point в учебном процессе начальной школы. Особенность этой статьи в том, что читатель узнает, что презентации для младших школьников предназначены для повышения эффективности учебного процесса, а также повышения доступности учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной навигации, интерактивности, большого объема информационных ресурсов. Статья будет интересна учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и всем педагогам, использующим новые информационные технологии в образовании.

Ключевые слова: мультимедийная презентация, начальная школа, учебный процесс, мотивация к обучению.

V. E. Prichodko

THE PLACE OF THE MULTIMEDIA PRESENTATION IN THE MODERN LESSON

Abstract. The application of the Power Point presentation in the educational process of the elementary school is described in this article. The peculiarity of this article is that the reader will learn that the presentations for the junior school children are intended to increase the effectiveness of the educational process. The use of the visual aids, easy-to-use navigation, a large amount of information resources, interactivity helps to make the material simpler. This article will be interesting for the elementary school teachers, the students of the pedagogical universities and all teachers who use new information technologies.

Key words: the multimedia presentation, elementary school, educational process, motivation for studying.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание -компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения - всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1 - 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD-плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учить-

ся. Поэтому нам, учителям, приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.

При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:

1. Информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности.

2. Новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями.

3. В качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности - на саморазвитие и самореализацию личности.

4. ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и, в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;.

2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.

3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.

4. Снижению дидактических затруднений у учащихся.

5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Преимущества использования мультимедийных презентаций:

• учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций;

• в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером;

• учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету;

у учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания;

• при выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование презентаций позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивается наглядность; привлекается большое количество дидактического материала; повышается объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Использования презентаций в начальных классах на различных уроках.

1. Математика. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

2. Окружающий мир. Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания - всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады - всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.

3. Обучение грамоте. Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

4. Русский язык. Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное,

увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).

Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяла разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация.

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина - всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

5. Чтение. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

6. Изобразительное искусство, технология. Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Компьютеры и информационные технологии вообще - удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80 % времени урока, вместо обычных 15-20 %. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: Филин, 2009. - 220 с.

2. Волков, В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО. - 1999. - № 9. - С. 21-27.

3. Голосов, В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://firstschool.ucoz.ru/oad/1-1-0-2.

4. Дьяконов, В. Мультимедиа - ПК // Домашний Компьютер. - 1999. - № 1. - С. 33-38.

5. Елизаветина, Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу / Т. М. Елизаветина. - М.: КУ-ДИЦ-ОБРАЗ, 2010. - 189 с.

6. Олифер, В. Новые технологии в обучении / В. Олифер, Н. Олифер. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. -336 с.

7. Соловьева, Л. Ф. Компьютерные технологии для учителя / Л. Ф. Соловьева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 205 с.

8. Титоренко, Г. А. Современные информационные технологии / Г. А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 1999. -325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.